Перспективное планирование музейной педагогики
методическая разработка (средняя группа)

Двойнишникова Екатерина Андреевна

План разработан на средний дошкольный возраст для музея "Горенка" нашего детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. заведующего МБДОУ ДС №43

Л.Н. Коротовских

«     »___________  2022

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

 в средней группе №2

в музее «ГОРЕНКА»

на 2022 – 2023 учебный год

Воспитатели: Двойнишникова Е.А.

  Трескова Е.Ю.

      Задачи: Продолжать знакомить детей с русскими обычаями и традициями, углублять знания о православных и народных праздниках; продолжать знакомить детей с русскими художественными промыслами, домашней утварью и ее назначением, традиционной русской кухней; расширять знакомство с произведениями устного народного творчества, развивать художественный вкус детей; продолжать обогащать словарный запас, развивать речь детей; стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от народной песни, игры, пляски, хоровода. Формировать у детей милосердие, умение прощать, быть, смелым, скромным, трудолюбивым, ответственным; воспитывать любовь к русской природе, развивать наблюдательность, умение видеть ее красоту во все времена года; дружно и слаженно заниматься общей работой, чувствовать успешность совместного труда.

Сентябрь

тема

цели

1

«Жили – были дед и баба»

Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, орудиями труда, одеждой). Воспитывать интерес к русской бытовой культуре. Беседа о лекарственных травах, их заготовке и использовании в народной медицине, о заготовке сена для домашних животных.

2

«Теремок»

Познакомить детей с традициями строительства избы (художественная и символические особенности), ее внешним и внутренним убранством. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, интерес к быту и обычаям России

3

«Матрешка – раскрасавица»

Продолжать знакомить детей с русской деревянной игрушкой – матрешкой. Показать разнообразие видов данной игрушки. Обратить внимание на характерные особенности семеновской матрешки, на материал, из которого она сделана. Вызвать эмоциональный отклик на игрушку, желание играть с нею. Формировать эстетический вкус.

4

«Хозяйкины помощники»

Учить уважительному отношению к чужой работе. Показать успешность совместного труда и бесполезность хвастовства. Инсценировать знакомую сказку

Октябрь

тема

цели

1

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа. Познакомить детей с русской печкой, предметами быта: кочергой, ухватом, чугунком, горшком. Научить использовать эти предметы в соответствии с их назначением. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре.

2

«Деревянная забава»

Познакомить детей с богородскими игрушками. Обратить внимание на их внешний вид, материал, из которого они сделаны. Обучить правилам игры с богородскими игрушками. Вызвать у детей эмоциональный отклик, удовольствия от игры с ними

3

Церковный календарный праздник «Покров» «Земля Матушка и кормит и поит»

 Познакомить воспитанников с тем как почитали Землю крестьяне. С народными праздниками связанных с землёй (Покров) Формировать интерес к окружающему миру. Воспитывать стремление бережного отношения к природе

4

«В гостях у матрешек»

Напомнить правила хождения в гости. Знакомство с традиционной русской выпечкой. Поиграть в игры «Кому с матрешками плясать» и «Андрей-воробей». Совместное чаепитие.

Ноябрь

тема

цели

1

«Волшебная дымка»

Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Расширять представления детей о народной игрушке. Познакомить с дымковской игрушкой: ее характерными элементами и цветовой гаммой росписи. Вызвать интерес к этой народной игрушке.

2

«Ай, туки, туки, туки, застучали молотки…»

Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой. Познакомить с предметами быта: молотком, пилой, клещами, ножницами. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре.

3

«Хлеб- всему голова»

знакомство со старинным орудием труда- цепом и серпом. Проследить логическую цепочку: сев, уборка, обработка зерна, выпечка хлеба. Воспитывать уважение к труду хлебороба.

4

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа. Познакомить детей с русским самоваром и чаепитием на Руси. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре

Декабрь

тема

цели

1

«Скалка, помоги испечь пироги»

Познакомить детей с процессом замешивания теста, со скалкой, приобщать их к домашней работе и получать удовольствие от ее результата

2

 «Сошьём Дуне сарафан»

Продолжать знакомить с русским народным костюмом. С такими деталями, как сарафан, рубаха, с элементами вышивки.

3

«Одеяло для медведя»

Познакомить с лоскутным одеялом, Изготовление «одеяла» из бумажных лоскутков, разрисованных детьми. Учить получать радость от бескорыстной помощи.

4

«Пришла Коляда – отворяй ворота»

Продолжать знакомить детей с зимними праздниками народного календаря: Рождеством, Святками. Рассказать об обычае колядования (пение песен, ряжение, святочных гаданиях). Воспитывать интерес к русским народным праздникам

Январь

тема

цели

1

«Веселый праздник – Рождество»        

Продолжать знакомить детей с православными праздниками и обычаями. Знакомство с рождественской сказкой и игрой «Снежок».

2

«Как Марьюшка бельё стирала и гладила»

Знакомство с предметами обихода, используемыми при стирке (корыто, доска), Показать утюги (жаровой и угольный), рубель, валёк

3

«Золотое  веретено»

Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа. Познакомить детей с предметами быта: прялкой и веретеном. Научить использовать эти предметы в соответствии с их назначением. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. (Кудель, прялка, веретено)

4

«Игрушки наших бабушек»

Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и традициями. Познакомить с видами самодельных кукол. Научиться изготавливать простейшую куклу – скрутку. Вызвать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию

Февраль

тема

цели

1

«Наша-то хозяюшка сметлива была»

Познакомиться с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением. Обратить внимание детей что в избе обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела

2

«Волшебные спицы»

Познакомить со спицами, с шерстяными изделиями, с тем, откуда берется шерсть (овечья, козья).

3

«Что расскажет о себе посуда»

познакомить детей с крестьянской посудой: деревянной, глиняной. Роспись бумажной тарелочки – учить пользоваться квачиками разного размера.

4

«Тень-тень-потетень, веселимся целый день»

       

Познакомить детей с традицией выпекать блины на Масленицу, с домашней утварью, чугунком, ухватом, кочергой. Весело отметить Масленицу. Составить оркестр из предметов домашнего обихода, познакомить со сказкой «Козел да баран». Продолжить тему доброго отношения к животным.

Март

тема

цели

1

 «Нынче ярмарка у нас!»

Продолжение знакомства с богородской игрушкой. Рисование дымковских узоров. Отгадывание старых и новых загадок о знакомых предметах

2

«Стрень-брень, гусельки»

Познакомить детей с музыкальными инструментами: гуслями, барабаном, балалайкой, гармошкой.

3

«Платок – посередочке цветок»

       

Познакомить детей с русским головным убором на примере платков из Павловского Посада. Аппликация из готовых форм на цветном фоне – развитие художественного вкуса.

4

«Хочешь есть калачи – не лежи на печи»

Беседа о весенних огородных работах, о лени и трудолюбии. Учить понимать юмор народных прибауток и потешек. Знакомство со сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть» в варианте, представленном в мультфильме – учить стыдиться своего плохого поведения и исправлять его хорошими поступками

Апрель

тема

цели

1

«Скоморошины»

«Расширять представления об игрушках забавах. Развивать интерес, желание узнать о мастерах изготавливавших игрушки и игрушках, которые делали сами дети

2

«Пасхальная забава»

Знакомство с пасхальными обычаями и играми. Изготовление двупланного панно. Учить дружно работать и играть

3

«Дело мастера боится»

Продолжить знакомить детей с разнообразными ремёслами. Знать женские ремёсла и мужские и их характерные особенности. Добры молодцы» — отцовы помощники, да «красны девицы» — умелицы — рукодельницы.

4

«Эх, лапти мои»

Показать лапти, познакомить с их назначением.

Май

тема

цели

1

«Аннушкины песенки»

Продолжение знакомства с народными песнями и прибаутками, показать, как органично совмещается песня с работой, игрой и пляской

2

«Перепутки ради шутки»

       

В игровой форме рассказать детям о том, что у каждой вещи есть свое место, у каждого человека – свои обязанности, а нарушение этого порядка может привести к печальным последствиям, если, конечно, это не шутка. Знакомство с песенкой «Барашеньки» и со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный».

3

 «Жар-птица с березой не сравнится»

Воспитывать любовь к русской природе. Познакомить с народными сказками «Береза и жар-птица», «Как коза избушку построила», а также с такими предметами как светец, лучина, банный веник

4

«Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим!»

Занятие-развлечение. Вспомнить знакомые сказки по предложенным атрибутам и поиграть в них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по музейной педагогике «Мини-музей «Усть-Сысольск: окно в прошлое» (старшая группа)

Перспективное планирование по музейной педагогике «Мини-музей  «Усть-Сысольск: окно в прошлое» (старшая группа)...

Перспективное планирование "Музейной педагогики" в старшей группе

Перспективное планирование "Музейной педагогики" в старшей группе...

Перспективное планирование "Музейной педагогики" в подготовительной группе

Перспективное планирование "Музейной педагогики" в подготовительной группе...

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики на 2017-2018 учебный год для воспитанников старшей группы

Перспективное планированиепо приобщению дошкольников к коми национальной культурена основе музейной педагогикина 2017-2018 учебный год для воспитанников старшей группы...

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики на 2018-2019 учебный год (подготовительная группа)

Перспективное планирование по приобщению дошкольниковк коми национальной культуре на основе музейной педагогикина 2018-2019 учебный год (подготовительная группа)...

Перспективное планирование музейной педагогике в старшей группе

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ  В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...