Конспект экскурсии в музей «Славься, казачество!» для детей старшей группы
материал (старшая группа)
Экскурсовод: воспитатель
Посетители: дети старшей группы.
Тема экскурсии: «Казачий курень»
Цель: создание условий для развития интереса детей к культурному наследию казаков, приобщение детей к традициям казачьей культуры.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с бытом донских казаков, народными поверьями при строительстве куреня;
- углубить и систематизировать знания детей о жилище казаков в разные времена.
Развивающие:
- способствовать развитию интереса к истории казачества.
Воспитательные:
- продолжать воспитывать желание познавать культуру, обычаи и традиции своего народа;
- воспитывать любовь к своей малой Родине.
Материалы и оборудование:
- макет куреня;
- экспонаты мини-музея детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ekskursii_v_muzey_slavsya_kazachestvo.docx | 413.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект экскурсии в музей «Славься, казачество!» для детей старшей группы
Экскурсовод: воспитатель
Посетители: дети старшей группы.
Тема экскурсии: «Казачий курень»
Цель: создание условий для развития интереса детей к культурному наследию казаков, приобщение детей к традициям казачьей культуры.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с бытом донских казаков, народными поверьями при строительстве куреня;
- углубить и систематизировать знания детей о жилище казаков в разные времена.
Развивающие:
- способствовать развитию интереса к истории казачества.
Воспитательные:
- продолжать воспитывать желание познавать культуру, обычаи и традиции своего народа;
- воспитывать любовь к своей малой Родине.
Материалы и оборудование:
- макет куреня;
- экспонаты мини-музея детского сада
Ход экскурсии:
Воспитатель (экскурсовод): Здорово дневали, казачата.
Дети: Слава Богу.
Воспитатель: Мы поговорим с вами о том, как казаки строили свои дома, о поверьях и обычаях, которые казаки соблюдали во время строительства куреня. Давайте сейчас пройдем в наш мини - музей «Славься, казачество!». Я приготовила там много чего интересного для вас. ( Воспитатель с детьми проходят в мини-музей).
Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, присесть на стульчики и внимательно послушать, что я вам скажу. Многое изменилось с тех времён, когда жили первые казаки, но мы помним и храним их обычаи и традиции сложившиеся много – много лет назад. Скажите, как называется жильё казаков - дом?
Дети: Курень
Воспитатель: Правильно. Курень, переводится с татарского языка как «круглый», но это не значит, что само здание было круглое. Просто по всему куреню можно было пройти кругом, от печки и до печки, потому что из одной комнаты выходила дверь в другую.
В строительстве куреня обычно принимали участие родственники, друзья и соседи – все считали своим долгом помочь, ведь в любой момент помощь могла понадобиться каждому. Строительство куреней зависело от места жительства. Казаки, которые жили у реки, ставили двухэтажные курени.
Казаки, живущие подальше от реки, там, куда воды не доходили, строили одноэтажные курени, на невысоком фундаменте из глины и дерева. Когда казаки строили курень, то они выполняли специальные обряды, направленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в доме.
Как вы думаете, для чего нужны перья, монеты, куски шерсти, крест, горшок со злаками и бобовыми, подкова?
Дети:…(ответы)
Воспитатель: Перья и шерсть есть у кого?
Дети: Куры, утки, гуси, козы, кони, коровы…
Воспитатель: Правильно, молодцы! Вот, чтобы у хозяина нового куреня было много домашних животных, казаки при закладке фундамента в него бросали перья и шерсть.
Ребята, казаки ещё при строительстве куреня закладывали монеты. Как вы думаете, для чего они так делали?
Дети…(Чтобы деньги водились)
Воспитатель: В передний угол дома казаки клали крест, чтобы Бог помогал и оберегал этот дом и его хозяев.
Воспитатель:У порога зарывали глиняный горшок со злаками и бобовыми, как вы думаете, ребята, к чему? (к урожаям богатым).
В курене у казаков у дверей вешали подкову. Подкова вешалась концами вверх для удержания благополучия семьи, вниз - чтобы из семьи ушли беды. Вешать нужно на один гвоздь и больше не перемещать.
Вот вы и узнали, ребята, народные поверья казаков при строительстве жилища.
Убранство хаты.
«Красный угол», в котором находится икона, обрамленная рушником, лампада, подсвечники. В комнате стоит стол, покрытый кружевной скатертью, связанной крючком. На нем самовар. На стенах развешаны семейные фотографии в рамках. Земляной пол застелен домоткаными половиками. На полу прялка, рядом люлька для ребенка.
Как называют хозяйку в хате? (казачка).
Жена казака, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу или речке, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать одежду и приготовить обед. Стирали в вагонах(корыто для стирки).А белье она гладит вот таким утюгом, раскаленные в огне угли кладет внутрь утюга, а затем гладит белье.
А что хранит хозяйка в скрыне, так на Кубани называли сундук.
Очень любили казачки украшать одежду и убранство в доме вышивкой и кружевами. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в хате украшены вышивкой? (полотенца, подушки, блузка, рушник).
Какие предметы украшены кружевами?(скатерть, салфетки, полотенца).
Вышитые полотенца и скатерти в доме ограждают жилище от всякого зла, а вышивка на одежде хранит того, кто ее носит.
Когда казаки уходили на войну, женщины им дарили вышитые своими руками рубашки, полотенца, чтобы вдали от дома те охраняли их и напоминали о родных.
Для приготовления еды хозяйка использует чугунок. Он тяжелый, отлит из чугуна. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь.
Молоко хранит казачка в глиняном сосуде, который называется глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Но, а чаем угощает конечно из самовара.
Запомнили ,как называется посуда, которой пользовалась казачка?
Хлеб пекли в печи, садили и вынимали хлеб из печи рогачом. (ухват для постановки чугунков и горшков в печь).
До стола хлеб несли на рушнике.
Хлеб приносил в дом счастье и радость, поэтому к нему было особое уважение.
Воспитатель: Вот, ребята, какая очень интересная получилась у нас беседа, про дом наших предков – казачий курень. А теперь пора нам возвращаться в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект экскурсии "Царство мыльных пузырей" для детей старшей группы
В данном конспекте представлены материалы для проведения экскурсии на прачечную и знакомства старших дошкольников с профессией "машинист по стирке белья"....
Конспект экскурсии по экологической тропе для детей старшей группы.
Сообщить детям новые знания о растениях и животных, закрепить и обогатить имеющиеся знания детей; Пополнять словарь детей новыми для них словами. Воспитывать привычку заботиться о природе и её обитате...
Конспект экскурсии по теме: «Петушок» для детей младшей группы (от 2 – 3 лет)
Конспект экскурсии по теме: «Петушок»для детей младшей группы (от 2 – 3 лет)...
Конспект экскурсии в городскую библиотеку для детей 6-7 лет
Цель экскурсии: познакомить детей с профессией библиотекарь, заинтересовать детей вместе с родителями на регулярное посещение библиотеки....
Конспект экскурсии в магазин самообслуживания для детей подготовительной группы.
Конспект экскурсии в магазин самообслуживания. Приветствуется как предварительная работа к сюжнетно-ролевой игре "Магазин-самообслуживания"....
Конспект экскурсии в медицинский кабинет ДОУ детей старшей группы №1 «Дружная семейка»
Знакомство с разными профессиями начинается в детском саду .Чтобы ребёнку было интересно и познавательно необходимо использовать экскурсии, сюжетно-ролевые игры,чтение художественной литературы,дидакт...
Конспект экскурсии в медицинский кабинет ДОУ детей старшей группы «Ягодки»
Конспект экскурсии в медицинский кабинет ДОУ детей старшей группы...