Экспериментально-исследовательская деятельность
опыты и эксперименты

Сарина Ольга Геннадьевна

Конспекты по ЭИД в группах разного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Рябинушка» п. Селенгинск»

МО «Кабанский район» Республики Бурятия

Конспект открытой ООД

     Использование опытно-экспериментальной работы по  

ознакомлению дошкольников с природой в подготовительной группе

     

             Тема: «Путешествие на воздушном шаре».

Разработала и провела воспитатель: Сарина О.Г.

                                                          2019 г.

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить со свойствами воздуха. Уточнить и закрепить уже имеющиеся знания у детей. Способствовать формированию у детей познавательного интереса к природе, развивать наблюдательность, логическоемышление, фантазию. Подводить детей к суждению, умозаключению причинно-следственных связей. Воспитывать у детей желание беречьи охранять природу.

Предварительная работа: Провести занятия по ознакомлению с воздухом и некоторыми его свойствами «Воздух – как его обнаружить» (воздух есть в стакане, в кирпиче, в губке, в земле, в человеке, в воде и т.д.)

Коррекционная работа: Обогащение и активизация словаря, объяснить значение слов: гондола, кислород, углекислый газ, лесопосадка, лаборатория.

Литература: Виноградова «Ознакомление дошкольников с природой» А.М. Страунинг Программа по ТРИЗ-РТВ «Восток», Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» раздел: «Природа и человек».

                                                                 

                                                                   

                                                          Ход ООД:

В: Давайте пройдем на ковер, встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(ИГРА на общение) коммуникация

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

  1. Загадываю загадку: «Есть невидимка, в дом не просится, а вперёд людей бежит торопится?» (Воздух)

-А вы знаете, где живёт воздух? (ответы детей)

-Правильно, воздух повсюду, мы живём в воздушном пространстве.

-Представьте, что если бы в нашей группе не было воздуха, что бы мы случилось?  (ответы детей)

-Действительно без воздуха прожить не возможно, воздух нужен всем, без воздуха не было бы жизни  на Земле.

- Ребята, а вы хотели бы ещё больше узнать о воздухе и его свойствах, давайте отправимся в путешествие на волшебный остров  в царство  воздуха, а поможет нам воздушный шар. Вы будете путешественниками. Рассаживайтесь поудобнее. Что бы нам взлететь, я произнесу заклинание:

Крибли, крабле, бумс…

Ребёнок читает стихотворение:

Мой любимый тёплый воздух,

Со мной творишь ты чудеса.

И, как в прекрасной дивной сказке,

Я поднимаюсь в небеса.

Моя чудесная гондола

Весьма уютна и светла

И путешественникам  юным

В ней хватит места, как всегда.

- Вот мы и в воздухе, посмотрите, как красиво вокруг.Что вы видите? (Небо, облака, солнце)

- Вы знаете, что такое небо? (толстый слой воздуха, освещённый солнцем)

- К какой природе относится воздух? (неживая)

Предлагаем детям оживить воздух. Как это сделать?(нужно дать имя, придумать и описать характер)

     Дети придумывают имя, характер, спрашиваю, почему они так думают? (ответы детей)

    Вот и оживили воздух у него есть имя и такой разный характер.

-Как вы думайте, может ли воздух двигаться?

Опыт № 1: Возьмите в руки ленточки и подуйте на них, что происходит с лентами? (отклоняется)

Вывод: Значит, воздух может двигаться, перемещаться. Когда воздух перемещается он заставляет двигаться другие предметы?  (Колышутся ветви деревья, начинает перемещаться вода, образуются волны в морях, реках, озёрах). Показ иллюстраций

-Как это явление называется в природе? (Ветер)

Назовите профессию ветра (приводит в движение мельницу, может смолоть муку-мельник, может двигать парус-моряк, подмести улицу- дворник, быстро высушить бельё-помощник).

-Ребята, о чём нам может сообщить ветер?

- Какие вы знаете приметы? (на примере погоды).

  1. Сильный ветер во время дождя, обещает хорошую погоду
  2. Ветер резко меняет направлениеи к вечеру усиливается  к плохой погоде

Нежно-голубые облака при слабом ветре, к ясной погоде.

- Молодцы, ребята! А пока мы с вами беседовали,воздушный шар принёс нас на волшебный остров: На острове есть лаборатория, где мы можем проводить различные опыты. Давайте поищем на этом острове новые свойства воздуха... (Предлагаю детям одеть халаты)

-А как вы думаете, можно обнаружить воздух?

Опыт № 2. Посмотрите это – воронка, что в ней? (воздух)

-Мы его не видим, но можем проверить действительно ли он там.

На узкий конец горлышка одеваем резиновый шарик, а другой конец опустим в воду.

-Что происходит по мере опускания воронки в воду (шарик раздувается)

-Почему?

Вывод: Воздух вышел из воронки в шарик, значит, в воронке был воздух.

Предлагаю детям опустить кубик с флажком на воду. Можно ли сделать так, чтобы кубик опустился на дно, но при этом флажком не намок?

Опыт № 3. (делают дети) Нужно накрыть кубик с флажком стаканом и опустить его на дно тазика. А теперь, проверим, не намок ли флажок.  Почему?

Вывод: вода в стакан не идёт, там воздух, он занимает место в стакане. А раз вода не попала в стакан, она не может намочить флажок.

Физическая минутка: 

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось дерево.

Ветер, ветер тише, тише

Дерево всё выше, выше (2 раза)

Опыт №4: Волшебники этого острова предлагают вам порисовать они оставили вам бумагу и капельку краски. Что можно сделать? (Подуть на капельку, можно повернуть лист, дети рисуют, раздувая капли краски)

-Что получилось?

-Чем вы рисовали? (воздухом).

-Правильно воздухом, можно рисовать.

Обращаю внимание на воздушный шар у меня в руке, есть ли в нём воздух? (шарик пустой)

-А в другом (показываю надутый шарик)

-Как он туда попал? (надули)

Опыт № 5: Можем ли мы услышать воздух? Давайте узнаем.

Выпускаем воздух из шара, что мы слышим?(воздух с шумом выходит из шара)

Вывод: Воздух можно услышать.

Опыт № 6: Надуваем ещё раз шарик.

 А как вы думаете, почему воздух с шумом выходит из шара?

(потому что он сжат)

Вывод: Вот ещё одно свойство воздуха, его можно сжать.

-Где может находиться сжатый воздух? (в воздушном шаре, в мяче, в шинах велосипеда, автомобиля и т.д.)

-А что произойдёт с шаром если его заполнить большим количеством воздуха? (Лопнет)

Игра пальчиками «Шарик»:

Надуваем быстро шарик,

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел,

Стал он тонкий и худой (2 раза)

Обращаю внимание на весы. -Что это такое (Весы)

-Что делают при помощи весов? (можно сравнить что тяжелее, что легче)

-Как вы думайте, можно ли взвешать воздух?

Опыт № 7:

 Взвешиваю два пустых шара, смотрим весы уравненные.

- Что вы видите? (шары одного веса). Затем один шарик снимаем и взвешиваю шар с воздухом (обратите внимание, что в шарике? Что изменилось). Видно, что одна сторона опускается.

- Какой шарик тяжелее, какой легче? (в надутом больше воздуха он тяжелее).

Вывод: Воздух имеет вес, его можно взвесить на весах.

-Посмотрите ребята, на этом острове есть чудесный лес. Предлагаю детям зайти и отдохнуть в этом лесу.

Дыхательная гимнастика:

 Почувствуйте какой здесь чистый воздух, как после грозы, легко дышится в таком лесу. Дождь прибил пыль, освежил кроны деревьев, наполнил воздух ароматом. Подышим этим кристально-чистым воздухом, И этот настоянный на травах и цветах воздух, вселяет в нас бодрость и прибавляет сил. Мы чувствуем себя бодро, у нас хорошее настроение. (под музыку).

Показываем детям иллюстрацию –загрязненный город

-Ребята вы хотели жить в таком городе?

- Почему?

-А как нужно охранять воздух от загрязнения? (ответы детей)

Ребята, мы обошли весь волшебный остров, узнали много новых свойств воздуха. Пора возвращаться в наш детский сад.  (дети садятся в гондолу.

 Поможем взлететь нашему воздушному шару: руки вверх и медленно опустили вниз.

Ребята, где мы с вами побывали? (на волшебном острове).

Какие свойства воздуха мы узнали?

(воздух может двигаться, воздух можно сжать, услышать, воздухом можно рисовать). (Похвалить детей, используя педагогическую поддержку). Вот ребята мы и вернулись в наш детский сад, понравилось вам путешествие? Волшебники этого острова решили сделать вам подарок, подарить эти воздушные шары наполненные… воздухом!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию в старшей           группе на тему: «Эксперименты с магнитом»

Цель: Закрепить и обобщить знания детей о  свойствах магнита.

Задачи:                                                                                           1.Продолжать формировать представления о свойствах магнита, о его особенности притягивать.                                                                                                                 2.  Закреплять знания детей, умению отделять магнетические предметы, от немагнетических, используя магнит.

3. Учить решать познавательные и экспериментальные задачи через опыты. 4. Развивать  инициативу, активность и познавательный интерес у детей.                                                             5. Совершенствовать психические процессы (память, внимание, развивать логическое мышление).                                                                                           6. Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам,
 интерес к экспериментированию, аккуратность при работе с магнитом, позитивное отношение к окружающему миру и желание исследовать его всеми доступными способами.

Развитие речи: обогащать словарный запас детей. (Магнит, магнетические, пластмассовый, деревянный, стеклянный, бумажный).

Предварительная работа: опыты с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами, исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?». Просмотр мультфильма «Фиксики»- эксперимент с магнитом.

Материал и оборудование: магниты на каждого, скрепки, гвозди, тарелочки  с песком на каждого ребёнка. Деревянные, пластмассовые, железные, резиновые, бумажные, маленькие игрушки. По две  корзинки на каждый стол. Зелёный картон с цветами. Стаканы с водой, высокий прозрачный кувшин с водой. Нить. Конверт с письмом.

Ход занятия:

Дети играют, гости входят в группу. Приносят письмо.

Воспитатель: Ребята, нам кто - то письмо прислал, давайте прочитаем его!

Ответы детей: Давайте!

Воспитатель: (открывает конверт, достаёт письмо, читает): «Ребята, помогите, в лаборатории Профессора Магниткиной, ответ найдите!!!! Скоро буду, Незнайка!»

Воспитатель: Ребята, что нам делать?  Будем помогать Незнайке? (Да!) Скажите мне, а как вы думаете, почему Незнайку, зовут Незнайка?

Ответы детей: 

Воспитатель: А вы хотите, что бы вас называли Знайками? Что для этого нужно делать?

Ответы детей:

Воспитатель: Вот теперь я убедилась, что вы хотите всё знать и не боитесь никаких трудностей, и для этого нам с вами нужно стать одной командой. Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу удачи, почувствуйте тепло товарища.

 Давайте вместе скажем: «Команда, вперёд!!! »

Дети вместе: «Команда, вперёд! »

Воспитатель: Я предлагаю  вам  отправиться в лабораторию! (звучит музыка). (Воспитатель переодевается в профессора Магниткину).

Профессор: Ребята, посмотрите, это моя  лаборатория. Но чтобы попасть в неё вы должны отгадать загадку об одном предмете, с которым сегодня будем проводить эксперименты:  

                                                                                                                                            Хоть я вовсе не планета,                                                                                                                                    У меня есть полюса.                                                                                                                           Рук и ног в помине нету,                                                                                                                      Но хватать могу я сам.                                                                                                                      Гвозди, ножницы, кастрюли,                                                                                                     Винтики, булавки, пули –                                                                                                                  Всё железное манит,                                                                                                                       Тянет на себя …………магнит.

Профессор:

-Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Открываются двери дети и гости проходят в лабораторию.

 Лена: Профессор, а давайте расскажем Насте, Лёве, Владе и Алёше, какие секреты хранит в себе магнит?  Они ведь ни разу не были с нами в волшебной лаборатории.

(Свойства, что можем узнать - рассматривание магнита).

(ответы детей): Какого он цвета? Какой формы? Какой он на ощупь? Гладкий или шероховатый? Холодный или тёплый? Твердый или мягкий? Тяжелый или лёгкий? С запахом или без? Можно ли отломить от него кусок?  Профессор: Так какой же вывод мы сделаем - магниты гладкие, холодные, без запаха, твёрдые, не ломаются. Магниты бывают разного размера (большие и маленькие, большие - тяжёлые, а маленькие легче), они бывают разной формы. (использовать магнитную доску с подсказками, плакаты).

Ребята, а давайте поэкспериментируем с магнитом. Но сначала вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении экспериментов?

1. Надеть специальную одежду. (одевают фартуки)

2. Внимательно слушать взрослого.

3. Быть осторожными (ничего не брать в рот.)

Профессор: Ребята, а как узнать,  какие предметы дружат с магнитом, а какие нет?  Что же нужно сделать? (ответы детей). 

Опыт №1   Магнетические предметы из тарелочек.

 
Профессор:
 Ребята, скажите, какие предметы притянул магнит?

Что можно сказать про эти предметы? Из какого материала  они сделаны? 

Дети: Они все из металла.  
Профессор:
 Все предметы которые притянул магнит положите в пустую корзинку. (кладут) Какие предметы мы положили в корзинку?                                          ( Магнетические). 
В тарелочках остались предметы, которые магнит не притянул, давайте их рассмотрим. (Рассматривают) 

Профессор: Из какого материала остались предметы? (из пластмассы, из дерева, из стекла, резины, кожи, бумаги). Что об этом можно сказать? 
Дети: магнит не притягивает пластмассу, дерево, стекло, кожу, бумагу. Профессор: Так какой же вывод мы сделаем? 

Дети: Магнит притягивает только металлические (магнетические) предметы.

(Стук в дверь)     

Воспитатель: Ой, кто это к нам идёт? 
(появляется Незнайка). 
Профессор: Здравствуй Незнайка, что случилось? Почему ты такой грустный? 

Незнайка: Как же мне не печалиться. Хотел я помочь Шпунтику и Винтику собрать машину. Но пока я бегал, играл, все детали растерял. Что делать не знаю.

Профессор: Не печалься, Незнайка, мы тебе поможем.

Незнайка: Но как же, вы мне поможете, если я половину деталей в колодце утопил, а остальные в песке затерялись!

Профессор: Ребята, а давайте подумаем, как  мы можем помочь Незнайке достать предметы из воды?

Ответы детей (вычерпать ведром воду достать, выкачать) 
Профессор:
 Может нам магнит поможет? И как раз узнаем, может ли помочь магнит в воде?

Дети: (да, давайте попробуем) 


Опыт №2. « Магнит и скрепка в воде».

Профессор: Давайте проверим это. Бросьте в стакан с водой скрепку, а потом с помощью магнита попробуйте достать её из воды. Ребята, как вам удалось достать скрепку?

Дети: магнит её притянул.

Профессор: Правильно, молодцы.

 Скажите, а сохраняются ли свойства магнита в воде? 
Дети: Сохраняются. И в воде магнит  притягивает. 

Опыт № 3 « Достань болтик из воды, не замочив рук и магнит».


Воспитатель:
 Ребята, подумайте и скажите, как достать болтик из стакана так, чтоб не замочить ни рук, ни магнит. Как же  это сделать? Кто  нам скажет? (попробовать приложить магнит к стеклу).

Дети: Магнит притягивает предметы и через стекло 

Профессор: Правильно, молодцы.

 Незнайка: Ребята, эксперименты у вас интересные, но колодец глубокий – не стакан, а магнит маленький, как же достать с его помощью, гайки да винтики со дна? 


Опыт №4 «Удочка».


Дети обсуждают, приходят к выводу, что надо привязать верёвку к магниту и опустить в колодец. Один из ребят проводит опыт на столе у воспитателя.

Незнайка: А я и не знал, что с помощью удочки и магнита, из воды можно доставать металлические предметы! Большое спасибо за помощь! Ох, и устал же я, вот бы немного отдохнуть!!!

 Лена: Незнайка,  давай мы покажем тебе одну замечательную разминку! Давай с нами!

Незнайка с детьми делает разминку.

Незнайка: Сил то я набрался, а вот как мне винтики и гайки в песке найти, никак не пойму, они маленькие, а песка много!!!

Профессор: Не переживай, мы и здесь тебе поможем!!!

Опыт № 5 « Найди детали в песке».


Профессор:
 Ребята, а теперь новое задание, подумайте и скажите, как найти небольшие детали от машины в песке? Как же  это сделать? Кто  нам скажет? (попробовать приложить магнит к песку).

Дети: Магнит притягивает предметы и через песок. 


Проводят опыт №6 « Летающая бабочка».


Профессор: Я вам сейчас покажу фокус «Летающая бабочка»

  (Бабочка на плотной бумаге, магнит под бумагой).
Профессор: Почему она летает?

Дети: Магнит притягивает.

Опыт с батарейкой, скрепкой и магнитом №7.

Профессор: Как вы думаете, почему батарейка держит скрепку?  

Дети: (батарейка является проводником магнита).


Профессор:
 Не только через стекло, но и через дерево, воду, картон, магнит притягивает металлические предметы. 
Профессор:

(Подведение итогов): Давайте еще раз вспомним, что мы сегодня показали и рассказали Насте, Лёве, Владе, Алёше  и Незнайке в ходе экспериментов.

(ответы детей).

Незнайка: Спасибо вам большое, у вас так было познавательно!!!  Я обязательно расскажу нашим малышам из Солнечного города, какие я делал эксперименты и что нового узнал про магнит. Думаю, Шпунтику и Винтику будет интересно!!!

Профессор: Ребята вы сегодня хорошо поработали. Вы молодцы, давайте себе похлопаем!!! Я вас благодарю за сотрудничество. Со своими друзьями вы поделитесь, расскажите, что интересного узнали о магните,  и других предметах. (Магнит, магнетические, пластмассовый, деревянный, стеклянный, бумажный).

 А теперь давайте попрощаемся  с лабораторией  и гостями и вернёмся в детский сад.

Дети прощаются с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5) лет на тему "Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур"пр

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5 лет) на тему:  «Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур».Цель: Создать...

Музыкально-логопедическое занятие «Путешествие на воздушном шаре. Звуки С – З – Ш - Ж».

Конспект группового музыкально-логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы. Разработан по авторской программе коррекции речевой функциональной системы с использованием валеологи...

Театрализованная игра « Путешествие на воздушном шаре»

НОД по театральной деятельности, средняя группа...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие на воздушном шаре"

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие на воздушном шаре"...

Выпускной вечер "Путешествие на воздушном шаре"

Ребята отправляются в увлекательное путешествие на воздушном шаре.......