01/03/23 наполнение предметной среды по познавательному развитию в группах раннего возраста
статья (младшая группа)

Пруткова Ирина Викторовна

Наполнение предметно-развивающй среды группы раннего возраста:дидактические пособия,игры, и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наполнение предметной развивающей среды группы по познавательному развитию в группах раннего возраста.

Центр сенсорного развития

Размещение материалов в группе для детей раннего возраста.

        Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети знакомятся с цветом, формой, величиной. Ориентирование в величине предметов – раскладывают на две группы игрушки, ознакомление детей с  простейшими приёмами для определения тождества и различия однородных предметов по величине и понимание слов

«такой», «не такой», «большой», «маленький». Дети 2—3-х лет осваивают простейшие действия, основанные на перестановке предметов, изменении способа расположения, количества, действия переливания, пересыпания. При поддержке взрослого использует простейшие способы обследования; сравнение предметов по свойству, определение сходства — различия. Ребенок подбирает пары, группирует по заданному предметно образцу (по цвету, форме, размеру).

  • доска Сегена, представляющая собой деревянную доску с вырезанными окошечками различной формы и подходящие к ним вкладки;
  • сортеры;
  • рамки-вкладыши с цветными монолитными и
  • составными формами, разными по величине (4 цветов);
  • набор плоскостных геометрических форм;
  • набор для забивания: молоточек с  втулками                        
  • рамки с 2 - 3 видами застежек  (шнуровка, пуговицы и т. д.);
  • чудесный мешочек с набором объемных геометрических форм;
  • красочное панно (коврик)  из тканей различной фактуры;        
  • игрушки-головоломки (из 2 – 3 элементов);      
  • игрушки – забавы;
  • набор шумовых баночек.

Центр сенсорного развития (вторая младшая группа)

      Дети знакомятся с цветами спектра - красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый, идёт освоение 2-4 слов, обозначающих цвет. Узнавание, обследование осязательно-двигательным способом и название некоторых фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест).

Использование (при поддержке взрослого) простейших способов обследования с использованием разных анализаторов: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание, бросание и др. Освоение слов, обозначающих признаки предметов и обследовательские действия. Сравнение (с помощью взрослого) двух предметов по 1-2 признакам, выделение сходства и отличия. Овладение действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства, овладение группировкой по заданному предметно образцу и по слову (по цвету, форме, размеру, материалу).

  • Пирамидки, окрашенные в основные цвета;
  • стержни для нанизывания с цветными кольцами,                                                                           
  • объемные вкладыши, матрешки;
  • рамки – вкладыши, кубы с прорезями разной формы;
  • набор для завинчивания (коробка с крышками разного цвета и формы);
  • рамки-полотна с застежками (шнуровка, пуговицы, «липучки»);
  • чудесный мешочек с набором геометрических форм, овощей, фруктов;
  • мозаика;
  • бусы, ленточки, прищепки, колечки, браслеты и др.;
  • звучащие инструменты;
  • панно-игрушки из тканей различной фактуры.

Центр математического развития

 Центр математического развития (вторая младшая группа).

     Освоение умения пользоваться предэталонами («Как кирпичик», «как

крыша»), эталонами форм: шар, куб, круг, квадрат, прямоугольник,

треугольник. Проявление интереса к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого - либо «образа», изменять полученное. Освоение простых связей и отношений: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе (дальше), раньше (позже). Овладение умением ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева).

Овладение умением воспринимать и обобщать группу предметов по

свойствам (все большие; все квадратные и большие), уравнивать группы предметов (столько же), увеличивать и уменьшать группы предметов (3-5 предметов). Освоение приемов наложения и приложения. Проявление интереса к сосчитыванию небольших групп предметов

(3-5 предметов). Освоение слов, обозначающих свойства и отношения предметов.

  • Чудесный мешочек с набором геометрических форм, овощей, фруктов.
  • Геометрический пароврозик
  •  набор для завинчивания (коробка с крышками разного цвета и формы);
  • игры на количество и счёт: «Весёлое путешествие», «Найди свой домик», «Ступеньки», и др.;
  •  игры на развитие представлений о длине (длинный, короткий): «Ленточки для котят», «Найди домик», «Длинное – короткое;
  • игры с геометрическими фигурами: «Подбери фигуры», «Соберём бусы» и др.;
  • набор цветных палочек (Палочки Кюизенера);
  • мозаика;
  • пирамидки;
  • блоки Дьенеша.

Центр экспериментирования (ранний возраст) -  это центр песок-вода.

 Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. В центре «Песок-вода» круглогодично находятся камни, вода, песок. Дети раннего возраста с удовольствием играют с водой и песком, потому что такие игры насыщенны разными эмоциями: радостью, волнением, удивлением, восторгом. А это очень важно для них, так как многие из них имеют проблемы с речью: кто-то плохо произносит звуки, кто-то мало говорит, кто-то вообще не говорит. Ребята изучают свойства песка, воды, камней, играют с предметами, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В центре малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, закапывают в него различные предметы и откапывают их др., проводят эксперименты.

Оборудование для игр с песком:

  • совки;
  • разнообразные формочки;
  • игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца  и другие геометрические формы разных цветов, размеров);
  • палочки, грабельки.

Оборудование для игр с водой:

  • набор резиновых и пластиковых игрушек;
  • сачок, черпачок;
  • разноцветные пластиковые шарики;
  • набор игрушек из различных материалов, (для игр плавает или  тонет);
  • набор камешков, ракушек.
  • Игры с песком и снегом: «Лепим колобки», «Делаем фигурки»;
  • игры с водой и мыльной пеной: «Мыльные пузыри», «Веселые кораблики»;
  • игры с тенью:  дети по своему желанию экспериментируют с

тенями: с отражением своих рук, движений различных игрушек, предметов;

  • игры с крупами «Ищем секрет»;
  • шумовые бутылочки с различными наполнителями.

Центр экспериментирования (вторая младшая группа)

Много возможностей развития детей заложено в игре-экспериментировании. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования. Лучше размещать материалы для таких «неопрятных» игр ближе к источнику воды, обязательно в этом месте постелить пластиковый коврик или клеенку, иметь несколько комплектов защитной одежды (халатики, нарукавники, старые папины рубашки). Рядом в коробке, контейнере или на полках находятся необходимые предметы: емкости для переливания воды, мелкие резиновые игрушки, игрушки-забавы для игр с водой и песком (плавающие игрушки, водяные мельницы, сита, шарики от пинг-понга, поролоновые губки, формочки, ведерки, штампы, воронки, камешки, мелкие пластмассовые игрушки для закапывания в песок и подобные предметы).

Игры-экспериментирования с песком и снегом 

  • «Лепим колобки», «Делаем фигурки» (дети экспериментируют с разными формочками и материалами: мокрый и рассыпчатый снег, влажный и сухой песок),
  • «Делаем  дорожки  и  узоры  из песка»;
  • «Цветной снег»;
  • «Разные ножки бегут по дорожке» (дети экспериментируют, отпечатывая следы разной обуви на снегу),

Игры с водой и мыльной пеной

  • «Веселые путешественники»,
  • «Веселые кораблики» (дети запускают в таз с водой, в ручеек разные предметы – лодочки, щепочки, кораблики,  наблюдают за ними, делают «волны», «ветер», отправляют в плаванье мелкие игрушки);
  • «Нырки»;
  • «Ловкие пальчики»  (дети  мочат  в  воде  поролоновые  губки  разного  цвета  и формы  и отжимают их, переливая воду из одного тазика в другой).
  • «Бульбочки»;

Игры с бумагой

  • «Снежки» (дети комкают бумагу, делают «снежки» и

бросаются ими);

  • «Блестящие комочки»;

     Игры с тенью

   Дети по своему желанию экспериментируют с тенями, с отражением своих рук, движений различных игрушек, предметов.

Центр природы (ранний возраст)

         Центр природы –знакомит детей с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей,

учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты. Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время в группе имеется стол песка и воды. В центре имеется комплекс для игр с водой и песком, где подобран игровой материал для этих игр: собачки, воронки, ведёрки, ситечки, рыбки большие и маленькие, удочки. Все эти игрушки хранятся здесь же, рядом и имеют своё место. В центре воды и песка имеется оборудование для ознакомления детей со свойствами неживой природы – тазы, ведерки, различные емкости, леечки, сачки, плавающие игрушки и предметы, губки, совочки, грабельки, фигурки из полиэтилена для аппликации с водой.

  • комнатные растения 3-4 видов: герань, бегония,бальзамин, фуксия;
  • коллекция камней, ракушек, природного материала;
  • садик для Дюймовочки (макет с комнатными цветами для игры с маленькими куклами);
  •  материалы для развития трудовых навыков (лейки для полива растений);
  • иллюстрации с изображением кустарников, деревьев, цветов;
  • иллюстрации с изображением зверей (домашних и диких, птиц, насекомых;
  •  растения, характерные для времён года (ветки вербы – весной, букет жёлтых листьев    осенью и т. д.);
  • серия тематических картин «Животные и их детёныши», «Обитатели леса».

Центр природы (вторая младшая группа)

      Ребенок открывает мир природы. Освоение представлений об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь и т.д.), о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни. Элементарное понимание, что животные живые. Различение растений ближайшего природного окружения по единичным ярким признакам (цвет, размер) их названия. Умение выделять части растения - лист, цветок.

Знание об элементарных потребностях растений и животных: пища,

влага, тепло. Понимание, что человек ухаживает за животными и растениями, проявляет эмоции и чувства. Комментирование обнаруженных признаков живого у животных растений, людей (воробей летает, прыгает, клюет зернышки, я бегаю, прыгаю, ем кашу).

Накопление впечатлений о ярких сезонных изменениях в природе

(осенью становится холоднее, часто идут дожди, листья желтеют и опадают; исчезают насекомые и т.д.).

  • Комнатные растения: фикус, примула, бегония, герань, бальзамин, традесканция, драцена, гортензия;
  • искусственные растения – «двойники» реальных растений;
  • сезонные растительные обьекты: зимний огород (посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов);
  • яркие, крупные или необычной формы овощи и фрукты;
  • садик для Дюймовочки (макет с комнатными цветами – для игры с маленькими куклами);
  • семена, плоды (жёлуди, тыквенные семечки), шишки (сосна, ель);
  • предметы ухода за растениями: лейки, пульверизатор и т. д.;
  • дидактическая игра «Найди пару» (подобрать похожие по звучанию коробочки, «Найди одинаковые»;
  • простейший календарь природы;
  • коллекционные материалы (разнообразные причудливые семена, камешки, коллекции осенних листьев и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в группе раннего возраста «Едем в гости к бабушке»

Занятие по познавательному развитию, в программные задачи которого  входит: развитие  способности детей понимать речь, отмечать характерные особенности животных (имеют хвост, лапы, глаза и т...

Конспект по познавательному развитию в группе раннего возраста на тему: «Дикие животные и их детеныши»

Занятие по позновательному развитию, направлено на формирование умения у детей,  знать и различать диких животных и их детенышей.Уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, и...

Конспект по познавательному развитию в группе раннего возраста на тему: "Фрукты"

Занятие по позновательному развитию, направлено на формирование умения у детей,  знать и различать фрукты.Способствовать развитию связной речи,воспитывать интерес к познанию окружающего мира...

Конспект занятия по познавательному развитию в группе раннего возраста_У нас в гостях Снегурочка

Занятие призвано дать детям начальное представление о том, кто такая Снегурочка, ввести детей в мир новогодней сказки. В ходе занятия дети прослушивают отрывок из сказки "Снегурка", рассматривают иллю...

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Домашние птицы» (с использованием познавательной технологии, и здоровьесберег

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Домашни...

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Игрушки» (с использованием познавательной и здоровьесберегающей технологий)

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие»  в группе раннего возраста  на тему: &l...