Семинар – практикум для педагогов "Экологическое воспитание дошкольников с учетом регионального компонента".
материал
Семинар – практикум для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента направлен на систематизацию знаний педагогов по экологическому воспитанию, обмен опытом в использовании методов и приемов реализации данного направления деятельности. Также представлена презентация и деловая игра для педагогов по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.28 КБ |
![]() | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №18 «ЛУЧИК» ГОРОДА АЛУШТЫ.
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:
Тема: «Экологическое воспитание дошкольников с учетом регионального компонента».
Дата проведения: 20 января 2020 года
Подготовил: старший воспитатель
Альчикова А.В.
Алушта, 2020 год
Тема: «Экологическое воспитание дошкольников с учетом регионального компонента».
Цель: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры с учетом региональных особенностей.
План проведения семинара:
- Доклад: «Экологическое воспитание дошкольников в детском саду.
- Доклад: «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»
- Игра – викторина для педагогов: «Экологический эрудит».
- Экологическое воспитание дошкольников в детском саду.
Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред.
Что же такое - экология?
Экология - это наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.
Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики. И так делают многие, причем все это происходит на глазах у детей. А ведь нам надо воспитывать экологическую культуру поведения у дошкольников, пробудить их экологическое сознание.
Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.
За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциональные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития.
Комплексные: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад - дом радости», «Кроха».
Парциональные (экологические): «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом – природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Мы», «Юный эколог».
Задачи экологического воспитания и образования детей:
- Освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенных;
- Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;
- Формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы;
- Воспитание самостоятельности через общение с природой;
- Воспитание эстетических чувств;
- Воспитание любви к природе, родине;
- Развитие воображения, мышления, внимания, речи.
Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится по 3-м блокам:
- специально организованное обучение в форме занятий;
- совместная деятельность взрослого с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы по экологическому воспитанию и образованию:
Проведение экологических праздников.
Наблюдения на прогулках,
Занятия. Календари природы.
Формы работы.
Художественная литература, игровая деятельность, музыкальная, труд в уголке природы.
Организация исследовательской деятельности.
Экскурсии в природу. Художественная деятельность.
Занятия по экологии бывают:
- занятия-наблюдения за животными и растениями;
- занятия по классификации представлений о природе;
- занятия по обучению детей труду по уходу за растениями и животными;
- занятия по составлению описательных, сравнительных рассказов об объектах природы;
- занятия-исследования;
- занятия по ознакомлению с трудом взрослых в природе;
- комплексные занятия.
На занятиях могут быть использованы разнообразные приемы и методы, обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе:
- решение проблемных ситуаций;
- элементарное экспериментирование;
- работа с моделями;
- моделирование;
- игры;
- наблюдение;
- постановка проблемных вопросов;
- участие детей в уходе за растениями;
- выполнение заданий из рабочих тетрадей и т. д.
В детском саду применяются следующие виды игр:
- Дидактические игры для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных.
- Предметные игры ( с листьями, семенами, цветами ) – «Чудесный мешочек», «Узнай, что в руке», «Вершки и корешки».
- Настольно-печатные игры с целью систематизации знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы
- Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «В воздухе, в воде, на земле», «Четвертый лишний».
- Игровые упражнения на определение различных предметов по качествам и свойствам, развитие наблюдательности: «Найди по листочку дерево», «Принеси желтый листочек» и т. д.
- Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Земля, вода, огонь, воздух» и т. д.
- Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни ( сюжетно-ролевые природоведческие игры, строительные игры с природными материалами и т. д.
- Игры-задания проводятся как итог наблюдений:
сказки-кроссворды о животных; отгадай загадки и узнай героев; найди ошибки у художника, поэта; может так быть или нет.
Словесные методы:
Чтение художественной литературы: В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.
Книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с явлениями природы, жизнью растений и животных, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.
Основоположниками советской детской природоведческой книги являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Интересны сказки В. В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и др.
Рассказ воспитателя:
Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований.
Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Воспитатель, прежде чем сообщать о чем-то детям, проверяет правильность фактов. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамический сюжет, быть эмоциональным. Бессюжетные рассказы, большие описания не привлекают внимания ребят, не запоминаются. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность рассказа для детей старшего взрослого возраста должна быть не более 10 – 15 мин.
Беседа
Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателями перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке в лесу и др.) другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.
Для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира). В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе.
Работа с родителями
Большое место в системе экологического образования в детском саду должно уделяться в совместной деятельности детей и их родителей:
- проведение родительских собраний экологической направленности (КВН, викторины, «Поле чудес» и др.;
- выезды с детьми на природу;
- участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;
- совместное озеленение территории детского сада;
- тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет;
- наглядная информация;
- С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реально осуществления в семье необходимо проводить анкетирование родителей, беседы. Результаты анкетирования необходимо выносить на родительские собрания для анализа, обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми.
Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.
- «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
В процессе знакомства дошкольников с природой родного края воспитываем любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Методы и приёмы экологического воспитания дошкольников.
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отнести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное, и др.
Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений - большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели:
Календарь наблюдений за сезонными изменениями природы;
Календари наблюдений за ростом и развитием растений;
Календарь наблюдений за птицами.
Естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности.
Экологические занятия как одна из форм организации обучения детей имеют свою совершенно определённую и очень важную функцию. Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни позволяет им накопить конкретные представления о природе ближайшего окружения. Занятия как особая форма обучения способствуют тому, что чувственные представления дошкольников могут быть качественно преобразованы – расширены, углубленны, объединены, систематизированы.
Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм.
В региональной парциальной программе «Крымский веночек» изучению природы родного края отведен целый раздел, который так и называется « Природа Крыма».
Целью данного раздела является: формировать элементы экологического миропонимания, экологической воспитанности, развивать позитивное эмоционально-ценностное отношение к природному окружению посредством ознакомления детей с разнообразием природы Крыма.
Работа по реализации содержания данного раздела осуществляется в первую очередь в повседневной жизни детей путем наблюдений, экскурсий, практической деятельности: опытов, экспериментов, зарисовывания объектов, составления экологических карт, обустройства экологических троп, подбора коллекций, иллюстрационного материала и т.д. Полученные знания уточняются и закрепляются на занятиях, во время бесед, просмотра видеозаписей, рассматривания альбомов, чтения художественной литературы. В конце изучения определенной темы можно проводить с детьми тематические занятия, например, «Салгир-реченька», «В горах Крыма», «Осень в крымском лесу», «Моя родина — Бельбекская долина», «Крым — Родина наша» и др.
Интересной формой работой с детьми может стать цикл проектных занятий по созданию рабочих тетрадей, или работа в тетради «Природа Крыма», созданной Горькой А.А для детей пяти-семи лет.
Можно предложить детям проект на тему «Экологическая тропа в нашем детском саду». Эта работа может продолжаться в течение всего года, чтобы у детей создалось целостное представление об объектах природы в разные сезоны года. Результатом такой работы может стать создание плана экологической тропы, альбома об объектах экологической тропы с их описанием, фотографиями, рисунками, подборкой стихов, сказок, рассказов о них и т.д.
Большую помощь в ознакомлении детей с разнообразием природы Крыма окажет литературно-художественный материал.
Со сказочными поясами богатыря можно сравнить природные пояса Крыма. На степных просторах его жители часто давали отпор врагу. В предгорьях всегда было основное скопление городов, куда за удачей шли из сел. А горное приморье обрело славу великолепного места отдыха и лечения.
Крымские поэты и писатели создали яркие образы обитателей степей, лесов, гор, рек и морей. Предлагаем использовать в работе с детьми некоторые из них.
В процессе знакомства с природой родного края дети знакомятся с Красной книгой Крыма, в которую занесены редкие растения и животные крымского полуострова, и них необходимо охранять и защищать.
Защита окружающей среды является одной из глобальных проблем современности. Несомненно, сейчас очень важно еще в раннем возрасте начать объяснять детям, что такое бережное отношение к природе, и в частности, рассказать о Красной книге Крыма и про редкие растения из Красной книги нашего края.
Ведь это достаточно сложный материал, который, если не преподнести правильно, может показаться скучным и непонятным. Поэтому, нужно не только рассказать, какие растения занесены в Красную книгу, но сделать это красочно и ярко, на доступном детям языке.
Целью должно являться не только познакомить детей с редкими растениями и животными, но и заинтересовать их, дать понять, что они непосредственно связаны с природой и все их действия, направленные против природы, повлияют на их жизнь, изучить правила поведения в природе.
- Игра – викторина для педагогов «Экологический эрудит»
Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.
Задачи:
- Вызвать у педагогов осознание необходимости пополнять свои знания в области экологического воспитания через изучение природы Крыма и применять их в практической деятельности.
- Создать в коллективе обстановку творческого поиска.
- Совершенствовать работу в детском саду по формированию основ экологической культуры.
Предварительная работа:
- подготовить презентацию по конкурсам;
- благодарности для награждения;
- колокольчик;
- эмблемы к названиям команд.
Место проведения: музыкальный зал.
Содержание игры.
Деловая игра состоит из 4 частей: «Разминка», «Погода в доме», «Как поступить?», «Викторина о Крыме». Каждый этап ее регламентирован, в конце подводится общий итог. В игре участвуют педагоги всех возрастных групп.
Уважаемые, коллеги, мы приглашаем вас принять участие в деловой игре под названием «Экологический эрудит». Участниками игры будут две команды по 3 человека. Каждый участник вытянет для себя эмблему своей команды. Участники делятся на 2 команды: «Подснежник», «Дельфин»
Командам прошу занять свои места. И так поприветствуем участников команды «Подснежник», «Дельфин».
Я желаю командам удачи! И хочу представить вам членов жюри.
Уважаемые члены жюри, прошу вас оценить ответы команд по пятибалльной шкале…
В конце игры баллы команд будут суммироваться, и мы узнаем, кто же станет победителем в нашей Деловой игре.
1 конкурс «Разминка»
Перед каждой командой лежат колокольчики. Кто знает правильный ответ, должен быстренько позвенеть в колокольчик.
За каждый правильный ответ, команды получают по - 1 баллу.
Итак, начинаем.
1.Самый лучший пернатый певец России? (соловей)
2. Самый музыкальный цветок? (колокольчик)
3. Самая красивая птица в мире? ( павлин)
4. Какой водой нужно поливать комнатные растения? (теплой, отстоянной, дождевой)
5. Назовите лучшее время для пересадки растений? (весна)
6. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок, у него всегда есть пятачок)
7. Книга - охраняемых растений и животных (Красная книга)
8. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)
9. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы (наблюдение)
10. Ель, сосна, береза, ива – это одним словом… (деревья)
11.Автор программы «Экологическое воспитание дошкольника» (С. Н. Николаева)
12.Относительно новое название опытов в природе. (Экспериментирование.)
- Конкурс «Погода в доме»
Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.
И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.
Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений. Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
- Уж на дороге греется – (перед дождем).
- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
- Муравьи стремительно закрывают все входы в муравейник (будет дождь).
- Комары и мошки вьются столбом (будет хорошая погода).
- Синичка с утра начинает пищать (жди мороза).
- Собака свертывается и лежит калачиком (наступят холода).
- Воробьи купаются в пыли или в луже (будет дождь).
- Если утром трава сухая (к вечеру ожидай дождя).
- Вороны садятся на нижние ветки деревьев (к ветру).
- Лягушки вечером громко квакают (будет теплая погода).
- Много шелухи на луковицах (быть зиме холодной).
- Конкурс «Как поступить»
Предлагаем рассмотреть определенную ситуацию и дать ей свою педагогическую оценку, а затем выражают свое видение коллегам.
- Вы идете на работу. На дороге мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У детей в руках по большой охапке. Как вы поступите в этой ситуации: пройдете мимо в душе осуждая матерей (детей) или остановитесь и поговорите с мамами, что скажете?
- На лесной поляне играют 4 детей от 5 до 7 лет. Самый маленький кричит: “Давай поймаем бабочку и подожжем ей крылья!” Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает и спрашивает мальчика: “Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?” Тот немного помолчав, ответил: “Просто так”
Что бы вы сказали, как поступили, какие методы и приемы применили, чтобы вызвать у мальчика сочувствие и навсегда избавить от желания издеваться над живыми существами?
- Мама и дочь гуляли по тихой улице. Они держались за руки, но каждая из них была сама по себе. Дочь, правда, делала попытки завязать с мамой разговор: - Посмотри, мамочка, какие у деревьев большие руки. Мама ничего не ответила, а дочь уже рассматривала большой камень, лежавший на обочине. - Эти дырочки – глаза камня, так? Он через них видит? - Чего ты, Маша, только не придумываешь? Пока гуляешь с тобой, устанешь больше, чем от какой - либо работы. Иди спокойно. Маша покорилась, шла спокойно и уже не видела ни «камешковых глаз», ни «рук деревьев».
- Когда Сережа переехал с родителями в новый дом, бабушка подарила ему котика. Он у них немного прожил, а потом мама выгнала кота со стороны из дома и сказала: «Не плачь. Я куплю тебе саблю и винтовку».
- Воспитатель попросил детей рассказать, как они помогают родителям в выходные дни. Дети рассказывали много интересного, а Миша сидел и молчал. На вопрос воспитательницы, как он помог дома маме мальчик ответил: - Я хотел помочь маме полить цветы на балконе, папа сказал: «Не мужское это дело, а в женские дела не вмешивайся».
- Раздел «Викторина о Крыме»
Следующий раздел включает информацию о флоре и фауне Крыма. Выбираете из предложенных ответов один, который считаете правильным. За каждый правильный ответ команда получает один бал.
Растения Крыма
- Редкое растение, растёт в Алуште, сохранился только в трещинах горных скал. Согласно легенде, в головках этого растения спрятано счастье и, открыть его, может только горный смех (тюльпан горный).
- Этим растением издавна лечили болезни глаз, век, слезных мешочков. А с греческого переводится как «удовольствие», «радость». Это чувство, возникающее у человека, исцелившегося от болезни глаз и снова увидевшего красоту мира (очанка крымская).
Красивые и опасные растения Крыма
- По древнегреческому мифу, это растение прорастало из капель крови Прометея, который был прикован к Кавказским горам и был терзаем орлом, и украшало сад богини Артемиды в Колхиде (безвременник).
- Это растения в народе часто называют фонариком для гномов. В христианском сказании цветы выросли на упавших на землю слез Марии, оплакивающей распятого сына. Согласно другому сказанию, напротив, цветы – это счастливый смех влюбленной Мавки, жемчужинами рассыпавшийся по лесу (ландыш).
- В османской империи листья этого цветка широко использовались в оранжереях и стали символом величия султанов. В Древней Руси он считался цветком громовержца Перуна (лютик).
Животный мир Крыма
Насекомые:
- Самый опасный паук на Крымском полуострове — каракурт (черная вдова).
- Два рога, а не бык, шесть ног – без копыт?
- При постройке гнезда они прогрызают в древесине тоннели?
- Бабочка , которая названа в честь мифического героя троянской войны, облегчавшего страдания и спасшего жизнь многим раненым воинам, в старину считался предвестником смерти ,самая тяжелая бабочка?
Пресмыкающиеся
- «Злая шутка судьбы» - иначе ситуацию и не назвать. В процессе эволюции эта примечательнейшая ящерица лишилась ног – передние конечности отсутствуют вовсе, а задние – лишь два крошечных рудиментарных бугорка (желтопузиком).
- Змея нападает в том случае, если защищает свое потомство или в момент опасности. В остальных случаях она просто уползает от человека. Яд слабый. После укуса человеку будет очень плохо, однако через сутки состояние нормализируется (гадюка степная).
Птицы
- Одна из самых крупных и редких птиц полуострова. Размах крыльев этого пернатого достигает 2,5 метров, и большую, массивную птицу без труда можно узнать, узрев её неспешный полет (гриф черный).
- Птица, обладающая редким живописным пером, которое используют художники для начертания самых тонких линий и часовщики (вальдшнеп).
- Какая птица считается самой умной? (ворона).
- Название птицы и города (орел).
Животные.
- Назовите пять крупных парнокопытных животных, занесенных в Красную книгу Крыма?
- Самое большое животное Крыма обитает в лесах гор (олень).
- Норе данного животного может позавидовать любой архитектор. Состоят они из нескольких этажей, напоминают пещеры и достигают в длину около 20 м. Для каждого этажа у животных свое предназначение, а пол везде устлан душистой травой. Убирает в норе это чистоплотное животное каждый день, а дважды в год там меняется травяная устилка (барсук).
- Как называется жилице бобра? (хатка).
Обитатели морей
- Самые крупные животные из представителей своего вида. В длину достигают от двух до трех метров. Могут пускать и фонтаны (афалины).
- Самый маленький по размеру из представителей своего вида. Свое название получил за то, что дышим шумно, и в теле много сала, до четырех сантиметров (дельфин афалина).
- Назовите обитателей Черного моря, у которых вынашивают и рожают потомство самцы, а не самки (морской конек).
Реки Крыма
- Название реки с крымско – татарского обозначает «яблоко». По берегам реки много яблочных садов (Альма)
- Самая длинная река в Крыму (Салгир) .
- Название реки переводится, как «черная большая вода» или «вода, порожденная землей» Биюк - Карасу
- Данная река, является типичным горным потоком, который умудрился в горах пробить себе путь по глубокому и труднопроходимому ущелью Хапхал, образуя по дороге к морю несколько водопадов. Наиболее известен и живописен водопад под названием Джур-Джур . (Улу-Узень)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/29/picture-885532-1485697269.jpg)
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента. «Крым – наша малая Родина»
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной странойя, родным краем, родным городом их историей, достоприме...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/02/picture-604802-1522693684.jpg)
Доклад "Экологическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента"
Выступление на районной конференции дошкольных работников....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/02/picture-604802-1522693684.jpg)
Самообразование "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента" 2015-2016 г.
Одна из задач экологического образования дошкольников - это воспитание экологической культуры. Экологические знания дети получают непосредственно в общении с природой, что способствует формированию у ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/20/picture-739611-1453275497.jpg)
Формы взаимодействия с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, с учетом регионального компонента в рамках проектной деятельности
В статье представлен опыт работы по взаимодействию ДОУ сродителями по воспитанию патриотического отношения детей к своей Родине,. Представлены формы работы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/29/picture-717782-1448829084.jpg)
Формы взаимодействия с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, с учетом регионального компонента в рамках проектной деятельности.
В статье обобщен опыт работы в тесном взаимодействии с родителями в рамках проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, которое невозможно без формирования знаний о т...
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента»
Создавая правильную развивающую экологическую среду в группе, в процессе ознакомления с родной природой, дети научатся ценить и любить природу, станут бережнее относится ко всему живому. У них появляе...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/10/picture-1504622-1704867970.jpg)
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента».
Экологическое воспитание в ДОУ способствует формированию у детей знаний, навыков и ценностей, необходимых для устойчивого развития и сохранения природы.Данная консультация поможет педагогам в до...