Статья "Экономика и дети"
статья

Костеева Анна Викторовна

В статье расскрывается опыт работы по экономическому образованию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekonomika_i_deti.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

А.В. Костеева

воспитатель частного дошкольного образовательного

учреждения «Детский сад № 233 «ОАО «РЖД»,

г. Улан – Удэ, Республика Бурятия

ЭКОНОМИКА И ДЕТИ

Еще совсем недавно слово «экономика» не употреблялось в работе с дошкольниками. А нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке — веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит — строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей закладываются первоначальные понятия экономического содержания. Закладывая предпосылки экономического мышления, ребенок в дальнейшем сможет легко им оперировать, выстраивая сложные экономические цепочки.

Впервые экономическое воспитание с детьми дошкольного возраста включил в свою программу Я.А. Каменский. В своей книге «Материнская школа», он предлагал давать детям «экономические познания»: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее. Детей  необходимо знакомить с назначением сундуков, шкафов, кладовых, подвалов, замков, ключей. Большую роль он отводил труду, считая, что дети с самого малого возраста привыкли «избегать ленивого досуга».

Поэтому, работая с детьми старшего дошкольного возраста, я стала наблюдать за их играми, вслушиваться в понятия, которыми они оперируют при построении диалога в игровых ситуациях. Современные дети в своих играх дети пользуются экономическими понятиями: кредит, банк, кредитная карта, банковская карта, покупают, работают, получают деньги. Эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи.Я решила, что надо расширить знания детей об экономических понятиях: познакомить с историей денег и учить расходовать их, уточнить и расширить знания о современных профессиях и сфере их деятельности, формировать желание трудиться и видеть результат своего труда, ценить и бережно относиться к предметам окружающего мира.

 Мной была разработана рабочая программа по экономическому воспитанию, на основе парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», разработанной  Сбербанком России совместно с Министерством образования и науки РФ.

В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с финансовой грамотностью – подобраны дидактические и настольно печатные игры, сюжетообразующие наборы для игровой деятельности, созданы электронные дидактические игры, есть мини-музей «Деньги –вчера, сегодня, завтра» и т.д.

Работа с детьми организуется через разные виды деятельности: кружковая работа (1 раз в неделю), организованная образовательная деятельность, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей.

В соответствии с программой работа с детьми проходит по 3 основным блокам:

1 – знакомство с профессиями

2 – знакомство с рекламой

3 – использование полезных экономических навыков и привычек в быту.

Знакомясь с профессиями у детей воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие. Дети учатся воспринимать и ценить мир        рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах; дети узнают о взаимосвязи  понятий «труд - продукт - деньги» и то, что стоимость        продукта зависит от его качества.

Уточнив и расширив знания детей о профессиях, продуктах труда, мы  знакомимся с историей денег, с денежными единицами разных стран, товарообменом, ценой и качеством товара.

Знакомясь с понятием, реклама дети узнают для чего она нужна, реклама - это правда или ложь и др. В ходе работы над данным направлением совместно с детьми были разобраны такие вопросы – «Для чего создают рекламу?», «Хитрости рекламных роликов». Дети попробовали прорекламировать свой товар и получить обратную связь от своей деятельности. Мы установили взаимосвязь рекламы со спросом товара в магазине.

После того, как дети познакомились с основными понятиями мы учимся использовать полезные экономические навыки и привычки в быту, проигрывая разные жизненные ситуации.

Безусловно, в период дошкольного         детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания - ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье - реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. От того, какое настроение у родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение         убедить ребенка, что есть трудности, но        они временные), зависит эмоциональное        состояние и маленького члена семьи.В свою работу по формированию у детей экономических знаний мы постарались включить и родителей, с которыми было проведено анкетирование. Выпущены буклеты «Реклама: правда и ложь», «Дети и деньги», «Семейный бюджет» и др.

Другие социальные среды, с которыми соприкасается ребенок: детский сад, учреждения дополнительного дошкольного образования, дружеские компании, учреждения культуры, СМИ и т.д.- представляют еще более широкий спектр для познания реалий современного мира, в том числе экономических. Надо иметь в виду, что дети, особенно дошкольники, воспринимают события, происходящие в         широком социальном контексте, через призму семейного отношения к ним.

Таким образом, в ходе такой систематической и целенаправленной работы  дети познакомятся с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим их миром вещей, людей, природы на реальном материале. Дети научатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Ребята получат начальные сведения об экономике своего города, своей страны,  о профессиях связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по еѐ изготовлению и реализации. Дети будут уважительно относиться к людям, которые трудятся и честно зарабатывают деньги. Они научатся правильно, распределять семейный бюджет, выбирать дешевые и дорогие товары.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...