Паспорт педагогического проекта "Масленица"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Данную методическую разработку можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста с целью приобщения их к основам культуры русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuznetsova_maslenitsa.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта «Масленица» в старшей группе детского сада

Автор: Кузнецова Татьяна Ивановна, воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ детский сад №44 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Участники проекта: дети старшей группы ОПД, их родители и педагоги.

Раздел программы/область: социально-личностное развитие;

Название проекта: «МАСЛЕНИЦА»

Тип проекта: краткосрочный (сроки реализации проекта с 24 февраля по 2 марта), информационно-творческий

Возрастная группа: старший дошкольный возраст

Наличие межпредметных связей: познание, социализация, художественное творчество,  физическое развитие, безопасность, музыкальное развитие, коммуникация

Цель работы над проектом: приобщение детей к культуре русского народа;

Задачи:

— знакомить детей с русскими народными традициями;

— расширять представления о Масленице как об одном из русских народных праздников;

— активизировать речь детей в процессе ознакомления с народными песнями, закличками, пословицами и поговорками;

— актуализировать представления детей о названиях и назначении предметов быта в старинной русской избе;

— формировать навыки творческого взаимодействия детей, родителей и педагогов.

Мотивация деятельности по реализации проекта

В ходе беседы о русских народных праздниках и рассматривания этнокалендаря  дети задали вопрос: «А почему у праздника такое «съедобное» название — Масленица, как его празднуют?». При объяснении детям происхождения названия праздника появилось и много других вопросов, касающихся этой темы. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития детей, было принято решение расширить представления детей об этом празднике как об одной из составляющих общей культуры русского народа. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ и страну, чувство патриотизма.

Предполагаемый результат.

—расширение представлений детей о русских народных традициях;

—повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве;

—установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами;

—пополнение методической «копилки» тематическими конспектами НОД с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.

Форма презентации

Досуг «Широкая Масленица» с участием детей, родителей и педагогов.

Этапы реализации проекта «Масленица»

Подготовительный (организационный) этап: разработка содержания проекта, составление плана работы; подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (развивающие игры, иллюстрации, электронные презентации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями и плясками); изготовление атрибутов для проведения подвижных игр; подбор материалов для продуктивной деятельности.

Основной (деятельный) этап:

Формы работы с детьми (схема реализации образовательных областей)

Познание: НОД с использованием ИКТ «Откуда к нам пришла Масленица?»; просмотр видеофильма «Как на Руси Масленицу встречали»; просмотр иллюстраций, фотографий в познавательных энциклопедиях о праздновании Масленицы; обследование материалов, применяемых в русских народных промыслах (разные виды посуды, игрушек-самоделок, деталей праздничной одежды и головных уборов), рассматривание репродукций картин русских художников: Б. М. Кустодиев. «Масленица», В. И. Суриков. «Взятие снежной крепости», знакомство с происхождением звука из разных народных музыкальных инструментов: дудочка, гусли, гармошка.

Речевое развитие: придумывание загадок о блинах на основе описания их характерных признаков; д/и «Пословицы перепутались», «Расскажи по порядку», «Составь слово по первым   звукам»; составление рассказа из личного опыта «Как мы Масленицу встречали».

Чтение художественной литературы: К. Д. Ушинский. »Проказы старухи-Зимы», русские народные песенки, потешки, заклички, пословицы и поговорки, загадки о Масленице, блинах; рус. нар. сказка «Снегурочка», П. Я. Вяземский. «Масленица на чужой стороне»; А. С. Пушкин. «Они хранили в жизни мирной».

Социализация: дидактические игры  «Кузовок», «Барыня прислала сто рублей», «Неоконченный рассказ» «Целое и часть», «Который по счету», головоломка «Волшебный круг», муз.дид. игра  «Ты катись, веселый блинчик», «Вышел Ваня погулять»; сюжетно-ролевые игры «Семья» (сюжет «готовим угощение»), «Ждём гостей», «Мы идём в гости».

Художественное творчество:  аппликация  с элементами рисования «Рисуем масленицу» (коллективная работа); декоративное рисование «Украсим платок», «Золотая хохлома»; лепка «Ой блины, блиночки», оформление книжки-малышки со стихами, потешками, пословицами, поговорками, закличками, небылицами и иллюстрациями детей.

Труд: Изготовление макета Масленицы, изготовление книжки-малышки «Загадки о Масленице», изготовление атрибутов для проведения подвижных игр и развлечений; оригами «Гармошка».

Безопасность: беседы — «Нам огонь не друг», «Правила обращения с острыми инструментами».

Здоровье: беседа о пользе для здоровья прогулок в любое время года.

Физическая культура: комплекс общеразвивающих упражнений «Хоть зима и хороша, в дверь стучит уже весна», хороводные игры: «Карусель с лентами», «Веснянка»,  «Матрёшки»; подвижные игры: «Петушки», «Ручеек»,  «Коленки», эстафета с блинами.

Музыка: слушание аудиозаписей и разучивание русских народных песен: «Ой, блины, блины, блины», «Едет Масленица», частушек и закличек.

Формы взаимодействия с родителями

— устный журнал «Здравствуй, Масленица»

— информационный стенд «Широкая масленица»

— памятка «Масленичная неделя»

— папка - передвижка «Старинные обычаи и традиции»

—  участие в подборе материалов для организации мини-выставки  «Бабушкин платок»

—  конкурс по изготовлению куклы- самоделки «Масленица» (семейное творчество), оформление мини-выставки

— мастер- класс «Печь блины я мастерица», составление книги рецептов

— участие в совместном досуге детей, родителей и педагогов «Масленичные посиделки».

Заключительный этап:

— проведение детско-родительского вечера досуга «Масленичные посиделки»;

— оформление книги рецептов блинов;

— создание итоговой ИКТ-презентации  «МАСЛЕНИЦА»

РЕЗУЛЬТАТ:

Дети: получили новые знания о Масленице  как об одном из русских народных праздников; расширили представления о родственных отношениях; познакомились с предметами быта старинной русской избы; приняли участие в оформлении группы к праздничным мероприятиям.

Педагоги: подобрали методическую и детскую литературу; пополнили методическую «копилку» тематическими презентациями, репродукциями картин русских художников, аудиозаписями, картотеками стихов, пословиц, поговорок, спортивных игр и развлечений; наработали рекомендации для родителей с информацией о традициях масленичной недели.

Родители: проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта; предоставили экспонаты для организации мини-выставки «Бабушкин платок»; проявили творческую инициативу при изготовлении куколок-самоделок для оформления выставки; приняли активное участие в подготовке к проведению совместного мероприятия.

В развивающую среду были внесены: репродукции картин русских художников на тему «Масленица»; книжки-малышки «Загадки о Масленице», «Ой, блины, блины, блины», книга рецептов блинов, подборки стихов о Масленице; фотоколлаж «Как мы Масленицу праздновали».

Критерии оценки результата: установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами; активная деятельность детей и родителей в ходе реализации проектных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт педагогического проекта "Дорожная азбука"

Актуальность темы. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и б...

Паспорт педагогического проекта в младшей группе на тему "Игрушки"

Педагогический проект на тему "Игрушки" в младшй группе...

Паспорт педагогического проекта «Будь здоров, малыш!»

Проект посвящён актуальной проблеме – формированию у детей навыков здорового образа жизни. Для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у детей, необходима совмес...

Паспорт педагогического проекта «Будь здоров, малыш!»

Проект посвящён актуальной проблеме – формированию у детей навыков здорового образа жизни. Для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у детей, необходима совмес...

Паспорт педагогического проекта "Вот какое совпаденье: Новый год и День рожденья !"

Авторы и участники проекта: дети подготовительной   группы  , воспитатели, специалисты, родители воспитанников.Название проекта :" Вот какое совпаденье: Новый год и День рожденья !"Тип...

Паспорт педагогического проекта "Животные Крайнего Севера"

Педагогический проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Раскрывает систему работы по ознакомлению с животными Крайнего Севера....

Паспорт педагогического проекта «Город мой - Воркута»

Воспитывать чувство гордости, уважение и любви к родному краю через знакомство с историей родного города,  достижениями  людей, прославивших наш город. Расширять кругозор и активизацию позна...