Индивидуальная программа сопровождения обучающегося с особыми образовательными потребностями
учебно-методический материал (старшая группа)

Индивидуальная программа сопровождения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_programma_soprovozhdeniya.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка – детский сад № 264»

(МБДОУ № 264)

________________________________________

660046 г. Красноярск, ул. Даурская, 16 -А

Телефон 266-92-90 E-mail: dou264@mail.krsk.ru

ОГРН 1022402058788, ИНН 2462022250/КПП 246201001

СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания Педагогического совета МБДОУ № 264

«____»_____________ г.

УТВЕРЖДАЮ МБДОУ № 264

Г. Красноярск

________________________ Д. А. Медведева

«____»_________________ г.

Индивидуальная программа сопровождения обучающегося с особыми образовательными потребностями

01.11.2022-31.05.2022

СОГЛАСОВАНО:

Законный представитель ребенка

_______________________

«_____» ________________г.

Авторы:

Е.А. Ситникова

В.Н. Исмагилова

г. Красноярск, 2022г.

Содержание

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. Общие сведения о ребенке .

Ф.И.О. ребенка: Иванова Мария Ивановна

Возраст ребенка: 5 лет

Группа: старшая

Ф. И. О. родителей: Иванова Екатерина Николаевна, Иванов  Иван Иванович

Ф. И. О. воспитателей группы: Ситникова Елена Александровна, Исмагилова Валентина Николаевна

Ф. И. О. специалистов сопровождения: логопед, психолог.

1.1.2   Психолого-педагогическая характеристика:

Образовательная область

Краткое описание затруднений (проблемы) из характеристики

Ресурсы

Социально-коммуникативное развитие

Правила поведения знает, удерживает их, чаще всего действует по подражанию. Не обращает внимание на нарушения правил другими детьми. Эмоциональное развитие бедное.

Правила поведения знает, удерживает их, чаще всего действует по подражанию.

Познавательное развитие

Знает основные цвета, но не называет их, распознает геометрические фигуры, не называя, определяет большой и маленький предмет; не испытывает больших трудностей в восприятии сюжетного изображения. При выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, в помощи педагога.  

Знает обобщающие слова, обобщает предметы по одному признаку. Ориентируется в пространстве, понимает предлоги «над», «под». Определяет на листе бумаги верх низ, стороны, не  устанавливает причинно-следственные связи.

Речевое развитие

Речь ребенка не соответствует возрасту, ребенок общается звуками и жестами. Фразовая речь не присутствует

В речи использует простые односложные слова, произнося их по слогам.

Художественно-эстетическое развитие

Карандаш держит неправильно. Предпочитает рисовать карандашами. Лепка как деятельность не вызывает интерес. Лепка из пластилина вызывает затруднение, не развита мелкая моторика. При работе с ножницами испытывает трудности, не может даже резать прямо. К конструированию интереса не проявляет, постройки не получаются.

Не проявляет инициативы в музыкальной деятельности. Повторяет за музыкальным руководителем. Инструкции в сложных заданиях требуется повторение. Сложные движения выполняет неточно. Эмоциональная выразительность на музыку слабая. Нужен ведущий партнер.  Более сложные фразы в песне  с первого раза не пропевает. Работает в малой группе детей.

В работе по рисование заполняет весь лист, изображения схематичные, предпочтение отдает отдельным предметам, не связывая их сюжетом. В рисовании предметов передает основные признаки предметов. В работах использует разнообразную цветовую палитру.

Из теста лепит легко.

Аппликацию из готовых форм делает легко, детали не «рассыпаются», располагает на листе бумаги правильно, соблюдает правила приклеивания.

В совместной деятельности активна, пытается делать движения, подпевает, с трудом по слогам проговаривает потешки. Простые задания с шумовыми инструментами берет, делает. Простые инструкции понимает. Простые движения выполняет. На музыку реакция адекватная, спокойная. В песне может пропевать легкие фразы целиком.

Физическое развитие

Наблюдается несовершенство общей моторики, общая вялость, неточность движений, нарушена координация движений. Затрудняется при необходимости удержать равновесие, испытывает трудности регуляции темпа движений. У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне.

Девочка проявляет интерес к физическим упражнениям, показывает то что умеет делать своим подружкам.

1.2 Цели и задачи ИП:

Целью Программы является проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с  тяжёлыми нарушениями речи.

Задачи:

– реализация адаптированной основной образовательной программы;

– коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР;

– охрана и укрепление физического и психического здоровья  детей с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;

– обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

– создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

– формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТНР;

– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР;

– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

2. Содержательный раздел:

Образовательная область

Образовательное содержание/ задачи с учетом возраста

Кто осуществляет

Промежуточный результат

Социально-коммуникативное развитие

Задачи:

– усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развития общения и взаимодействия ребенка с ТНР со взрослыми и сверстниками;

– становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

– развития эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

– формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми,

– формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

– формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества;

– формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

– развития коммуникативных и социальных навыков  ребенка с ТНР;

– развития игровой деятельности. Образовательное содержание:

1) игра; 2) представления о мире людей и рукотворных материалах; 3) безопасное поведение в быту, социуме, природе; 4) труд.

Воспитатель, учитель-логопед,

Дефектолог

Психолог

Музыкальный руководитель,

Физрук,

родители

– проявляет мотивацию к занятиям

-узнают и показывают предметы, действия, признаки, понимают обобщающее значение слова, дифференцированно воспринимать вопросы кто?, куда?, откуда?, понимают обращение к одному и нескольким лицам, грамматические категории числа существительных, глаголов, угадывают предметы по их описанию, определяют элементарные причинно-следственные связи

– передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных отношений

– проявляет доброжелательное отношение к детям, взрослым, оказывает помощь в процессе деятельности, благодарит за помощь;

– самостоятельно умывается, следит за своим внешним видом, соблюдает культуру поведения за столом, одевается и раздевается, ухаживает за вещами личного пользования. 

Познавательное развитие

Задачи:

- развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирования познавательных действий, становления сознания;

- развития воображения и творческой активности;

- формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),

- формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;

– развития представлений о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета

Образовательное содержание:

1) конструирование; 2) развитие представлений о себе и окружающем мире; 3) элементарные математические представления.

учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре

родители

проводятся упражнения по развитию памяти, внимания, логического мышления (запоминание 2-4 предметов, угадывание убранного или добавленного предмета, запоминание и подбор картинок 2-3-4 частей)

Речевое развитие

Задачи образовательной области:

- овладения речью как средством общения и культуры;

- обогащения активного словаря;

- развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развития речевого творчества;

- развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомства с книжной культурой, детской литературой;

- развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

-  профилактики речевых нарушений и их системных последствий.

Образовательное содержание:

Содержание образовательной области «Речевое развитие» в среднем дошкольном возрасте направлено на формирование у детей с ТНР потребности в речевом общении и коммуникативных умений. Основной акцент делается на формирование связной речи.

учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре

родители

Ребенок  соотносят предметы и действия с их словесным обозначением, понимают обобщающее значение слов.

Активный и пассивный словарь должен состоять из названий предметов, которые ребенок часто видит; действий, которые совершает сам или окружающие, некоторых своих состояний (холодно, тепло)

Словесная деятельность может проявляться в любых речезвуковых выражениях без коррекции их фонетического оформления.

Художественно-эстетическое развитие

Задачи образовательной области:

– развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;

– развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;

– приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

Образовательное содержание:

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» представлено разделами «Изобразительное творчество» и «Музыка».

учитель-логопед, Воспитатель,

Психолог,

Муз руководитель

Родители

У детей формируются устойчивое положительное эмоциональное отношение и интерес к изобразительной деятельности, усиливается ее социальная направленность, развивается анализирующее восприятие, закрепляются представления детей о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, развиваются наглядно-образное мышление, эстетические предпочтения.

Физическое развитие

Задачи:

– становления у детей ценностей здорового образа жизни;

  овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);

– развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;

– приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;

– формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.

Образовательное содержание:

содержание образовательной области «Физическое развитие» по следующим разделам: 1) физическая культура; 2) представления о здоровом образе жизни и гигиене.

учитель-логопед, воспитатель,

инструктор по физической культуре,

мед. работник

родители

– выполняет двигательные цепочки из трех-пяти элементов;

– выполняет общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег в заданном темпе;

2.2. Методы, приемы, способы и средства коррекционно-развивающего характера.

Коррекционно-развивающая работа всех педагогических работников дошкольной образовательной организации включает:

- системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у детей с ТНР);

- социально-коммуникативное развитие;

- развитие и коррекцию сенсорных, моторных, психических функций  у детей с ТНР;

- познавательное развитие,

- развитие высших психических функций;

- коррекцию нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребёнка с ТНР;

-  различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания,  лекции,  беседы,  использование  информационных  средств), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений, в том числе родителей (законных представителей), вопросов, связанных с особенностями образования детей с ТНР.

Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы специального сопровождения детей с ТНР. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы, что способствует реализации и развитию потенциальных возможностей детей с ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей.

 

2.3 Взаимодействие с родителями: особенности семейного воспитания, отношение самого ребенка к семье- значимый возраст, какие виды помощи нужны семье (поддерживающие, сопровождающие и т.п.)

Взаимодействие педагогов Организации с родителями направлено на повышение педагогической культуры родителей. Задача педагогов – активизировать роль родителей в воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное понимание проблем ребенка.

Укрепление и развитие взаимодействия Организации и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок — его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека.

Основной целью работы с родителями является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:

– выработка у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;

– вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

– внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями, активизация их участия в жизни ДОО.

– создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

– повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей.

Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и дошкольной организации, включает следующие направления:

– аналитическое - изучение семьи, выяснение образовательных потребностей ребёнка с ТНР и предпочтений родителей для согласования воспитательных воздействий на ребенка;

– коммуникативно-деятельностное - направлено на повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

– информационное - пропаганда и популяризация опыта деятельности ДОО; создание открытого информационного пространства (сайт ДОО, форум, группы в социальных сетях и др.);

Содержание направлений работы с семьёй может фиксироваться в АООП как в каждой из пяти образовательным областям, так и отдельным разделом, в котором раскрываются  направления работы дошкольной образовательной организации с родителями.

Планируемый результат работы с родителями:

– организацию преемственности в работе ДОО и семьи по вопросам оздоровления, досуга, обучения и воспитания;

– повышение уровня родительской компетентности;

– гармонизацию семейных детско-родительских отношений и др.

  1. Анализ динамики развития ребенка за период реализации ИПС.

Обследование словарного запаса

Обследование грамматического строя языка

Обследование связной речи

Обследование фонетических и фонематических процессов.

Дети старшего дошкольного возраста могут:

- пользоваться самостоятельной речью с  соблюдением ее темпо-ритмической организации;

- грамотно формулировать простые предложения и распространять их;

- использовать в речи основные средства передачи ее содержания;

- соблюдать мелодико-интонационную структуру речи.

Дети подготовительной к школе группы могут:

- овладеть разными формами самостоятельной контекстной речи (рассказ, пересказ);

- свободно пользоваться плавной речью различной сложности в разных ситуациях общения;

-  адаптироваться к различным  условиям общения;

- преодолевать индивидуальные коммуникативные затруднения.

В результате коррекционно-развивающего воздействия речь дошкольников должна максимально приблизиться к возрастным нормам. Это проявляется в умении адекватно формулировать вопросы и отвечать на вопросы окружающих, подробно и логично рассказывать о событиях реального мира, пересказывать близко к оригиналу художественные произведения, осуществлять творческое рассказывание и т.д. Дети адекватно понимают и употребляют различные части речи, простые и сложные предлоги, владеют навыками словообразования и словоизменения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.

Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках  деятельности Консилиума образоват...

Опыт работы «Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями».

В докладе представлена модель организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ компенсирующего вида...

Основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями

В презентации представлены основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (принципы, алгоритм составления про...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образоват...

Индивидуальный маршрут сопровождения обучающего с особыми образовательными потребностями .

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  – детский сад № 2222(МБДОУ № 22222)________________________________________6600.. г. Красноярск, ул.   СОГЛАСОВАНО:П...