Формирование знаний у детей дошкольного возраста о художественно-этнических особенностях народного искусства
статья (старшая группа)

Народное искусство – это не отдельная художественная вещь, сказка, песня, это – мир человеческих отношений: «отношений человека с природой, человека с человеком, с историей своего народа, с миром». Это понимание естественно рождает стремление учителя «оживить, вещи, заставить «заговорить» среду бытования, суметь услышать, что хотел сказать мастер тому, кому предназначалась вещь. И здесь возможны различные методы и приемы: беседа, диалог, сказка, игра и игровые приемы.

В работе с дошкольниками формирование  знаний о художественно-этнических особенностях народного искусства обеспечивается решением художественно-творческих задач разного типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья из опыта работы 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование знаний у детей дошкольного возраста о  художественно-этнических особенностях народного искусства

Литёнкина Ольга Артуровна

 ОЧУ Детский сад «Школа сотрудничества»

Особая роль в развитии знаний о художественных и этнических особенностях своего народа принадлежит народному искусству с его богатыми, многовековыми традициями, заложенными в народной музыке, сказках, прикладном искусстве, играх и т.д.

Народное искусство – это не отдельная художественная вещь, сказка, песня, это – мир человеческих отношений: «отношений человека с природой, человека с человеком, с историей своего народа, с миром». Это понимание естественно рождает стремление учителя «оживить, вещи, заставить «заговорить» среду бытования, суметь услышать, что хотел сказать мастер тому, кому предназначалась вещь. И здесь возможны различные методы и приемы: беседа, диалог, сказка, игра и игровые приемы.

В работе с дошкольниками формирование  знаний о художественно-этнических особенностях народного искусства обеспечивается решением художественно-творческих задач разного типа.

Повтор. Задача простая, направлена на повтор главных отличительных элементов орнаментов, характерных для определенной школы народного мастерства. Повтор предполагает индивидуальное видение орнаментальных мотивов. Это не механическое повторение, а установка на творческое, эстетическое восприятие, усиливаемое восприятием природных мотивов и произведений народных мастеров.

Вариации. Задача усложненного типа направлена на повтор главных элементов определенной школы народного мастерства с вариациями. Рисование кистью главных элементов предполагает варианты их декоративной трактовки, привлечение разнообразных композиционных схем, включение новых элементов. Творческая активность определяется эстетическим восприятием природных мотивов и произведений народных мастеров из разных школ народного мастерства.

Импровизация. Наиболее сложная задача направлена на импровизацию по мотивам народного орнамента и эстетического восприятия природы с целью создания нового образа декоративного мотива или художественной вещи. Ритм, цвет, ритмические единицы (фигуры) такого орнамента разнообразны.

Приобщение к народному искусству можно осуществлять через этнопедагогизацию художественного образования. Г.Н. Волков отмечает, что этнопедагогизация – главный и решающий факт интеграции обучения и воспитания: целостный воспитательный процесс как естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду (этнопедагогическое пространство). Этнопедагогизация воспитания – использование лучших традиций воспитания народной культуры в сочетании с достижениями психолого-педагогической науки.  Она включает в себя два компонента – этнический и педагогический. Этнопедагогизация процесса художественного образования предполагает гармонизацию двух компонентов:

1) изучение культуры и искусства конкретного народа через сравнение и нахождение связей, отличий с культурами и искусством других народов, через диалог «регионально-этнический» (по горизонтали) и «историко-эволюционный» (по вертикали);

2) целостный подход к обучению, адекватный народным традициям, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей,  их потребностей и интересов.

Важно отметить, что в методике формирования знаний у детей дошкольного возраста о художественно-этнических особенностях народного искусства необходимо учитывать особенности развития личности дошкольника. С этой целью следует:

– создавать условия для погружения воспитанников в мир художественных образов с помощью беседы, диалогов. Сказки и игры и игровых приемов. При этом игре и игровым ситуациям отдается предпочтение;

– вести ознакомление с художественным произведением, помня об определенной последовательности – от общего к частностям и опять к общему;

          – помнить, что формирование знаний у детей о художественно-этнических особенностях народного искусства состоялось, если нам удалось вызвать чувство творческого сопереживания увиденному.

Существует система условий, непосредственно влияющих на развитие художественного творчества школьников, я предлагаю ее рассмотреть. Считаю, что эту группу условий составляют:

– развитие интереса к изучению народного искусства;

– сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью дошкольников с педагогически целесообразной помощью им;

– воспитание у воспитанников веры в свои силы, в свои творческие способности;

– последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества;

– обучение языку народного декоративно-прикладного искусства;

– целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

– отбор произведений народного искусства для изучения с этническими особенностями;

– использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;

– активное изучение детьми под руководством педагога предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей;

– введение в занятие творческих, импровизационных и проблемных задач;

– сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися.

Таким образом, формирование знаний у детей дошкольного возраста о  художественно-этнических особенностях народного искусства будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:  

 - изучение культуры и искусства конкретного народа через сравнение и нахождение связей, отличий с культурами и искусством других народов;

- целостный подход к обучению, адекватный народным традициям, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей,  их потребностей и интересов, создание условий для их творческого развития и самовыражения.

Список литературы:

  1. Богатырев, П. Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. богатырев. – М. : Искусство, 2001.
  2. Вагнер, Г. К. О природе народного искусства // Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. Материалы Всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции. – М. : Наука, 1991.
  3. Волков, Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса / Г. Н. Волков. – М. : Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001.
  4. Соловьева, Л. Н. Русский сувенир. Матрешка / Л.Н. Соловьева. – Крань : Интербук-бизнес, 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование знаний у детей дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге методом проблемных ситуаций

Формирование знаний у детей дошкольного возраста о  безопасном поведении на дороге  методом  проблемных  ситуаций...

Рефлексивно-ролевая игра «Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах безопасности методом проблемных ситуаций»

Рефлексивно-ролевая игра "Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах безопасности методом проблемных ситуаций"...

Консультация для родителей «Воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с народным искусством»

В консультации для родителей детей среднего дошкольного возраста раскрыта роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей....

Формирование знаний у детей дошкольного возраста о народных традициях и праздниках в процессе экологического воспитания

Экологический подход в ознакомлении дошкольников с природой – новый, только набирающий популярность.Цель образовательной деятельности по экологическому воспитанию в контексте с народными традици...

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к народному искусству и творчеству» «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»

Ознакомление с русской народной культурой происходит на занятиях, в беседах, играх, экскурсиях-путешествиях в историю отдельных вещей, праздниках. Дети с младшего возраста знакомятся с ...

Педагогическая гостиная «Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста путем приобщения к народному искусству»

laquo;Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста путем приобщения к народному искусству»...