Педагогический проект "Масленица, здравствуй, Веселись и властвуй!"
проект (старшая группа) на тему

Вид проекта:

по направленности: познавательно- творческий,

по количеству участников: групповой,

по продолжительности: краткосрочный.

Участники проекта.

Дети старшей группы,

воспитатели,

музыкальный руководитель,  

родители.

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в которых переплетаются народные и православные корни, мы зачастую отмахиваемся от этих традиций, и этим лишаем наших детей возможности прикоснуться к духовно-нравственным основам, к прекрасным образцам устного и музыкального народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект на тему: Масленица 201842.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 17

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН

 

Педагогический проект

«Масленица, здравствуй,

Веселись и властвуй!»                            

ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДС ОВ № 17

КОНЦУР МАРИНА ИВАНОВНА

Ст. Курчанская.

2018 год

Проект «Масленица, здравствуй,

Веселись и властвуй!»  

Автор проекта: воспитатель Концур Марина Ивановна,

МБДОУ ДС ОВ №17 ст. Курчанская, Темрюкского района.

                         

Вид проекта:

по направленности: познавательно- творческий,

по количеству участников: групповой,

по продолжительности: краткосрочный.

Участники проекта.

Дети старшей группы,

воспитатели,

музыкальный руководитель,  

родители.

База проектной деятельности:

МБДОУ ДС ОВ №17 ст. Курчанская, Темрюкского района.

Сроки реализации:

с 12 февраля по 19 февраля 2018 года.

Проблема.  Имея богатые народные традиции, мы неосознанно отходим от них, тем самым лишая наших детей возможности прикоснуться чарующим образам устного и музыкального народного творчества.

Актуальность. 

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в которых переплетаются народные и православные корни, мы зачастую отмахиваемся от этих традиций, и этим лишаем наших детей возможности прикоснуться к духовно-нравственным основам, к прекрасным образцам устного и музыкального народного творчества.

Цель.  Продолжать знакомить дошкольников с традициями народных праздников.

Задачи проекта.

Образовательные.  Знакомить детей с русскими народными праздниками.

Расширять представления о Масленице как об одном из русских народных праздников.

Познакомить дошкольников с особенностями празднования Масленицы на Кубани.

Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной культуре, первоначальные представления об истории и культуре русского народа.

Формировать навыки творческого взаимодействия детей, родителей и педагогов.

Развивающие.  Развивать инициативность, художественные и творческие способности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметами народно-прикладного искусства.

Активизировать речь детей в процессе ознакомления с народными песнями, закличками, пословицами и поговорками.

Развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход из проблемных ситуаций.

Воспитательные. Воспитывать уважение к культурно-историческим богатствам русского народа; чувства патриотизма.

Формировать доброжелательное общение детей в играх, продуктивной совместной деятельности между сверстниками и взрослыми.

Кубанские казаки свято чтут все традиции своего народа, а потому Масленица на Кубани отличается своей  самобытностью и соблюдением древних обрядов. Ни одно народное гуляние здесь не обходится  без шествия ряженых, кулачных боев и зимних забав.  Однако  кроме традиционных ритуалов в каждой станице есть свои особенности празднования масленичной недели: с обрядом восхваления, кормления и сжигания чучела Зимы. 

Масленица – неделя сырная, мясопустная. Это потому,  что мяса не едят. Зато вволю – сыр, сметану, масло и, конечно, блины.

Надоела нам зима –

Ледяная кутерьма.

Вновь Весна-красна идет,

Русский праздник к нам ведет!...

Бабушка печет блины

Со сметанкой, маслицем.

Ах, как вкусно! Рады мы –

Здравствуй, здравствуй,

                             Масленица!

                               Тамара  Ващенко.

Масленица, пожалуй, единственный праздник, сохранивший истинный дух древней Руси.

Шумные веселые народные гуляния, яркие наряды, богатый стол – воплощение широкой русской души.

Семидневное веселье посвящено проводам холодной зимы и заканчивается символической встречей весны. Половина случайных прохожих скажет, что это языческий праздник, другая, что православный. Все они правы. С приходом христианства изменился только день празднования, который определяться в зависимости от начала Великого Поста.

Каждый день Масленицы имеет свое особое значение.
Понедельник — встреча.  В понедельник встречали праздник. Устраивали  и раскатывали ледяные горки, ставили качели. Бытовало поверье, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях, причем, чем выше, тем лучше.
Вторник — заигрыши.  В этот день начинаются веселые игры, а за веселье и потеху по традиции угощают горячими блинами.

Среда — лакомки.  В среду хозяйки поступают прямо по поговорке: «Что есть в печи, то на стол мечи!».

Четверг — широкий разгул. С этого дня народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, кулачным боям. И чтобы солнышко по быстрее прогнало зиму, народ устраивал катание на лошадях «по солнышку», т.е. по часовой стрелке вокруг станицы.
Пятница — тёщины вечерки. Когда зять идет в  гости к тёще, а она, конечно, зятя привечает  и  блинами и блинами его угощает.
Суббота — золовкины посиделки. В этот день ходят в гости ко всем родственникам и угощаются блинами.

Прощеное Воскресенье. В заключительный день Масленицы просят у родных и знакомых прощения, кланяются в ноги, освобождаясь от грехов перед Великим постом. В ответ нужно сказать: «Бог простит». И после этого, как правило, продолжается веселье: пляшут и поют, хороводы водят, тем самым, провожают Масленицу.

Ожидаемые результаты.  Расширение представлений  детей о традициях проведения народного праздника  Масленицы на Кубани.

Повышение уровня  умений детей в художественном творчестве, познавательного интереса среди детей и их родителей к родной истории.

Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и воспитателями.

Пополнение  методической базы  картотеками, тематическими конспектами ООД с детьми.

Этапы реализации проекта.

  1. Подготовительный  этап (разработка проекта).

-  определение проблемы;

- ознакомление администрации, педагогов и родителей с задачами проекта;

-  постановка цели и задач;

-  определение методов работы;

-  подбор информации и материала для реализации проектной деятельности   (художественная  литература,  иллюстрации, электронные презентации, дидактический и музыкальный материал);

-  составление перспективного плана реализации проекта;

-  введение детей в проблемную игровую ситуацию;

-  изготовление атрибутов для проведения подвижных игр,

- подбор материалов для продуктивной деятельности.

  1. Диагностический этап.

Изучить мнение всех участников образовательного     процесса     по проблеме.

Беседы, анкетирование родителей.

  1. Практический этап (реализация проекта).

Виды деятельности

Содержание деятельности

«Познание»

Беседы «Как на Кубани весну встречали!», «Знакомство с обычаями гостеприимства на Кубани».

ООД с использованием ИКТ «Масленица идет!».

Рассматривание и обсуждение картин Б. Кустодиева «Масленица(1919г.),   В. Сурикова «Взятие снежного городка».

Просмотр иллюстраций, фотографий о праздновании Масленицы на Кубани.

Знакомство с народными музыкальными инструментами: дудочка, трещотка, гармошка.

Наблюдение за трудом повара, пекущего блины.

«Речевое развитие»

Составление описательных рассказов о предметах народного быта.

Пальчиковая игра «На блины». 

Загадывание загадок, пословицы и поговорки.

Дидактические игры «Пословицы перепутались», «Расскажу по порядку»,

«Чтение художественной литературы»

Знакомство с пословицами и поговорками, загадками  о весне, Масленице.

Разучивание стихотворения Т.Ващенко «Масленица», закличек.

Чтение рассказа К. Ушинского «Проказы старухи-зимы», П. Вяземский «Масленица на чужой стороне»,  А. Н. Островский «Снегурочка», «Крылатый, мохнатый да масленый» русская народная сказка.

Игра – викторина «Из какой сказки».

«Художественное творчество».

Рисование  «Рубаха для скомороха», «Золотая хохлома»

Лепка «Медведь на ярмарке», «Вкусные вареники».

Аппликация «Веселый хоровод».

Конструирование из бумаги «Эх, гармонь моя»

Домашнее задание и выставка рисунков детей «Веселая масленица».

Самостоятельная деятельность: раскраски с изображением русской тройки, народных игрушек;

Изготовление подарков – сюрпризов  (Кукла-самокрутка).

«Физическое развитие»

Народные подвижные игры «Заря-зарницы», «Горелки»,  «Карусель с лентами», «Ручеек».

Проведение физкультурного досуга в зале «Молодецкие забавы».

Игры-эстафеты «Кто быстрее на метле», «Кто больше напечет блинов», «Перетягивание каната».

«Музыка»

Разучивание  хороводных игр и песен: «Веснянка» рус. нар. мелодия, «Мы Масленицу дожидались» рус. нар. мелодия, «Мы давно блинов не ели» рус. нар. мелодия, «Прощай, Масленица»  рус. нар. мелодия, частушек,  народных попевок.

Музыкальная игра «Ворон», «Тень, тень, потетень» рус. нар. мелодия.

Прослушивание звукозаписи пьесы П.И. Чайковского «Февраль. Масленица» (из цикла «Времена года»), кубанских песен.

Обучение игре на музыкальных инструментах: ложки, трещотка, металлофон.

Просмотр мультипликационного фильма «Смешарики. Масленица».

«Социализация»

Словесные игры: «Когда это бывает?»,  

Настольно-печатные игры, бирюльки.

Дидактические игры: «Подбери наряд на праздник», «Накрой на стол», «Целое и часть», «Который по счету?», «Наряди скомороха», «Чудесный мешочек».

Сюжетно-ролевые игры: «Семья»,  «Ярмарка», «Идем в гости».

Игры со строительным материалом, конструктором

Игровое упражнение «Накрой праздничный стол»

«Труд»

Практическая деятельность: изготовление атрибутов для проведения подвижных игр и развлечений.

Изготовление куклы Масленица.

Коллективные и индивидуальные трудовые поручения.

«Безопасность»

Беседы «Огонь опасен!», «Будьте  внимательными, когда играете в подвижные игры».

Деятельность родителей.

Знакомство родителей с темой проекта «Масленица, здравствуй, веселись и властвуй!»

Участие родителей в создании предметно-развивающей среды: пополнение уголка театрализованной деятельности,  сюжетно-ролевой игры «Семья», книжного уголка.

Консультации для родителей «Игры, гуляния и забавы на Масленицу», «Масленичная неделя».

Выставка детских рисунков «Веселая Масленица».

Конкурс по изготовлению  куклы- самоделки  «Масленица» (совместное творчество детей и родителей).

Оформление мини-выставок.

  1. Обобщающий этап.

Итоговая  презентация  «Масленица, здравствуй, веселись и властвуй!» Праздник   «Масленица – разгуляй!»

Выставка кукол Масленица (совместные работы детей и родителей).

Выставка рисунков «Веселая Масленица».

Обеспечение проекта:

Техническое: музыкальный центр, компьютер, цифровой аппарат, видеопроектор.

Кадровое: взаимосвязь с методистом ДОУ, музыкальным руководителем, воспитателем по физическому воспитанию.

Информационные: методическая и художественная литература, материалы мероприятий с дошкольниками, иллюстрации, картотеки по теме.

Нормативно-правовые: соблюдение СанПиН в плане режима, организация детской деятельности в ДОУ.

Выводы:

В результате реализации этого проекта дети приобрели знания о Масленице как об одном из веселых русских народных праздников; навыки  игры на музыкальных инструментах, узнали новые песни, сказки, пляски, игры своей страны.

У них сформировался познавательный интерес к народным праздникам.

Расширили представления о родственных отношениях. Ребята познакомились с предметами быта старинной казачьей хаты. Успешно усвоили  традиционные культурные эталоны  не только дети, но и их родные, близкие, сотрудники детского сада.

Родители проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта, проявили творческую инициативу при изготовлении кукол-самоделок.

Литература.

1. О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»  Санкт–Петербург, издательство «Детство-Пресс», 2000.

2. Л.С.Куприна, О.А.Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством» - изд. «Детство-Пресс» 1999.

3. Комарова Т.С., Зацепина И.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников.  Москва, 2005.

4. «Истоки русской  народной культуры в детском саду. Автор-составитель И.Г.Гаврилова. Санкт–Петербург издательство «Детство-Пресс», 2010.

5. «Нравственно- патриотическое и духовное  воспитание дошкольников». Творческий  Центр Сфера. Москва ,2013.

6. Энциклопедия детского фольклора.  Белый город. Москва, 2008

7. А. Коринфский «Народная Русь» (Сказания,  поверия,  обычаи и пословицы русского народа). Белый город. Москва, 2007.

8. А. Н. Терещенко «История культуры русского народа» ЭКСМО Москва, 2007.

9. Фольклорно-экологические занятия для старших дошкольников под ред. Г. А. Лапшиной. «Учитель». Волгоград, 20008.

http: // mama.ru/post/maslenica-istoriya-prazdnika-pochemu-hristiane-prazdnuut-maslenicu

Приложение.

Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт.

Масленица.

Надоела нам зима –

Ледяная кутерьма.

Вновь Весна-красна идет,

Русский праздник к нам ведет!

Масленица, здравствуй,

Веселись и властвуй!

Здравствуйте, капели,

Снова вы запели.

Ручейки опять звенят –

Ждут на улице ребят.

Вверх бросаем шапки –

Теплые ушанки.                          

Бабушка печет блины

Со сметанкой, маслицем.

Ах, как вкусно! Рады мы –

Здравствуй, здравствуй,

                             Масленица!

                               Тамара  Ващенко.

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут, смех не умолкает.

Дома аромат блинов

Праздничный чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем есть их вместе.

Шумно, весело пройдет

Сырная Седьмица,

А за ней – Великий пост,

Время, чтоб молиться.

Посреди небесных тел

Лик луны туманный,

Как он круг и как он бел,

Точно блин с сметаной.

Кажду ночь она в лучах

Путь проходит млечный.

Видно, там на небесах

Масленица вечно!

                              М. Лермонтов

Русский блин

Издревле люди на Руси

На Масленицу, Бог спаси,

Устав от стылой тишины,

Пекли румяные блины.

Звал тещу на блины зятек,

Муж для жены оладьи пек.

Мать для сынов пекла по паре

С икрой и с медом, на опаре.

Свекровь учила молодуху

Как ставить в бочке медовуху.

Как ждать гостей,

Как стол накрыть,

Блины подать, веселой быть.

Блин гостем был, хозяевал,

Рты т ротишки открывал;

Питал и веселил народ.

Был вхож в любые из ворот.

В боярском доме и в клети,

И нищему на паперти;

На олове, на хрустале –

По русской блин шагал земле.

Был комом, или маслом тек,

На перекрестьях всех дорог

И неудачу, и успех

С лихвою блин делил на всех.

И пел народ, и был един:

«Он – солнца сын –

Наш, русский блин»!

                          Т. Культина

Детям нравятся блины.

До чего блины вкусны!

Все на свете влюблены

В аппетитные блины!!

Со сметанкой и с икрой!

Поскорее – стол накрой!

С джемом, с медом и вареньем,

Со «сгущенкой»  – объеденье!

С мясом, с маслицем, с грибами,

С фруктами и овощами…

С творожком или с капустой,

С пудрой сахарною, вкусно!..

Я зову к себе гостей,

Моих маленьких друзей,

Налетайте, на блины!..

Ой, штанишки нам тесны…

                              Т. Юдина

По древнему рецепту.

Ох, люблю же я блины!

До чего они вкусны!

 Мне их бабушка печет.

Вот опять их есть зовет!

Я пеку румяные

Русские блины

По рецепту древнему

Предков старины

Знает его тайгу

Бабушка моя,

По наследству – мама,

И, конечно, я

Сладкие, медовые,

С медом, с молоком

Ароматы сладкие

Заполняет дом.

Три огромных блюда

Напеку блинов,  

Приходите гости –

Чай уже готов.

                  Д. Кузнецов

Пословицы.

Без блинов – не Масленица.

Масленица не навек дается.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.

Как на масленой недели в потолок блины летели.

Пируй баба на Масленице и гуляй, а про пост  вспоминай.

Не житье, а Масленица.

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

Масленица семь дней гуляет.

Кому Масленица, да сплошная,

А нам Вербная да Страстная!

Масленица объдуха, деньгами приберуха.

Это Масленица идет, блин да мед несет.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

Хоть все с себя заложить, а Масленицу проводить.

Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.

Блин да клин – брюха не расколет.

Блин на сноп – на вилы не наденешь.

Загадки про Масленицу.

Была белая да седая, пришла зеленая, молодая. (Зима и весна)

Старый дед, ему сто лет…

Намостил во всю реку,

А пришла молода –

Весь мост размела. (Мороз и  Весна)

Праздник этот знаем мы –

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь блины.  (Масленица)

Упало солнышко в снега,

Влилась молочная река,

Плывут в горячую страну

Там делать в дырочках луну. (Блины)

Что на сковородку наливают, да вчетверо сгибают? (Блин.)

Масленица – объеденье!

 Напечем блины с утра.

К ним сметана и варенье

И, конечно же, …!  (Икра)

И с икрой, и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки – (Блины)

В масленично воскресенье

Все старался старый Тит

Попросить у всех прощенья

И ответить … («Бог простит!»)

Список детской художественной литературы по теме «Масленица»

Большой толковый словарь пословиц и поговорок.

Энциклопедия детского фольклора.  Белый город. Москва, 2008

Вяземский П.Я. «Масленица на чужой стороне»

«Весна красна. Ты на чем пришла» (энциклопедия детского фольклора)

«Сударушка» (русские праздники)

Гелездинова Ю. В. Подбор загадок, пословиц, поговорок, частушек, игр и конкурсов о масленице (для детей).

«Крылатый, мохнатый да масленый» русская народная сказка.

Островский А. Н. «Снегурочка»

Ушинский К. Д. «Проказы старухи зимы»

Науменко Г. М. «Солнце и блины», «Соломенная Масленица»,  «Как весна зиму поборола»

Позднякова М. «Все коту Масленица»

Шмелев И. С., Островский А. Н., Чехов А. П. «Детям о Масленице»

Ващенко Т. Л. «Масленица»

Сказка «Зима и Масленица» - Вектор-успеха. РФ. 21vu.ru>stuff

«Балаганы» (1917 г.), «Зима» (1916 г.) Кустодиев,

А. М. Знак «Проводы зимы в старом Красноярске» (1996г.),

Анна Черкашина «Масленица» (2002 г.),  

Н. Фетисов «Широкая Масленица» (1990 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Здравствуй, малыш!"

Краткосрочный педагогический проект «Здравствуй, малыш!»  (для детей первой младшей группы)Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспече...

Педагогический проект "Здравствуй, лето!"

Краткосрочный педагогический проект «Здравствуй, лето» (организация  воспитательно-образовательной работы в ДОУ в летнее время) Оздоровления детей в период летней оздоровительной компании; обога...

Педагогический проект ЗДРАВСТВУЙ ДЕТСКИЙ САД!

  Проблема адаптации детей к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пройдёт привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зав...

Занятие по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного». Образовательная ситуация к занятию №16 «Линия характера (История книги)»

Занятие по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного». Блок № III «История в деталях» Образовательная ситуация  к занятию...

Педагогический проект "Здравствуй, детский сад!"

Тип проекта: информационно - практико-ориентированныйУчастники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители, педагог-психологМасштаб проекта: краткосрочныйЦель проекта: успешная адаптация детей 4-5 ле...

Методическая разработка .Образовательная музейно-педагогическая программа "Здравствуй, музей!"

Программа предложена Государственным Русским музеем (г.Санкт-Петербург) для апробации в образовательных учреждениях Российской Федерации. Она разработана авторским коллективом под руководством Б.А.Сто...

"Славная Петропавловская крепость" (Материал к занятию по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для средней группы «Мы входим в мир прекрасного», Блок № IV «Дом, в котором я живу» Образовательная ситуация к занятию №4.9.1)

Предлагаю Вам материал к занятию (в виде презентации для детей) по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для средней группы «Мы входим в мир прекрасного», Блок № IV «Дом, в котором я ж...