Условия экологического образования детей старшего дошкольного возраста
статья

Бондарева Татьяна Николаевна

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УСЛОВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одним из важных условий экологического образования в дошкольной образовательной организации является продуманная организация и экологизация предметной развивающей среды. По мнению С. Н. Николаевой, главной особенностью такой среды является привнесение в нее объектов живой природы. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошкольной образовательной организации составляют развивающую экологическую среду, необходимую для образования детей.

Одним из условий экологического образования детей старшего дошкольного возраста являются различные виды деятельности, такие как познавательная, продуктивная, игровая.

Познавательная деятельность – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Важным компонентов познавательной деятельности является познавательный интерес который – направлен на решения задач формирования представлений о закономерных явлениях природы, отделять главное от второстепенного, связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребёнка. Очень важна самостоятельная познавательная деятельность, в процессе которой развивается творческая активность детей в свободном экспериментировании с различными результатами. Ребёнок получает возможность самореализации. Так, например, ребёнок в поиске ответа на вопросы «почему?» и «зачем?» узнаёт причинно-следственные связи изменений в природе, строение и развитие растений, виды животных, их зависимость от природных и сезонных условий.

В свою очередь игровая деятельность важна в экологическом образовании по ряду причин: игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает личность, поэтому широко используется в экологическом образовании так же, как и в других сферах образования. Трудно переоценить вклад игры в развитие ребёнка, в том числе в формировании его экологической культуры. Играя, ребёнок познаёт мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, устраивает сложную систему отношений с окружающей средой. Примеряя в игре на себя роль животных и растений, ребёнок проникает к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у детей экологической этики, усвоению правил поведения в природе, а так же нравственных норм, таких как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание. Обучающие игры природоведческого и экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста используются, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний.

Полученные представления детей о природе будут более эмоциональны и результативны, если закрепляются с помощью продуктивных видов деятельности. Продуктивный вид деятельности – это тот или иной способ деятельности ребёнка, цель которого – получить продукт, имеющий конкретный набор качеств. Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающего мира. Она помогает отразить впечатления детей, выразить эмоциональный отклик на красоту объектов природы, и направлена также на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют также систематические занятия, труд в природе. В дошкольных образовательных организациях имеются центры экологической направленности, огороды, цветники, которые предоставляют возможность для ознакомления детей с жизнью растений и животных и освоения навыков по уходу за ними. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Трудовая деятельность у детей старшего дошкольного возраста в природе формируется привычка выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности, умение распределять обязанности для качественного выполнения работы. При этом расширяется круг представлений детей об уходе за растениями и животными, устанавливается связь между правильным уходом за ними и их развитием.

Формирование экологического отношения начинается с накопления опыта в эмоционально-перцептивной сфере через непосредственный контакт с естественной природой ( «чувствование»). Благодаря эколого — субкультурным практикам у ребенка формируется круг экологических интересов и культурно-экологических потребностей, которые он стремится удовлетворить самостоятельно, либо с помощью сверстников или взрослых.

Природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь ее и заботиться о ней. Самое главное, в ходе природоохранной акции детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действии людей. Природоохранные акции являются оптимальной формой работы с детьми при развитии у них представлений, о взаимосвязи человека с природой.

Целью экологического образования в современной дошкольной образовательной организаций, должно стать развитие у детей устойчивых познавательных интересов, мотивов, потребностей к изучению природных объектов и явлений. Овладение ими системой экологических знаний, умений и навыков, формирование на этой основе позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения к природному окружению, направленных на становление базиса экологической личностной культуры дошкольников.

В результате, развивающее экологическое образование детей дошкольного возраста имеет три основных составляющих: интерес, мотив, потребность; знания, умения, навыки и опыт эмоционально-ценностного отношения к природному окружению и отражает взаимосвязь трех основополагающих функций экологического образования дошкольников: обучающую, воспитывающую и развивающую.

Таким образом, можно сделать вывод, что любая деятельность дошкольника, связанная с природой, может быть условно названа природоохранной, так как в процессе дети узнают новые знания, осваивают различные умения и навыки, его место и роль в природе, и в свою очередь является частью экологического образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГУЛКА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Организация наблюдений на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста, а так же экологическое воспитание дошкольников....

Опытно-экспериментальная разработка Тема: Экологическая тропа как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная разработкаТема: Экологическая тропа как средство экологического                     ...

Технология использования природоохранных акций как средства экологического образования детей старшего дошкольного возраста в условиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Создать оптимальные условия для повышения качества образования в вопросах воспитания заботливого, бережного отношения к природе.Обеспечить эффективность и преемственность программы на разных ступенях ...

«Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и экологических акций»

Экологическое образование дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоциональ...

Проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Собака - друг человека». Почему так говорят?

Большое внимание уделяется направлению «ребенок и природа». Экологическое воспитание в детском саду является одним из важных, именно период дошкольного детства в процессе целенаправленного...