Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе « Как жили люди на Руси»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Соловьёва Дарья Николаевна
Конспект интегрированного занятия
 в подготовительной к школе группе
« Как жили люди на Руси»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismaryova_d_n.docx580.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края

Конспект интегрированного занятия

 в подготовительной к школе группе

« Как жили люди на Руси»

https://simdou7.crimea-school.ru/sites/default/files/images/img24.jpg

Подготовила: воспитатель

Письмарёва Д.Н.

2023г.

Цель: расширить знания детей об истории Древней Руси, формировать у детей представление о жизни и быте русского народа, о его традициях и обычаях.

Задачи:

Обучающие: 

-познакомить детей с жилищем наших предков: внешним видом избы, материалом из которого она строилась.

-дать представление о предметах быта, их назначении: чугунок, печь, ухват, деревянные ложки, сундук, самовар.

Развивающие: 

-развивать связную речь детей, обогатить словарный запас исконно-русскими словами: славяне, богатыри, изба, чугунок, печь, ухват, оберег, сундук, самовар, рубаха - косоворотка, лапти, кокошник, посиделки.

-развивать творческое воображение.

Воспитательные:

- формировать понимание того, что Россия – страна с многовековой историей.

 - воспитывать интерес к изучению истории и традиций своего народа.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Материалы и оборудование к занятию:

           Чугунок, ухват, деревянные ложки, самовар, лапти, рубаха-косоворотка, кокошник ,  интерактивная доска, презентация на тему: « Как жили люди на Руси».

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята, здравствуйте гости дорогие.

- А вы знаете, что значит слово «здравствуй»? (Ответы детей)

Воспитатель: По обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго».

Воспитатель: Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы догадайтесь о чем мы с вами будем говорить.

Россия -  как из песни слово.

Березок юная листва.

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, всем сердцем понимаю

Степей таинственную грусть.

Люблю все то, что называют

Одним широким словом – Русь.

Воспитатель: А что такое Родина для Вас?

Дети: Это моя страна, где я родился, мой дом, мой город, моя семья!

- В какой стране мы живем?

Дети: Россия 

Воспитатель: Правильно, Россия это наша Родина.

Воспитатель: Наша страна самая большая в мире. В ней очень много городов, сел, деревень.

- Как вы думаете, всегда ли наша страна была такой, как сейчас? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята у нашей страны большая и славная история.  А вы знаете как называлось наше государство раньше?

Д е т и: Русь.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в далекое прошлое и посмотрим, как жили на Руси в далёкие, далёкие времена.

Воспитатель: Давным-давно наше государство называлось Русью и основали его славяне.  В далекие времена жили на Руси – богатыри

Посмотрите, какие они были могучие, мужественные, храбрые и сильные.

Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины.

Воспитатель: Может, кто-нибудь знает, как зовут этих богатырей?

Дети: (Ответы детей) Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Воспитатель: Как вы думаете, кто такие богатыри?

Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (крепости), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.

Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о Родине

Пословицы и поговорки

-Если дружба велика, будет Родина крепка.

-Родной край – сердцу рай.

-Нет в мире краше Родины нашей.

-Человек без Родины, что соловей без песни.

-Одна у человека мать, одна у него и родина.

Воспитатель: Отправляемся дальше в наше путешествие.

- Посмотрите, дети, что это за постройки

Дети: Это дома.

Воспитатель: Правильно. Это дома наших далеких предков-славян. 

- Посмотрите, из чего строили жилище 

Дети: Из дерева, бревен.

Воспитатель: Русь называли еще деревянной, так как все жилища были построены из дерева и бревен.

Воспитатель: Дом, срубленный из бревен, назывался избой. В старину говорили не «строить», а «рубить» избу.

Воспитатель: Не только избы были из дерева, но и многие другие предметы тоже изготавливались из этого материала.

Воспитатель: Дерево было одним из любимых материалов у славян, ведь Русь  славилась лесными богатствами.

- Как вы думаете, а где наши предки брали все эти предметы ?

Дети: Делали своими руками.

Воспитатель: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и корзины.

Воспитатель: Ребята, что вы видите на картинке?

Дети: Печь

Воспитатель: Напротив входа в избе  всегда ставилась печь. Войдя в избу на неё сразу обратишь внимание, она занимала почти пол избы.

- Для чего нашим предкам нужна была печь?

Дети: Греть избу, готовили еду.

Воспитатель: Печь – это сердце дома. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды. На печи можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. Складывали печку из кирпича и обмазывали глиной, клал печь печник.

Воспитатель: Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду. В народе печь называли «кормилицей», «матушкой».

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка

Небо синее в России (руки вверх)

Реки синие в России (руки в стороны, волнообразные движения)

Васильки и незабудки

Не найти ни где красивей! (наклон вниз, собираем цветы, выпрямиться,              прижать руки к сердцу)

Есть и клены,  и дубы (на носочки руки вверх, присесть и встать)

А еще пекут в печи, вот такие калачи (руки вверх, плавными движениями через стороны вниз, рисуем круг)

Воспитатель:- Ребята, знаете ли вы, в чем варили каши да щи на Руси?

Послушайте загадку:

К низу узок, верх широк

Не кастрюля… (чугунок)

Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжелый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и не бился.

- А как их в печь поставить, если горячо, здесь был нужен другой помощник.

Из русской печи кашу тащи.

Чугунок очень рад

Что его схватил… (ухват).

Дети: Ухват

Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей.

- Отгадайте еще одну загадку:

Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот -
Открывай пошире рот (деревянная ложка)

Дети: Деревянная ложка.

Воспитатель: На Руси ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами.

Если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то Вы никогда не сможете обжечься горячей пищей.

- Посмотрите вот они какие красивые расписные ложки. Расписывали их вручную. А еще, ложки можно использовать как музыкальный инструмент, ведь они издают такой чудесный звук (стучит ложками).

Воспитатель: Ребята, посмотрите как одевались люди на Руси. Одежда на Руси была разнообразной и красивой. Девицы носили длинные платья, или сарафаны, а на голове были кокошники украшенные вышитыми узорами, бисером и бусинками, на ноги одевали лапти.

У мужчин – рубаха - косоворотка и порты сшиты из льна.

Всю одежду люди хранили в больших деревянных сундуках .

Воспитатель: В старину, ребята, долгими зимними вечерами собирались люди избе: пели, рассказывали сказки, загадывали загадки. Ещё люди работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти. Такие вечера назывались у них посиделками. А еще они делали обереги.

Воспитатель: Что такое оберег? 

Дети: Оберег помогает защитит человека от беды.

Воспитатель: Оберег - предмет, оберегающий, охраняющий от чего-либо. Люди изготавливали разные обереги: кукла-закрутка, кукла из ниток, пояс-оберег, гребень, подкова.

Воспитатель: Я вам сейчас загадаю загадку еще об одном предмете старины:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник…(самовар)

Воспитатель: Когда хорошо поработали, люди устраивали чаепитие с баранками. Воду кипятили и готовили чай в больших самоварах. Так как не было электричества и электроприборов, вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубу, наполняемую древесными углями. Самовар был  символом семейного уюта и достатка. Он всегда занимал почетное место на столе.

Воспитатель: Вот ребята и подошло к концу наше с вами путешествие. Нам пора возвращаться в наше время. Но для того чтобы вернуться в настоящее мы должны с вами ответить на вопросы:

- Что познавательного вы узнали сегодня, путешествуя в прошлое?

- Как называлось наше государство раньше?

- Почему ее называли Русью деревянной?

- Как назывался деревянный дом на Руси?

- Что называли сердцем дома?

- Кто такие богатыри? И каких вы знаете богатырей на Руси?

- Какие предметы обихода вы запомнили? (чугунок, ухват, сундук, оберег, самовар)

Воспитатель:

Умный сильный наш народ, свою землю бережет

А преданья старины забывать мы не должны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия. Подготовительная к школе группа. Тема: «Мебель».

Конспект индивидуального занятия.Подготовительная к школе группа.Тема: «Мебель».Программное содержание:Цель: Развитие пространственных представлений в макро и микропространстве и развитие представлени...

Конспект подгруппового занятия. Подготовительная к школе группа. Тема: «Мебель».

Конспект подгруппового занятия.Подготовительная к школе группа.Тема: «Мебель».Программное содержание:Цель: Развитие пространственных представлений.Задачи:1.     Продолжать учить ор...

День дерева. Интегрированное занятие. Подготовительная к школе группа.

Обобщать представления детей об экологической зависимости между явлениями и объектами природы. Закладывать основы экологической культуры....

Конспект интегрированного занятия подготовительная к школе группа «Я и моя семья»

Формировать навыки социальной адаптации детей; закрепить временные ориентации, связанные с возрастом человека; упражнять в образовании полных женских и мужских имен; учить рисовать генеалогическое дре...

Конспект интегрированного занятия (подготовительная к школе группа) «Люблю берёзку русскую»

Конспект  интегрированного занятия  (подготовительная к школе группа)«Люблю берёзку русскую»...

КОНСПЕКТ НОД в подготовительной к школе группе Тема: «Знаменитые люди нашего города».

Рассказ о землеках известных и прославивших Саратовскую область...