ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ
статья (старшая группа)

Гарипова Алия Ринатовна

 В статье раскрыт вопрос формирования физических качеств детей старшего школьного возраста, которое происходит с помощью методов ИКТ. Рассмотрена необходимость физического развития детей, а также роль педагогов в данном процессе. Раскрыты особенности педагогических условий, способствующих формированию физических качеств детей старшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье раскрыт вопрос формирования физических качеств детей старшего школьного возраста, которое происходит с помощью методов ИКТ. Рассмотрена необходимость физического развития детей, а также роль педагогов в данном процессе. Раскрыты особенности педагогических условий, способствующих формированию физических качеств детей старшего школьного возраста.

Ключевые слова: педагогические условия, физические качества, дети старшего школьного возраста, ИКТ, цифровая среда.

В современных условиях образовательной системы, которая подвергается воздействию внешних факторов, а в частности – пандемии, прослеживается кризисные явления в сфере физического воспитания детей. Это в значительной мере отражается на состоянии их здоровья и на физическом развитии. Исходя из того, что образовательная система вынуждена переориентироваться на дистанционный формат, необходимо формировать новые условия, которые будут способствовать физическому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Для того, чтобы дошкольник отвечал нормам среднего образовательного учреждения, он должен иметь определенные физические качества, обладать двигательными навыками, которые формируются в дошкольном образовательном учреждении посредством создания специальных педагогических условий.

Проблематику физического воспитания детей рассматривали в контексте психолого-педагогической науки многие исследователи. В частности, с позиции необходимости физического воспитания для гармоничного формирования личности, были сформированы воззрения таких исследователей, как Э.Н. Вайнер, Н.М. Амосов, В.П. Колманов, Н.А. Мелешкова и др. [2;44]

Физическое развитие личности предопределяет ее гармоничное становление так же, как и физическая культура формирует здоровой общество. В настоящее время число факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье человека, увеличивается, а сопротивляемость организма подобным фактором, напротив, снижается. Это актуализирует исследуемую тему, т.к. именно посредством физического развития и повышения уровня двигательной активности детей дошкольного возраста становится возможным изменить данную тенденцию. Ситуация отягощается еще и тем, что современные дети отличаются гиподинамией, крайне низким уровнем двигательной активности, что является последствием чрезмерного времяпрепровождения за компьютером и гаджетами. По мнению Ю. Н Вавилова именно образ жизни современного ребенка предопределяет наличие большого числа проблем со здоровье у подрастающего поколения. Именно поэтому автор убежден, что единственным способом решить данную проблему является целенаправленный процесс по повышению уровня двигательной активности детей, а также приобщение их к физической культуре и спорту. Т.Ю. Логинова поддерживает данный вывод своим рассуждением о том, что это не только приведет к пользе организму ребенка, но и значительно поспособствует общему укреплению его здоровья.

Современный мир диктует свои условия для реализации и гармоничного развития личности человека – он должен быть физически развит, что позволяет реализоваться в любых сферах жизнедеятельности – труде, быту, спорте, карьерном росте и т.п. В действительности, человек, который имеет выносливое тело, владеет координацией своих движений и развитой мышечной системой более вынослив, здоров и имеет потенциальный ресурс в качестве своего тела. А потому, именно такая личность, как правило, более уверена в себе, деятельна и здорова.

Для того, чтобы приобщить ребенка к занятиям физической культурой и поспособствовать его развитию в направлении формирования необходимых физических качеств, необходимо создавать специальные педагогические условия. На данный момент в образовательных учреждениях прослеживается тенденция неверной организации занятий по направлению укрепления физического тела и оздоровления детей. Как мы отмечали выше, гиподинамический образ жизни ребенка и его увлеченность гаджетами нивелирует попытки взрослых приобщить детей к активности. А потому, важно создавать такую среду, которая будет побуждать в ребенке внутренний стимул и желание физической активности, осознание ее необходимости и результатов, которые такая активность принесет.

Согласно Ю. Н. Вавилову [1;4], возрастной период старшего дошкольного детства предполагает значительную потребность ребенка в активном движении. Это является одним из залогов не только физически здоровой, но и когнитивно развитой личности. Согласно этому утверждению, исследователь А. Г. Сухарев сформировал классификацию необходимых педагогических условий, которые способствуют развитию физических качеств ребенка-дошкольника [3;12]:

- наличие утренней зарядки для дошкольников;

-занятия физической культурой в дошкольном образовательном учреждении;

-наличие подвижных игр для детей-дошкольников;

- организация походов;

-ходьба в детский сад и из детского сада;

- выполнение бытовых дел, которые сопряжены с двигательной активностью;

- участие ребенка в спортивных организациях, клубах и секциях;

- наличие физкульт-минуток в перерывах между основной образовательной деятельностью;

- способность ребенка к самообслуживанию;

- выполнение ребенком общественно-полезных трудовых задач.

Для того, чтобы способствовать формированию у ребенка необходимых для развития и здоровья физических качеств, педагог должен обладать определенными знаниями и навыками по формированию специализированной среды. По мнению Т.Ю. Логвиновой, в настоящее время в педагогике предпочтение отдано здоровьесберегающим технологиям в процессе деятельности образовательного учреждения. Таким образом, перед педагогами встает задача интеграции разных форм физической активности как в процессе занятий, так и в периодах между ними. Ключевая задача педагога – пробудить у ребенка интерес к активным видам деятельности [2;94].

Для того, что в полной мере раскрыть тему данной статьи, необходимо к терминологии и раскрыть понятие «педагогических условий». По мнению исследователей Д.Г. Сидорова и А.С. Большева, под педагогическими условиями необходимо понимать создание такого процесса воспитания и образования, которые оказывают на дошкольников воздействие в контексте стимулирования их потребности в активном образе жизни. Формирование такой среды возможно посредством использования различных форм, методов м средств педагогической деятельности, особенностей психологического климата в коллективе детей, а также – использования новых ИКТ.

В процессе анализа методической литературы, мы выявили следующие факторы, способствующие формированию благоприятной педагогической среды для развития физических качеств ребенка старшего дошкольного возраста:

- интеграция в образовательный процесс комплекса занятий по физической культуре;

- использование ИКТ и цифровой среды в процессе формирования соответственных педагогических условий;

- дополнительное обучение педагогов, направленное на формирование необходимого уровня компетентности в сфере развития физических качеств воспитанников;

- создание взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников с целью закрепления полученных в ДОО навыков физической активности в бытовых условиях.

Для того, чтобы эффективно формировать педагогические условия для развития физических качеств ребенка, педагогу необходимо интегрировать в образовательную деятельность комплекс физических упражнений, который будет направлен на развитие каждого физического качества, необходимого ребенку для гармоничного роста и развития. К таким качествам относятся: ловкость, гибкость, скорость, выносливость, сила. От того, насколько хорошо развиты данные качества, зависит способность ребенка координировать свои движения и достигать поставленных результатов в разных сферах его жизнедеятельности.  Так, физически развитый ребенок обладает хорошим здоровьем, способностью противостоять негативным влияниям окружающей среды, он более когнитивно и интеллектуально развит, а также способен противостоять стрессовым факторам или успешно справляться со стрессовыми ситуациями.

Согласно ФГОС, ребенок старшего дошкольного возраста должен быть физически развит, что предопределяет его физическое и ментальное здоровье, стрессоустойчивость, высокий интеллектуальный уровень развития. В будущем такой человек становится полноценным членом высокоразвитого общества, способным осуществлять деятельность на благо развития своего социума и всего государства. Ребенка с раннего возраста необходимо приучать заботиться о своем здоровье, формировать у него осознанное отношение к своему телу, двигательной активности и питанию. Таким образом, формирование педагогических условий направлено на то, чтобы повышать общий уровень здоровья каждого старшего дошкольника. Чтобы данный процесс стал эффективным, педагогам необходимо нарабатывать новые компетенции и повышать свой квалификационный уровень в данном направлении [3; 54].

В настоящее время глобальной информатизации и цифровизации ИКТ активно интегрируются в жизнь общества. Согласно этому, дошкольное образовательное учреждение не может игнорировать использование ИКТ в своей деятельности, т.к. именно ДОО является важным носителем знаний и культуры для подрастающего поколения. В первую очередь, подобными технологиями необходимо пользоваться педагогам ДОО, которые формируют специальную среду для формирования физических качеств старших дошкольников. Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников. С этой целью, детские учреждения оснащаются интерактивными досками, детскими компьютерами, ноутбуками для педагогов. Данное оборудование позволяет качественно разнообразить образовательную деятельность, внести в занятие динамичность, сделать их более привлекательными и использовать игровые технологии в работе с дошкольниками. Кроме того, педагог, который активно использует в своей деятельности ИКТ, более уверенно чувствует себя в новых социально-экономических условиях и соответствует тем требованиям, которые выдвигает современная образовательная система.

Создание педагогических условий развития физических качеств старших дошкольников посредством цифровой среды может быть осуществлено по следующим направлениям:

  1. Планирование деятельности педагога в электронном формате: план физического воспитания, план занятий по физической культуре, индивидуальная работа со старшими школьниками по формированию необходимых навыков, план мероприятий физической направленности, план внеучебной деятельности (походы, туризм и т.п.).
  2. Цифровая база: результативность диагностики физического развития старших дошкольников, отчеты по реализованным мероприятиям, направленным на развитие физических навыков воспитанников, методические материалы по особенностям проведения занятий физической культуры, база методических разработок по различным направлениям в формировании физических навыков воспитанников.
  3. Информационная база педагога, направленная на взаимодействие с коллективом, родителями, которая предполагает те виды деятельности, которые осуществляются с помощью мультимедийных технологий.
  4. Сайт ДОО, который предполагает освещение деятельности воспитанников и их результативность, активную коммуникацию педагогического коллектива и родителей, наличие методических разработок педагогического коллектива ДОО.
  5. Презентации для детей старшего дошкольного возраста по основным спортивным направлениям и правильному выполнению ключевых элементов каждого направления.
  6. Разработки для проведения занятий в игровой форме.
  7. База для проведения спортивных мероприятий, спартакиад.

Таким образом, цифровая среда как ключевой компонент в процессе формирования физических качеств старших дошкольников, позволяет сделать процесс физического развития воспитанников более интересным, увлекательным, стимулировать их потребность в физической активности. ИКТ воздействуют на все каналы восприятия старшего дошкольника и позволяют ему лучше усваивать поступающую информацию. Ребенка привлекает эстетика цифрового материала, его динамичность, что способствует не только лучше воспринимать материал, но и глобально адаптироваться старшему дошкольнику к современному миру цифровых технологий [5, с. 5-6]. Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.

Список литературы

  1. Вавилов Ю. Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания // Теория и практика физической культуры. — 2000. — № 10. — с. 2–9.
  2. Логвина Т. Ю. Оптимизация режима двигательной активности детей в зависимости от их возраста. — Минск: 2001. — 183 с.
  3. Сухарев А. Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. — М.: Академия, 2006. — 87 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа педагогического сопровождения по формированию мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе

Одним из важнейших условий, обеспечивающих качество готовности детей к обучению, является система непрерывного, научно-обоснованного, прогностического  слежения систематического педагогического н...

Педагогическое сопровождение процесса формирования навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с ОНР

Участниками проекта являются  дети, учитель-логопед, воспитатель, родители группы.  Проект применялся с целью развитие словесного творчества и активизация творческого рассказывания старших д...

Педагогический опыт работы на тему: "Формирование нравственных качеств старших дошкольников в процессе экологического воспитания"

Нравственное воспитание подростающего поколения в процессе экологического воспитания....

Презентация педагогический опыт работы: "Формирование нравственных качеств старших дошкольников в процессе экологического воспитания"

Экологическое воспитание старшего дошкольника как средство формирования нравственных качеств...

«Формирование физических качеств старших дошкольников посредством подвижных игр»

laquo;Формирование физических качеств старших дошкольников посредством подвижных игр»...