Самообразование учителя-логопеда
материал

Харсекина Екатерина Викторовна

Тема по самообразованию: "Дидактическая игра, как средство роазвития связной речи у детей с онр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_uchitelya-logopeda.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №27»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

учителя-логопеда Харсекиной Екатерины Викторовны

ТЕМА:  «Дидактическая игра, как средство развития связной речи у детей с ОНР»

на 2022– 2023 учебный год

Ачинск 2022г

Тема: «Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей с ОНР.

Актуальность темы: овладение правильной связной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач дошкольного учреждения, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью дидактической игры я решила развивать связную речь детей.

Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по теме «Дидактическая игра, как средство развития связной речи у детей с ОНР».

Задачи : -учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;

- формировать грамматический, лексический строй речи;

-развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

-продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;

-продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях;

-продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;

-пополнять словарный запас детей за счет изучения  сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;

Этапы работы

1 этап.Организационно-диагностический

2 этап. Теоретический

Цель:

 - изучение особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;  

- изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по речевому развитию в старшем дошкольном возрасте;  

- формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, стихов, потешек и т.д.)

3 этап. Обобщающий

Цель: формирование и развитие фонематического восприятия, а также развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Ожидаемый результат

Воспитанники должны:

  • Самостоятельно объяснять правила игры
  • Самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картине
  • Пересказывать небольшие литературные произведения
  • Отгадывать загадки
  • Подбирать к существительному прилагательное
  • Подбирать слова-антонимы

Систематичность работы над планом самообразования обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: на занятиях, построенных в игровой форме, и в свободной самостоятельной деятельности.

Систематическое проведение дидактических игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

1 этап. Организационно-диагностический

Сентябрь

Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»

Консультация по теме «Использование дидактических игр на занятиях по речевому развитию старшего  дошкольного возраста»

Изучение и обобщение психолого- педагогической  и методической литературы  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Родительское собрание «Особенности речевого развития детей 5-6 лет»

2 этап. Теоретический

Октябрь

Дидактические игры:

  • «Приготовим салат»
  • «Назови правильно»
  • «Магазин»
  • «Отгадай»

Взаимодействие с воспитателями

  • Формирование и оформление методической копилки (составление  плана по самообразованию, картотека игр, триггеры, стихов, потешек и т.д.)

Консультация: педагогический всеобуч «Ребенок 5-6 лет» (особенности развития детей)

2 этап. Обобщающий

Ноябрь

Дидактические игры:

  • «Найди отличия»
  • «Путаница»
  • «Новая квартира»
  • «А у нас»

Взаимодействие с воспитателями

  • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию
  • Создание картотеки дидактических игр
  • Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка передвижка).

Декабрь

Дидактические игры:

  • «Сочинялки»
  • «Кто, где живет?»
  • «Новоселье»
  • «Диалоги»

Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми.

  • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию
  • Создание картотеки дидактических игр
  • Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Консультация для родителей

«Игра, как средство развития

речи дошкольника».

Январь

Дидактические игры:

  • «Что напутал незнайка?»
  • «Кто сумеет похвалить»
  • «Какая, какое, какой?»
  • «Скажи какой»

Буклет «Рекомендации по планированию дидактических игр для педагогов»

  • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию
  • Создание картотеки дидактических игр
  • Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Консультация для родителей

«Значение дидактической игры в жизни ребёнка»,

Февраль

Дидактические игры:

  • «На выставке»
  • «Загадка»
  • «Кто внимательнее»
  • «Задумай слово»

Консультация для

педагогов

«Дидактическая игра как

средство речевого

развития дошкольников»

Оформление картотеки «Комплекс дидактических игр и упражнений способствующих развитию речи у старших дошкольников»

Анкетирование

«Игра в жизни вашего ребенка»

Март

Дидактические игры:

  • «Какое что бывает?»
  • «Что для чего»
  • «Играем со сказкой»
  • «Нарисуем картину словами»

Мастер – класс

«Игра по развитию речи

детей своими руками»

Оформление картотеки  «Словесные дидактические игры»

Составление памяток для

Родителей по данной теме

Апрель

Дидактические игры:

  • «Придумай сказку»                  
  • «Я начну, вы продолжите»                  
  • «Объясни, покажи»      
  • «Скажи по - другому»

Взаимодействие с

воспитателями

Оформление карточек - схем и картинок для разучивания стихотворений.  

Консультация «Учимся играть

правильно» (картотека игр для

развития речи)

Май

Фотовыставка«Вот как я играю в детском саду»

Показ непосредственной образовательной деятельности по развитию речи

Взаимодействие с

воспитателями

Составление отчета по выполнению плана по самообразованию.

Родительское собрание «Во

что играют наши дети?»

Список используемой литературы

1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

2. Журнал «Дошкольное воспитание».

3. Журнал «Ребенок в детском саду».

4. Журнал «Воспитатель ДОУ»

5. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007

6. Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994

7. Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007

8. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998

Список используемой литературы

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании»
  3. Бодраченко И.А.  Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
  4. Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.
  5. Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
  6. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г
  7. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.
  8. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2010г.
  9. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.
  10. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»-М:Школьная Пресса. 2013гПериодические издания
  11. Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
  12. Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г
  13. О. Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

План самообразования учителя-логопеда

План самообразования учителя-логопеда Майоровой Е.К.  на 2013-2014 учебный год.Тема:  «Использование информационно- коммуникативных   технологий в коррекционной работе учителя...

план по самообразованию учителя-логопеда

Тема: «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с недоразвитием речи» Обоснование выбранной темы:   Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальц...

План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...