МАСТЕР - КЛАСС: "Развитие познавательных способностей и творческой активности у дошкольников с помощью дидактических игр «Волшебные камушки Марблс »"
учебно-методический материал (средняя группа)

Авезбаева Александра Евгеньевна

Показ нетрадиционных приемов и методов  в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Камушки Марблс как нетрадиционный прием обучения детей»

«Пальцы помогают говорить» М. Монтессори «Рука это инструмент всех инструментов» Аристотель. «Движение руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» В. М. Бехтерев

                Слайд1

Уважаемые коллеги, добрый день! Приветствую вас на моём мастер-классе! Тема моего мастер-класса «Развитие познавательных способностей и творческой активности у дошкольников с помощью дидактических игр «Волшебные камушки Марблс »- использование технологии по методике Монтессори.

Слайд 2

Камешки «Марблс» - инновационная игровая технология. Применение камешков Марблс – это один из нетрадиционных приемов обучения, особый дидактический материал, который отвечает требованиям ФГОС и может успешно использоваться в работе с детьми разного возраста, с разными образовательными потребностями.

Камушки Марблс — это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс — в переводе означает «мраморный». Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды.

Слайд 3

Вся жизнь ребенка — игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М.М. Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга".

Слайд 4

 Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Можно с уверенностью предположить, что игра в Марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Шарики из глины, предназначенные для игры, были найдены в пирамидах Египта. Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о Марблс, изданной в 1815 году в Англии.

Красота Марблс завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.

Слайд5

Несмотря на внешнюю простоту и доступность, их можно использовать не только в области математического и познавательного развития. Марблс способствует решению целого ряда задач:

а) развивают сенсорику;

б) расширяют представления об окружающей действительности и словарный запас;

в) формируют готовность к обучению грамоте (упражнение в звукобуквенном разборе слова, закрепление правильного образа буквы)

г) способствуют закреплению понятий величины, формы, цвета, количества;

д) развивают умения сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать;

е) развивают навыки порядкового и количественного счета;

ж) способствуют развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги;

з) развивают чувство ритма, цвета, композиции;

и) развивают мелкую моторику рук, точность и продуктивность движений;

к) способствуют развитию воображения и творчества;

И главное для нас – способствуют развитию самостоятельности и инициативности ребенка.

Все эти задачи возможно решить и иным способом, но Марблс помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка.  

И это далеко не полный перечень, немаловажную роль, камешки «Марблс» играют в создании эмоционально - положительного настроения у детей и способствуют формированию мотивации к обучению.   Перед началом игр необходимо напомнить ребенку ряд правил по безопасности: камешки нельзя брать в рот, так как их можно проглотить, а это опасно; их нельзя кидать, так как они стеклянные и могут разбиться.

Имеется  богатый  и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них я  хочу вас  познакомить.

Слайд6,7, 8,9

Кроме того, шариками Марблс можно проводить массаж ладонных поверхностей и пальцев рук.

1. Сжимание шарика в правой и левой ладони попеременно.

2.Удержание шарика двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

3. Прокатывание шарика по столу внутренней поверхностью ладони.

4. Прокатывание шарика между двумя ладонями.

5. . Прятать шарик в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.

6. Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» шарик в середину ладони другой руки.

7. Удерживать шарик между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.

2.  «Чудесный мешочек»

Задание  – по очереди вынуть из мешочка предметы. Что вы вынули из мешочка? (разноцветные камешки)

- Какого цвета камешек, такого цвета предмет (например: желтый камушек – желтый лимон)

 3. «Мозаика»

Задание - на картинке соответствующим цветом нужно заполнить кружочки (желательно подобрать по размеру и цвету).

4. «Лабиринт»

Задание – выложить лабиринт любым цветом. (буквы)

5.«Крестики – нолики»

6. «Бусы»

Цель: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительно- двигательные координации, учить выполнять действия по образцу.

Задание: у ребенка лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные камешки. Педагог показывает образец части бус, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по памяти собирает бусы из разноцветных камешков в соответствии с образцом.

7. Игра «Назови ласково».

Поможем сказочному герою добраться до домика, построив дорожку из камешков марблс , называя при этом слова уменьшительно - ласкательно. Например: фонарик, столик, домик.

7. Для развития элементарных математических способностей, ребенку можно предложить:

Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно выкладывать геометрические фигуры, предметы и ряды от большого к меньшему и наоборот. Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а из плоских камешков - башенки разной высоты.

Сортировка по заданному признаку;

Ориентировка на листе бумаги по условиям, например, положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний.

Развитие счета. "Весёлый счёт" Выложить столько камешков на столе, сколько: У человека носов? Сколько пальцев на одной руке? на двух? Сколько ушей у собаки? Сколько глаз у кошки? Сколько крыльев у птицы? Сколько ножек у стола?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие познавательных способностей и творческой активности у дошкольников с помощью дидактических игр «Волшебные камушки Марблс » Авезбаева Александра Евгеньевна воспитатель МДОАУ д /с № 38 г. Свободного

Слайд 2

«Пальцы помогают говорить» М. Монтессори «Рука это инструмент всех инструментов» Аристотель. «Движение руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» В. М. Бехтерев

Слайд 3

АКТУАЛЬНОСТЬ Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М.М. Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга". Применение камушков « Марблс » — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Слайд 4

Разнообразить педагогический процесс, повысить интерес детей дошкольного возраста к развивающим заданиям, развивать мелкую мускулатуру рук, активизировать познавательную и мыслительную деятельность. ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАМЕШКОВ МАРБЛС :

Слайд 5

а ) развивают сенсорику ; б) расширяют представления об окружающей действительности и словарный запас; в) формируют готовность к обучению грамоте (упражнение в звукобуквенном разборе слова, закрепление правильного образа буквы) г) способствуют закреплению понятий величины, формы, цвета, количества; д ) развивают умения сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать; е) развивают навыки порядкового и количественного счета; ж) способствуют развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги; з ) развивают чувство ритма, цвета, композиции; и) развивают мелкую моторику рук, точность и продуктивность движений; к) способствуют развитию воображения и творчества; МАРБЛС СПОСОБСТВУЕТ РЕШЕНИЮ РЯДА ЗАДАЧ:

Слайд 6

ВЫКЛАДЫВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР ПО КОНТУРУ И БЕЗ НЕГО

Слайд 7

ПОВТОРИ УЗОР

Слайд 8

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Слайд 9

СЕНСОРНАЯ КОРОБКА С КАМЕШКАМИ МАРБЛС – ЯВЛЯЕТСЯ ХОРОШИМ РЕЛАКСАТОРОМ, НАСТРАИВАЕТ НА ИНТЕРЕСНУЮ УВЛЕКАТЕЛЬНУЮ ИГРУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Развитие познавательных способностей и творческого мышления у дошкольников при помощи морфологической таблицы»

Мое кредо в том, что - каждый ребенок изначально талантлив, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. А для этого необходимо да...

Мастер класс«Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников посредством музыки и ритма народного танца.

Мастер класс«Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников посредством музыки и ритма народного танца....

Мастер-класс "Развитие музыкально-ритмических способностей детей с ОВЗ через коммуникативные танцы и игры"

Мастер-класс проводила для воспитателей города по теме Развитие музыкально-ритмических способностей детей с ОВЗ через коммуникативные танцы и игры...

Мастер-класс : Развитие ритмического чувства и звуковысотного слуха у старших дошкольников по методике Т.А.Боровик

Знакомство педагогов с методикой Т. А. Боровик по развитию у детей чувства ритма...

Мастер-класс "Развитие художественно-эстетических способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности"

Мастер-класс "Развитие художественно-эстетических способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности"...