Мастер-класс "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и их мотивации на применение  театрализованной деятельности для развития речи детей.

Задачи: 1. Познакомить участников мастер-класса с применением включения элементов театрализованной деятельности в образовательный процесс.

                2. Вызвать интерес педагогов к применению театрализованной деятельности в работе по развитию речи детей.

                3. Побудить педагогов к широкому использованию театрализованной деятельности в речевом развитии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx513 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ярсалинский детский сад Солнышко»

Мастер-класс  Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Воспитатель Киселёва Г.Н.

с. Яр-Сале

2023г.

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и их мотивации на применение  театрализованной деятельности для развития речи детей.

Задачи: 1. Познакомить участников мастер-класса с применением включения элементов театрализованной деятельности в образовательный процесс.

                 2. Вызвать интерес педагогов к применению театрализованной деятельности в работе по развитию речи детей.

                        3. Побудить педагогов к широкому использованию театрализованной деятельности в речевом развитии детей.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, презентация, раскраска-бычок для каждого участника, полоски из картона по количеству участников, степлер, цветные карандаши для каждого участника, скрепки.

Ожидаемые результаты:

1. Положительная оценка участниками мастер-класса транслируемого опыта.

2. Применение предложенных материалов педагогами в практической деятельности.

Участники: воспитатели детского сада

Форма проведения: мастер-класс.

Ход мастер-класса

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Крикните громко хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да? (Да)

Пришли вы на мастер-класс,

Вам лекцию хочется слушать сейчас? (Нет)

Я понимаю вас, господа.

Проблему развития речи детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ, помочь откажитесь мне? (Нет)

Ещё хочу услышать ответ

Активными будете? Да или нет?

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем наш мастер-класс.

  1. Основная часть.

Актуальность темы мастер – класса

В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих нарушения речевого развития. По данным статистики во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, а в конце XX начале XXI века их стало 55,5%. Это объясняется рядом причин: ухудшение экологической обстановки, увеличение числа патологий беременности, социальные проблемы. Для педагогов и психологов речь является своеобразным «рентгеновским аппаратом», высвечивающим становление не только детского мышления, сознания, но и адаптированность к социуму.

На практике мы не раз находили подтверждение мысли, что все задачи развития речи детей (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи.

Две формы связной речи - диалог и монолог - формируются уже в дошкольном возрасте. Но на сегодняшний день образная, богатая описаниями речь у ребенка – явление очень редкое.

Сегодня мы с вами вместе постараемся взглянуть на развитие речи детей дошкольного возраста и понять важность театрализованной деятельности в развитии речи детей.

Давайте ответим на вопрос:

- Что такое театрализованная деятельность в детском саду?

Вот какое определение театрализованной деятельности даёт Министерство образования и науки РФ

(Слайд 2)

«Под театрализованной деятельностью дошкольников понимается специфический вид художественно-творческой деятельностив которой участники осваивают доступные средства сценического искусства, и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании театральных представлений».

Какой вывод можно сделать из данного определения?

Исходя из данного определения можно сказать что, театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка, развивает его память, внимание, совершенствует речь и пластику движений, способствует раскрытию творческих способностей. Т.е., если говорить кратко, то во время театрализованной деятельности у ребёнка задействованы основные психические процессы.

Я предлагаю это утверждение проверить на практике.

Практическая часть

Возьмём всем нам с детства знакомое стихотворение А. Барто «Идёт бычок качается»

Давайте его расскажем все вместе:

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Перед вами лежит раскраска и цветные карандаши.

https://raskrasil.com/wp-content/uploads/Raskrasil.com-Coloring-Pages-Cow-54.jpg

Давайте раскрасим бычка.

- Что развивает раскрашивание картинок у детей?

Во первых, ребенок учится держать правильно карандаш.

Во вторых, ребенок учится правильно определять цвета и их оттенки, развивает фантазию и воображение.

Кроме этого, раскрашивание - это занятие, которое успокаивает и расслабляет ребенка, учит сосредоточенности, усидчивости.

Сейчас я предлагаю вырезать бычка и с помощью степлера прикрепить его на полоску, чтобы у нас получилась шапочка-маска.

- Что развивает у ребёнка работа с ножницами?

Работа с ножницами – одно из самых полезных занятий для детей дошкольного возраста. Вырезание отлично развивает мелкую моторику, улучшает координацию движений пальцев, мышление.

 Итак, наш бычок готов! Теперь нам предстоит научиться имитировать движение бычка.

Надеваем шапочки-маски, встаём и показываем как идёт бычок и качается.

Идет бычок, качается(имитация движения)

Мы имитировали движения бычка. А что такое ИМИТАЦИЯ?

(Слайд 3)

Имитация – подрожать кому-то, чему-то (толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова). 

-А что же развивает имитация?

Имитационные движения развивают у детей двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание, фантазию.

Продолжаем дальше. Следующая строчка в стихотворении

Вздыхает на ходу: - Ох!

С каким чувством вздохнул бычок (с грустью, с сожалением, со страхом)

Покажите это чувство на своём лице. Как вы думаете, у всех получилось показать мимикой настроение бычка?

Для развития мимики детей я использую мимическую гимнастику и театр «Эмоций».

Давайте попробуем.

Передай улыбку соседу (по кругу)
Передай «сердилку» (сердитое выражение лица)
Передай «испуг»
Передай «страшилку»
Передай «смешинку»
Передай приветствие и т.д.
Игра может продолжаться до тех пор, пока не иссякнет фантазия. А теперь переходим к театру эмоций.

Театр «Эмоций"

Эмоции - это когда мы смотрим на лицо человека и понимаем, какое у него настроение. Для вас это задание должно быть лёгким.

Сейчас я вам буду читать стихи с подсказкой эмоции. Ваша задача показать эмоцию на лице в соответствии с текстом.

Грусть. Все ребята во дворе весело играют.

Только Грустинка болеет дома и с утра скучает.

Удивление. Удивлялка зимой поймал снежинку,

Подобрал на горке льдинку

Прибежал домой и ...Ах!

Лишь вода была в руках.

Страх Ночь пришла и в темноте тени движутся везде.

Испугалкин забрался под кровать.

Спрятался и стал дрожать.

Злость. Весь день Злючкин хмурит брови и грозит всем кулаком.

Да, сегодня он не в духе.

 Навестим его потом.

Радость. У Радости сегодня день рожденья и подарков от друзей не счесть

Книжки, сладости, игрушки.

Даже шар воздушный есть.

-Ну, а сейчас вздохните так, как вздохнул бы бычок, показав мимикой эмоцию.

Для того чтоб показать вздох бычка, необходимо сделать сначала глубокий вдох, а затем полностью выдохнуть.  Не у всех детей это получается с первого раза. Для правильной постановки дыхания необходимо использовать дыхательные упражнения.

А чтобы дыхательные упражнения стали полезными, необходимо выполнять их правильно:

- вдох производится через нос; - плечи ребенка остаются в спокойном состоянии (не поднимаются);

- выдыхать воздух следует плавно и длительно; - щечки ребенка не должны раздуваться (можно контролировать их при помощи рук на этапе разучивания упражнений).    

       Немедленно прекращайте выполнять упражнения, если ребенок:

- дышит слишком часто;

- резко побледнел или покраснел;

- жалуется, что у него онемели ручки или ножки;

- начали дрожать кисти его рук.

Возможно, произошла гипервентиляция легких. В этом случае попросите малыша сложить ладошки «лодочкой», «окунуть» в нее лицо и глубоко вдохнуть и выдохнуть в ладони несколько раз (2-3 обычно достаточно).

Дыхательных упражнений для детей существует огромное количество. При желании их можно найти в различных  источниках. Давайте выполним некоторые из них

Дыхательная гимнастика «Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

Дыхательная гимнастика «Гуси летят»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

- А сейчас давайте ещё раз попробуем произнести «Ох!» на выдохе, как бычок: делаем глубокий вдох через нос и выдыхаем медленно через рот.

- Что дают нам дыхательные упражнения? Почему их нужно использовать в театрализованной деятельности?

Дыхательные упражнения способствуют нормальному протеканию жизненных процессов организма, снимают утомление, как общее, так и речевого аппарата, развивают этот аппарат, помогают его жизнедеятельности, улучшают осанку, стимулируют движения диафрагмы, улучшают кровообращение, гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и сердечнососудистых систем. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

Вот мы и подготовили стихотворение А. Барто «Идёт бычок качается» для театрализации. Осталось только его выучить.

У актёров есть очень действенная техника для запоминания. Эта техника основана на действии, которое происходит в тексте, где каждую строчку нужно не просто прочитать, но ещё и показать. Это мы с вами сейчас и сделаем.

Прошу всех встать, проговариваем шёпотом первую строчку

 Идет бычок, качается…

-А сейчас проговариваем громче и показываем как идёт бычок.

- Делаем глубокий вдох через нос и на выдохе шёпотом проговариваем вторую строчку.

Вздыхает на ходу:

- Теперь проговариваем громко обе строки  и выполняем  движение.

Идет бычок, качается,(шаги на месте с покачиванием) 

Вздыхает на ходу:

- Проговариваем шёпотом с грустью и движением третью строчку

Ох, доска кончается (шаги на месте с покачиванием)

- Стоя и балансируя  на одной ноге проговариваем со страхом 4 строку

Сейчас я упаду!

- Повторяем с движениями 3 и 4 строку.

Ох, доска кончается, (шаги с покачиванием)

Сейчас я упаду!(балансирование на одной ноге и остановка)

- А теперь осталось рассказать и показать всё стихотворение.

Идет бычок, качается,(шаги на месте с покачиванием) 

Вздыхает на ходу:

Ох, доска кончается, (шаги с покачиванием)

Сейчас я упаду!(балансирование на одной ноге и остановка)

Детям очень нравится такой приём заучивания стихов, т.к. процесс запоминания превращается в весёлую игру.

Какие психические процессы развивает у детей данный приём запоминания? (развивает двигательную деятельность и память, внимание, фантазию, интонационную выразительность речи,  снимает утомление…)

Этот универсальный приём развития речи можно  регулярно использовать при проведении физминуток, а так же на любых занятиях, во время проведения сюжетно- ролевых игр, которые также являются частью театрализованной деятельности, во время прогулок и т.д.

  1. Заключительная часть

Итак, сегодня вы попробовали себя в роли костюмера, изготовляя маски-шапочки; в роли актёра, работая с дыхательными упражнениями, имитируя движения, передавая эмоции, заучив  стихотворение и показав его. Можно ли сказать что, вы занимались театрализованной деятельностью? Почему?

Как, по вашему мнению, театрализованная деятельность влияет на развитие речи детей? Приведите примеры.

Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованной деятельности можно решать практически все задачи программы развития речи, давая детям возможность самостоятельно думать рассуждать, воображать.

  1. Рефлексия

Закончим нашу встречу режиссёрской игрой «Корреспонденты».

В роли корреспондента выступлю я, а в роли респондентов я бы хотела видеть всех вас.

- Скажите несколько слов о сегодняшней встрече.

- Какой момент нашей встречи был для вас запоминающимся?

- Что вы унесёте с нашей встречи в свою педагогическую копилку?

- Будите ли вы использовать в своей работе театрализованную деятельность для развития речи детей?

Поставить точку в нашей встрече я хотела бы словами Бернарда Шоу

(Слайд 4)

«Если у Вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку. А если у Вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи, которые нам пригодятся для дальнейшей с вами работы».

Спасибо всем за внимание!

Я всем хорошего желаю настроения,

И свечения волшебного в глазах!

Пусть счастливым будет каждое мгновение,

И каждый день пусть будет в чудесах!

C:\Users\Мария\OneDrive\Рабочий стол\20230220_141903.jpg

C:\Users\Мария\OneDrive\Рабочий стол\20230220_141911.jpgC:\Users\Мария\OneDrive\Рабочий стол\20230220_141100.jpg

C:\Users\Мария\OneDrive\Рабочий стол\20230220_141903.jpg

C:\Users\Мария\OneDrive\Рабочий стол\мои дипломы\IMG_20230221_221224_434.jpgC:\Users\Мария\OneDrive\Рабочий стол\20230220_142656.jpg

C:\Users\Мария\OneDrive\Рабочий стол\мои дипломы\IMG_20230221_221238_276.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....

Игровая деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги!Мы с Вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В этой статье я описываю как театрализованная деятельность влияет на развитие речи детей и описываю некоторые виды театра, так же кратко описаны мои наблюдения и результаты работы с детьми в своей гру...

Презентация опыт работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Театрализированная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя....

Консультация для педагогов. Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

          Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мими...

Методическая разработка на тему:- «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мы с вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста, в которой развиваются все психические процессы. Сегодня мы рассмотрим как это происходит...