Применение технологии проблемного обучения в художественно - эстетическом развитии детей в соответствии с ФГОС
статья (подготовительная группа)

Немкова Илонна Владиславовна

Проблемного обучение помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение технологии проблемного обучения 

в художественно-эстетическом развитии детей

в соответствии с ФГОС ДО»

1. Актуальность применения технологии проблемного обучения в образовательной области «Музыка»

Современное образование ставит перед собой задачу воспитания всесторонне развитой, творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации своего потенциала. Это означает изменение способов, средств и методов обучения.

Проблемного обучение помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.

Технология проблемного обучения (ТПО) обеспечивает реализацию задач оптимизации социального взаимодействия в системах «взрослый-ребенок»«ребенок-другой ребенок» на основе партнерства и сотрудничества, а также успешной адаптации ребенка к предстоящему школьному обучению.

Актуальность применения технологии проблемного обучения в художественно-эстетическом развитии заключается в развитие творческих способностей, которые реализуются через мыслительную деятельность, а начинать развитие этих способностей необходимо с самого раннего возраста.

2. Содержание технологии проблемного обучения в художественно-эстетическом развитии.

Суть проблемного обучения состоит в том, что в процессе образовательной деятельности педагог ставит перед воспитанниками проблемные задачи, решая которые дети приобретают новые знания.

Методическими основами применения проблемного обучения на музыкальных занятиях являются :

1. Самостоятельность музыкального мышления детей, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства.

2. Открытие неизвестного, нового.

Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных компонента:

1. Потребность в поисковой деятельности;

2. Неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации;

3. Доступность в выполнении проблемного музыкального задания.

Процесс проблемного обучения слагается из двух этапов: постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного исследования.

3. Применение технологии проблемного обучения в различных видах

музыкальной деятельности

Проблемные задания в музыкальной деятельности составляются с учетом всех видов деятельностивосприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, инсценирование песен, детское игровое творчество, музыкально-дидактические игры.

Мы хотим поделиться с вами своим опытом использования технологии проблемного обучения на музыкальных занятиях.

Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на музыкальных занятиях. Услышать музыку — значит почувствовать и пережить чувства, по-новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный образ. На каждом занятии нужна проблема, новизна, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретному возрасту детей. На музыкальных занятиях при слушании и анализе музыки можно использовать различные методы и приемы деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации : описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения; сравнение двух вариантов звучания одного и того же произведения в разном исполнении, оркестровка инструментального произведения.

Интеграция различных видов искусства очень важна в музыкальной деятельности детей. Вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью живописи, поэзии даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании детей стирается относительная грань между ними.

Например, при прослушивании пьесы Петра Ильича Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» в подготовительной группе будет уместным прочитать фрагмент стихотворения «Небо холодное – в тучах…», А. Жемчужникова.

При знакомстве с произведением Антонио Вивальди «Осень» из цикла «Времена года», будет не лишним показать детям картину Левитана «Золотая осень».

При повторном прослушивании произведения Антонио Вивальди «Осень», а так же «Октябрь. Осеняя песня» Петра Ильича Чайковского, можно создать следующую проблемную ситуацию – назвать имя композитора, сочинившего музыку.

Таким принципом можно руководствоваться на занятиях и с младшими дошкольниками.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия - пение, игра на музыкальных инструментахмузыкально-ритмические движения. Программа ориентирована на активную музыкальную деятельность дошкольников – на музицирование в доступной детям форме, которое представляет широкое поле для творчества: выдумки и сочетания тембров разных инструментов, импровизации и подыгрывании пению.

«Программа от рождения до школы» определяет следующие задачи для подготовительной группы в области песенного творчества: учить самостоятельно придумывать мелодии, самостоятельно импровизировать мелодию на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни.

Развитие певческих навыков у детей – кропотливая, систематическая работа педагога. Самостоятельное придумывание мелодии на заданный текс и наоборот, формирует положительные эмоции и удовлетворение от исполнения музыкального произведения, развивает активность, инициативу, дисциплинированность, формирует положительную установку на творчество.

Инсценирование песен, театрализация; ритмопластика (исполнение придуманных движений, соответствующих характеру музыки) способствует разностороннему музыкальному развитию детей, углубленному освоению музыкального материала; позволяет проявить самостоятельность, создает положительную мотивацию, снимает физическую усталость и напряженность, активизирует творческую фантазию ребят.

Практический опыт показывает, что организация самостоятельной музыкальной деятельности детей - важный и необходимый этап в формировании и становлении интеллектуально-творческой личности ребёнка на всех его возрастных ступенях. Музыкальная деятельность – это элемент искусства, творчества, а значит и самостоятельная музыкальная деятельность детей должна быть творческой.

Виды самостоятельной деятельности ребёнка в детском саду разнообразны. В свободное время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах.

Важными критериями самостоятельной деятельности, повышающих интерес к музыке, являются элементы игры и творческого подхода, которые воплощаются в музыкально-дидактических играх. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребёнку в интересной для него форме услышать, различить сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать сними.

Рассмотрим несколько музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

1. Игры на развитие звуковысотного слуха«Три поросёнка»«Угадай-ка».

2. Игры на развитие диатонического слуха«Громко-тихо запоём»«Найди щенка».

3. Игра на развитие чувства ритма«Учитесь танцевать».

4. Игра на развитие тембрового слуха«На чём играю».

5. Игра для развития детского творчества «Музыкальный телефон».

Организуя самостоятельные игры детей, воспитатель внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь.

4. Заключение

Таким образом, в нашем понимании, проблемное обучение - такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника.

Использование на практике проблемного обучения доказывает, что дети при помощи самостоятельной деятельности способны создавать новое, оригинальное. Интересно то, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределом выполнения требуемого задания.

Технология проблемного обучения помогает воспитывать гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях.

В этой связи усилия педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроля и самооценки, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий в практику работы образовательного учреждения.

+ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Диагностическая работа в ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования Стандарта ...

Современные образовательные технологии для формирования предпосылок художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Презентация для воспитателей по формированию художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста....

План самообразования на тему „Художественно-эстетическое развитие детей в соответствии с ФГОС“»

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, вл...