Семинар "Ранняя профориентация дошкольников"
методическая разработка

Вицко Анастасия Вадимовна

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже видошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разныхмпрофессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyaya_proorientatsiya_doshkolnikov.pptx2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности профориентационной работы в ДОУ» МОУ «Глебовская СОШ» д ошкольное отделение №46 Старший воспитатель: Вицко А.В.

Слайд 2

По социологическим данным

Слайд 3

По социологическим данным

Слайд 4

Для чего ты учишься? Для родителей! Чтобы пятерки получать!

Слайд 5

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого ребенка, оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Слайд 6

Цель создание комплекса психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда

Слайд 7

Задачи: дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях; сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду ; предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Слайд 8

Ранний и младший дошкольный возраст Возраст детей 2 - 4 года формируем первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах; обращаем внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся.

Слайд 9

Средний дошкольный возраст Возраст детей 4 - 5 лет формируем представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека в обществе; учим сравнивать профессии; формируем представление о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе.

Слайд 10

Старший дошкольный возраст Возраст детей 5 - 7 лет расширяем и систематизируем представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека; расширяем представления о современных профессиях; систематизируем знания о труде людей в разное время года; формируем представление о видах производственного и обслуживающего труда, о связи деятельности людей различных профессий.

Слайд 11

Методы Наглядные ( живые образы ) -экскурсии -наблюдения -дидактические пособия -рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков. -просмотр видеозаписей Словесные - художественное слово - рассказ воспитателя - беседы - малые фольклорные формы - проблемные ситуации - высказывания и сообщения Практические - трудовые поручения - обучение отдельным способам выполнения трудовых операций - игровые обучающие ситуации - сюжетно-ролевые игры Игровые - дидактические игры и игровые упражнения - игры с правилами, словесные игры - игры-воображения, игры-шутки - сюжетно-ролевые игры - сюрпризные моменты

Слайд 12

Нетрадиционные формы - Творческое моделирование и проектирование - Разработка и составление алгоритмов - Просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии - Изготовление технологических карт - Мультимедийные презентации - Виртуальные экскурсии - Проектная деятельность - Изготовление лэпбуков - Поздравление родителей с профессиональными праздниками - Выпуск настенных газет, посвящённых профессиям - Тематические недели - Интерактивные игры - Совместная трудовая деятельность (акции «Посади дерево», «Наша клумба»)

Слайд 13

Система работы с дошкольниками приближение детей к труду взрослых; приближение труда взрослых к детям; совместная деятельность детей и взрослых. Алгоритм ознакомления с профессией Название профессии Место работы Материал для труда Форменная одежда Орудия труда Трудовые действия Личностные качества Результат труда Польза труда для общества.

Слайд 14

Необходимо развить у ребенка веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д.

Слайд 15

подбор художественной литературы, энциклопедий, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке; создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда; подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности; подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями; подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»; подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»; выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых; оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников; оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»; материалы для сюжетно-ролевых игр, куклы в костюмах Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:

Слайд 16

РИП: Ранняя профориентация дошкольников Мы стремимся к тому, чтобы наши дети:

Слайд 17

«Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне» Виктор Гюго


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя профориентация дошкольников

Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...

Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики....

Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"

Рекомендации  по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере  «железнодорожные профессии»...

Материал (сюжетно-дидактическая игра и беседа) по ранней профориентации дошкольников на примере «Железнодорожные профессии»

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для детей старшей группы “КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОЕЗДЕ”  БЕСЕДА С РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ с детьми старшего дошкольного возраста на тему “БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПАССАЖИРОМ...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".

В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...

Информационная копилка: «Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников». (консультация для педагогов и родителей)

Информационная копилка: «Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников».(консультация для педагогов и родителей)Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы обра...

Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...