«Работа с одарёнными детьми в условиях ДОУ в художественно-эстетическом направлении»
методическая разработка (старшая группа)

Смыкова Светлана Владимировна

Изобразительные способности детей дошкольного возраста продолжают оставаться актуальной проблемой современности и характеризуются разнообразием взглядов и подходов к сущности и структуре понятия «изобразительные способности».

Поэтому работа с одаренными детьми в детском саду должна осуществляться по следующим направлениям.

Во-первых, это реализация задач авторской программы составленной специально для работы с одаренными детьми. Такая программа не имеет открытых рамок, при освоении тех или иных разделов. Все изучается в доступных ребенку пределах, а ведь эти пределы зачастую выше программных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi_v_dou.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4 «Радуга»  г. Мичуринска

Доклад

Тема:   «Работа с одарёнными детьми в условиях ДОУ в художественно-эстетическом направлении»

Подготовила  воспитатель:  Смыкова

Светлана Владимировна

Одарённый ребенок  — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности

Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного потенциала ребенка.

А сейчас мы поговорим о способах выявления одарённости детей дошкольного возраста.

Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности проводится на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления ребенка.

Участниками образовательного процесса по выявлению одаренных и высокомотивированных детей являются:

  • Воспитатели.
  • Родители.
  • Педагог – психолог.
  • Музыкальный руководитель.
  • Инструктор по физкультуре.
  • Руководители кружков (театральный, танцевальный, художественного творчества) и т.д.

Сегодня одаренными детьми называют:

  • детей с интеллектом выше среднего;
  • детей с высоким уровнем творческих способностей;
  • детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т.д.);
  • детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Задачи в работе с интеллектуально одарёнными детьми 

  • Сделать так, чтоб ребенок почувствовал себя признанным и востребованным. Научить  конструктивно строить отношения с ровесниками и взрослыми людьми.
  • Повышать интеллектуальную нагрузку, излагая интересные факты, используя ИКТ, продумывая персональные задания, задания на выбор, интегрированные задания. Все, чтобы развивать познавательную активности этих детей.
  • Признание таким детям необходимо для успеха. Потому создание ситуаций успеха – необходимое условие для развития одаренности.
  • Необходимая стимуляция: доска почета, ведение портфолио учащихся, интеллектуальные встречи, брейн-ринги, конкурсы.
  • Организация  дополнительного  образования ребенка. Развитие социальных и коммуникативных навыков.
  • Убедиться в том, что у ребенка нет нервозов, перед тем, как начинать развивающую работу.

Поэтому работа с одаренными детьми в детском саду должна осуществляться по следующим направлениям.

Во-первых, это реализация задач авторской программы составленной специально для работы с одаренными детьми. Такая программа не имеет открытых рамок, при освоении тех или иных разделов. Все изучается в доступных ребенку пределах, а ведь эти пределы зачастую выше программных.

 Одним из важных условий развития одаренности детей является дополнительное образование.

И поэтому вторым направлением в работе с одаренными детьми является студийно-кружковая работа, которая помогает в развитии творческих и индивидуальных способностей у детей дошкольного возраста

Кружковая работа помогает решать следующие задачи:

- создание условий для индивидуального развития способностей ребенка;

- развитие предпосылок творческого продуктивного мышления – абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии;

- формирование навыков коллективной мыслительной деятельности, необходимых современному человеку: готовность к совместному решению проблемы, умение вести спор, рассуждать и доказывать партнеру свою точку зрения;

- формирование положительной самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах.

Художественные способности раньше других обнаруживают себя. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изо - творчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – рисунки можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.

Относительно художественного творчества значимую роль играют психологические механизмы, такие, как возрастные особенности, эмоциональный настрой, потребности, мотивация, индивидуальные особенности, личностные особенности ребенка.

Сочетание двух функций в художественном образе — изображение и выражение — придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

Основные задачи, которые мы ставим перед собой, при реализации деятельности направления художественно-эстетического цикла это:

- ознакомить детей с художественным творчеством;

- помочь детям раскрыть свой потенциал, развитие способностей и индивидуального творческого потенциала учащегося;

 создание комфортной среды общения;

- стимулировать дальнейшее развитие художественных навыков у художественно одаренных детей;

- социализация посредством полученных знаний;

- самоопределение личности.

Повысить уровень изобразительных способностей дошкольников можно, если использовать:

- разнообразные изобразительные техники и материалы;

- задания разного уровня сложности;

- педагогические и психологические технологии, направленные на развитие изобразительных способностей, образного мышления, творческого воображения, изобразительных навыков;

- диагностику, направленную на изучение развития изобразительных способностей детей школьного возраста.

Такие мероприятия помогают ребенку раскрыться, проявить себя, показать окружающим и себе свои возможности.

Таким образом, можем отметить, что изобразительные способности детей дошкольного возраста продолжают оставаться актуальной проблемой современности и характеризуются разнообразием взглядов и подходов к сущности и структуре понятия «изобразительные способности».

По художественно-эстетическому направлению в нашем детском саду ведется работа по программам дополнительного образования:

"Умелые ручки" , "Юный художник"

Кружок "Веселый карандашик"

Дети с высокими творческими (художественными) способностями( по методике А.И.Савинова)

  • С ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке.
  • В свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; не находя слов или «захлебываясь» ими, прибегает к рисунку или лепке, чтобы выразить свои чувства или настроение;
  • стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение (украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное);
  • серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
  • не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Формы работы с одарёнными детьми: 

  • Творческие объединения;
  • Проектная деятельность;
  • Экспериментально-исследовательская деятельность;
  • Выставки, конкурсы;
  • Творческие отчеты, презентации.

Рекомендации педагогам:

  • Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься .
  • Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно .
  • Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.  
  • Используйте трудные ситуации, возникшие в детском саду  или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач.  
  • Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС. «Художественно-эстетическое развитие». Раздел «Музыка».

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом - принцип интеграции образовательных областей....

План работы методического объединения «Работа с одарёнными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения» на 2012 — 2014 учебный год.

Работа МО осуществлялась по плану, в котором определены темы, содержание, формы организации, сроки проведения заседаний.Взаимодействие с участниками МО по вопросам выявления и развития одарённости у д...

Отчёт о работе методического объединения ««Работа с одарёнными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения».

Отчёт о работе методического объединения «Работа с одарёнными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения» представлен в виде презентации, в которой отражена профессиональная деятельност...

Работа с одарёнными детьми в условиях ДОУ.

В своей профессиональной деятельности достаточно внимания уделяю созданию условий по поддержке детей с признаками одарённости....

«Система работы с одарёнными детьми в условиях ДОУ»

       В эпоху становления постиндустриального общества, когда основной источник экономического прогресса смещается в область новых разработок и технологий, когда ощутимо во...

Работа с одаренными детьми в условиях дополнительного образования художественно-эстетического направления

Каждый ребёнок талантлив в определённых областях развития, и для проявления его яркости и способностей в определенном направлении, необходимо развивать активность детей совместно с родителями. Развити...