Доклад "АС - технологии"
учебно-методический материал

Ирина Борисовна Лемяскина

Доклад "АС - технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._as_-_tehnologii.docx439.54 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Красноярский край

Муниципальное дошкольное образовательное

 бюджетное учреждение «Детский сад № 19 «Хрусталик»

комбинированного вида» г. Минусинска

662606,  г. Минусинск, ул. Тимирязева, 3А

Доклад

«АС- технология

(ассоциативно-синектическая технология развития творчества)»

Подготовила:

воспитатель

Лемяскина И.Б

г. Минусинск, 2021 г.

Основателем АС – технологии является  профессор Сергей Аркадьевич Новоселов. По-другому ее называют еще дизайн стихов.

Особенностью технологии творчества является то, что в ней предложен набор способов и приемов организации творческой деятельности человека, например, деятельности по созданию изобретений. Отличительной чертой данной технологии является то, что для создания изобретений дети и взрослые должны сначала придумать или «сконструировать», скомбинировать из известных стихов свои оригинальные стихи и проиллюстрировать их своими рисунками.

Познакомившиеся с этой технологией юные изобретатели иногда называют ее дизайном фантазий или дизайном желаний.

Творческая деятельность по созданию нового изобретения должна быть:

• была ритмической, а она будет такой, если вы пишете стихи или музыку, или делаете рисунки с ритмично повторяющимися деталями;

• включала в себя комбинирование фрагментов, отрывков, поэтических и визуальных образов известных стихов, сказок, песен, рисунков, фотографий и других литературных, музыкальных и художественных произведений;

• была связана с другими видами деятельности, например, учебой, дополнительным образованием, работой по дому, игровой или спортивной деятельностью и т.д., или «пересекалась» этими видами деятельности;

• включала в себя фантазирование, выдумывание новых ситуаций и сюжетов, связанных с образами известных литературных, художественных и музыкальных произведений, а также случайный перенос характеристик предметов этих произведений на предметы «пересекающих» наше творчество видов деятельности;

• завершалась «связыванием» найденных новых поэтических, визуальных и музыкальных образов с возникшим у вас желанием изменить форму и предназначение известных предметов и явлений окружающего мира или желанием придумать новый предмет, соответствующий найденным образам

Пример создания изобретения:

Выбираем известную  народную потешку: «Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик. Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет». 

http://www.pedkabinet.ru/_ld/5/s29528665.jpg

Теперь, попробуем вспомнить предмет, которым вы часто пользуетесь, и который не всегда вас слушается. И давайте попеняем ему за это, также как это было сделано в потешке про огуречик. И будет здорово, если у нас получится это сделать в стихах. Их можно написать очень похожими на потешку. Например, мы вспомнили о карандаше. Он не всегда подчиняется нашей руке.

Напишем ему стихотворное наставление: Карандашик, карандашик, ты не прыгай, как барашек. Слушайся моей руки -мы с тобой художники! http://www.pedkabinet.ru/_ld/5/26609201.png

Следующий этап ассоциативно-синектической технологии - изобретения. Ассоциация - это связь, соединение разных предметов и их признаков в новые сочетания. Например, мы хотим придумать (изобрести) новый предмет, новое устройство для рисования. Для этого надо сначала вспомнить, какие бывают устройства для рисования, чтобы не повторять известные изобретения. А теперь посмотрим на стихи (потешку), которые мы переписали по-своему, на все рисунки, которые их иллюстрируют. Найдем в этих стихах и рисунках предметы или литературные образы, которые мы до сих пор не рассматривали в связи с устройством для рисования (т.е. в связи с карандашом, кисточкой, фломастером и т.д.), и перечислим их отличительные черты, их особенности, характеристики. Например, такими предметами в наших стихах и рисунках являются:

мышка - грызущая, шныряющая, пищащая, остроносая, а если вспомнить про компьютер, то можно написать, что мышка у нас - компьютерная;

хвостик - изгибающийся, подвижный, цепляющийся, свернутый в колечко, заметающий следы;

огуречик - хрустящий, с семечками, с пупырышками, вкусный; барашек - кудрявый, рогатый, прыгающий, упрямый, игрушечный - с карандашами вместо ног (это образ одной из композиций) и т.д.

Теперь поочередно соединим в пары устройство для рисования с каждым из выписанных объектов. Например:

устройство для рисования - мышка;

устройство для рисования - хвостик;

устройство для рисования - огуречик;

устройство для рисования - барашек.

Осталось представить себе устройство для рисования со свойствами (характеристиками) мышки, огурчика, хвостика или барашка, и у вас появится оригинальная идея, образ нового изобретения.

Например:

устройство для рисования - может быть выполнено в виде прозрачной компьютерной мышки с рисующей частью (грифель или фломастер) на одном из ее краев. Такое устройство не будет прыгать в руке.

устройство для рисования - может быть выполнено в виде игрушки, например, барашка, с рисующими частями. Такой игрушкой может быть и машинка, в колесных шинах которой может находиться красящее вещество. И если в этих шинах выполнить микроотверстия, то при нажатии на машинку колеса начнут рисовать.

Список литературы:

  1. http://www.pedkabinet.ru/load/knizhnaja_polka/metodiki_i_tekhnologii/as_tekhnologija/42-1-0-531
  2. https://vk.com/wall-104407114_507
  3. https://16.tvoysadik.ru/?section_id=23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...