Районное методическое объединение по познавательному развитию детей.
консультация

РОДИОНОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Выступление на РМО по познавательному развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_matematika_1.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование игровых технологий на занятия по ФЭМП»

Современные технологии математического развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. Ребенок знакомится с такими понятиями, как форма, размер, площадь, масса, объем, способы измерения величин, установление отношений и зависимостей отдельных предметов и групп по разным свойствам.

Слово «технология» происходит от греческого слова«techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве  свойствам.

        Игра и мышление – эти два понятия стали основополагающими в современной системе математического развития дошкольников

Игра – ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, посредством которой он органично развивается.Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

Игровые технологии  являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.

Основная цель игровых технологий математического развития - формирование представлении, способов действии, развитие мыслительных операции.

Одной из наиболее эффективных технологий является проблемно-игровая технология. В основе лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату. Целью этой технологии является развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельностиПроблемно-игровая технология представляется в системе следующих средствлогико-математические игрылогико-математические сюжетные игры (занятия, проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи, вопросы и ситуации, экспериментирование и исследовательская деятельность. Технология позволяет ребенку овладеть средствами (речь, схемы и модели) и способами познания (сравнением, классификацией, накопить логико-математический опыт.

В своей педагогической практике по формированию элементарных математических представлений использую "Танграм", технологию блоков Дьенеша, палочки Кьюзенера,

Какие же игровые технологии в математическом развитии наиболее успешные и интересные для детей:

Дидактические игры: 1. Игры с цифрами и числами (обучение счёту). 2. Игры путешествие во времени (знакомство с днями недели); 3. Игры на ориентирование в пространстве; 4. Игры с геометрическими фигурами (закрепления знаний о форме геометрических фигур); 5. Игры на логическое мышление (формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения).

Подвижные игры с математическим содержанием: развивают познавательную деятельность, интеллектуальные операции. Знакомят с числами и цифрами, с цветом и цветовыми оттенками, с геометрической формой, преобразованием, с понятием «величина». Способствуют развитию пространственных представлений, логического мышления, навыков сравнения, анализа, объединение множеств.  Развивают внимание, быстроту реакции и координацию движений, умение понимать инструкции, подчиняясь правилам игры; учат контролировать свои движения, тактильные анализаторы.

Сюжетно-ролевые игры: формирование и закрепление количественных, геометрических, временных, пространственных и величинных представлений; расширение представлений об окружающей действительности; формирование умения ориентироваться на предложенную ситуацию (игровой образ, математическое содержание игры, временные рамки и т. п.); обучение умению планировать и регулировать свою деятельность во времени в зависимости от действий партнера по игре; развитие личностных качеств, эмоциональной сферы.

Театрализованные игры (режиссерские и игры-драматизации):  формируют количественные, временные, пространственные представления; способствуют раскрепощению детей, снимают физическое и психическое напряжение, поддерживают ровное положительно эмоционально окрашенное настроение и хороший уровень работоспособности 

Игры с пальчиками «Пальцевый счет»: формирует у детей количественные представления, способствует развитию координации «глаз — рука»; ребенок учится фиксировать свое внимание на руке и на предмете, самостоятельно ощупывать предмет, следить за его перемещением, находить его место и т. п.      

Игры с песком и другими сыпучими материалами: развиваются познавательные функции рук ребенка — координация обеих рук со зрительным прослеживанием, формируется операционально-техническая сторона деятельности, развивается зрительно-двигательная координация. Такие игры формируют у детей представления о непрерывности, о величине и форме, о пространственной ориентировке, позволяют научить ребенка сравнивать объемы и т. п. Формируют у детей представления об объеме сыпучего материала, о сохранении его количества независимо от формы и объема сосуда и т. д.

Игры с водой: дети осваивают пространственные представления, осуществляя пространственную ориентировку в воде; количественные представления, погружая в воду заданное количество объектов, соотнося одно количество с другим и т. п.; развиваются тактильные ощущения детей; формируются  представления о величине, о геометрических фигурах. 

Игры с бытовыми предметами и орудиями (посуда разного размера: кастрюли, тарелки, чашки,  деревянные и пластмассовые ложки, миски, банки для сыпучих продуктов и т. п., приспособления для сушки белья: прищепки, веревки для развешивания белья, прихватки различной формы и разных размеров и т. п.):  игры учат соотносить предметы по величине, форме, цвету; формируют у детей представления об одинаковом количестве, дают реальную возможность соотносить количество без пересчета, на основе пересчета и т. п.; формируют как количественные, так и пространственные представления.

Настольно-печатные игры: способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций; закреплению или отработке полученных знаний. Развивают процессы мышления, внимания, памяти, воображения и речи; тренируют усидчивость, дисциплинированность и умение доводить начатое дело до конца; воспитывают уступчивость, толерантное отношение к партнёрам, а также умение сотрудничать.

Игры по ФЭМП на интерактивной доске: являются одними из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения дошкольников. У детей развиваются все психические процессы: внимание, память, мышление; речь; а также мелкая моторика. Формируются приёмы умственной деятельности, творческого мышления, развитие познавательных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности

Содержанием разработки является  тематический план , разработанный в логике интегративного подхода, решения образовательных задач через организацию разных видов деятельности, с учетом времени год...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОУ «Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение        «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»...

Презентация для выступления на районном методическом объединении по теме "Развитие речи детей посредством дидактической игры"

Дидактическая игра  представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Отчет Районного Методического объединения по речевому развитию 2019-2020 уч.год

Отчет Районного Методического объединения по речевому развитию 2019-2020 уч.год...

Сообщение на районное методическое объединение на тему: "Развитие восприятия классической музыки в процессе обучения старших дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.

Сообщение на тему: "Развитие восприятия классической музыки в процессе обучения старших дошкольников игре на детских музыкальных инструментах."...