Методическое объединение (опыт работы) "Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"
методическая разработка

Железнова Елена Артюшевна

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muzyki_v_patrioticheskom_vospitanii_doshkolnikov.docx43.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников»

  1. ФИО автора-разработчика: Железнова Елена Артюшевна
  2. Населённый пункт: Ростовская область, город Волгодонск
  3. Должность: Музыкальный руководитель (первая квалификационная категория)
  4. Образовательная организация: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛУШКА» Г.ВОЛГДОНСКА
  5. Годы реализации: 2020-2023

Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

Константин Михайлович Симонов

Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальна ли сегодня эта проблема?

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв пишет «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к своей Родине. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.    В наше непростое время проблема патриотического воспитания обсуждается и поднимается все чаще, т. к. у детей искажены представления о доброте и милосердии, справедливости. Большинство детей дошкольного возраста на вопрос «кто является героем?» отвечают – «терминатор, человек-паук, железный человек». Хотя вокруг нас герои, достойные уважения и почестей – это герои ВОВ, это простые люди, совершившие подвиги в настоящее непростое время – спасти человека из огня, помочь пожилому человеку, да просто жить достойно – в этом и заключается цель патриотического воспитания в целом.

     Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Ведь дошкольный период – наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, для которого характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений, детские образы восприятия очень яркие и сильные и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

Исходя из вышесказанного я поставила перед собой цели и задачи, которые вы можете видеть на слайде.

Цели и задачи по формированию нравственно-патриотического чувства в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

Цель: формирование нравственно-патриотических чувств в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

Задачи представляют собой:

  1. Формировать духовно-нравственного отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.
  2. Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.
  3. Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, героическому прошлому через прослушивание музыкальных произведений военных лет, музыкальных произведений, посвященных героям великой отечественной войны.
  4. Осуществлять индивидуальный подход к личности ребёнка через постановку различных музыкальных номеров.
  5. Побуждать родителей к сотрудничеству и непосредственному участию в музыкальных мероприятиях.

Большую роль в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников играют праздники и развлечения, акции добра, благотворительные мероприятия в детском саду.

       Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.  С помощью музыки ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях.

Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования» - сказал Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника Валентина Григорьевича Распутина.

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, к семье, истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких – тех, кого называют соотечественниками.

Участники нашего процесса по нравственно-патриотическому воспитанию представлены на схеме:

                             

У каждого из представленных участников определены свои обязанности.

              Я, как музыкальный руководитель:

- составляю перспективное планирование с детьми и родителями, разрабатываю сценарии праздников и развлечений, создаю презентации по темам нравственно-патриотического воспитания, подбираю музыкальный материал;

- включаю в свои занятия музыкальный репертуар на основе русского народного фольклора и русской классики;

- развиваю у детей чувство ритма, звуковысотный слух, память, интонационную выразительность, творческое воображение;

- совместно с педагогами и родителями организую для детей развлечения и тематические праздники по нравственно-патриотическому воспитанию.

- составляю беседы и консультации для родителей, изготовляю папки-передвижки, лэпбуки, дидактические пособия по темам календарных народных и государственных праздников.

        Педагоги и воспитатели ДОУ: 

В нашем дошкольном учреждении патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.

- создают в группе развивающую среду по музыкальной деятельности, содержащую в себе русские народные музыкальные инструменты, атрибуты для народных игр, хороводов, плясок, иллюстрации к песням, государственные символы России;

          Родители:

- помогают приобрести атрибуты для развития творчества детей в русских народных играх, хороводах;

- помогают изготавливать костюмы для детей;

- принимают непосредственное участие в детских праздниках, в акциях, детсадовских мероприятиях;

- принимают активное участие в творческих выставках совместно с детьми

Социум:

Своим опытом я делюсь с коллегами других образовательных учреждений. Публикую и распространяю опыт на педагогических сайтах, участвую в конкурсах профессионального мастерства.

С чего начинается Родина?

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Для детей дошкольного возраста, Родина является абстрактным понятием, которое невозможно потрогать, увидеть.

И первое из направлений:

Любовь к матери, к родному дому.

Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам.

      Первое с чего начинается познание мира ребенком, - это ласковая материнская улыбка, тихая колыбельная песня, добрые глаза и теплые материнские руки. Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: “Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”.
   Я считаю, что невозможно воспитать в ребенке патриотические чувства к Родине без такого понятия как: «любовь к матери». Хореографическая постановки совместно семьи Артёма Перебейнос.

Воспитанию нравственно-патриотических качеств личности дошкольников способствует разучивание и слушание песен, в которых мы поем о близких и любимых людях (маме, папе, бабушке), проводим мероприятия с участием родных и близких людей. Самые близкие и родные – мамы и бабушки приходят к нам на праздники и принимают участие совместно с детьми. «День пожилых людей», концерт, посвящённый «Дню матери», «8 марта», досуги «Самым любимым и родным». Подготавливаем совместно с родителями видео ролики на известные стихи о маме (видеоролик семьи Елизаветы Родиковой). Это сближает и помогает создать положительный эмоциональный фон, атмосферу радости и сотворчества.

     Так же нравственно-патриотическое воспитание невозможно без театрализованной деятельности детей – это самый распространённый вид детского творчества. Он оказывает значительное влияние на развитие нравственной и эстетической сферы дошкольника, а также на целостное развитие личности ребенка. Музыкальная деятельность проявляется в театрализации особенно активно, играя связующую роль в сценическом действии. Постановка сказки «Волк и семеро козлят», «Гуси лебеди», «Муха-цокотуха», «Кошкин дом».

Сказки являются для детей первым уроком нравственности и морали. В них всегда добро побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистическое восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения. Сказки воспитывают у дошкольников гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехам, огорчаться в случае неудачи, прийти на помощь в трудную минуту.

Следующее направление:

Классическое культурное наследие.

    Так же нравственно-патриотические качества формируются у детей в процессе слушания музыкальных произведений. В качестве материала я использую программу О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Она содержит лучшие образцы мировой музыкальной культуры. Это русские народные песни. Колыбельные, классические произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, И.П. Чайковского, Р. Шумана, Шопена, М.И. Глинки, Д.Б. Кабалевского, С.С. Прокофьева и других композиторов – классиков.

        В результате слушания дети получают первичные представления о том, как музыкальными средствами можно выразить определенные эмоции.

         Образы любимых сказочных и животных героев учат моральным понятиям добра и зла («Избушка на курьих ножках» Мусоргского, «Шествие гномов» Грига, музыка балетов Чайковского «Щелкунчик», Римского-Корсакого «Золотой петушок», Прокофьева «Золушка»).  В постановке театрализованных развлечений используется уже знакомая для детей классическая музыка. «Гуси лебеди», «Снежная королева», «Щелкунчик», «Стрекоза и муравей» «Муха-цокотуха».

          Тема природы в музыке близка и понятна детям дошкольного возраста, она воспитывает любовь к родной природе («Утро» Грига, «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского, «Времена года» Чайковского), Она позволяет рассказывать о том, что нравиться детям, изображать образы родной природы в рисунках.

          В материалах программы по слушанию музыки присутствуют произведения, способствующие воспитанию нравственно-патриотических чувств дошкольников. Например, в беседе о блокадных днях Ленинграда слушаем отрывки из 7 симфонии Д. Шостаковича, песню «Блокада» Вихревой.

         В результате таких занятий воспитывается чувство сопереживания, уважение к ветеранам и защитникам Отечества, любовь к своей Родине.

Следующее направление:

Народная музыка

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые мною в слушании, пении и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.

На занятиях в доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными. У меня есть старинный чемоданчик в котором живут народные сказки. Каждый раз рассказывая или слушая в аудио записи новую сказку в нем появляются музыкальные инструменты, при помощи которых мы можем её и озвучить.

Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям. На основе народного творчества яркими и незабываемыми были встречи с веселой кадрилью «Русский самовар», традиционные праздники «Осенняя ярмарка», «Новогодние гуляния», «Рождество», «Широкая масленица», «Посиделки».

Игра на музыкальных инструментах включается мною практически в каждом утреннике, начиная с ясельной группы. А так же участие родителей «Папы ложкари».

        Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Следующее направление:

Российские праздники

Воспитанию у детей нравственно-патриотических чувств способствует также знакомство с песнями о Родине, родном крае. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время.  Чувства гражданственности и патриотизма воспитываем через праздники «День Российского флага!», «День России», «День Единства», «День космонавтики».

Вашему вниманию представляется танец «Сохрани, Земля».

Следующее направление:

Любовь к родной природе

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы.

Вашему вниманию представляю сказку «Заяц портной».

Следующее направление:

Историческое прошлое

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Песни этой тематики, такие как “Бравые солдаты”, муз. А. Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова воспитывают чувство патриотизма, любовь и уважение к армии. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. «День защитников Отечества». Впечатления и эмоции, полученные в ходе различных мероприятий, приобщили детей к истории родного города, края и своего народа, воспитали любовь к своему Отечеству.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. Дети получают знания о маршевой музыке, патриотических песнях, о войнах нашей армии, символике России. Большое значение имеет красочно-торжественное оформление зала. У детей формируется представление о войне, армии. На таких праздниках дети играют в военных, маршируют в почетном строю, поют военные и патриотические песни, выполняют различные торжественные перестроения. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Это "Священная война", "Я сегодня сказал о войне", "Синий платочек", " В землянке" «Когда ветераны идут на парад», «9 мая», «С дедом на парад», танцы «А зори здесь тихие», «Смуглянка», «Парад», сценические постановки «Письмо матери».

В эти дни мы проводим беседы о войне, где дети слушают рассказы ветеранов о военных событиях, рассказывают стихи на военную тематику. Кроме этого дети учувствуют в концерте, посвященном празднованию «Великой Победы».

Необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг". Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родину, чтим своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Следующее направление:

Работа с родителями

Ребенок овладевает музыкальной культурой в течение всей своей жизни. Однако успех в формировании музыкально-эстетического сознания ребенка зависит не только от плодотворной работы педагогического коллектива и музыкального руководителя, но и от отношения к музыке в семье. Ведь именно у родителей есть широкие возможности духовно обогатить своих детей.

        Музыкальное воспитание в семье может проводиться в различных формах – совместное посещение концертов и детских музыкальных конкурсов, домашнее музицирование, разучивание и пение различных детских песен, прослушивание произведений современной и классической музыки. Огромную роль играет благоприятная эмоциональная атмосфера и домашний уют. Детям очень важно понимание близких, их поддержка во всех творческих начинаниях.

        С целью помощи родителям проводятся консультации, открытые интегрированные занятия, посещение художественных выставок, музейных экспозиций. Родители охотно учувствуют в театрализованных постановках, исполняют роли на утренниках, помогают в оформлении сцены, подборе литературного материала.

В результате работы с родителями установлены партнерские отношения между родителями и педагогами в вопросах воспитания и образования детей. Родители стали активными участниками праздников и развлечений, учувствуют в играх, играют роли, поют, танцуют, подготавливают музыкальные номера к утренникам детского сада, изготавливают самодельные шумовые инструменты из подручного материала.

Совместное участие детей и родителей в праздниках, концертах и развлечениях – важное средство воспитания нравственно-патриотических чувств не только ребенка, но и взрослого.

Заключение

Работа музыкально руководителя многогранна. В процессе работы с детьми я использую различные формы и виды образования для всестороннего и гармоничного развития детей.

Говоря о воспитании патриотизма, необходимо в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твёрдо скажем о нём, что он патриот и гражданин своей Родины.

Безусловно, патриотическое воспитание дошкольников должно сопровождаться музыкой, потому что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать любовь к Родному краю и окружающему его миру. 

Итак, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем, дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.

Считаю, что музыка и мероприятия, проводимые мною и другими педагогами помогает детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, Родину, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями; учит любоваться природой, бережно относиться к ней.

И только от взрослых людей, окружающих ребёнка – родителей и педагогов, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!

Перспективы:
Продолжать работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей, приумножать уже накопленный опыт, обогащать музыкальный репертуар по данной теме, больше привлекать родителей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Роль загадок в обогащении словаря старших дошкольников"

Опыт работы представлен теоретической и практической частями, автором предложена диагностика, выявлена положительная динамика в развитии словоря дошкольника....

Мой педагогический опыт работы "Роль сказки в развитии речи младших дошкольников"

Сказка -  эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста....

Опыт работы«Краеведение, как средство патриотического воспитания дошкольника» подготовительная группа.

Формирование  системы знаний  у детей дошкольного возраста о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями края, приобщение к народному...

Опыт работы на тему: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Опыт работы на тему: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников....

Методическая разработка "Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"

Воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня, она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоени...

Методическая разработка: ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом».

laquo;Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России»....

Распространение педагогического опыта.Отчет о Методическом объединении на тему: : « Развитие речи и речевое воспитание дошкольников на современном этапе по методике Ушаковой Оксаны Семеновны.»

Распространение педагогического опыта.Мастер-класс по методикам Ушаковой О.С. в преподавании развития речи в детском саду в старшей и подготовитнльной группах....