Педагогический проект «Масленица годовая - гостьюшка дорогая!»
проект

Кирсанова Александра Михайловна

 Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гуляние в конце зимы «Масленица»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslenitsa.docx238.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Мечта» (с. Троицкое)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРЕКТ

Тема: «Масленица годовая - гостьюшка дорогая!»

                      Выполнил:

                                                                 музыкальный руководитель

1 категории

                                                                         Кирсанова Александра Михайловна

        

г. о. Чехов

с. Троицкое

2023г  

  Тип проекта: познавательно–творческий, игровой.

  Сроки реализации: краткосрочный (13.02.23. - 22.02.23).

  Целевая группа: Дети всех возрастных групп, воспитатели, родители,                         физкультурный руководитель.

  Методы: словесные, наглядные, практические, игровые.

  Проблема: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. 

   Причины: Недостаточный интерес детей к русским народным традициям .   

Актуальность:  Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гуляние в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни петь. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Непосредственное участие детей в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого праздника.

 Цель:

   Решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к национальной культуре; формирование уважения, любви, бережного отношения к народным традициям; знакомство  с традицией  проведения  народного праздника «Масленица».

Задачи:

  • Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам; 
  • Познакомить  детей с  традицией  проведения  старинного  праздника;
  • Приобщить  дошкольников  к  традиции  проведения  народного  праздника Масленицы;
  • Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях; 
  • Формировать способности к творческому самовыражению и потребности в нем;  
  • Формировать у детей начал национального самосознания, воспитание любви к Родине, ее традициям; 
  • Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу. 

     Ожидаемый результат:

  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышения познавательного интереса  среди детей к родной истории

     Ресурсы (оснащение проекта):

-«Масленица» - наряженная кукла;

- Костюмы для взрослых: матрёшка, весна , скоморох; детские народные костюмы ( на выбор воспитателей);

-Музыкальные инструменты: шумовые;

-Музыкальный центр, фотоаппарат, ноутбук, мультимедийный экран, видео - и аудиоматериалы;

-Оборудование для игр: канат, обруч с ленточками, лента, бубен, платочек яркий;

-Музыкальный репертуар: музыкальные фонограммы для проведения игр, танцы и хороводы.

   Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный;
  2. Основной;
  3. Заключительный.
  1. Подготовительный.

Цель: Создать условия для ознакомления детей с традициями празднования масленицы.

Содержание:

  • Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике;
  • Подбор музыкального материала, пособий и литературы на тему « Масленица»;
  • Изготовление атрибутов для оформления зала и проведения развлечения;
  • Консультации с воспитателями по проведению мероприятия и их участия в нём;
  • Привлечение родителей для участия  на празднике.
  • Составление плана работы над проектом
  1. Основной

Цель: Создать условия для национальной традиции формирования знаний детей о русской национальной традиции « Проводы масленицы».

Содержание:

  • Просмотр познавательного мультфильма «Масленица»;
  • Беседа: «Как на Руси Масленицу встречали»;
  • Заучивание закличек, стихов;
  • НОД: разучивание хороводов, народных танцев, музыкальных игр, подвижных игр (совместно с инструктором по физической культуре)
  1. Заключительный

Цель: Создать условия для обобщения знаний детей о масленице, для формирования устойчивого интереса к национальной культуре.

Содержание:

  • Выставка рисунков  «Ай, да Масленица»;
  • Музыкально-спортивный праздник;
  • Фото и видео запись мероприятия.

Достигнутые результаты:

   Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах.

  Анализируя результаты проекта, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других.

Материалы к проекту:

  • Сценарий проведения праздника «Масленица годовая- гостьюшка дорогая».
  • Приложение: фотографии с праздника «Масленица годовая- гостьюшка дорогая».

Используемая литература:

Материалы из периодических изданий

1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для

работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном

учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.

3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992

4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР:

Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.

5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в

дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.

6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

7. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым,малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006

8. «Весенние праздники, игры, забавы для детей», Москва «Творч.

центр»1998 г. В. М. Петров

9. «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях», Л. И. Мельникова, Москва 2000 г.

10. «Фольклор-музыка-театр» С. И. Мерзлякова, Москва 1999 г.

11. «Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М. Б. Зацепина,

Москва 2005 г.

12. «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников»

М. А. Давыдова, Москва 2007 г.

13. «Народные игры в детском саду», Л. А. Лялина, Москва 2008 г.

14. «Календарные и народные праздники в детском саду», Г. А.

Лапшина, Волгоград 2001 г

Сценарий развлечения

«Масленица годовая- гостьюшка дорогая!»

Дети одеты в русские народные костюмы заходят под веселую музыку в зал
Ведущий:

 Собирайтесь, ребятишки
И девчонки и мальчишки!
Взрослые, скорей сюда!
Праздник начинать пора!
Скоморох:

Мы зовём сегодня всех,
Кто любит веселье и смех.
Масленицу открываем,
Веселье начинаем!
Ведущий:

Масленица – это последний зимний праздник. Зиму провожаем, а весну встречаем. Всю неделю хозяйки пекут блины – вкусные, масляные, угощают всех знакомых и незнакомых, играют в разные игры.

Скоморох:

Воя и я принес с собой шутки да веселье. Будем зиму провожать, и весну в гости звать.
Игра "На земле лежит снежок"
Дети встают возле стульчиков и выполняют действия по тексту
На земле лежит снежок
Мы потопаем дружок.
Все потопаем, все потопаем. (топают)
Будем весело играть,
будем ручки согревать
Все похлопаем. Все похлопаем. (хлопают)
Если холодно стоять
Мы похлопаем опять
По плечикам, по коленочкам. (хлопают по плечам, по коленкам)
Чтобы стало нам теплее,
будем прыгать веселее.
Все попрыгаем, все попрыгаем. (прыжки)
Скоморох:

Ну вот ,зиму проводили, а теперь и поиграть можно!

Ведущий:

Да подожди  ты поиграть!

Зиму проводили,  а не пора ли нам в гости Весну позвать. Давайте дружно будем кричать «Весна приходи, мы тебя ждём!
Все дети зовут Весну
Под музыку в зал заходит Весна

Весна: 

Я – Весна-красна!

Бужу землю ото сна!

Наполняю соком почки,

На полях ращу цветы.

Всюду, в поле и в лесу,

Людям радость я несу!

Ведущий:

Здравствуй, Веснушка-Весна .

Заждались мы тебя.

Скоморох:

С чем ты к нам пожаловала?

Весна: 

Пришла я к вам с ярким солнышком и весёлыми играми!

Скоморох:

Ну что ребята, будем мы с Весной играть и Масленицу встречать?

Ответ детей: ДААААА!

Весна: 

Но с начала я вам загадаю свою загадку

Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком
...(Блины)
Весна
:

 А вы любите кушать блины?

Скоморох:

А печь их умеете? (Дети отвечают).

Ведущий:

Тогда скорее вставайте в круг, будем печь блины

Музыкальная игра « Испеки блины»

Дети садятся на места.

Ведущий:

А ты знаешь Весна ,я тоже игру одну знаю, и называется она «Блины и лепёшки»
Дети делятся на две половины: одна по сигналу ведущего будет кричать слово – «блины», а другая – «лепёшки». 

Ты Скоморох, будешь отвечать за блины, а ты Весна- за лепёшки!

Ну что, ребята готовы?

Ответ детей: ДААААА!

Тогда начинаем.
Хороша была зима, её мы провожаем
И тепло весеннее радостно встречаем.
Печем с припеком мы (знак рукой в сторону «блинов») блины!
И вкусные (знак рукой в сторону «лепёшек») лепешки!
И весело, и дружно хлопаем в ладошки (все хлопают).
Наступила долгожданная масляна неделя,
И никто не сосчитает, сколько же мы съели.
Ели-ели мы (знак рукой) блины!
И еще (знак рукой) лепешки!
А теперь вокруг себя покрутимся немножко (все крутятся).
Вокруг песни, танцы, смех, шумное гулянье,
В каждом доме оценили хлопоты-старанье,
На столе стоят (знак рукой) блины!
А рядышком (знак рукой) лепешки!
Чтобы больше в нас вошло – прыгаем на ножке (все прыгают).
Еще кружок вокруг себя (все кружатся),
И хлопаем в ладошки (все хлопают).


Скоморох:

Есть ещё одна игра

Поиграем, детвора?

Выходите, не стесняйтесь,

На каруселях покатайтесь!

Игра «Карусели»

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

 А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Дети садятся на места.

Весна:

( с бубном)

Ты катись, веселый бубен,

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселый бубен-

Тот сейчас станцует нам.

А кто знает такую игру?

Предлагаю встать и поиграть!

Игра «Веселый бубен»

Скоморох:

Гори, солнце, ярче –

 Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Игра «Гори, гори ясно!»

Весна:

Эй, народ, не зевай!

Вместе с нами поиграй.

Приглашаю на игру

«Заря, заряница!»

Ведущий:

Повеселились ли вы, детки? (ответ детей)

Позабавились, да потешились? (ответ детей)

А теперь пора и масленицу позвать.

Весна:

Давайте крикнем вместе, дружно:

Масленица! Добрая Масленица!

Приходи к нам!

(Дети зовут масленицу)

Ведущий и Весна:

Расступись, честной народ-

Масленица к нам идёт!

Скоморох выносит чучело масленицы.

Дети танцуют вместе со Скоморохом .

C:\Users\user\Desktop\ВОТО ВИДЕО САД\Масленица02023\IMG-20230222-WA0081.jpg   C:\Users\user\Desktop\ВОТО ВИДЕО САД\Масленица02023\IMG-20230222-WA0053.jpg  C:\Users\user\Desktop\ВОТО ВИДЕО САД\Масленица02023\IMG-20230222-WA0074.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт педагогического проекта "Масленица"

Данную методическую разработку можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста с целью приобщения их к основам культуры русского народа....

Педагогический проект "Масленица"

Масленица Утро Прием детей. Звучит музыка «песни про масленицу».Музыкальная зарядка Мы выходим на площадку, начинается зарядка!Раз – присядка, два – прыжок, и опять присядка.А потом – опять прыжо...

"Масленица годовая-гостьюшка дорогая"

Сценарий праздника для детей 4-5 лет...

Педагогический проект "Масленица, здравствуй, Веселись и властвуй!"

Вид проекта:по направленности: познавательно- творческий,по количеству участников: групповой,по продолжительности: краткосрочный.Участники проекта.Дети старшей группы,воспитатели,музыкальный руководит...

Педагогический проект «Масленица»

Цель работы над проектом: приобщение детей к культуре русского народа.Задачи:— продолжать знакомить детей с русскими народными традициями;— расширять представления о Масленице как об одном...

Педагогический проект "Масленица" в средней группе

Цель: Повышение интереса к традициям русского народа на примере ознакомления с праздником масленицаЗадачи:•образовательные:- расширять представление детей о традициях празднования Масленицы;- обо...