Методические приемы развития эмоциональной сферы детей с ЗПР в процессе рисования нетрадиционными способами
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Невенчанная Людмила Владимировна

Одним из средств развития восприятия, понимания и отражения детьми с ЗПР эмоциональных состояний может игра.

Игра помогает решать многие психологические проблемы, возникающие в детском коллективе или между детьми и взрослыми. Она снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, закомплексованность, повышает самооценку, позволяет проверить себя в разных ситуациях общения.

При организации и проведении игр должна учитываться связь с другими видами учебной деятельности на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_priemy_razvitiya_emotsionalnoy_sfery.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методические приемы развития эмоциональной сферы детей с ЗПР

в процессе рисования нетрадиционными способами

Одним из средств развития восприятия, понимания и отражения детьми с ЗПР эмоциональных состояний может игра.

Игра помогает решать многие психологические проблемы, возникающие в детском коллективе или между детьми и взрослыми. Она снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, закомплексованность, повышает самооценку, позволяет проверить себя в разных ситуациях общения.

При организации и проведении игр должна учитываться связь с другими видами учебной деятельности на занятиях.

Место и роль каждой игры определяют, исходя из содержания дидактической задачи.

В занятиях используются следующие методические средства:

1. Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы), которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе (игра «Добрый и злой»);

2.Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга (игра «Облака»);

3. Принятие своего имени;

4. Принятие своих качеств характера;

5. Принятие своего прошлого, настоящего, будущего;

6. Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки»;

7. Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции;

8. Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие), связанные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой;

9. Психомышечная тренировка нацелена на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, улучшение самочувствия и настроения, закрепление положительных эмоций;

 Элементы психологического тренинга позволяют воссоздать и проиграть реальную ситуацию, окружающую ребенка, а также найти выход из нее с положительным, так и с отрицательным результатом. В данном случае ребенок наглядно может убедиться в том, что в любой ситуации можно найти несколько вариантов решений.

 Средства, развивающие эмоциональную сферу дошкольников с ЗПР в процессе изобразительной деятельности

Игры с использованием пиктограмм:

1. Игра «Добрый и злой»

Задачи:

учить детей отражать в рисунке состояния радости и злости;

развивать внимание и наблюдательность;

активизировать словарь детей.

Материал:

портреты доброго и злого волшебников,

незаконченные рисунки на каждого ребенка.

Содержание: В группу приходят волшебники, предлагают детям незаконченные рисунки собственных портретов (схематические изображения) и просят детей помочь им их дорисовать.

Прежде, чем начать работу, воспитатель предлагает рассмотреть лица доброго и злого волшебника, обращает внимание на глаза, брови и рот.

Далее просит внимательно рассмотреть: незаконченный портрет, какого волшебника им достался, почему они так думают, что будут дорисовывать.

Воспитатель предлагает дорисовать и раскрасить портреты.

По окончании работы дети дарят свои портреты волшебникам: «добрые» вывешиваются вокруг доброго волшебника, «злые» вокруг злого.

2. Игра «Сложи фотографию»

Задачи:

учить детей различать состояния радости и грусти.

Материал:

пиктограммы с изображением эмоций радости, грусти;

наборы разрезных пиктограмм на каждого ребенка.

Содержание: В группу приходит письмо от Несмеяны и Веселушки. Они просят восстановить свои фотографии, которые разрезал злой колдун.

Детям предлагается сложить фотографии Несмеяны и Веселушки (соединить верхнюю и нижнюю части), склеить и дополнить лицо на карточках недостающими деталями.

Примечание:  В качестве усложнения на последующих занятиях можно предложить детям пиктограммы, разрезанные на 4, 6 частей или шаблоны с тремя контрастными эмоциями: печаль - удивление - радость; радость - гнев - страх и т.д., нельзя только, чтобы в триаде были эмоции страха и удивления из-за схожести их мимического выражения.

3. Игра «Подбери картинку»

Задачи:

закреплять знания детей о том, какие эмоции испытывает человек в различных ситуациях;

развивать мышление.

Материал:

карточки со схематическими изображениями эмоций радости и грусти,

карточки со схематическими изображениями различных ситуаций.

Содержание: Детям раздаются карточки с изображениями эмоций, и предлагается подобрать подходящие карточки; изображающие ситуации (соответствующие данному эмоциональному состоянию)вариант. Дети делятся на две команды. Им предлагается выбрать карточку с изображением эмоции, (карточки лежат на столе изображениями вниз). Выигрывает та команда, которая первой и правильно выполнит задание.

4. Игра «Облака»

Задачи:

развивать воображение,

закреплять умение схематично изображать эмоции: радость, грусть, злость, удивление.

Материал:

контурные изображения облаков на каждого ученика.

Содержание: Воспитатель предлагает послушать стихотворение и по ходу чтения изобразить настроение облаков.

1.Вот облако веселое

Смеется надо мной

Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним,

Мне весело с тобой!

И долго-долго облаку

Махал я вслед рукой.

2.А вот другое облачко

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес,

И каплями-дождинками

Расплакалось оно…

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно.

3.И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось на утек.

4.А маленькое облако

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

Ой, кто там в глади озера

Пушистенький такой,

Такой мохнатый, мягенький?

Летим, летим со мной!

5. Игра «Угадай эмоцию»

Задачи:

закреплять умения узнавать эмоции по схематическим изображениям;

закреплять умения детей изображать эмоции «радость, грусть, злость, с помощью мимики.

Материал:

карточки со схематическими изображениями эмоций.

Содержание: На столе картинкой вниз выкладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую картинку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики. Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок.

Примечание: В качестве усложнения можно предложить задание на определение эмоциональных оттенков. Например, одному ребенку предложить изобразить злость, другому ярость и т.п. Задача зрителей как можно точнее определить эту эмоцию.

Игры с использованием литературных персонажей

1. Игра «Экскурсия на выставку»

Задачи:

учить на примере сказочных персонажей различать и понимать эмоциональные состояния «радость, злость, грусть»;

развивать умение графически отражать состояние радости;

активизировать словарь за счет слов, обозначающие различные эмоции, чувства, настроения и их оттенки;

развивать память, внимание, мышление.

Материал:портрет злого Карабаса Барабаса, веселого Буратино, грустной Мальвины, злого серого волка, печальной бабушки и одна пустая рамка (без портрета - для Красной Шапочки).

Содержание: Воспитатель предлагает учащимся совершить экскурсию на выставку портретов. Экскурсоводом может быть педагог или подготовленный ученик. Портреты висят на доске, завешены занавеской. Открывается первая половина портретов (Карабас Барабас, Буратино, Мальвина). Экскурсовод описывает эмоциональные состояния каждого персонажа. Предлагает вспомнить из какой сказки эти персонажи и почему у них такое настроение.

Далее открывается вторая половина портретов (серый волк, бабушка, пустая рамка). Обращает внимание детей на то, что одна рамка пустая. Предлагает рассмотреть портреты серого волка и бабушки: назвать персонаж, определить его настроение. После описания спрашивает, из какой сказки эти персонажи и чей портрет отсутствует (Красной Шапочки). Предлагает словесно описать внешность и настроение Красной Шапочки и нарисовать портрет Красной Шапочки.

В итого все портреты Красной Шапочки вывешиваются на доску. Можно выбрать один, который наиболее ярко отражает эмоциональное состояние персонажа, и вставить в пустую рамку (выбирают дети, аргументируя свой выбор).

2. Игра «Развеселим Водяного»

Задача:

учить различать чувство грусти;

формировать внимательное отношение к другим;

графически отражать состояние радости.

Материал:

иллюстрации к сказкам «Аленушка и братец Иванушка» (Аленушка), «Лиса и заяц» (грустный зайчик), «Курочка Ряба» (дед и баба плачут над разбитым яйцом);

аудиозапись «А мне летать охота» (муз. М. Дунаевского) из мультфильма «Летучий корабль»; Водяной.

Содержание: Детям предлагается рассмотреть иллюстрации. Воспитатель обращает внимание на лицо и позы изображенных персонажей, спрашивает, почему они такие грустные, печальные. Затем предлагает послушать песню одного мультипликационного героя, которому тоже очень грустно (звучит песня Водяного «А мне летать охота»). Воспитатель спрашивает, почему так грустно Водяному и предлагает нарисовать веселых рыбок, с которыми он мог бы подружиться и играть с ними.

После завершения работы вывешиваются на доску вокруг Водяного.

Предметно-практические игры

1. Игра «Необычные художники»

Задача:

развивать умение отражать эмоциональные состояния людей (радость, грусть, злость, удивление);

развивать внимание, глазомер, зрительную память, образное мышление, фантазию, мелкую моторику.

Материал:

бархатная бумага или войлочное покрытие;

ворсистая нить разных цветов и длины.

Содержание:  Воспитатель говорит детям, сегодня они будут художниками, но не обыкновенными, а необычными. Обыкновенный художник использует в своей работе бумагу, краски, пользуется кисточкой, карандашами и т.п., а они будут рисовать нитками на бархатной бумаге. Предлагает рассмотреть нитки: они разного цвета, разной длины.

Дает задание: положить лист бархатной бумаги перед собой, взять нить (не очень длинную), положить на бумагу, слегка прижать и в воздухе повертеть бумагой. Нить не должна упасть на стол.

Примеры заданий:

- Изобразите радостное, грустное, злое, удивленное лицо, изменяя только губы, глаза и брови;

- Изобразите свое настроение;

-  Изобразите настроение мамы, когда вы получили пятерку (двойку и т.п.);

- Изобразите соседа.

2. Лото «Подбери картинку»

Задачи:

закреплять умения различать эмоции «радость, грусть, злость» и их оттенки;

закреплять умения соотносить пиктограммы с иллюстративным материалом;

развивать внимание.

Материал:

большие карты, в центре которых изображена эмоция в виде пиктограммы;

набор карточек с реальным изображением людей в различных эмоциональных состояниях.

Содержание:  Детям предлагается выбрать из набора карточек, подходящие изображенным на больших картах пиктограммам. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все клетки большой карты карточками с изображениями людей.

3. Лото «Подбери пиктограмму»

Задачи:

закреплять умения различать эмоции «радость, грусть, злость» и их оттенки;

закреплять умение соотносить пиктограммы с иллюстративным материалом;

развивать внимание.

Материал:

большие карты с иллюстрациями людей в разных эмоциональных состояниях;

набор пиктограмм.

Содержание: Детям предлагается к каждой иллюстрации подобрать соответственную пиктограмму. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет клетки большой карты карточками с пиктограммами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка:"Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

Актуальность темы в том, что именно художественная литература раскрывает перед детьми  мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать...

Методы и приемы развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

   Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, а ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается - ее необходимо формировать. Дети стали меньш...

Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год

Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год Содержание работы с учетом ...

Методическая разработка «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через игру»

laquo;Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений деятельности педагога. Эмоции являются «Центральным звеном» психической жизни человека и преж...

«Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования»

Актуальность работы заключается в том, что  развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования проходит путь прогрессивного развития, приобретая все более богат...

Методическая разработка по развитию эмоциональной сферы детей среднего и старшего дошкольного возраста лэпбук «Техника рисования Эбру»

Актуальность методической разработки. Современные требования к качеству образования в дошкольной образовательной организации предполагают постоянное обновление условий и индивидуального подхода, поиск...