ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ ОБЕРЕГА
план-конспект занятия (средняя группа)

Методическая разработка по изготовлению куклы оберега с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кукла оберег25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Тюменского муниципального района
Каскаринского детского сада «Золотой петушок»
в поселке Новотуринский «Лукоморье»

Методическая разработка образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
«Кукла-оберег»

Автор-составитель: Алеева Мария Рахимовна, воспитатель первой квалификационной категории

п. Новотуринский, 2020 г.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре посредством изучения народной игрушки.

Задачи:

1. Познакомить детей с самодельными видами кукол-оберегов.

3. Развивать внимание, мелкую моторику рук в процессе изготовления кукол-оберегов по технологическим картам.

3. Воспитывать интерес к народной игрушке, аккуратность и трудолюбие, бережное отношение.

Оборудование: куклы-обереги, иллюстрации кукол-оберегов, технологические карты по изготовлению кукол-оберегов.

Материал: подносы с лоскутками ткани  (цветная треугольной формы – для платочка кукле, белая и цветная прямоугольной формы – для одежды кукле), белый синтепон – для куклы, нитки и ленточки для завязок.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с декоративно- прикладным творчеством, чтение сказки Татьяны Кирюшатовой « Кукольные сказки» и « Крупеничка», прослушивание потешек, колыбельных песен, попевок.

Ход занятия:

  1. Мотивация к деятельности и актуализация опыта детей.

В группе, на столе разложены различные куклы (барби,  кукла LOL и др.) дети подходят и начинают разглядывать их. Воспитатель, наблюдая со стороны, интересуется.

Воспитатель: Ребята, что это у вас  здесь? (ответы детей) Какие красивые! Вот у меня раньше в детстве было много кукол. А у вас есть куклы?

        Дети подхватывают диалог, делятся свои жизненным опытом, рассказывают о своих куклах.

Воспитатель: А что вы с ними делаете дома? (играем)

Воспитатель: А как вы с ними играете? (кормим, гуляем, возим в коляске, переодеваем, купаем, пеленаем).

Воспитатель: А кем может быть кукла для девочки?(Дочкой, подружкой, сестренкой) 

2. Знакомство с куклами-оберегами.

Воспитатель: А у меня тоже есть куклы-подружки, только они совсем не похожи на ваших кукол! И называют куклы-обереги! Хотите с ними познакомиться?

Воспитатель показывает детям выставку кукол-оберегов. Дети рассматривают их.

Воспитатель: Этими куклами  играли дети в старину, а также ваши прабабушки и бабушки. А как вы думаете, что значит «обереги»? (от слова оберегать, беречь, охранять)

Воспитатель: Правильно, они не только украшали жилье, но и были помощниками. Люди верили, что они оберегают детей, жилье,  и т. д. Кукол - оберегов было много на разные случаи. К ним относились очень серьёзно, считалось, чем больше кукол, тем больше счастья.

 Показываю и рассказываю детям о куклах-оберегах, самодельных куклах.

Вот, например, кукла-Бepeгиня,  настоящая женщина, хранительница домашнего очага, мудрая и добрая, объединяющая вокруг себя всю семью, дает начало новой жизни, защищает и оберегает всех. Имя ее происходит от слова – берег, оберегать. Оберегать означает не допускать, сохранять. Именно она охраняла семью от дурного глаза, разной нечисти и недобрых помыслов. 

Кукла-оберег Благополучница – это славянский оберег, помогающий привлечь процветание, достаток и радость. Эта кукла считается семейным оберегом, но в то же время ее можно делать и для одного человека. Делали обереги для себя, для близких. Очень часто их дарили семьям, которые заезжали в новый дом. Считалось, что они помогают быстрее освоиться на новом месте, превратить дом в уютное гнездышко. Кукла-оберег помогала женщинам вести дела по хозяйству, обеспечивала защиту дома, наполняла дом положительной энергетикой, привлекала богатство, следила за здоровьем членов семьи, помогала найти любимого, обзавестись семьей, устраняла ссоры, конфликты, защищала дом от негатива извне.

Кукла Кубышка-Травница появилась еще в давние времена, когда плохо были развиты технологии и медицина. Несмотря на это, у людей было крепкое здоровье. А все благодаря оберегу, который защищал от заболеваний. Кукла помогала всем жителям дома, в котором находилась, – и взрослым, и детям, и старикам. Благодаря ей, в жилище всегда была только положительная энергетика, оберег дарил благоухание и спокойствие. Кукла укрепляла силу духа каждого, помогала решить любые, даже самые сложные дела.

Воспитатель: А куклы-обереги чем-то отличаются от наших современных?

Дети сравнивают современных кукол с куклами-оберегами, анализируют, называют отличия и сходства.

Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели, чтобы вашу семью оберегали? Готовы стать мастерами по изготовлению куклы-оберега?

Воспитатель: Для начала нам нужно выбрать, какую куклу мы будем изготавливать в нашей мастерской.

Дети предлагают определить с помощью считалки между куклами. Выбор остановили на кукле-благополучнице.

3. Продуктивная деятельность

Воспитатель: Что нам понадобится для работы? (Нитки, ножницы, вата, лоскутки материи, кусочки ленты)

Воспитатель: Правильно, а еще нужно хорошее настроение и доброе сердце – только тогда кукла будет оберегать от всякого зла, защищать и помогать в трудную минуту!

Воспитатель рассказывает и показывает поэтапное изготовление куклы-оберега, после чего, предлагает для самостоятельной работы технологические карты по изготовлению куклы. В процессе деятельности педагог оказывает помощь детям, которые испытывают трудности. Осуществляет индивидуальную работу.

4. Рефлексия

Воспитатель: Чем вы сегодня порадуете свою семью? (куклой-оберегом, куклой-благополучницей)

Воспитатель: От чего она оберегает, чем помогает? (Для здоровья, достатка, благополучия, защиты дома и т.д.)

Воспитатель: А теперь давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.

Вот все куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!

Дети рассматривают кукол-товарищей, сравнивают одинаковые ли получились. Выбирают самую красивую, самую аккуратную, самую маленькую по размерам, самую большую. Договариваются с педагогом о том, какую куклу они будут делать на следующем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по изготовлению куклы - оберега "пеленашка"

Презентация познакомит детей с самой простой самодельной народной куклой "Пеленашка". Дети легко научатся самостоятельно изготавливать такую куколку; представлена пошаговая инструкция....

Северные традиционные посиделки (изготовление куклы - оберег)

Итоговое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет...

Мастер- класс для родителей по изготовлению куклы-оберега Колокольчик.

Развивать творческое начало, воображение. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, развивать навыки работы с различными материалами (ткань)....

Мастер - класс ко Дню Матери по изготовлению куклы - оберега "С любовью от мамы"

Мастер - класс ко Дню Матери по изготовлению куклы - оберега "С любовью от мамы" для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) и их мам...

Мастер - класс для педагогов «Изготовление куклы-оберега «Кормилка» (обучение изготовлению тряпичных кукол)

Цель: обучение педагогов изготовлению тряпичных кукол.Задачи:Научить педагогов  делать тряпичную куклу – оберег «Кормилку».Пробудить интерес к народным традициям.Воспитывать инт...

Конспект мастер-класса по изготовлению куклы-оберега "Колокольчик"

Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега "Колокольчик"...

Мастер – класс для педагогов «Изготовление куклы - оберега. «Кукла - мотанка».

Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежим.Вадим Шафнер...