Статья "Коллективное творчество дошкольников"
статья

Дорощенко Елена Николаевна

Коллективное творчество детей — это активная совместная деятельность детей, создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей в одну композицию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kol-vo_tvorchestvo.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективное творчество дошкольников

Коллективное творчество детей — это активная совместная деятельность детей, создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей в одну композицию.

На занятиях в детском саду все ребята выполняют свои работы, индивидуально, каждый свою. Но особое удовольствие детям доставляет создание общих картин или композиций, где объединяются работы всех детей группы. Дети радуются таким коллективным занятиям, их совместная деятельность по созданию одного общего рисунка, аппликации или композиции. В совместной деятельности, каждый малыш чувствует себя важным участником процесса и причастным к полученному продукту, что очень радует детей, и как результат — картина или композиция, созданная вместе, — получается наиболее эффектной.

При организации коллективной деятельности выделяют 3 этапа:

Подготовительный этап, (беседы, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций художников, экскурсии)

Основной этап — этап работы, включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы.

Заключительный — это взаимодействие детей с уже завершенной работой.

 Выбор формы проведения коллективного занятия зависит от выбранной темы изображаемой картины, количества детей в группе, от возраста детей, от того, когда вы будете осуществлять работу, на занятии или в свободное время, в самостоятельной художественной деятельности детей.

Если композиция, которую предстоит создать детям, многопредметная, работе над ней можно посвятить от 2 до 3 занятий.

Для создания общих композиций дети могут быть объединены в подгруппы, каждая из которых готовит свою часть общей композиции.

В совместно индивидуальной форме, каждый ребенок, выполняет индивидуально ту часть общей работы, которую ему поручили, а на завершающем этапе, его работа становится частью общей композиции. Согласование действий осуществляется в начале планирования и в конце. Занятия построенные на основе данной формы организации коллективной деятельности детей, позволяет сформировать простейшие умения и навыки сотрудничества.

В создании коллективной композиции могут быть объединены дети разных возрастных групп. Такими коллективными композициями можно оформлять групповые помещения детского сада к празднику. Например, к празднику 8 марта дети 6-7 лет могут нарисовать траву, цветы; деревья и кусты. Они же могут нарисовать летающие бабочки. А малыши дополнят картину плывущие по небу облака.

Разумеется, для создания изображения мы проводим большую работу по накоплению и обогащению накопленного опыта, уточнению представлений детей. Этому будет способствовать знакомство с изобразительным искусством, организация целевых прогулок и экскурсии, наблюдения, чтение произведений художественной литературы. Приведу пример выполнение нашей коллективной

композиции на тему «Подводное царство»: большой лист бумаги (можно взять формат А3) прикрепляется к мольберту или доске. К доске выходят двое-трое детей. Остальные дети садятся перед доской полукругом. Так же можно использовать два листа для создания двух композиций. В этом случае дети делятся на две подгруппы, и каждая создает свою картину. Затем эти картины могут быть объединены. Такое занятие можно организовать и немного по-другому. Длинный лист бумаги помещается на полу или на составленные вместе столы (можно использовать обои). Дети, сидя на полу, если за столом, то можно как сидя, так и стоя, выполняют композицию. Каждый ребенок рисует столько рыб и других морских обитателей, сколько захочет. Когда картина будет закончена, дети отходят от работы, чтобы рассмотреть выполненную работу. Если кто-то из детей захочет дополнить сюжет изображением, надо предоставить им эту возможность. Если время занятия не позволяет, это можно сделать в свободной деятельности. Подобным образом могут быть выполнены композиции на любые темы. Примерно так же может быть организовано занятие по рисованию, аппликации.

Изобразительная деятельностей детей, рисование, лепка, аппликация, может проводиться, как индивидуально, так и объединяться в общую композицию. Такие работы называются коллективными. По данным отечественных исследователей (А. И. Савенков, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Т. С. Комарова, Р. Г. Казакова, В. С. Кузин), изобразительная деятельность, в том числе коллективные формы, формирует у детей способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние других людей, их чувства, переживания, понимать и любить природу, как в следствии этого, совершенствуются у детей способности сочувствовать другим людям, переживать за животных. Нравственно-эстетическое воспитание осуществляется путем приобщения ребенка к опыту поведения и отношений людей через содержание изобразительной деятельности, позволяет детям получить практический опыт нравственных отношений. Коллективная работа может дать детям такой опыт получить. Коллективная деятельность, способствовует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, соблюдать правила оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища, участвовать в выборе материала. В активной совместной деятельности оцениваются не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы.

Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей : учеб. пособие для СПО [Текст] / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 96 с.

Литвинова, О.Э. Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста [Текст] / О.Э. Литвинова. «Издательство «Детство-пресс», 2016 г.

Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Погодина - Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 272 с.

Лыкова, И.А. Изобразительное искусство в детском саду: от базовых понятий к педагогической модели (терминологический лабиринт) [Текст] / И.А Лыкова // «Издательство «Детство-пресс», 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесное творчество дошкольников

Творческая деятельность человека или коллектива людей характеризуется созданием качественно нового продукта, никогда ранее не существовавшего. Стимулом для творческой деятельности может послужить любо...

Карта инновационного педагогического опыта "Методы и приёмы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника"

Теоретическую основу педагогического проекта составили  методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных...

Развитие речевого творчества дошкольников с использованием мнемотаблиц

Мнемотаблицы, как основа интеллектуального тренинга, заметно облегчают детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана – схемы, делает рассказы (сказки) четкими, связными и ...

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Эстетическое воспитание  подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством  Педагог, работающий в Кольском Заполярье, должен обязательно обращаться к региональном...

" Художественная литература-развитие словестного творчества дошкольников."

Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины....

Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 3. Технология развития музыкального творчества

Тема 1: Развитие песенного творчества детей Тема 2: Музыкально-ритмическое творчество дошкольниковТема 3: Творчество в игре на музыкальных инструментахПрактическая работаИтоговый тест 5 дисциплин...