Педагогический проект «Масленица»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Цель работы над проектом: приобщение детей к культуре русского народа.

Задачи:

— продолжать знакомить детей с русскими народными традициями;

— расширять представления о Масленице как об одном из русских народных праздников;

— активизировать речь детей в процессе ознакомления с народными песнями, закличками, пословицами и поговорками;

— актуализировать представления детей о названиях и назначении предметов быта в старинной русской избе;

— формировать навыки творческого взаимодействия детей, родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslenitsa.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта «Масленица»

Автор проекта: Еделева Татьяна Ивановна, воспитатель.

Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, родители, музыкальный руководитель.

Раздел программы/область: социально-личностное развитие.

Название проекта: «Масленица».

Тип проекта: краткосрочный (сроки реализации проекта с 01 по 7 марта), информационно-творческий.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Наличие межпредметных связей: познание, социализация, художественное творчество, физическое развитие, безопасность, музыкальное развитие, коммуникация.

Цель работы над проектом: приобщение детей к культуре русского народа.

Задачи:

— продолжать знакомить детей с русскими народными традициями;

— расширять представления о Масленице как об одном из русских народных праздников;

— активизировать речь детей в процессе ознакомления с народными песнями, закличками, пословицами и поговорками;

— актуализировать представления детей о названиях и назначении предметов быта в старинной русской избе;

— формировать навыки творческого взаимодействия детей, родителей и педагогов.

Мотивация деятельности по реализации проекта.

В ходе беседы о русских народных праздниках дети задали вопрос: «А почему у праздника такое „съедобное“ название — Масленица, как его празднуют?». При объяснении детям происхождение названия праздника появилось и много других вопросов, касающихся этой темы. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития детей, было принято решение расширить представления детей об этом празднике как об одной из составляющих общей культуры русского народа. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ и страну, чувство патриотизма.

Предполагаемый результат.

—расширение представлений детей о русских народных традициях;

—повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве;

—установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами;

—пополнение методической «копилки» тематическими конспектами НОД с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.

Форма презентации.

Досуг «Широкая Масленица» с участием детей, родителей и педагогов.

Этапы реализации проекта «Масленица».

Подготовительный (организационный) этап: разработка содержания проекта, составление плана работы; подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (развивающие игры, иллюстрации, электронные презентации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями и плясками); изготовление атрибутов для проведения подвижных игр; подбор материалов для продуктивной деятельности.

Основной (деятельный) этап:

Формы работы с детьми (схема реализации образовательных областей)

Познание: НОД с использованием ИКТ «Откуда к нам пришла Масленица?»; просмотр видеофильма «Как на Руси Масленицу встречали»; просмотр иллюстраций, фотографий в познавательных энциклопедиях о праздновании Масленицы; обследование материалов, применяемых в русских народных промыслах (разные виды посуды, игрушек-самоделок, деталей праздничной одежды и головных уборов), рассматривание репродукций картин русских художников: Б. М. Кустодиев. «Масленица», В. И. Суриков. «Взятие снежной крепости». знакомство с происхождением звука из разных народных музыкальных инструментов: дудочка, гусли, гармошка.

Речевое развитие: придумывание загадок о блинах на основе описания их характерных признаков; д/и «Пословицы перепутались», «Расскажи по порядку», «Составь слово по первым звукам»; составление рассказа из личного опыта «Как мы Масленицу встречали».

Чтение художественной литературы: К. Д. Ушинский. «Проказы старухи-Зимы», русские народные песенки, потешки, заклички, пословицы и поговорки, загадки о Масленице, блинах; рус. нар. сказка «Снегурочка», П. Я. Вяземский. «Масленица на чужой стороне»; А. С. Пушкин. «Они хранили в жизни мирной».

Социализация: дидактические игры «Кузовок», «Барыня прислала сто рублей», «Неоконченный рассказ», «Целое и часть», «Который по счету», головоломка «Волшебный круг», музыкальная игра «Ты катись, веселый блинчик», «Барашеньки»; сюжетно-ролевые игры «Семья» (сюжет «готовим угощение»), «Ждём гостей», «Мы идём в гости».

Художественное творчество: аппликация с элементами рисования «Рисуем масленицу» (коллективная работа); декоративное рисование «Украсим платок», «Золотая хохлома»; лепка «Ой блины, блиночки», оформление книжки-малышки со стихами, потешками, пословицами, поговорками, закличками, небылицами и иллюстрациями детей.

Труд: Изготовление макета Масленицы, изготовление книжки-малышки «Загадки о Масленице», изготовление атрибутов для проведения подвижных игр и развлечений; оригами «Гармошка».

Безопасность: беседы — «Нам огонь не друг», «Правила обращения с острыми инструментами».

Здоровье: беседа о пользе для здоровья прогулок в любое время года.

Физическая культура: комплекс общеразвивающих упражнений «Хоть зима и хороша, в дверь стучит уже весна», хороводные игры: «Карусель с лентами», “Веснянка”, ”Ручеек«, «Матрёшки»; подвижные игры: «У медведя во бору», «Ручеек», «Лохматый пёс», эстафета с блинами.

Музыка: слушание аудиозаписей и разучивание русских народных песен: «Ой, блины, блины, блины», «Едет Масленица», частушек и закличек.

Формы взаимодействия с родителями:

— устный журнал «Здравствуй, Масленица»

— информационный стенд «Широкая масленица»

— памятка «Масленичная неделя»

— папка - передвижка «Старинные обычаи и традиции»

— конкурс по изготовлению куклы - самоделки «Масленица» (семейное творчество), оформление мини-выставки

— мастер- класс «Печь блины я мастерица», составление книги рецептов

— участие в совместном досуге детей, родителей и педагогов «Широкая масленица!».

Заключительный этап:

— проведение досуга «Широкая масленица!»;

— оформление книги рецептов блинов;

— создание итоговой ИКТ-презентации «Масленица».

РЕЗУЛЬТАТ

Дети: получили новые знания о Масленице как об одном из русских народных праздников; расширили представления о родственных отношениях; познакомились с предметами быта старинной русской избы; приняли участие в оформлении группы к праздничным мероприятиям.

Педагоги: подобрали методическую и детскую литературу; пополнили методическую «копилку» тематическими презентациями, репродукциями картин русских художников, аудиозаписями, картотеками стихов, пословиц, поговорок, спортивных игр и развлечений; наработали рекомендации для родителей с информацией о традициях масленичной недели.

Родители: проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта; проявили творческую инициативу при изготовлении куколок-самоделок для оформления выставки; приняли активное участие в подготовке к проведению совместного мероприятия.

В развивающую среду были внесены: репродукции картин русских художников на тему «Масленица»; книжки-малышки «Загадки о Масленице», «Ой, блины, блины, блины», книга рецептов блинов, подборки стихов о Масленице; фотоколлаж «Как мы Масленицу праздновали».

Критерии оценки результата: установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами; активная деятельность детей и родителей в ходе реализации проектных мероприятий.

Последующая работа:

  • Продолжить работу по поддержанию интереса у детей и родителей к истокам русской культуры
  • Посещение музеев и выставок народно-прикладного творчества
  • Обсуждение, планирование и проведение других народных праздников.

Оснащение предметно-пространственной развивающей среды:

Картотека русских народных подвижных игр, потешек, закличек, пословиц о весне и Масленице.

Выставка книг по народному творчеству для детей.

Видео и фонотека по теме «Масленица».

Литература

  1. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс», 2008 .
  2. Науменко Г.М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках. Сборник фольклорных материалов. Центрполиграф, 2001.
  3. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004.
  4. Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. и др. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста – Москва, 2007г. – сценарии праздников, 2015.
  5. Резунков А.Г. Яковлева М.В. Масленица. Сценарий праздника,игры, скороговорки «композитор» С.Пб 2013 – Сборник о древних русских праздниках, 2017.
  6. Соколова Л.В, Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях.- Москва, Айрис-пресс, 2003.