Программа по патриотическому воспитанию "Я потриот"
материал

Мялова Майя Григорьевна

Программа «Я патриот» предназначена для организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО.

Программа «Я патриот» построена на позициях гуманно личностного отношения к ребенку и направлена на формирование его личности на основе нравственно-патриотических ценностей и представлений.

Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, искусство, труд, нравственное поведение, патриотические чувства).

Критерий формирования содержания программы - его воспитательная ценность, достоверность, познавательность и высокий художественный уровень используемого наглядного и информационного материала,

Работа с детьми построена в рамках блоков субъектно-субъектного взаимодействия педагогов и детей и свободной самостоятельной деятельности.

Программа построена с использованием разнообразных методов и приемов патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.).

При разработке программы использовались наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). В рамках программы предусмотрены различные проекты для всех участников образовательных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ya_potriot.docx185.86 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Я патриот» предназначена для организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО.

Программа «Я патриот» построена на позициях гуманно личностного отношения к ребенку и направлена на формирование его личности на основе нравственно-патриотических ценностей и представлений.

Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, искусство, труд, нравственное поведение, патриотические чувства).

Критерий формирования содержания программы - его воспитательная ценность, достоверность, познавательность и высокий художественный уровень используемого наглядного и информационного материала,

Работа с детьми построена в рамках блоков субъектно-субъектного взаимодействия педагогов и детей и свободной самостоятельной деятельности.

Программа построена с использованием разнообразных методов и приемов патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.).

При разработке программы использовались наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). В рамках программы предусмотрены различные проекты для всех участников образовательных отношений.

Цель и задачи программы

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным городом.

Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

Формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать  творческие способности.

Формировать основы экологической культуры, гуманное отношение ко всему живому.

Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному  дому, земле, где он родился.

Воспитывать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.

Воспитывать у дошкольников чувства уважения к защитн икам Отечества, к труду взрослых.

Педагогические принципы программы

Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Законодательно-нормативное обеспечение программы

Программа «Я патриот» разработана для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Нормативная база программы:

ФЗ Закон «Об образовании в РФ»

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1493.

Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г № 32 ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года).

Устав ДОУ.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – обазовательным программам дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. № 1014).

Структура программы

Реализация     Программы      проводится      в      соответствии      в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному. Систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.

Занятия проводит воспитатель во второй половине дня, по специально составленному расписанию в соответствии СанПиН.

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей:

младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).

Количество занятий - 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий для детей 3-4 лет - 15 минут, 4-5 лет - 20 минут, 5-7 лет - 25 - 30 минут. Количество детей в группе не более 10 человек. Учебный план состоит из 36 занятий.

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам:

Раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).

Раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

Раздел «Город, в котором я живу».

Раздел «Наша кладовая».

Раздел «Вместе дружная семья».

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи:

Познакомить с понятием «семья»;

 Учить детей называть членов семьи;

Внушать детям чувство гордости за свою семью;

Прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам.                     Формировать интерес к своей родословной.

Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.

Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

Познакомить детей с историей детского сада.

Раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.

Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.

Задачи:

Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.

Расширять представления о природных богатствах земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.

Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.

Раздел «Город, в котором я живу».

Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.

Задачи:

Формировать представление об исторических корнях города.

Расширять        представления        о        достопримечательностях,        социально- экономической значимости города.

Воспитывать        уважение        к        людям        первопроходцам,        героям        труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

Раздел «Наша кладовая».

Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе Красноярске и культуре, которую они представляют.

Задачи:

Формировать представление об основных профессиях жителей города.

Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.

Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

Ожидаемый результат реализации программы

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Дети должны знать:

3–4 года.

Знать имя, отчество родителей.

Знать где работают их родители.

Знать участок и группу детского сада;

Уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.

Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.

Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.

Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.

4–5 лет.

С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.

Уметь рассказывать о своем родном городе.

Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию .

Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

5–6 лет.

Знать свой домашний адрес, название края, города, района.

Иметь представление о символике края, города, района.

Знать название близлежащих улиц.

Иметь представление о жизни и быте народа населивших город Красноярск и Красноярский край.

Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.

Знать профессии своих родителей.

Знать правила поведения в природе.

Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

Различать некоторые рода войск.

 6–7 лет.

  • Краткие сведения об истории  края, города, района.
  • Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
  • Знать герб, флаг края, города.

Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о воинах- защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ

Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычиях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.

  • Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
  • Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
  • Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Красноярского края.
  • Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Предполагаемый результат

  • Наличие у детей знаний о родной семье, детском саде, родном городе, Красноярском крае, России.
  • Возникновение у детей стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, республики, страны; чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
  • Повышение профессионального мастерства педагогов по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.
  • Расширение сотрудничества с семьёй по нравственно патриотическому воспитанию.

Целевые ориентиры нравственно-патриотического воспитания на этапе завершения дошкольного образования:

  • Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представление о её географическом разнообразии, много национальности, важнейших исторических событиях.
  • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
  • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремиться поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
  • Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.
  • Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических способностей.
  • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
  • Эмоционально       отзывается       на       красоту       окружающего мира, произведения народного искусства.

Содержание предметно-развивающей среды

Центральным звеном в развивающей среде ДОУ по ознакомлению с родным краем являются центры краеведения в группах. Предлагаемый в них материал меняется в зависимости от изучаемых тематических блоков.

В них подобран материал о Красноярском крае и городе Красноярске, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике края, о знаменитых земляках, о природных богатствах края и его обитателях. Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами, специальной литературой. На стендах и в альбомах размещена информация о гербе, флаге города Красноярска; карта Красноярского края, где отмечены природные и ископаемые богатства края. Макет и фотоальбом «Мой край» помогает более эффективному знакомству детей с родным районом. Имеются карты, буклеты, наборы открыток, альбомы, дидактические пособия «Вчера и сегодня»,

В музейном уголке представлены иллюстрации и изделия народных промыслов, альбомы о истории детского сада;

В каждой группе созданы изостудия, где дети занимаются разными видами художественно-творческой деятельности.

Материально-техническое сопровождение

Дидактические и наглядные пособия;

Современные средства ТСО;

Методическая литература;

Репродукции картин;

Художественная литература;

Альбомы и фотографии с видами родного города, страны;

Карты Красноярского края, России;

Символы города и государства (герб, флаг, гимн);

Аудиозаписи гимна России;

Снимки достопримечательностей города, края, страны;

Фотографии известных людей города, края, страны;

Иллюстрации и изделия народных промыслов;

Картины с изображением родных пейзажей.

Формы реализации программы

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым блокам. Цикл занятий по знакомству с родным городом целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины, занятий - путешествий в прошлое, будущее, настоящее. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, об обитателях водоемов и т.д.

Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности воспитателя с детьми, так как воспитание чувств — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки воспитание чувств — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности — игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность мы предлагаем включать беседы о родном городе, животных, растениях родного края; рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества.

Наиболее эффективно воздействие на ребенка средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль в программе отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений.

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Мы предлагаем проводить календарно- обрядовые праздники, утренники, развлечения,  виртуальные и реальные экскурсии, праздничные концерты ко Дню города, Дню Победы.

Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия детей в кружках по интересам. Работа кружков предполагает закрепление полученных на занятиях о культуре и предметах народно- прикладного творчества. Можно организовать работу кружков, как фольклорный, краеведческий, декоративное рисование, театральная студия.

Чтобы достигнуть определенного результата в программе используются новейшие технологии. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

«Виртуальные и реальные экскурсии» актуальны, отражают направления современной государственной образовательной политики в области дошкольного образования способствуют реализации комплексного подхода, развитию интегративных качеств личности ребёнка.

Виртуальные и реальные экскурсии, чаще используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В их основе лежит деятельность по формированию информационных и коммуникативных компетентностей дошкольников.

При применении виртуальных и реальных экскурсий дети эмоционально проживают все стадии заинтересованности: от внимания до удовлетворения, знакомятся с материалом в нетрадиционной форме, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую

значимость.

Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

 Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

Познавательные занятия с элементами интерактивных игр

  • Занятия, посвященные изучению государственных символов России.
  • Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.
  • «Наш город» и т.д.

Инновационные технологии

  • Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проекты «Мой город» т.д.
  • «Виртуальные и реальные экскурсии» актуальны, отражают направления современной государственной образовательной политики в области дошкольного образования способствует реализации комплексного подхода, развитию интегративных качеств личности ребёнка.
  • Экскурсии, чаще используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В их основе лежит деятельность по формированию        информационных        и        коммуникативных компетентностей дошкольников.

Традиции

Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории Куйбышевского района. Для этого проводятся:

  • Обрядовые праздники:   «Рождественские   колядки»,   «Масленица»,

«Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;

  • Экскурсии в краеведческий музей г. Красноярска;
  • Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья»,

«Мой папа», «Зарница».

Природа и экология

Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

Героическое прошлое

Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:

Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:

  • Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».

Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки», «Блокада Лениграда». «Неделя памяти» включающая:

  • Оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.
  • Занятия, беседы.
  • Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.
  • Экскурсия на Площадь победы, посвященной участникам Великой Отечественной Войны.

Механизм сопровождения программы

Планирование и подготовка Изучение методической литературы. План работы на год.

Утверждение плана.

Методическое сопровождение

Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.

Консультации.

Проведение семинарских занятий. Самообразование.

Индивидуальный образовательный маршрут.

 Использование результатов работы

Подготовка        и        проведение        методических        мероприятий        (МО,

педагогических чтений, педсоветов, открытых просмотров).

Оформление результатов работы. Написание творческих работ, проектов. Выступление в СМИ.

Мероприятия поддержки

Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников. Взаимодействие с семьей.

Сотрудничество с районной библиотекой. Сотрудничество с отделом социальной защиты населения. Сотрудничество с Новокузнецким краеведческим музеем.

Итоговый анализ

Изучение        результатов        диагностирования        развития        детей        (текущий мониторинг).

Мониторинг профмастерства педагогов каждого этапа.

Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг). Оформление результатов работы.

Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.

Содержание программы

Задачи

Мероприятия

Ответственный

1

Создание развивающей среды в        ДОО        для нравственно- патриотического воспитания.

  • Организация тематических, краеведческих мини-центров в группах.
  • Оформление коридоров и помещений ДОО стендами, выставками, вернисажами.
  •         Подбор альбомов, фотографий.
  •         Подбор художественной литературы.
  • Подбор дидактических игр.
  •         Сбор        коллекции видеофильмов, презентаций. Подбор образцов народного декоративно-прикладного искусства.

Руководитель структурного подразделения старший воспитатель

2

Создание речевой среды.

  • Использование в повседневной жизни произведений устного народного творчества, лучших образцов литературных

произведений, поэтических произведений

Педагогический коллектив

3

Формирование        у педагогов мотивации к ведению работы по нравственно патриотическом воспитанию.

  • Анкетирование педагогов по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.
  • Педагогические советы (согласно плана методической работы)

Руководитель структурного подразделения старший воспитатель

4

Повышение педагогической компетентности воспитателей по нравственно- патриотическому воспитанию детей.

  • Семинар-практикум

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»: 1 занятие – «Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников»;

Занятие – «Знания, необходимые педагогам для реализации программы

нравственно-патриотического воспитания»;

  •  Занятие – «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

Старший воспитатель

5

Обмен педагогическим опытом.

Обмен опытом по темам:

  •         «Ознакомление дошкольников с семьёй и семейными традициями»;
  •         «Наш любимый детский сад»;
  •         «Вот эта улица, вот этот дом»;
  •         «Ознакомление с родным городом, край»; -

«Знакомство с народными традициями и праздниками»;

- «Наша Родина – Россия»; - проекты по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.

Воспитатели

6

Формирование        у детей представлений об истории, культуре, традициях народа, о его социальной жизни в настоящее время через систему мероприятий познавательного

цикла,        в продуктивной, игровой, исследовательской

деятельности

  • Циклы ознакомительных мероприятий ООД:
  •         о семьях и семейных традициях детей:
  • о детском саде;
  •         об истории, культуре, географии родного города, края, России;
  •         об общественно значимых профессиях;
  •         о воинской славе России, о Великой Отечественной войне, её героях-земляках;
  • о                государственных и народных праздниках.
  • Творческие работы (совместная продуктивная деятельность).
  • Игры-путешествия по району, городу, краю, стране.
  • Оформление стендов, выставок детских работ.

Старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель

7

Привлечение родителей        к вопросам нравственно- патриотического воспитания детей.

  • Анкетирование родителей «Воспитание патриота в семье».
  • Родительское собрание «Воспитываем будущего патриота».

Старший воспитатель, воспитатели

8

Повышение компетентности родителей        в вопросах нравственно- патриотического воспитания.

Встречи в «Родительском клубе»:

  1.         «Народная педагогика в воспитании ребёнка в условиях семьи»;
  2.         «История семьи – история страны»;
  3.         «Любить и знать свою малую Родину».

Старший воспитатель, воспитатели

9

Вовлечение родителей        в детскую деятельность,

как равных по общению

партнёров.

Участие в совместных мероприятиях, экскурсиях.

Старший воспитатель, воспитатели

Тематическое планирование работы по нравственно патриотическому воспитанию

II младшая группа (3-4 года)

Сроки

Мероприятия

Ответственный

Сентябрь

Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями)

Сюжетно-ролевая игра «В детском саду»

Природоохраняемая акция «Сохраним цветок»

 Целевая прогулка (растения участка, природа родного края)

Воспитатели

Октябрь

Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями)

Сюжетно-ролевая игра «В детском саду»

Природоохраняемая акция «Сохраним цветок»

Целевая прогулка (растения участка, природа родного края)

Воспитатели

Ноябрь

Проект «Варвара-краса, длинная коса» (знакомство с трудом мамы).

Беседа «Хорошо у нас в саду»

Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

Воспитатели

Декабрь

Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой» Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада.

Наблюдение за трудом младшего воспитателя.

Беседа о труде работников ДОУ

Воспитатели

Январь

ООД «Мой родной город».

Проект (конструирование) «Мы построим новый дом».

Беседа «Домашние животные у нас дома».

 Лепка «Угостим новых знакомых оладушками».

Воспитатели

Февраль

«Белая береза под моим окном» – деревья в родном городе.

Проект (рисование) «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей».

«Как мы с Фунтиком возили песок». Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье.

Беседа «Как стать сильным?»

Воспитатели

Март

«Я и моя мама».

Проект (рисование) «Для мамы расческу я нарисую. Порадую милую, дорогую».

«Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых. Проект «помоги растению».

Воспитатели

Апрель

«Рассказы о своей семье».

«Наши добрые дела». Труд взрослых

Беседа «Дом в котором мы живем».

Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный».

Воспитатели

Май

Целевая прогулка к украшенной к празднику улице.

Проект (рисование) «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют»

Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из сборника В.Степанова «Наша природа».

Беседа «Наш город».

Воспитатели

Июнь

Природоохраняемая акция «Посади цветок» Экскурсия на улицу Первостроителей

Акция «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой»

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по морю»

Воспитатели

Июль

Познавательное развитие «Труд воспитателя». Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый дух».

«Друзья наши меньшие» – знакомство с животными нашей местности.

Беседа «Новокузнецк – моя родина».

Воспитатели

Август

Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите».

Развлечение «Путешествие в страну чистоты  здоровья».

Показ слайдов «Город Красноярск» здания и памятники города.

«Наша дружная семья».

Воспитатели

Средняя группа (4–5 лет)

Сроки

Мероприятия

Ответственный

Сентябрь

«Детский сад» Знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду.

Проект (занятие) «У медведя во бору грибы, ягоды беру…»

Акция «Сохраним цветок»

«В нашем детском саду» Труд взрослых.

Воспитатели

Октябрь

Беседа «Семья» – дать понятие семья, о родственных отношениях.

Прохождение экологической тропы – природа Родного города

«Семейная фотография» – расширение знаний о своей семье.

Проект «Мой родной город».

Воспитатели

Ноябрь

Экскурсия «С чего начинается Родина?» (улицы

города).

Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья» С.Черный «Когда никого нет дома» – чтение стихотворения.

Целевая прогулка «В нашем городе строят новый дом».

Воспитатели

Декабрь

Проект (рисование) «Построим большой дом». Беседа «Мое здоровье».

Труд взрослых: понятие «профессия», профессии сотрудников детского сада.

«Моя семья» – любимые занятия родителей и других

членов семьи.

Воспитатели

Январь

Природоохраняемая акция «Покорми птиц зимой». Проект «Дружат дети на планете».

Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду.

Досуг «Рота, подъем!»

Воспитатели

Февраль

«Мы следопыты» – о жизни диких животных в местных лесах.

Проект «Письмо в сказочную страну», знакомство  профессией почтальона.

«На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах войск.

«Папы, дедушки – солдаты» – о государственном празднике «Защитники Отечества».

Воспитатели

Март

«Наша мама лучше всех».

«Город. Транспорт. пешеход».

«Люблю березку русскую». (деревья и растения, природа родного края)

Развлечение «Быть здоровыми хотим».

Воспитатели

Апрель

«Мой город», рассматривание слайдов о городе Красноярске.

«В гости к деду Природоведу» – экологическая тропа весной.

Беседа «Помощники» – об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи. Знакомство детей с флагом России и Красноярского края

Воспитатели

Май

Экскурсия по праздничным улицам города.

Рассказ воспитателя «О Дне Победы».

Сюжетно-ролевая игра «Мы рыбаки», знакомство с профессией рыбака.

Целевая прогулка к памятнику посвященной Великой Отечественной Войне.

Воспитатели

Июнь

Акция «Озелени участок»

Проект (рисования) «Салют в честь праздника России».

Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». Рассказ воспитателя о лекарственных растениях.

Воспитатели

Июль

Экскурсия на улицу  академика Павлова Проект (рисования) «Мой детский сад». Досуг «Преодоление препятствий».

Рассматривание слайдов «Достопримечательности города Красноярска».

Воспитатели

Август

Акция «Природа просит защиты» – бережное отношение к природе родного края.

Чтение художественной литературы для детей на семейную тему.

Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья».

«Мой край задумчивый и нежный».

Воспитатели

Старшая группа (5–6 лет)

Сроки

Мероприятия

Ответственный

Сентябрь

Беседа с детьми о летнем отдыхе

  Беседа Страна большая, город ее часть!

«Край, в котором мы живем»

Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края)

Воспитатели

Октябрь

Мир природы «Хвойные и лиственные деревья»

Сюжетно-ролевая игра «МЧС»

Рассказ воспитателя «О символике родного края»

Рассматривание карты России

Воспитатели

Ноябрь

Беседа «Чем славится город Красноярск» (на основе наглядного материала).

«Поиграем в экономику» (что из чего сделано?)

Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери.

Воспитатели

Декабрь

«Панорама добрых дел».

Экскурсия в краеведческий музей.

Природоохраняемая акция «Не рубите елочку».

 Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии края).

Воспитатели

Январь

Чтение рассказа «Кто хозяин?» (В.Осеева) Изготовление с детьми и родителями герба города Красноярска

История возникновения города Красноярска.

Проект (д/и) «Вкусная и полезная пища».

Воспитатели

Февраль

Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

Природный мир «Природа и человек».

Акция «Подарки для Защитников Отечества».

Праздник День Защитника Отечества.

Воспитатели

Март

Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта

Целевая прогулка по близлежащим улицам города Красноярска. Природоохраняемая акция «Берегите птиц».

Изготовление альбома фотографий

«Достопримечательности города Красноярска». Экскурсия в библиотеку

Воспитатели

Апрель

Беседа с детьми «Люди каких национальностей

населяют наш город».

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу Красноярску», «Кем работают наши родители».

Воспитатели

Май

Тематический праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ

«Вкусная и полезная пища».

Беседа «Национальная одежда коренных народов».

Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

Воспитатели

Июнь

«Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада).

«Дом, в котором я живу» выставка рисунков. Досуг «Зарница».

«Лесные приключения» путешествие по экологической тропе.

Воспитатели

Июль

Беседа «Рыбы наших водоемов». Сбор гербария. Экскурсия в краеведческий музей.

Развлечение «Приключения капельки».

Познакомить с животными, занесенными в Красную книгу.

Воспитатели

Август

Игровая обучающая ситуация «школа для игрушечных зайчиков».

Составление с детьми Красной книги Красноярского края.

«Символика города».

«Наша дружная семья» – о коренных народах населяющих город.

Воспитатели

Подготовительная группа (6–7 лет)

Сроки

Мероприятия

Ответственный

Сентябрь

Конкурс рисунков

«Памятники нашего города»

Родные просторы (знакомство с местоположением города Красноярска на карте).

«Край, в котором мы живем».

Проект «Наше дерево».

Воспитатели

Октябрь

«Как можно стать юным экологом». Посещение библиотеки «Как все начиналось?»

Оформление подборки из домашних фотоальбомов  

Экскурсия по близлежащим улицам.

Воспитатели

Ноябрь

Проект (комплексное занятие) «Символика Кировского района» (изобразительная и музыкальная деятельность).

Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника, егеря.

«Кладовая города Красноярска  (полезные ископаемые округа).

Праздничное мероприятие, посвященный Дню  матери.

Воспитатели

Декабрь

Беседа «Важные даты города Красноярска»

Экскурсия по городу

Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу березку».

Творческая гостиная для детей и родителей

«Культура коренных народов».

Воспитатели

Январь

Спортивное развлечение «Достань пакет», «Ориентировка по карте».

Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики».

Экскурсия в Центральную районную библиотеку.

Сбор информации об участниках войны – жителях нашего города.

Воспитатели

Февраль

Природоохраняемая акция «Помогите птицам зимой». Оформление альбома «История детского сада в фотографиях».

Операция «Радость» изготовление подарков и  вручение папам

Праздник– День Защитника Отечества.

Воспитатели

Март

Праздник «Наши мамы».

«Все профессии нужны, все профессии важны». Беседа с использованием эксперимента «Край суровый и ласковый» (климатические особенности).

Рассказ педагога о Героях – земляках.

Воспитатели

Апрель

Досуг «Зеленая служба Айболита» (к всероссийскому дню здоровья).

«Чем богат наш край» – экскурсия в краеведческий музей.

Проект (рисование) «Язык орнаментов». Беседа «Архитектура родного города».

Воспитатели

Май

Экскурсия к «Стене памяти». посвященной ВОВ. Рассказ педагога о заповедных местах Красноярского края.

Викторина «Конкурс знатоков родного города».

«Я и мой город» с использованием поэтических произведений искусства.

Воспитатели

Июнь

День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада).

Беседа «Красная книга Красноярского края» Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу».

Игра – фестиваль «Загадки Лешего».

Воспитатели

Июль

Тренировочное упражнение «Учимся радоваться природе».

Досуг «Зарница».

Беседа «Зачем людям нужна вода?»

Воспитатели

Составление творческих альбомов по рассказам детей

«Мой город».

Август

Государственная символика, символика города, Кемеровской области (День флага).

Спортивный праздник

Досуг «Наши друзья деревья».

Операция «Радость» – изготовление подарков для участников войны в мирное время.

Подготовка к празднику 1 сентября

Воспитатели

Методическая работа с педагогами по реализации Программы

Вид поддержки

Мероприятия.

Ответственные.

Сроки.

Организационно-методическая поддержка.

Непрерывное педагогическое образование

Курсовая переподготовка на проблемных семинарах по вопросам нравственно- патриотического воспитания.

Старший воспитатель

По графику

Методические объединения

Педагогические советы.

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Руководитель структурного подразделения

старший воспитатель

Ноябрь

Промежуточные результаты внедрения в практику работы

программы нравственно-патриотического воспитания        детей дошкольного возраста.

Руководитель структурного подразделения

 старший воспитатель

Апрель

Семинары-практикумы

Новые подходы к нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников

Старший воспитатель

Декабрь

Организация совместной деятельности детей и родителей по нравственно- патриотическому воспитанию.

Старший воспитатель

Февраль

Совершенствование работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Старший воспитатель

Апрель

Консультации.

Нормативно-правовая база для организации работы с детьми дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию

Старший воспитатель

Сентябрь

Организация нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях введения ФГОС ДО.

Старший воспитатель

Октябрь

Методика работы с детьми по нравственно- патриотическому воспитанию.

Старший воспитатель

Ноябрь

Проектная        деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию.

Старший воспитатель

Декабрь

Планирование

совместной работы семьи и ДОО по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Старший воспитатель

Январь

Интегрированный подход к системе

нравственно- патриотического воспитания в ДОО

Старший воспитатель

Февраль

Творческие мастерские.

Разработка методических рекомендаций по организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Старший воспитатель

Сентябрь

Разработка методических рекомендаций по организации работы с семьёй по нравственно-патриотическому воспитанию.

Старший воспитатель

Сентябрь

Разработка проектов по нравственно- патриотическому воспитанию.

Старший воспитатель

Октябрь

Открытые показы занятий, мероприятий

Проведение родительских собраний по

нравственно-патриотическому воспитанию в нетрадиционной форме.

Воспитатели

Ноябрь

Открытые мероприятия с родителями (развлечения, викторины)

Воспитатели

Январь

Неделя открытых просмотров мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию.

Воспитатели

Февраль

Организация      конкурсов

Создание                предметно-развивающей среды        в группах        для осуществления нравственно- патриотического воспитания

Старший воспитатель Воспитатели

Октябрь

Информационная поддержка

Подготовка информационно

-методических материалов

Организация        выставки

новинок научно-методической литературы

по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Старший воспитатель

В течение года

Формирование информационного банка

Наличие        программно-методического обеспечения.

Старший воспитатель

В течение года

Передовой педагогический опыт.

Подготовка аналитических материалов.

Анализ качества образовательных услуг

Руководитель структурного подразделения

Старший воспитатель

В течение года

Подготовка отчетов, справок по итогам проведения мероприятий и контроля.

Создание единого информационно го пространства.

Публикация на сайте ДОУ

Старший воспитатель

В течение года

Диагностическая поддержка

Сбор и анализ информации о состоянии образовательног о

процесса и профессиональн ого развития педагогов.

Проведение мониторинга

по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Старший воспитатель

Октябрь

май

Изучение профессиональных затруднений и интересов педагогов.

Старший воспитатель

В течение года

Изучение и        анализ инновационной деятельности педагогов ДОУ.

Старший воспитатель

В течение года

Подведение итогов реализации Программы

Старший воспитатель

Май

              План взаимодействия педагогов с родителями

Задачи

Способы реализации

Ответственные

Сроки

Выявление запросов родителей по

организации  работы с детьми

Анкетирование родителей по вопросам нравственно патриотического воспитания дошкольников

Воспитатели

Сентябрь

Оформление информации в родительских уголках по вопросам нравственно патриотического воспитания дошкольников

Воспитатели

Октябрь

Провести День открытых дверей.

Старший воспитатель, воспитатели

Апрель

Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОО

Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме

Старший воспитатель, воспитатели

1 раз в квартал

Консультативная помощь родителям воспитанников

Старший воспитатель, воспитатели

в течение года

Установление партнерских

отношений между

Оформление стенда «Мы здесь живём» (фотографии микрорайона)

Старший воспитатель,

воспитатели

Октябрь

всеми участниками образовательного процесса

Оформление стенда «Мой Красноярск»

Старший воспитатель, воспитатели

Ноябрь

Праздничный концерт, посвящённый Дню матери

Старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель

Ноябрь

Спортивный праздник

«Мама и мы - спортивны и дружны»

Старший воспитатель, воспитатели

Ноябрь

Экскурсия в музей

Воспитатели

Ноябрь

Конкурс «Символ года»

Старший

воспитатель, воспитатели

Декабрь

Акция «Ёлочка – зелёная иголочка»

Старший

воспитатель, воспитатели

Декабрь

Проект «Города Красноярского края» (подготовительные группы)

Старший

воспитатель, воспитатели

Январь

Совместные с родителями мероприятия непосредственно организованной образовательной деятельности

«Защитники

Отечества»

Старший воспитатель, воспитатели

Февраль

Спортивное развлечение «Вместе с папой»

Инструктор по физкультуре

Февраль

Проект «Народный костюм» (подготовительные группы)

Старший

воспитатель, воспитатели

Февраль

Проект «Защитники Отечества» (подготовительные группы)

Старший воспитатель, воспитатели

Февраль

Семейные посиделки «Вместе с мамой»

Старший

воспитатель, воспитатели

Март

Утренники, посвящённые 8 марта

Старший воспитатель,

воспитатели

Март

Экскурсия в природу

воспитатели

Март

Акция «Первоцветы»

Старший

воспитатель, воспитатели

Апрель

Спортивные соревнования, посвящённые Дню Победы

Инструктор по физкультуре

Май

Праздничный концерт, посвящённый Дню Победы

Музыкальный руководитель

Май

Выпуск стендов, посвящённых Дню семьи

воспитатели

Май

Конкурс презентаций «Традиции нашей семьи»

Старший воспитатель,

воспитатели

Май

Взаимодействие с родителями

Особое внимание в работе по нравственно-патриотическому воспитанию необходимо уделять сотрудничеству с родителями. Родители в данном случае должны быть не просто наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса: принимать участие не только в праздниках и соревнованиях, где играют роли, участвуют в играх и состязаниях, но и проводить совместно с воспитателем занятия, активно обсуждать вопросы воспитания на Педагогических советах, родительских собраниях, семинарах.

Формы работы с семьями воспитанников:

  • Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и развлечений: «Мама, папа, я – спортивная семья», Новогодний праздник,

«Папа и мы – спортивны и сильны», утренник 8 марта, «День Победы».

  • Составление фотоальбомов и стенгазет согласно календарно- тематического планирования.
  • Консультации для   родителей:   «Воспитание   любви   к   Родине»,

«Семейные традиции», «Природа края», «Что значит – быть патриотом?» и др.

  • Привлечение родителей к помощи в организации экскурсий по микрорайону, городу, поездкам в музеи.
  • Организация семинаров по ознакомлению родителей с содержанием ознакомления дошкольников с народными праздниками, обрядами, традициями, умением создать в домашних условиях сказочно-праздничную атмосферу (оформление интерьера, столовый этикет, преподнесение детям подарков). Приобщение родителей к совместному с детьми празднованию народных праздников.
  • Оформление рекомендаций по использованию полученных знаний в повседневном общении с детьми:
  • список рекомендованной для чтения детям литературы;
  • составление картотеки иллюстраций;
  • рекомендации по ведению беседы о прочитанном и т.д.
  • Совместные        проекты        детей        и        родителей        (согласно        календарно- тематического планирования).
  • Участие в акциях (согласно календарно-тематического планирования).
  • Организация        совместных        мероприятий        непосредственно организованной образовательной деятельности для детей и родителей.

Таким образом, помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребёнок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Используемая литература

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2018.
  2. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  3. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2019.
  4. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2021 №6, с.118-121.
  5. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2021 №2, с.3-8.
  6. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2017 №5, с.3-10.
  7. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
  8. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2016 №10, с.10-19.
  9. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
  10. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
  11. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2021.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Программа гражданско-патриотического воспитания дошкольников "Мой дом - моя страна"

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о пат...

"Родная сторонка" составительская программа по патриотическому воспитанию.

   Сформировать нравственную основу и помочь ребёнку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близки...

Программа нравственно-патриотического воспитания "Родничок"

Нравственно - патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди ...

авторская разработка" Рабочая тетрадь по программе развития патриотического самосознания старших дошкольников "Мир в твоих руках"

Уважаемые родители и коллеги. Предлагаю вашему вниманию авторскую разработку" Рабочая тетрадь по программе развития патриотического самосознания старших дошкольников "Мир в твоих руках". В ней вы найд...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...