Работа с одаренными детьми в условиях дополнительного образования художественно-эстетического направления
статья

Ольга Николаевна Жиглова
Каждый ребёнок талантлив в определённых областях развития, и для проявления его яркости и способностей в определенном направлении, необходимо развивать активность детей совместно с родителями. Развитие одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, в том числе семьи ребёнка, его окружения, детского коллектива и педагогических работников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: Работа с одаренными детьми в условиях дополнительного образования художественно-эстетического направления.

Каждый ребёнок талантлив в определённых областях развития, и для проявления его яркости и способностей в определенном направлении, необходимо развивать активность детей совместно с родителями. Развитие одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, в том числе семьи ребёнка, его окружения, детского коллектива и педагогических работников.

В соответствии с Рабочей концепцией одарённости, 2003 году  разработанной Министерством образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Одарённые дети»  под одарённым ребёнком понимается ребёнок, который  выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Представление об одарённости, изложенное в данной «Концепции», в значительной степени расходится с привычным представлением об одарённости как высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребёнка. Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его взросления.

Педагоги ЦВР в своей работе исходят из принципа, что каждый ребёнок  талантлив в определённых областях развития, и для проявления его яркости и способностей в определенном направлении, необходимо  развивать  активность детей совместно с родителями.

Школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости.

Развитие одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, в том числе семьи ребёнка, его окружения, детского коллектива и педагогических работников. Следует отметить, что в развитии одарённости особое значение имеет собственная активность ребёнка.

В своей работе по развитию одарённости исходим из того, что ребёнку необходимо создать условия для развития его активности и максимальной   реализации  внутренних предпосылок выдающихся достижений в художественно-эстетическом направлении.

Система выявления одарённости в рамках образовательной  деятельности  строится следующим образом:    

1. Выявление детей, обладающих яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеющих внутренние предпосылки для таких достижений в художественно-эстетическом направлении – путём наблюдения за активностью, результатами продуктивной деятельности и успехами ребёнка.

2. Психолого-педагогическое сопровождение  воспитанников, которое  предполагает  создание комфортной развивающей среды, помогающей  гармоничному эмоциональному и социальному развитию одарённых детей:

  • осуществление психологического просвещения родителей на тему одарённости и талантливости;
  • участие в различной концертной деятельности, конкурсах, смотрах и т.п.;
  • работа с родителями (законными представителями) одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и педагога. Проведение для родителей мастер-классов, поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на родительских собраниях).

3. Создание условий для развития активности детей, в том числе совместной деятельности родителей и педагогических работников по развитию талантливости ребёнка путём проведения концертов, мероприятий, выставок художественных работ и декоративного  творчества,  а также создание условий для участия ребёнка в городских, областных, всероссийских, международных конкурсах, в том числе интернет-конкурсах.

4. Поощрение детей, проявивших выдающиеся достижения в художественно-эстетическом направлении в таких формах как: награждение дипломами, грамотами за участие как в муниципальных конкурсах, так и конкурсах на уровне  образовательной организации.

5. Работа с педагогическим коллективом путём проведения обучающих семинаров-практикумов, мастер-классов по вопросам выявления, создания условий  и последующей работы с яркими детьми.

Одно из главных направлений работы педагогического коллектива учреждения дополнительного образования – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми реализуется в рамках дополнительной общеобразовательной программы

Перед педагогами стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, по­множенная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренные дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
  3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
  5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

В творческом процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. 
Вот почему методы и формы работы педагога должны способствовать решению обозначенной задачи.

Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

-исследовательский; 
-частично-поисковый; 
-проблемный; 
-проективный;

Развитие детской одарённости художественно-эстетической направленности осуществляется по дополнительным общеразвивающим программ (модифицированным, авторским). В целом занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребёнка. На занятиях педагоги дополнительного образования используют дидактические материалы, задания разного уровня сложности, направленные на развитие творческих способностей и воображения, образного мышления, художественных навыков. На занятиях создаются условия для развития активности ребёнка путем предоставления свободы творчества, свободы выбора, метода и техники художественного  исполнения замысла.

Работы обучающихся всегда находят живой отклик у окружающих. Создавая свои произведения (рисунки, поделки), дети вкладывают в них свой труд, талант, свою душу. Отрадно видеть, когда работа, выполненная с подлинным интересом, удовольствием от процесса изготовления, приносит впоследствии ее создателю успех, признание окружающих, порой даже некоторые материальные блага. Это значительно повышает самооценку, помогает ребенку самоутвердиться, поверить в свои силы и возможности, располагает задуматься о выборе профессии.

Во время индивидуального и коллективного выполнения творческих работ участники имеют возможность проявить себя в контакте с другими участниками: высказать собственное мнение, выслушать коллегу, подсказать, помочь, согласиться или не согласиться с другой точкой зрения, поощрить товарища. Такие мероприятия помогают ребенку раскрыться, проявить себя, показать окружающим и себе свои возможности. Личность ребенка с приобретенными навыками культуры общения и художественного творчества становится более глубокой и значимой для общества. Учащиеся приобретают необходимый навык культуры общения как жизненно важного инструмента. Личность ребенка с проявившимися, высказанными навыками художественного творчества, культуры общения становится более глубокой и значимой для себя и для общества.

Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Таким образом, мы пришли к выводу, что работа  по выявлению и  развитию одаренности  в художественно-эстетическом направлении, является не работой одного педагога, а является совместной работой всех участников образовательных отношений (самих детей, их родителей и всех педагогических работников),что является неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей средней группы

Программа дополнительного образования содержит пояснительную записку и подробное  тематическое планирование....

Перспективный план дополнительного образования художественно - эстетической направленности. "Маленькие волшебники"

Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники....

Образовательная программа по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности « Веселые краски »

   Кружок «Веселые краски» проводится на базе старшей и подготовительной к школе группе ДОУ .  Кружковой работой охвачены дети , которые имеют художественные способности и желани...

Программа по дополнительному образованию художественно-эстетического направления «Таланты без границ» (нетрадиционные технологии рисования) подготовительная группа оздоровительной направленности

Программа «Таланты без границ» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий Аверьяновой А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду&ra...

«Работа с одарёнными детьми в условиях ДОУ в художественно-эстетическом направлении»

Изобразительные способности детей дошкольного возраста продолжают оставаться актуальной проблемой современности и характеризуются разнообразием взглядов и подходов к сущности и структуре понятия &laqu...