Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровых технологий
материал (младшая группа)

Мельник Елена Сергеевна

Работая с детьми дошкольного возраста много лет, из своего опыта, могу сказать, что не все дети к трем годам усваивают форму, цвет, величину предметов. А ведь сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, таких как: форма, цвет, величина, положение в пространстве.

Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

Я для своего мастер-класса выбрала тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности». Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Поэтому актуальность данной темы в том, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. 

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Процесс образования меняется, идет вперед, появляются новые разработки, программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных, любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог- воспитатель, вносить что- то новое, яркое. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания.

Дети прикасаются к предметам, тянут их в рот, пробуют на вкус – так они составляют о них первичное представление. Сенсорное развитие основывается на распознавании цветов, запахов, размеров и форм. Ребенок 2-3 лет путем самообразования анализирует понятия и свойства, которые характерны для предметов и веществ: вкус, запах, размер и пр. Последующее интеллектуальное, физическое, эстетическое развитие будет строиться на личном опыте, который он получил в раннем возрасте.

Сенсорика у малыша развивается ежедневно: в быту, на прогулках, в играх. Родителям нужно ненавязчиво объяснять те или иные явления, предметы, которые видит ребенок. Взрослые знают, что желтый кружок на листе бумаги – это солнышко, для медвежонка характерен коричневый цвет, а малыша всему этому нужно учить.

Как развивать сенсорику?

Маленьким детям нужно создавать условия, которые позволят им накапливать представления о форме, цвете, величине, расположении предметов. В раннем возрасте у них развивается мелкая моторика, совершенствуются движения. Малыши стараются подражать взрослым, поэтому им нужно показывать, как держать предметы, как рисовать, работать с конструкторами, мозаикой. Преподносить малышам знания об окружающем мире лучше всего в игровой форме, потому что так их можно заинтересовать.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников.  Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. 

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

В нашей группе разработаны и систематизированы игры и пособия по сенсорному развитию дошкольников. Хочется рассказать о наиболее интересных.

Многие игры были сделаны своими руками. Это такие игры, как: «Поможем зайчику поймать шарик», «Веселый клоун», «Удивительная полянка», «Подбери клубочек», «Разложи по цвету», «Веселая пирамидка», «Загадочная горошина».

Такие игры развивают умения различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; знакомят детей с названием основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый); развивают умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверить его примериванием; ориентируют на цвет как на значимый признак; производить выбор цвета по слову.

Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т.д.

Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Такие игры также способствуют закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Особенно детям нравятся игры на липучках. Это «Найди маму», «Дикие и домашние животные», «Пирамидки», «Транспорт», Наряди елочку».

Главное назначение таких игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое поисковое поведение. Благодаря этим играм у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о разнообразных понятиях. Такие игры помогают воспитывать интерес, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться.

Эти игры можно использовать практически во всех видах  деятельности; в процессе организованной образовательной деятельности; совместной деятельности педагога с детьми; самостоятельной деятельности детей; при организации индивидуальной работы с ребенком.

Таким образом, благодаря играм, дети умеют определять, называть и дифференцировать основные цвета и формы; сравнивать объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действие, на основе обследования и развития глазомера.

Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение игровых технологий в моей педагогической работе, помогает влиять на качество образовательной деятельности с детьми и позволяет осуществлять текущую коррекцию ее результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mmo.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровых технологий»

Работая с детьми дошкольного возраста много лет, из своего опыта, могу сказать, что не все дети к трем годам усваивают форму, цвет, величину предметов. А ведь сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, таких как: форма, цвет, величина, положение в пространстве.

Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

Я для своего мастер-класса выбрала тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности». Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Поэтому актуальность данной темы в том, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. 

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Процесс образования меняется, идет вперед, появляются новые разработки, программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных, любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог- воспитатель, вносить что- то новое, яркое. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания.

Дети прикасаются к предметам, тянут их в рот, пробуют на вкус – так они составляют о них первичное представление. Сенсорное развитие основывается на распознавании цветов, запахов, размеров и форм. Ребенок 2-3 лет путем самообразования анализирует понятия и свойства, которые характерны для предметов и веществ: вкус, запах, размер и пр. Последующее интеллектуальное, физическое, эстетическое развитие будет строиться на личном опыте, который он получил в раннем возрасте.

Сенсорика у малыша развивается ежедневно: в быту, на прогулках, в играх. Родителям нужно ненавязчиво объяснять те или иные явления, предметы, которые видит ребенок. Взрослые знают, что желтый кружок на листе бумаги – это солнышко, для медвежонка характерен коричневый цвет, а малыша всему этому нужно учить.

Как развивать сенсорику?

Маленьким детям нужно создавать условия, которые позволят им накапливать представления о форме, цвете, величине, расположении предметов. В раннем возрасте у них развивается мелкая моторика, совершенствуются движения. Малыши стараются подражать взрослым, поэтому им нужно показывать, как держать предметы, как рисовать, работать с конструкторами, мозаикой. Преподносить малышам знания об окружающем мире лучше всего в игровой форме, потому что так их можно заинтересовать.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников.  Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. 

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

В нашей группе разработаны и систематизированы игры и пособия по сенсорному развитию дошкольников. Хочется рассказать о наиболее интересных.

Многие игры были сделаны своими руками. Это такие игры, как: «Поможем зайчику поймать шарик», «Веселый клоун», «Удивительная полянка», «Подбери клубочек», «Разложи по цвету», «Веселая пирамидка», «Загадочная горошина».

Такие игры развивают умения различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; знакомят детей с названием основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый); развивают умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверить его примериванием; ориентируют на цвет как на значимый признак; производить выбор цвета по слову.

Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т.д.

Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Такие игры также способствуют закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Особенно детям нравятся игры на липучках. Это «Найди маму», «Дикие и домашние животные», «Пирамидки», «Транспорт», Наряди елочку».

Главное назначение таких игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое поисковое поведение. Благодаря этим играм у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о разнообразных понятиях. Такие игры помогают воспитывать интерес, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться.

Эти игры можно использовать практически во всех видах  деятельности; в процессе организованной образовательной деятельности; совместной деятельности педагога с детьми; самостоятельной деятельности детей; при организации индивидуальной работы с ребенком.

Таким образом, благодаря играм, дети умеют определять, называть и дифференцировать основные цвета и формы; сравнивать объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действие, на основе обследования и развития глазомера.

Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение игровых технологий в моей педагогической работе, помогает влиять на качество образовательной деятельности с детьми и позволяет осуществлять текущую коррекцию ее результатов.