Инновационные технологии в образовательном процессе
материал

Анастасия Леонидовна Горюнова

Цель: стимулирование активности педагогов ДОУ по вопросу использования инновационных технологий в образовательном процессе, повышение компетентности педагогов по данному направлению.

Деловая игра предполагает обогащение опытом педагогов по использованию инновационных технологий в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx708.16 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для педагогов

«Инновационные технологии в образовательном процессе»

Подготовили: инструктор по ФК Горюнова А. Л.

  воспитатель Болсун Т. В.

                               МКДОУ Сортавальского МР РК ДС № 23

Цель: стимулирование активности педагогов ДОУ по вопросу использования инновационных технологий в образовательном процессе, повышение компетентности педагогов по данному направлению.

Деловая игра предполагает обогащение опытом педагогов по использованию инновационных технологий в работе с детьми.

Ход игры:

Инструктор: В детсаду детей не слышно.

Сладкий сон всех одолел.

Педагоги собрались здесь

Отдохнуть от разных дел.

Пошуметь и пообщаться

Песни спеть и помечтать

И, конечно же, в пед.игры

С настроеньем поиграть.

Воспитатель: Уважаемые коллеги,  приглашаю Вас на деловую игру, где мы вспомним образовательные технологии, основные виды деятельности детей, постараемся решить проблемные задачи.

Участники игры делятся на 2 команды.

https://r1.nubex.ru/s15105-587/d73a14baa5_fit-in~1280x800~filters:no_upscale()__f7424_3e.jpg

Игра «Точка опоры»

Инструктор: Перед тем, как перейдём к игре, предлагаю поиграть, чтобы вы размялись и сплотились. Выходите, пожалуйста, разбейтесь на тройки и возьмитесь за руки. Поиграем в игру «Точка опоры». Сейчас у вас на полу шесть точек опоры, у каждого по две ноги. Я буду называть вам цифры, например 3, у вас должно остаться по три точки опоры. Что для этого нужно сделать? (каждый поднимет по одной ноге.) Руки не отпускаем, касание руками пола тоже считается точкой опоры. Если вы встанете на колени, то точкой опоры будут колени и ступни ног. Готовы? 9, 12, 4, 15.

https://r1.nubex.ru/s15105-587/7bf1ff7391_fit-in~1280x800~filters:no_upscale()__f7427_cd.jpg

Мозговой штурм «Ярмарка терминов». 

Воспитатель: Для начала нам необходимо разобраться в основных понятиях сегодняшнего педсовета, проведем мы это в форме «Ярмарки терминов». Я дам вам карточки, на которых написан термины и их определения, ваша задача правильно подобрать определения к терминам. Последнее время при освещении вопросов современного дошкольного образования мы постоянно слышим термины: «педагогическая технология», «современные технологии ДО», «инновации», «инновационные технологии в ДОУ».

https://r1.nubex.ru/s15105-587/f9e9d01c57_fit-in~1280x800~filters:no_upscale()__f7426_dc.jpg

Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Образование — процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).

Развитие определяется как целенаправленное накопление информации с последующим ее упорядочением, структурализацией; процесс последовательных, необратимых внешних и внутренних изменений, характеризующих переход от низших уровней к высшим; цель и результат воспитания.

Метод – это совокупность приемов и операций; способ достижения какой-либо цели. Например, метод обучения – это способ совместной деятельности детей и взрослого, в результате которой происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков. Метод воспитания - взаимосвязанная деятельность педагога и воспитанников, направленная на достижение целей воспитания.

Методика – это совокупность методов, обеспечивающих решение определенной задачи. Например, методика обучения грамоте.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология – это совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).

Традиционная технология обучения – это объяснительно-иллюстративное обучение. Главные методы – объяснение в сочетании с наглядностью, а виды детской деятельности – слушание и запоминание.

Что же такое инновационные технологии?  – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.

Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.  

Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

·         Концептуальность;

·         Системность;

·         Управляемость;

·         Эффективность;

·         Воспроизводимость.

1. «Вопрос-ответ»

Я буду давать целеполагание к определенной педагогической технологии, а вы должны будете назвать данную технологию.

1.Цель данной технологии не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. (Игровая технология)

2. Главной целью внедрения данной технологии является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители. (Информационно-коммуникативная технология)

3.Цель данной технологии - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы и окружающей действительности, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, через развитие знаково-символической деятельности дошкольников (модульная технология)

4. Цель технологии - развитие свободной творческой личности ребенка, через развитие умения находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. (технология проектирования)

5. Цель данной технологии заключается в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа» (Личностно-ориентированная технология)

6. Цель данных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. (Здоровьесберегающие технологии)

2. Вопрос от Инструктора по ФК: 

ИГРА  «Толковый словарик» 

-Что такое здоровье? (команда, которой выпало данное понятие,  озвучивает его после обсуждения)

Ведущий подводит итог: Наиболее всеобъемлющей является формулировка принятая Всемирной организацией здравоохранения:

«Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия». «Здоровье - это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений».   Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Поэтому главной задачей по укреплению здоровья детей в детском саду является формирование у них привычки к здоровому образу жизни.

Что такое здоровьесберегающие технологии?

Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. 

Вопрос: Какие современные здоровьесберегающие технологии вам известны?

- Динамические паузы;

- Подвижные и спортивные игры;

- Релаксация;

- Пальчиковая гимнастика;

- Гимнастика для глаз;

- Дыхательная гимнастика;

- Музыкотерапия;

- Цветотерапия (хромотерапия);

- Арт-терапия;

- Сказкотерапия.

В целом это те технологии, которые мы используем в нашей работе каждый день.

ИГРА «Закончи пословицу о здоровье» от инструктора по ФК (Пословицы по очереди каждой команде)

Чистота - (залог здоровья)                                                                                    

Здоровье дороже (золота)                                                                                        

Чисто жить – (здоровым быть)                                                                              

Здоровье в порядке – (спасибо зарядке)                                                                  

Если хочешь быть здоров – (закаляйся)                                                                  

 В здоровом теле – (здоровый дух)                                                                          

Здоровье за деньги (не купишь)                                                                                

Береги платье с нову, (а здоровье смолоду)

Горьким лечат, (сладким калечат)

Держи голову в холоде, живот…(в голоде, ноги в тепле)

https://r1.nubex.ru/s15105-587/1e154517f3_fit-in~1280x800~filters:no_upscale()__f7422_78.jpg

Игра от инструктора по ФК «Землетрясение»

Хорошо, а сейчас я хочу поиграть с вами в подвижную игру, называется «Землетрясение». Давайте опять разобьёмся на тройки, в каждой тройке сделайте пару, возьмитесь за руки. Поднимите руки вверх – это у нас домик, третий участник – жилец - мышка, я тоже мышка (или один оставшийся игрок)-водящий.  По команде «Мышки!» - домики остаются на месте, мышки должны перебежать в другой домик, водящая мышка тоже занимает любой свободный домик. Кому не хватило, тот становится водящим. По команде «Домики» - домики перебегают и занимают свободную мышку. По команде «Землетрясение» - домики распадаются, все должны создать новые домики с новыми мышками, с теми, кто не был в вашей тройке.

https://r1.nubex.ru/s15105-587/644055fc2e_fit-in~1280x800~filters:no_upscale()__f7429_cb.jpg

3. «Технология исследовательской деятельности»

 Воспитатель: Внимание! «Черный ящик» (вносят ящик)

В этом ящике находится предмет для проведения опыта с дошкольниками «Откуда берется ветер?». При помощи этого предмета дети наблюдают движение теплого и холодного воздуха. (Свеча.)

(На экране появляется демонстрация опыта «Откуда берется ветер?»: в щели открытой двери зажжем две свечи. Одну свечу держим вверху, а другую - внизу. Дети определяют, куда «наклоняется» пламя свечей. Получается, что теплый воздух движется вверху – убегает на улицу, а холодный воздух движется внизу – забегает в комнату. Там, где встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – движение воздуха.)

4. Педагогические ситуации

Воспитатель: Важное место в воспитании и развитии дошкольников играет семья. То, что несет в себе семья, невозможно заметить ничем. В семье ребенок должен видеть, что о нем заботятся, его любят, учитывают его мнение. Особую значимость принимает работа педагогов с семьей. Насколько грамотно мы выстроим взаимодействие с родителями, зависит благополучие детей. Предлагаю вам проиграть ситуации, встречающиеся в повседневной практике, где причина – неприятие родителями, применяемых педагогом, инновационных технологий и решить их, предлагая 2 варианта решений.

(Даны педагогические ситуации. Педагоги должны найти оптимальный выход из конкретной ситуации и разыграть ее, принимая различные роли: воспитателя, родителя, ребенка)

1-я ситуация.

Воспитатель просит родителей вместе с детьми разработать проект «Куклы наших бабушек». Одна мама отказывается, мотивируя отказ неумением, нехваткой времени и даже отсутствием материалов. Ваши действия?

2-я ситуация.

Педагог реализует технологию музейного воспитания и развития дошкольников. Для детей организуется выездная экскурсия в музей. Мама одного мальчика волнуется за безопасность, здоровье ребенка во время поездки, сомневается в необходимости данного мероприятия. Готова даже отказаться от участия в нем своего ребенка. Ваши действия?

Подведение итогов.

Заключение: Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе, а также профессиональную самореализацию педагогов.

Спасибо за внимание! Всего вам доброго!

Воспитание

 Образование

 Развитие 

Метод 

Методика 

Технология 

Педагогическая технология 

Традиционная технология обучения 

Что же такое инновационные технологии?  

- целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

— процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).

- определяется как целенаправленное накопление информации с последующим ее упорядочением, структурализацией; процесс последовательных, необратимых внешних и внутренних изменений, характеризующих переход от низших уровней к высшим; цель и результат воспитания.

– это совокупность приемов и операций; способ достижения какой-либо цели.

– это совокупность методов, обеспечивающих решение определенной задачи.

– это совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.

– это совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).

– это объяснительно-иллюстративное обучение. Главные методы – объяснение в сочетании с наглядностью, а виды детской деятельности – слушание и запоминание

– это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Требования педагогической технологии:

·                  Концептуальность

·         Системность

·         Управляемость

·         Эффективность

·         Воспроизводимость

игровая технология

 информационно-коммуникативная технология

 модульная технология

 здоровьесберегающие технологии

технология проектирования

личностно-ориентированная технология

Технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, релаксация, динамические паузы, коррегирующие гимнастики);

технологии обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, занятия по плаванию, занятия из серии «Здоровье», коммуникативные игры);

 коррекционные технологии (технологии музыкального воздействия, сказкотерапия).

1-я ситуация.

Воспитатель просит родителей вместе с детьми разработать проект «Куклы наших бабушек». Одна мама отказывается, мотивируя отказ неумением, нехваткой времени и даже отсутствием материалов. Ваши действия?

2-я ситуация.

Педагог реализует технологию музейного воспитания и развития дошкольников. Для детей организуется выездная экскурсия в музей. Мама одного мальчика волнуется за безопасность, здоровье ребенка во время поездки, сомневается в необходимости данного мероприятия. Готова даже отказаться от участия в нем своего ребенка. Ваши действия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ....

"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного образования как условие повышения качества образования"

Введение инноваций в образовательный процесс - это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени....

презентация для воспитателей ": Инновационные технологии в образовательном процессе со старшими дошкольниками."

laquo;Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань какой-...

«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ.

Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: внедрение инновационных технологий для по...

Применение инновационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной

В презентации представлены формы  "применениея инновационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной"...

«Формирование познавательных процессов у воспитанников с ОВЗ посредством внедрения современных инновационных технологий в образовательный процесс».

Формирование познавательных процессов у воспитанников с ОВЗ посредством внедрения современных инновационных технологий в образовательный процесс...