Семинар – практикум для педагогов "Экологическое воспитание дошкольников с учетом регионального компонента".
материал

Альчикова Антонина Владимировна

Семинар – практикум для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента направлен  на систематизацию знаний педагогов по  экологическому  воспитанию, обмен опытом в использовании методов и приемов  реализации данного направления деятельности. Также представлена презентация и деловая игра для педагогов по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_ekologii_2019.docx48.28 КБ
PDF icon viktorina_ekologicheskiy_erudit_compressed.pdf2.61 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №18 «ЛУЧИК» ГОРОДА АЛУШТЫ.

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников с учетом регионального компонента».

Дата проведения: 20 января 2020 года

Подготовил: старший воспитатель

Альчикова А.В.

Алушта, 2020 год

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников с учетом регионального компонента».

Цель: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры с учетом региональных особенностей.

План проведения семинара:

  1. Доклад: «Экологическое воспитание дошкольников в детском саду.
  2. Доклад: «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»
  3. Игра – викторина для педагогов: «Экологический эрудит».

  1. Экологическое воспитание дошкольников в детском саду.

Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред.

Что же такое - экология?

Экология - это наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики. И так делают многие, причем все это происходит на глазах у детей. А ведь нам надо воспитывать экологическую культуру поведения у дошкольников, пробудить их экологическое сознание.
Экологическая культура 
поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.

За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциональные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития.

Комплексные: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад - дом радости», «Кроха».

Парциональные (экологические): «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом – природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Мы», «Юный эколог».

Задачи экологического воспитания и образования детей:

  1. Освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенных;
  2. Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;
  3. Формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы;
  4. Воспитание самостоятельности через общение с природой;
  5. Воспитание эстетических чувств;
  6. Воспитание любви к природе, родине;
  7. Развитие воображения, мышления, внимания, речи.

Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится по 3-м блокам:

  • специально организованное обучение в форме занятий;
  • совместная деятельность взрослого с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы по экологическому воспитанию и образованию:

Проведение экологических праздников.

Наблюдения на прогулках,

Занятия. Календари природы.

Формы работы.

Художественная литература, игровая деятельность, музыкальная, труд в уголке природы.

Организация исследовательской деятельности.

Экскурсии в природу. Художественная деятельность.

Занятия по экологии бывают:

  • занятия-наблюдения за животными и растениями;
  • занятия по классификации представлений о природе;
  • занятия по обучению детей труду по уходу за растениями и животными;
  • занятия по составлению описательных, сравнительных рассказов об объектах природы;
  • занятия-исследования;
  • занятия по ознакомлению с трудом взрослых в природе;
  • комплексные занятия.

На занятиях могут быть использованы разнообразные приемы и методы, обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе:

  • решение проблемных ситуаций;
  • элементарное экспериментирование;
  • работа с моделями;
  • моделирование;
  • игры;
  • наблюдение;
  • постановка проблемных вопросов;
  • участие детей в уходе за растениями;
  • выполнение заданий из рабочих тетрадей и т. д.

В детском саду применяются следующие виды игр:

  1. Дидактические игры для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных.
  2. Предметные игры ( с листьями, семенами, цветами ) – «Чудесный мешочек», «Узнай, что в руке», «Вершки и корешки».
  3. Настольно-печатные игры с целью систематизации знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы
  4. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «В воздухе, в воде, на земле», «Четвертый лишний».
  5. Игровые упражнения на определение различных предметов по качествам и свойствам, развитие наблюдательности: «Найди по листочку дерево», «Принеси желтый листочек» и т. д.
  6. Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Земля, вода, огонь, воздух» и т. д.
  7. Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни ( сюжетно-ролевые природоведческие игры, строительные игры с природными материалами и т. д.
  8. Игры-задания проводятся как итог наблюдений:

сказки-кроссворды о животных; отгадай загадки и узнай героев; найди ошибки у художника, поэта; может так быть или нет.

Словесные методы:

Чтение художественной литературы: В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.

Книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с явлениями природы, жизнью растений и животных, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.

Основоположниками советской детской природоведческой книги являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Интересны сказки В. В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и др.

Рассказ воспитателя:

Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований.

Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Воспитатель, прежде чем сообщать о чем-то детям, проверяет правильность фактов. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамический сюжет, быть эмоциональным. Бессюжетные рассказы, большие описания не привлекают внимания ребят, не запоминаются. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность рассказа для детей старшего взрослого возраста должна быть не более 10 – 15 мин.

Беседа

Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателями перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке в лесу и др.) другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.

Для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира). В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе.

Работа с родителями

Большое место в системе экологического образования в детском саду должно уделяться в совместной деятельности детей и их родителей:

  • проведение родительских собраний экологической направленности (КВН, викторины, «Поле чудес» и др.;
  • выезды с детьми на природу;
  • участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;
  • совместное озеленение территории детского сада;
  • тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет;
  • наглядная информация;
  • С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реально осуществления в семье необходимо проводить анкетирование родителей, беседы. Результаты анкетирования необходимо выносить на родительские собрания для анализа, обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми.

Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.

  1. «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

В процессе знакомства дошкольников с природой родного края воспитываем любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Методы и приёмы экологического воспитания дошкольников.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отнести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное, и др.

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений - большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели:

Календарь наблюдений за сезонными изменениями природы;

Календари наблюдений за ростом и развитием растений;

Календарь наблюдений за птицами.

Естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности.

Экологические занятия как одна из форм организации обучения детей имеют свою совершенно определённую и очень важную функцию. Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни позволяет им накопить конкретные представления о природе ближайшего окружения. Занятия как особая форма обучения способствуют тому, что чувственные представления дошкольников могут быть качественно преобразованы – расширены, углубленны, объединены, систематизированы.

Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм.

В региональной парциальной программе «Крымский веночек» изучению природы родного края отведен целый раздел, который так и называется « Природа Крыма». 

Целью данного раздела является: формировать элементы экологического миропонимания, экологической воспитанности, развивать позитивное эмоционально-ценностное отношение к природному окружению посредством ознакомления детей с разнообразием природы Крыма.

Работа по реализации содержания данного раздела осуществляется в первую очередь в повседневной жизни детей путем наблюдений, экскурсий, практической деятельности: опытов, экспериментов, зарисовывания объектов, составления экологических карт, обустройства экологических троп, подбора коллекций, иллюстрационного материала и т.д. Полученные знания уточняются и закрепляются на занятиях, во время бесед, просмотра видеозаписей, рассматривания альбомов, чтения художественной литературы. В конце изучения определенной темы можно проводить с детьми тематические занятия, например, «Салгир-реченька», «В горах Крыма», «Осень в крымском лесу», «Моя родина — Бельбекская долина», «Крым — Родина наша» и др.

Интересной формой работой с детьми может стать цикл проектных занятий по созданию рабочих тетрадей, или работа в тетради «Природа Крыма», созданной Горькой А.А для детей пяти-семи лет.

Можно предложить детям проект на тему «Экологическая тропа в нашем детском саду».  Эта работа может продолжаться в течение всего года, чтобы у детей создалось целостное представление об объектах природы в разные сезоны года. Результатом такой работы может стать создание плана экологической тропы, альбома об объектах экологической тропы с их описанием, фотографиями, рисунками, подборкой стихов, сказок, рассказов о них и т.д. 

Большую помощь в ознакомлении детей с разнообразием природы Крыма окажет литературно-художественный материал.

Со сказочными поясами богатыря можно сравнить природные пояса Крыма. На степных просторах его жители часто давали отпор врагу. В предгорьях всегда было основное скопление городов, куда за удачей шли из сел. А горное приморье обрело славу великолепного места отдыха и лечения.

Крымские поэты и писатели создали яркие образы обитателей степей, лесов, гор, рек и морей. Предлагаем использовать в работе с детьми некоторые из них.

В процессе знакомства с природой родного края дети знакомятся с Красной книгой Крыма, в которую занесены редкие растения и животные крымского полуострова,  и них необходимо охранять и защищать.

Защита окружающей среды является одной из глобальных проблем современности. Несомненно, сейчас очень важно еще в раннем возрасте начать объяснять детям, что такое бережное отношение к природе, и в частности, рассказать о Красной книге Крыма и про редкие растения из Красной книги нашего края.

Ведь это достаточно сложный материал, который, если не преподнести правильно, может показаться скучным и непонятным. Поэтому, нужно не только рассказать, какие растения занесены в Красную книгу, но сделать это красочно и ярко, на доступном детям языке.

Целью должно являться не только познакомить детей с редкими растениями и животными, но и заинтересовать их, дать понять, что они непосредственно связаны с природой и все их действия, направленные против природы, повлияют на их жизнь, изучить правила поведения в природе.

  1. Игра – викторина  для педагогов «Экологический эрудит»

Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

Задачи:

  1. Вызвать у педагогов осознание необходимости пополнять свои знания в области экологического воспитания через изучение природы Крыма  и применять их в практической деятельности.
  2. Создать в коллективе обстановку творческого поиска.
  3. Совершенствовать работу в детском саду по формированию основ экологической культуры.

Предварительная работа:

  • подготовить презентацию  по конкурсам;
  •  благодарности для награждения;
  • колокольчик;
  • эмблемы к названиям команд.
    Место проведения: музыкальный зал.

Содержание игры.

Деловая игра состоит из 4 частей: «Разминка», «Погода в доме», «Как поступить?», «Викторина о Крыме». Каждый этап ее регламентирован, в конце подводится общий итог. В игре участвуют педагоги всех возрастных групп.

Уважаемые, коллеги, мы приглашаем вас принять участие в деловой игре под названием «Экологический эрудит». Участниками игры будут две команды по 3 человека. Каждый участник вытянет для себя эмблему своей команды. Участники делятся на 2 команды: «Подснежник», «Дельфин»

Командам прошу занять свои места. И так поприветствуем участников команды «Подснежник», «Дельфин».

Я желаю командам удачи! И хочу представить вам членов жюри.

Уважаемые члены жюри, прошу вас оценить ответы команд по пятибалльной шкале…

В конце игры баллы команд будут суммироваться, и мы узнаем, кто же станет победителем в нашей Деловой игре.

1 конкурс «Разминка»

Перед каждой командой лежат колокольчики. Кто знает правильный ответ, должен быстренько позвенеть в колокольчик.

За каждый правильный ответ, команды получают по - 1 баллу.

Итак, начинаем.
1.Самый лучший пернатый певец России? (соловей)
2. Самый музыкальный цветок? (колокольчик)
3. Самая красивая птица в мире? ( павлин)
4. Какой водой нужно поливать комнатные растения? (теплой, отстоянной, дождевой)
5. Назовите лучшее время для пересадки растений? (весна)
6. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок, у него всегда есть пятачок)
7. Книга - охраняемых растений и животных (Красная книга)
8. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)
9. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы (наблюдение)
10. Ель, сосна, береза, ива – это одним словом… (деревья)
11.Автор программы «Экологическое воспитание дошкольника» (С. Н. Николаева)

12.Относительно новое название опытов в природе. (Экспериментирование.)

  1. Конкурс  «Погода в доме»

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

    И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития  их  творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений. Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

  1. Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
  2. Уж на дороге греется – (перед дождем).
  3. Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
  4. Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
  5. Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
  6. Муравьи стремительно закрывают все входы в муравейник (будет дождь).
  7. Комары и мошки вьются столбом (будет хорошая погода).
  8. Синичка с утра начинает пищать (жди мороза).
  9. Собака свертывается и лежит калачиком (наступят холода).
  10. Воробьи купаются в пыли или в луже (будет дождь).
  11. Если утром трава сухая (к вечеру ожидай дождя).
  12. Вороны садятся на нижние ветки деревьев (к ветру).
  13. Лягушки вечером громко квакают (будет теплая погода).
  14. Много шелухи на луковицах (быть зиме холодной).

  1. Конкурс   «Как поступить»

Предлагаем рассмотреть определенную ситуацию и дать ей свою педагогическую оценку, а затем выражают свое видение коллегам.

  1. Вы идете на работу. На дороге мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У детей в руках по большой охапке. Как вы поступите в этой ситуации: пройдете мимо в душе осуждая матерей (детей) или остановитесь и поговорите с мамами, что скажете?
  2. На лесной поляне играют 4 детей от 5 до 7 лет. Самый маленький кричит: “Давай поймаем бабочку и подожжем ей крылья!” Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает и спрашивает мальчика: “Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?” Тот немного помолчав, ответил: “Просто так”

Что бы вы сказали, как поступили, какие методы и приемы применили, чтобы вызвать у мальчика сочувствие и навсегда избавить от желания издеваться над живыми существами?

  1. Мама и дочь гуляли по тихой улице. Они держались за руки, но каждая из них была сама по себе. Дочь, правда, делала попытки завязать с мамой разговор: - Посмотри, мамочка, какие у деревьев большие руки. Мама ничего не ответила, а дочь уже рассматривала большой камень, лежавший на обочине. - Эти дырочки – глаза камня, так? Он через них видит? - Чего ты, Маша, только не придумываешь? Пока гуляешь с тобой, устанешь больше, чем от какой - либо работы. Иди спокойно. Маша покорилась, шла спокойно и уже не видела ни «камешковых глаз», ни «рук деревьев».
  2. Когда Сережа переехал с родителями в новый дом, бабушка подарила ему котика. Он у них немного прожил, а потом мама выгнала кота со стороны из дома и сказала: «Не плачь. Я куплю тебе саблю и винтовку».
  3. Воспитатель попросил детей рассказать, как они помогают родителям в выходные дни. Дети рассказывали много интересного, а Миша сидел и молчал. На вопрос воспитательницы, как он помог дома маме мальчик ответил: - Я хотел помочь маме полить цветы на балконе, папа сказал: «Не мужское это дело, а в женские дела не вмешивайся».

  1. Раздел  «Викторина о Крыме»

Следующий раздел включает информацию о флоре и фауне Крыма. Выбираете из предложенных ответов один, который считаете правильным. За каждый правильный ответ команда получает один бал.

Растения Крыма

  1. Редкое растение, растёт в Алуште, сохранился только в трещинах горных скал. Согласно легенде, в головках этого растения  спрятано счастье и, открыть его, может только горный смех (тюльпан горный).
  2. Этим растением издавна лечили болезни глаз, век, слезных мешочков. А с греческого переводится как «удовольствие», «радость». Это чувство, возникающее у человека, исцелившегося от болезни глаз и снова увидевшего красоту мира (очанка крымская).

Красивые и опасные растения Крыма

  1. По древнегреческому мифу, это растение прорастало из капель крови Прометея, который был прикован к Кавказским горам и был терзаем орлом, и украшало сад богини Артемиды в Колхиде (безвременник).
  2. Это растения в народе часто называют фонариком для гномов. В христианском сказании цветы выросли на упавших на землю слез Марии, оплакивающей распятого сына. Согласно другому сказанию, напротив, цветы – это счастливый смех влюбленной Мавки, жемчужинами рассыпавшийся по лесу (ландыш).
  3. В османской империи листья этого цветка  широко использовались в оранжереях и стали символом величия султанов. В Древней Руси он считался цветком громовержца Перуна (лютик).

Животный мир  Крыма

Насекомые:

  1. Самый опасный паук на Крымском полуострове — каракурт (черная вдова).
  2. Два рога, а не бык, шесть ног – без копыт?
  3. При постройке гнезда они прогрызают в древесине тоннели?
  4. Бабочка , которая названа в честь мифического героя троянской войны, облегчавшего страдания и спасшего жизнь многим раненым воинам, в старину считался предвестником смерти ,самая тяжелая бабочка?

Пресмыкающиеся

  1. «Злая шутка судьбы» - иначе ситуацию и не назвать. В процессе эволюции эта примечательнейшая ящерица лишилась ног – передние конечности отсутствуют вовсе, а задние – лишь два крошечных рудиментарных бугорка (желтопузиком).
  2. Змея нападает в том случае, если защищает свое потомство или в момент опасности. В остальных случаях она просто уползает от человека. Яд слабый. После укуса человеку будет очень плохо, однако через сутки состояние нормализируется (гадюка степная).

Птицы

  1. Одна из самых крупных и редких птиц полуострова. Размах крыльев этого пернатого достигает 2,5 метров, и большую, массивную птицу без труда можно узнать, узрев её неспешный полет (гриф черный).
  2. Птица, обладающая редким живописным пером,  которое используют художники для начертания самых тонких линий и часовщики (вальдшнеп).
  1. Какая птица считается самой умной? (ворона).
  2. Название птицы и города (орел).

Животные.

  1. Назовите пять крупных парнокопытных животных, занесенных в Красную книгу   Крыма?
  2. Самое большое животное Крыма обитает в лесах гор (олень).
  3. Норе данного животного  может позавидовать любой архитектор. Состоят они из нескольких этажей, напоминают пещеры и достигают в длину около 20 м. Для каждого этажа у животных свое предназначение, а пол везде устлан душистой травой. Убирает в норе это чистоплотное животное каждый день, а дважды в год там меняется травяная устилка (барсук).
  4. Как называется жилице бобра? (хатка).

Обитатели морей

  1. Самые крупные животные из представителей своего вида. В длину достигают от двух до трех метров. Могут пускать и фонтаны (афалины).
  2. Самый маленький по размеру из представителей своего  вида. Свое название получил за то, что дышим шумно, и в теле много сала, до четырех сантиметров (дельфин афалина).
  3. Назовите  обитателей  Черного моря, у которых  вынашивают и рожают потомство самцы, а не самки (морской конек).

Реки Крыма

  1. Название реки  с крымско – татарского обозначает «яблоко». По берегам реки много яблочных садов (Альма)
  2. Самая длинная река в Крыму (Салгир) .
  3. Название реки переводится,  как «черная большая вода» или «вода, порожденная землей»  Биюк - Карасу
  4. Данная река, является типичным горным потоком, который умудрился в горах пробить себе путь по глубокому и труднопроходимому ущелью Хапхал, образуя по дороге к морю несколько водопадов. Наиболее известен и живописен водопад под названием Джур-Джур . (Улу-Узень)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента. «Крым – наша малая Родина»

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной странойя, родным краем, родным городом их историей, достоприме...

Доклад "Экологическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента"

Выступление на районной конференции дошкольных работников....

Самообразование "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента" 2015-2016 г.

Одна из задач экологического образования дошкольников - это воспитание экологической культуры. Экологические знания дети получают непосредственно в общении с природой, что способствует формированию у ...

Отчет по самообразованию "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента" 2015-2016 г

Представлен отчет по самообразованию по теме "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента"...

Формы взаимодействия с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, с учетом регионального компонента в рамках проектной деятельности

В статье представлен опыт работы по взаимодействию ДОУ сродителями по воспитанию патриотического отношения детей к своей Родине,. Представлены формы работы....

Формы взаимодействия с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, с учетом регионального компонента в рамках проектной деятельности.

В статье обобщен опыт работы в тесном взаимодействии с родителями в рамках проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, которое невозможно без формирования знаний о т...

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента»

Создавая правильную развивающую экологическую среду в группе, в процессе ознакомления с родной природой, дети научатся ценить и любить природу, станут бережнее относится ко всему живому. У них появляе...