Формирование индивидуальной образовательной траектории профессионального развития педагогов посредством создания профессиональных сайтов
учебно-методический материал

Бакаева Любовь Владимировна

Формирование индивидуальной образовательной траектории профессионального развития педагогов посредством создания профессиональных сайтов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bakaeva_l.v._iom_posredstvom_sozdaniya_sayta.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование индивидуальной образовательной траектории профессионального развития педагогов посредством создания профессиональных сайтов

Бакаева Л.В. 

старший воспитатель

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный»

Анализ практической деятельности учреждений образования по подготовке и совершенствованию профессионализма учителей данной категории свидетельствует о том, что в основном внимание уделяется повышению компетентности педагога, при этом недостаточно учитывается индивидуализм его профессиональных особенностей, преобладание унифицированных методов и приемов работы с учителями начальных классов, направленных на совершенствование их всесторонних умений. В связи с этим, учреждениям образования предстоит решить ряд принципиальных задач. Педагога из пассивного объекта необходимо перевести в активного, самостоятельного, целеустремленного, конкурентноспособного субъекта, знающего, чего он хочет добиться в педагогической деятельности, что именно, каким образом, и на каком уровне изучить и освоить необходимый материал, учитывая свои способности и возможности. Необходимо сориентировать педагога на формирование активной жизненной позиции, на выстраивание индивидуальной траектории профессионального развития, что представляет особую важность в повышении педагогического мастерства учителей начальных классов республики.

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это инновация в системе непрерывного образования, которая способствует определению перспективы формирования и дальнейшего профессионального роста педагога, направлений, средств, методов и форм повышения квалификации. Индивидуальная образовательная траектория обеспечивает расширение возможностей образовательного пространства, выбор наиболее эффективных и удобных для учителей способов непрерывного образования, роста профессиональной компетентности. Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития помогает учесть индивидуальные потребности и профессионально-личностные запросы педагога, его опыт, уровень подготовки, психофизиологические и когнитивные особенности. Педагогу  необходимо «на пороге» своей педагогической карьеры сделать предпочтение тем или иным потребностям, чтобы в процессе профессиональной деятельности выстроить собственную индивидуальную образовательную траекторию, которая может быть как индивидуально-личностно-ориентированной, так и социально-личностной или профессионально-личностной. В итоге это может «вывести» педагога на востребованность или невостребованность его компетенций на рынке труда.

Определить свой маршрут, персональный путь профессионального развития – главная задача педагога. Для этого необходимо умение анализировать профессиональные проблемы и собственный позитивный педагогический опыт. Следовательно, большое значение имеет рефлексивная культура учителя. Для оценки уровня подготовки учителя начальных классов, выявления его профессиональных запросов и потребностей, знание которых позволит определить индивидуальную траекторию профессионального развития, мы предлагаем разработанную нами специальную анкету (приложение).

Что может сделать образовательная организация для эффективного сопровождения профессионального роста педагога?

 Интенсифицировать и индивидуализировать модель профессионального развития педагогов. Для этого необходимо изучение их образовательных запросов, определение потенциальных ресурсов образовательных услуг как мотивационного и содержательного компонентов индивидуальной образовательной траектории учителя. Завершающим этапом этой деятельности является помощь в выстраивании оптимизированной модели индивидуальной образовательной траектории педагога.

Педагогу необходимо владеть навыками проектирования собственного развития, использование которых приведет к целенаправленному выбору модели и содержания собственного повышения квалификации.

В помощь педагогу, для его профессионального роста, можно предложить в виде конструкта потенциально возможные образовательные ресурсы повышения квалификации. Особенностью этой модели является условное деление ресурсов:  внешние образовательные ресурсы,  внутренние ресурсы,  самообразование педагога,  взаимообучение. Большое развивающее значение имеет взаимообучение – «Обучая других, совершенствуюсь сам», что подразумевает деятельностный подход учителя в повышении собственной квалификации. Педагог не только учится сам, но и готов к презентации результатов педагогической деятельности.

Образовательные ресурсы профессионального развития педагога

Внешние образовательные ресурсы

дата

результат

Аттестация

ПК, дистанционное ПК (курсы, семинары, конференции и др.)

Участие в профессиональных, творческих конкурсах;

Семинары;

Районное методическое объединение

Участие в экспертных комиссиях

Участие в жюри конкурсов

Участие в инновационной деятельности

Экспериментальная и исследовательская деятельность

Внутренние ресурсы

Педсоветы

Семинары; консультации; мастер-классы

Участие в работе методического объединения в детском саду

Занятия (посещение, взаимопосещение)

Самообразование

Методическая тема по самообразованию

Изучение образовательных технологий

Интернет-ресурс

Портфолио

Взаимообучение 

Проведение открытых занятий

Мастер-классы, участие в педагогических мастерских

Диссеминация опыта

Публикации

Факторы выбора и построение ИОТ

• Выбор его индивидуальной образовательной траектории педагога определяется комплексом факторов:

• особенностями, интересами и потребностями педагога;

• профессионализмом педагогического коллектива, в котором он работает;

• возможностями образовательной организации удовлетворить образовательные потребности педагога;

• возможностями материально-технической базы ДОУ.

Эффективность разработки индивидуальной образовательной траектории определяется рядом условий, а именно:

• осознание всеми участниками педагогического процесса и, прежде всего, педагогом необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов саморазвития в профессиональной и личностной сферах

• осуществление целенаправленной деятельности по формированию у педагога устойчивого интереса к процессу проектирования собственного образовательного маршрута;

• информационная поддержка процесса разработками индивидуального образовательного маршрута педагога;

• организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута педагога.

Структура проектирования ИОТ Логика индивидуальной образовательной траектории педагога может быть представлена тремя этапами:

• самоопределение

• построение маршрута

 • оформление (план, программа)

Этап самоопределения

• Включает в себя определение образовательной целей (индивидуальный выбор цели образования), прогнозирование результатов и выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели.

• Результат данного этапа может характеризоваться установкой исходного уровня, определением вектор движения). Э

тап построения ИОТ включает себя следующие шаги:

 • определение содержания образования;

• планирование собственных действий по реализации цели;

• разработка критериев и средств оценки полученных результатов (собственных достижений). Результатом данного этапа может быть программа конкретных действий по реализации замысла (индивидуального образовательного маршрута). Этап оформления фиксация замыслов в определенном документе. оформление плана (программы)

Структура проекта «Модель ИОТ»

• Актуальность – 3-4 тезиса(вытекает из гос. требований, соц.заказа и спектра проблем)

• Цель (задачи)

• Описание ресурсов, способствующих формированию ИОТ

• Модель (схема взаимосвязей, ее элементы, компоненты)

• Управление (взаимодействие: педагог - ОО)

• Ожидаемые результаты (для педагога, для ОО)

ИНСТРУКЦИЯ

1. Актуальность – 3-4 тезиса (вытекает из требований государственной политики в сфере образования, социального заказа и спектра проблем)

2. Цель (задачи)

3. Краткое описание ресурсов образовательной организации, способствующих формированию ИОТ

4. Изобразите схематично Модель профессионального развития педагога (схема взаимосвязей, ее элементы, компоненты)

5. Схема управления (взаимодействие: педагог – ОО, определение исходного уровня педагога)

6. План реализации ИОТ (кратко, основные этапы)

7. Ожидаемые результаты (2 вида: для педагога, для ОО)

Вариант индивидуальной образовательной траектории

 Участие в профессиональных конкурсах.

 Проведение открытых мероприятий.

 Совершенствование системы курсовой подготовки педагогических кадров

 Обеспечение методической помощи педагогам через проведение методических дней и семинаров.

 Проведение процедуры аттестации педагогов

 Участие в экспертном совете, педагогических сообществах, творческих группах.

 Использование информационных технологий, цифровых образовательных ресурсов, мультимедийного оборудования в практике работы.

 Совершенствование системы морального и материального стимулирования для педагогического коллектива, повышение мотивации к эффективности педагогической деятельности.

 Тиражирование опыта через публикации в СМИ.

Современные воспитатели в настоящее время на достаточном уровне владеют компьютером. И в своей работе уже не ограничиваются лишь печатанием планов в программе MS Office, но и могут создавать презентации, видеоролики, интерактивные игры, которые активно используют в процессе образовательной деятельности с дошкольникам. Широкое распространение среди педагогов получило повышение квалификации посредством прохождения курсовой подготовки в дистанционном режиме. Педагоги со своими воспитанниками активно участвуют различных творческих конкурсах, конкурсах профессионального мастерства на образовательных порталах. Педагоги используют ресурсы сети Интернет для поиска учебно-методической литературы, пособий, наглядного и дидактического материала для занятий, ведут свои блоги в сетевых педагогических сообществах: nsportal.ru, maam.ru, Инфоурок и других, где они делятся своим педагогическим опытом с коллегами. Однако, этот вид деятельности направлен на общение с педагогами, лишь косвенно затрагивая других участников образовательного процесса: детей и родителей. Хорошим инструментов в данном случае будет служить персональный сайт воспитателя, который позволит объединить всех участников образовательного процесса. Кроме того, наличие персонального сайта является показателем профессиональной компетентности педагога, отражением его профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость в саморазвитии. Благодаря наличию сайта решается проблема аттестации педагога, т. к. здесь осуществляется сбор и обобщение результатов профессиональной деятельности. В настоящее время, в силу ряда причин в образовании наступил новый этап развития — дистанционное обучение детей. Данная форма обучения затронула все ступени образования, в том числе и дошкольное. Именно персональный сайт воспитателя поможет правильно организовать дистанционное обучение дошкольников. А также расширит круг возможностей педагога для общения не только с коллегами, но и родителями и детьми. На данный момент нет конкретного нормативного документа, устанавливающего четкие требования к структуре персонального сайта воспитателя. Все зависит от уровня профессиональной компетентности педагога в области ИКТ, знания действующего законодательства в части порядка пользования Интернет-ресурсами и, конечно, творчества педагога. В связи с этим, следует учитывать, что персональный сайт — это образовательный ресурс, поэтому к нему предъявляются ряд требований: – уникальность, оригинальность – удобная навигация – грамотность, с точки зрения русского языка – систематическое обновление информации – отсутствие ненужной информации – отсутствие рекламы – адекватное цветовое оформление – отсутствие излишней анимации – возможность использования информации для лиц с ОВЗ Персональный сайт воспитателя не должен противоречить действующему законодательству.

Примерная структура персонального сайта воспитателя

Название раздела

Содержание

Главная страница

Приветствие

Краткое содержание разделов сайта

Какой аудитории будет полезен

Давайте знакомиться

Общие сведения о педагоге: фото, информация об образовании, месте работы, уровне квалификации, достижениях, увлечениях и прочее.

Интересно мы живем События о жизни в группе, которой работает воспитатель, в форме фотообзора праздников, экскурсий, фестивалей, конкурсов и прочих мероприятий. (необходимо помнить, что прежде, чем размещать фотографии с детьми, необходимо взять согласие родителей на размещение фото в сети Интернет).

Методический портфель Конспекты ООД, картотеки игр и упражнений, обобщение опыта работы воспитателя.

Наши достижения Грамоты, благодарственные письма воспитателя и его воспитанников.

Для Вас, родители Консультационный материал для родителей воспитанников по вопросам воспитания и развития детей. Игротека Ссылки на интернет — ресурсы с развивающими видео-, аудио- записями, играми, занятиями, для детей дошкольного возраста.

Полезные сайты Ссылки на образовательные ресурсы, в том числе нормативно-правового характера в области образования.

Гостевая книга Для осуществления «обратной связи» с посетителями сайта.

Форум Возможность обсуждения актуальных вопросов.

Новости Размещение актуальных новостей и объявлений (требует постоянного обновления).

Книга отзывов

Возможность размещения посетителями сайта отзывов о работе воспитателя, о пользе и актуальности размещенной на сайте информации.

Карта сайта/поиск по сайту Для удобства поиска необходимого материала. Раздел по теме самообразования воспитателя

План самообразования, проведенные мероприятия, результаты работы по теме самообразования

Во время осуществления детским садом дистанционного обучения дошкольников можно создать раздел «Домашний детский сад», где будет размещена информация о режиме дня, режиме занятий детей дошкольного возраста во время нахождения дома.

А также цикл занятий по всем образовательным областям, в соответствии с образовательной программой дошкольной образовательной организации, рассчитанный на детей соответствующей возрастной группы. Однако, необходимо учитывать знания и умения родителей в области дошкольного образования. При этом здесь же необходимо разместить рекомендации для родителей по вопросам осуществления образовательного процесса «на дому». Существует ряд бесплатных сервисов для создания сайтов: wix.com, Jimbo, uCoz, uKit, UMI.ru., с помощью которых, педагог без знания языков программирования, но хорошо владеющий компьютером сможет создать свой персональный сайт.

В МДОУ «Детский сад комбиниованного вида №21 п.Северный» у половины педагогов есть свои профессиональные сайты, работу в этом направлении мы планируем продолжать.
Таким образом, выстраивание собственного образовательного маршрута с использованием профессиональных сайтов не только ведет к совершенствованию профессиональных компетентностей, но и кристаллизует педагогический почерк, педагогическую индивидуальность, создает перспективную концепцию дальнейшего профессионального развития.

Литература

  1. Маскаева, А.М. Проектирование ИОТ обучающихся / А.М.Маскаева // Инициативы 21 века. – 2010. – №3. – С.23-24.
  2. Неваева, Т. А. Персональный сайт воспитателя как один из показателей профессиональной компетентности педагога / Т. А. Неваева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5287/ (дата обращения: 10.12.2021).
  3. Тарасова Н.В., Пастухова И.П., Чигрина С.Г. Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. Рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций / Н.В. Тарасова, И.П. Пастухова, С.Г. Чигрина; Научно-исследовательскии̮ центр социализации и персонализации образования детеи̮ ФИРО РАНХиГС. – [Электронное издание] – М.: Перспектива, 2020. –108 с. – Электрон. данн. – Ссылка доступа: https://itdperspectiva.page.link/recschool

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная траектория в развитии детей 3–7 лет.

    Индивидуальный образовательный маршрут определяется  как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа.    А так же  обр...

Индивидуальная образовательная траектория в развитии детей 3–7 лет

Стандарт ориентирует работников дошкольного образования на становление системы личностных смыслов ребёнка, так как индивидуализация образования предполагает обращение к опыту и ценностным смыслам деят...

Индивидуальная программа профессионального развития педагога-психолога «Повышение профессиональной компетентности в области инклюзивного образования»

Цель : обеспечение непрерывного совершенствования профессиональной компетентности в области инклюзивного образования, как условие организации учебно-воспитательного процесса для детей с особенными обр...

Вебинар "Современный электронный инструментарий для мониторинга образования в ДОУ и формирования индивидуальных образовательных траекторий детей"

Что нужно для того, чтобы стать современным и востребованным дошкольным образовательным учреждением? Как без больших усилий добиться доверительных отношений между педагогами и родителями воспитанников...

Педагогический совет "Профессиональный стандарт педагога как ресурс профессионального развития воспитателя ДОО". Муниципальный уровень 2018 г.

На базе МДОУ № 1 старший воспитатель детского сада № 32, Шершнева Ангелина Валерьевна,  провела  педагогический совет "Профессиональный стандарт педагога как ресурс профессионального ра...

V краевая научно-практическая конференция. Индивидуальные образовательные траектории в развитии детской одаренности: вызовы, идеи, практики.

Данное издание представляет собой сборник материалов V краевой научно-практической конференции «Индивидуальные образовательные траектории в развитии детской одаренности: вызовы, идеи, практики&r...