Экспериментально-исследовательская деятельность
опыты и эксперименты
Конспекты по ЭИД в группах разного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.24 КБ | |
| 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Рябинушка» п. Селенгинск»
МО «Кабанский район» Республики Бурятия
Конспект открытой ООД
Использование опытно-экспериментальной работы по
ознакомлению дошкольников с природой в подготовительной группе
Тема: «Путешествие на воздушном шаре».
Разработала и провела воспитатель: Сарина О.Г.
2019 г.
Программное содержание:
1. Продолжать знакомить со свойствами воздуха. Уточнить и закрепить уже имеющиеся знания у детей. Способствовать формированию у детей познавательного интереса к природе, развивать наблюдательность, логическоемышление, фантазию. Подводить детей к суждению, умозаключению причинно-следственных связей. Воспитывать у детей желание беречьи охранять природу.
Предварительная работа: Провести занятия по ознакомлению с воздухом и некоторыми его свойствами «Воздух – как его обнаружить» (воздух есть в стакане, в кирпиче, в губке, в земле, в человеке, в воде и т.д.)
Коррекционная работа: Обогащение и активизация словаря, объяснить значение слов: гондола, кислород, углекислый газ, лесопосадка, лаборатория.
Литература: Виноградова «Ознакомление дошкольников с природой» А.М. Страунинг Программа по ТРИЗ-РТВ «Восток», Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» раздел: «Природа и человек».
Ход ООД:
В: Давайте пройдем на ковер, встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(ИГРА на общение) коммуникация
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
- Загадываю загадку: «Есть невидимка, в дом не просится, а вперёд людей бежит торопится?» (Воздух)
-А вы знаете, где живёт воздух? (ответы детей)
-Правильно, воздух повсюду, мы живём в воздушном пространстве.
-Представьте, что если бы в нашей группе не было воздуха, что бы мы случилось? (ответы детей)
-Действительно без воздуха прожить не возможно, воздух нужен всем, без воздуха не было бы жизни на Земле.
- Ребята, а вы хотели бы ещё больше узнать о воздухе и его свойствах, давайте отправимся в путешествие на волшебный остров в царство воздуха, а поможет нам воздушный шар. Вы будете путешественниками. Рассаживайтесь поудобнее. Что бы нам взлететь, я произнесу заклинание:
Крибли, крабле, бумс…
Ребёнок читает стихотворение:
Мой любимый тёплый воздух,
Со мной творишь ты чудеса.
И, как в прекрасной дивной сказке,
Я поднимаюсь в небеса.
Моя чудесная гондола
Весьма уютна и светла
И путешественникам юным
В ней хватит места, как всегда.
- Вот мы и в воздухе, посмотрите, как красиво вокруг.Что вы видите? (Небо, облака, солнце)
- Вы знаете, что такое небо? (толстый слой воздуха, освещённый солнцем)
- К какой природе относится воздух? (неживая)
Предлагаем детям оживить воздух. Как это сделать?(нужно дать имя, придумать и описать характер)
Дети придумывают имя, характер, спрашиваю, почему они так думают? (ответы детей)
Вот и оживили воздух у него есть имя и такой разный характер.
-Как вы думайте, может ли воздух двигаться?
Опыт № 1: Возьмите в руки ленточки и подуйте на них, что происходит с лентами? (отклоняется)
Вывод: Значит, воздух может двигаться, перемещаться. Когда воздух перемещается он заставляет двигаться другие предметы? (Колышутся ветви деревья, начинает перемещаться вода, образуются волны в морях, реках, озёрах). Показ иллюстраций
-Как это явление называется в природе? (Ветер)
Назовите профессию ветра (приводит в движение мельницу, может смолоть муку-мельник, может двигать парус-моряк, подмести улицу- дворник, быстро высушить бельё-помощник).
-Ребята, о чём нам может сообщить ветер?
- Какие вы знаете приметы? (на примере погоды).
- Сильный ветер во время дождя, обещает хорошую погоду
- Ветер резко меняет направлениеи к вечеру усиливается к плохой погоде
Нежно-голубые облака при слабом ветре, к ясной погоде.
- Молодцы, ребята! А пока мы с вами беседовали,воздушный шар принёс нас на волшебный остров: На острове есть лаборатория, где мы можем проводить различные опыты. Давайте поищем на этом острове новые свойства воздуха... (Предлагаю детям одеть халаты)
-А как вы думаете, можно обнаружить воздух?
Опыт № 2. Посмотрите это – воронка, что в ней? (воздух)
-Мы его не видим, но можем проверить действительно ли он там.
На узкий конец горлышка одеваем резиновый шарик, а другой конец опустим в воду.
-Что происходит по мере опускания воронки в воду (шарик раздувается)
-Почему?
Вывод: Воздух вышел из воронки в шарик, значит, в воронке был воздух.
Предлагаю детям опустить кубик с флажком на воду. Можно ли сделать так, чтобы кубик опустился на дно, но при этом флажком не намок?
Опыт № 3. (делают дети) Нужно накрыть кубик с флажком стаканом и опустить его на дно тазика. А теперь, проверим, не намок ли флажок. Почему?
Вывод: вода в стакан не идёт, там воздух, он занимает место в стакане. А раз вода не попала в стакан, она не может намочить флажок.
Физическая минутка:
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось дерево.
Ветер, ветер тише, тише
Дерево всё выше, выше (2 раза)
Опыт №4: Волшебники этого острова предлагают вам порисовать они оставили вам бумагу и капельку краски. Что можно сделать? (Подуть на капельку, можно повернуть лист, дети рисуют, раздувая капли краски)
-Что получилось?
-Чем вы рисовали? (воздухом).
-Правильно воздухом, можно рисовать.
Обращаю внимание на воздушный шар у меня в руке, есть ли в нём воздух? (шарик пустой)
-А в другом (показываю надутый шарик)
-Как он туда попал? (надули)
Опыт № 5: Можем ли мы услышать воздух? Давайте узнаем.
Выпускаем воздух из шара, что мы слышим?(воздух с шумом выходит из шара)
Вывод: Воздух можно услышать.
Опыт № 6: Надуваем ещё раз шарик.
А как вы думаете, почему воздух с шумом выходит из шара?
(потому что он сжат)
Вывод: Вот ещё одно свойство воздуха, его можно сжать.
-Где может находиться сжатый воздух? (в воздушном шаре, в мяче, в шинах велосипеда, автомобиля и т.д.)
-А что произойдёт с шаром если его заполнить большим количеством воздуха? (Лопнет)
Игра пальчиками «Шарик»:
Надуваем быстро шарик,
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел,
Стал он тонкий и худой (2 раза)
Обращаю внимание на весы. -Что это такое (Весы)
-Что делают при помощи весов? (можно сравнить что тяжелее, что легче)
-Как вы думайте, можно ли взвешать воздух?
Опыт № 7:
Взвешиваю два пустых шара, смотрим весы уравненные.
- Что вы видите? (шары одного веса). Затем один шарик снимаем и взвешиваю шар с воздухом (обратите внимание, что в шарике? Что изменилось). Видно, что одна сторона опускается.
- Какой шарик тяжелее, какой легче? (в надутом больше воздуха он тяжелее).
Вывод: Воздух имеет вес, его можно взвесить на весах.
-Посмотрите ребята, на этом острове есть чудесный лес. Предлагаю детям зайти и отдохнуть в этом лесу.
Дыхательная гимнастика:
Почувствуйте какой здесь чистый воздух, как после грозы, легко дышится в таком лесу. Дождь прибил пыль, освежил кроны деревьев, наполнил воздух ароматом. Подышим этим кристально-чистым воздухом, И этот настоянный на травах и цветах воздух, вселяет в нас бодрость и прибавляет сил. Мы чувствуем себя бодро, у нас хорошее настроение. (под музыку).
Показываем детям иллюстрацию –загрязненный город
-Ребята вы хотели жить в таком городе?
- Почему?
-А как нужно охранять воздух от загрязнения? (ответы детей)
Ребята, мы обошли весь волшебный остров, узнали много новых свойств воздуха. Пора возвращаться в наш детский сад. (дети садятся в гондолу.
Поможем взлететь нашему воздушному шару: руки вверх и медленно опустили вниз.
Ребята, где мы с вами побывали? (на волшебном острове).
Какие свойства воздуха мы узнали?
(воздух может двигаться, воздух можно сжать, услышать, воздухом можно рисовать). (Похвалить детей, используя педагогическую поддержку). Вот ребята мы и вернулись в наш детский сад, понравилось вам путешествие? Волшебники этого острова решили сделать вам подарок, подарить эти воздушные шары наполненные… воздухом!
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему: «Эксперименты с магнитом»
Цель: Закрепить и обобщить знания детей о свойствах магнита.
Задачи: 1.Продолжать формировать представления о свойствах магнита, о его особенности притягивать. 2. Закреплять знания детей, умению отделять магнетические предметы, от немагнетических, используя магнит.
3. Учить решать познавательные и экспериментальные задачи через опыты. 4. Развивать инициативу, активность и познавательный интерес у детей. 5. Совершенствовать психические процессы (память, внимание, развивать логическое мышление). 6. Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам,
интерес к экспериментированию, аккуратность при работе с магнитом, позитивное отношение к окружающему миру и желание исследовать его всеми доступными способами.
Развитие речи: обогащать словарный запас детей. (Магнит, магнетические, пластмассовый, деревянный, стеклянный, бумажный).
Предварительная работа: опыты с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами, исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?». Просмотр мультфильма «Фиксики»- эксперимент с магнитом.
Материал и оборудование: магниты на каждого, скрепки, гвозди, тарелочки с песком на каждого ребёнка. Деревянные, пластмассовые, железные, резиновые, бумажные, маленькие игрушки. По две корзинки на каждый стол. Зелёный картон с цветами. Стаканы с водой, высокий прозрачный кувшин с водой. Нить. Конверт с письмом.
Ход занятия:
Дети играют, гости входят в группу. Приносят письмо.
Воспитатель: Ребята, нам кто - то письмо прислал, давайте прочитаем его!
Ответы детей: Давайте!
Воспитатель: (открывает конверт, достаёт письмо, читает): «Ребята, помогите, в лаборатории Профессора Магниткиной, ответ найдите!!!! Скоро буду, Незнайка!»
Воспитатель: Ребята, что нам делать? Будем помогать Незнайке? (Да!) Скажите мне, а как вы думаете, почему Незнайку, зовут Незнайка?
Ответы детей:
Воспитатель: А вы хотите, что бы вас называли Знайками? Что для этого нужно делать?
Ответы детей:
Воспитатель: Вот теперь я убедилась, что вы хотите всё знать и не боитесь никаких трудностей, и для этого нам с вами нужно стать одной командой. Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу удачи, почувствуйте тепло товарища.
Давайте вместе скажем: «Команда, вперёд!!! »
Дети вместе: «Команда, вперёд! »
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в лабораторию! (звучит музыка). (Воспитатель переодевается в профессора Магниткину).
Профессор: Ребята, посмотрите, это моя лаборатория. Но чтобы попасть в неё вы должны отгадать загадку об одном предмете, с которым сегодня будем проводить эксперименты:
Хоть я вовсе не планета, У меня есть полюса. Рук и ног в помине нету, Но хватать могу я сам. Гвозди, ножницы, кастрюли, Винтики, булавки, пули – Всё железное манит, Тянет на себя …………магнит.
Профессор:
-Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Открываются двери дети и гости проходят в лабораторию.
Лена: Профессор, а давайте расскажем Насте, Лёве, Владе и Алёше, какие секреты хранит в себе магнит? Они ведь ни разу не были с нами в волшебной лаборатории.
(Свойства, что можем узнать - рассматривание магнита).
(ответы детей): Какого он цвета? Какой формы? Какой он на ощупь? Гладкий или шероховатый? Холодный или тёплый? Твердый или мягкий? Тяжелый или лёгкий? С запахом или без? Можно ли отломить от него кусок? Профессор: Так какой же вывод мы сделаем - магниты гладкие, холодные, без запаха, твёрдые, не ломаются. Магниты бывают разного размера (большие и маленькие, большие - тяжёлые, а маленькие легче), они бывают разной формы. (использовать магнитную доску с подсказками, плакаты).
Ребята, а давайте поэкспериментируем с магнитом. Но сначала вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении экспериментов?
1. Надеть специальную одежду. (одевают фартуки)
2. Внимательно слушать взрослого.
3. Быть осторожными (ничего не брать в рот.)
Профессор: Ребята, а как узнать, какие предметы дружат с магнитом, а какие нет? Что же нужно сделать? (ответы детей).
Опыт №1 Магнетические предметы из тарелочек.
Профессор: Ребята, скажите, какие предметы притянул магнит?
Что можно сказать про эти предметы? Из какого материала они сделаны?
Дети: Они все из металла.
Профессор: Все предметы которые притянул магнит положите в пустую корзинку. (кладут) Какие предметы мы положили в корзинку? ( Магнетические).
В тарелочках остались предметы, которые магнит не притянул, давайте их рассмотрим. (Рассматривают)
Профессор: Из какого материала остались предметы? (из пластмассы, из дерева, из стекла, резины, кожи, бумаги). Что об этом можно сказать?
Дети: магнит не притягивает пластмассу, дерево, стекло, кожу, бумагу. Профессор: Так какой же вывод мы сделаем?
Дети: Магнит притягивает только металлические (магнетические) предметы.
(Стук в дверь)
Воспитатель: Ой, кто это к нам идёт?
(появляется Незнайка).
Профессор: Здравствуй Незнайка, что случилось? Почему ты такой грустный?
Незнайка: Как же мне не печалиться. Хотел я помочь Шпунтику и Винтику собрать машину. Но пока я бегал, играл, все детали растерял. Что делать не знаю.
Профессор: Не печалься, Незнайка, мы тебе поможем.
Незнайка: Но как же, вы мне поможете, если я половину деталей в колодце утопил, а остальные в песке затерялись!
Профессор: Ребята, а давайте подумаем, как мы можем помочь Незнайке достать предметы из воды?
Ответы детей (вычерпать ведром воду достать, выкачать)
Профессор: Может нам магнит поможет? И как раз узнаем, может ли помочь магнит в воде?
Дети: (да, давайте попробуем)
Опыт №2. « Магнит и скрепка в воде».
Профессор: Давайте проверим это. Бросьте в стакан с водой скрепку, а потом с помощью магнита попробуйте достать её из воды. Ребята, как вам удалось достать скрепку?
Дети: магнит её притянул.
Профессор: Правильно, молодцы.
Скажите, а сохраняются ли свойства магнита в воде?
Дети: Сохраняются. И в воде магнит притягивает.
Опыт № 3 « Достань болтик из воды, не замочив рук и магнит».
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, как достать болтик из стакана так, чтоб не замочить ни рук, ни магнит. Как же это сделать? Кто нам скажет? (попробовать приложить магнит к стеклу).
Дети: Магнит притягивает предметы и через стекло
Профессор: Правильно, молодцы.
Незнайка: Ребята, эксперименты у вас интересные, но колодец глубокий – не стакан, а магнит маленький, как же достать с его помощью, гайки да винтики со дна?
Опыт №4 «Удочка».
Дети обсуждают, приходят к выводу, что надо привязать верёвку к магниту и опустить в колодец. Один из ребят проводит опыт на столе у воспитателя.
Незнайка: А я и не знал, что с помощью удочки и магнита, из воды можно доставать металлические предметы! Большое спасибо за помощь! Ох, и устал же я, вот бы немного отдохнуть!!!
Лена: Незнайка, давай мы покажем тебе одну замечательную разминку! Давай с нами!
Незнайка с детьми делает разминку.
Незнайка: Сил то я набрался, а вот как мне винтики и гайки в песке найти, никак не пойму, они маленькие, а песка много!!!
Профессор: Не переживай, мы и здесь тебе поможем!!!
Опыт № 5 « Найди детали в песке».
Профессор: Ребята, а теперь новое задание, подумайте и скажите, как найти небольшие детали от машины в песке? Как же это сделать? Кто нам скажет? (попробовать приложить магнит к песку).
Дети: Магнит притягивает предметы и через песок.
Проводят опыт №6 « Летающая бабочка».
Профессор: Я вам сейчас покажу фокус «Летающая бабочка»
(Бабочка на плотной бумаге, магнит под бумагой).
Профессор: Почему она летает?
Дети: Магнит притягивает.
Опыт с батарейкой, скрепкой и магнитом №7.
Профессор: Как вы думаете, почему батарейка держит скрепку?
Дети: (батарейка является проводником магнита).
Профессор: Не только через стекло, но и через дерево, воду, картон, магнит притягивает металлические предметы.
Профессор:
(Подведение итогов): Давайте еще раз вспомним, что мы сегодня показали и рассказали Насте, Лёве, Владе, Алёше и Незнайке в ходе экспериментов.
(ответы детей).
Незнайка: Спасибо вам большое, у вас так было познавательно!!! Я обязательно расскажу нашим малышам из Солнечного города, какие я делал эксперименты и что нового узнал про магнит. Думаю, Шпунтику и Винтику будет интересно!!!
Профессор: Ребята вы сегодня хорошо поработали. Вы молодцы, давайте себе похлопаем!!! Я вас благодарю за сотрудничество. Со своими друзьями вы поделитесь, расскажите, что интересного узнали о магните, и других предметах. (Магнит, магнетические, пластмассовый, деревянный, стеклянный, бумажный).
А теперь давайте попрощаемся с лабораторией и гостями и вернёмся в детский сад.
Дети прощаются с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5) лет на тему "Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур"пр
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5 лет) на тему: «Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур».Цель: Создать...
Музыкально-логопедическое занятие «Путешествие на воздушном шаре. Звуки С – З – Ш - Ж».
Конспект группового музыкально-логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы. Разработан по авторской программе коррекции речевой функциональной системы с использованием валеологи...
Сценарий выпускного бала "Путешествие на воздушном шаре"
сценарий выпускного бала...
Театрализованная игра « Путешествие на воздушном шаре»
НОД по театральной деятельности, средняя группа...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие на воздушном шаре"
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие на воздушном шаре"...
Выпускной вечер "Путешествие на воздушном шаре"
Ребята отправляются в увлекательное путешествие на воздушном шаре.......

