ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья (средняя группа)

Ландина Светлана Александровна

В статье раскрываются понятие информационной культуры в современном обществе, возможности её формирования и эффективность в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы формирования информационной культуры в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Ландина С.А.,

педагог-воспитатель МБДОУ д/с №2

г.Ставрополь

Аннотация: В статье раскрываются понятие информационной культуры в современном обществе, возможности её формирования и эффективность в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: информационная культура, культура, информационная безопасность.

Информационная культура в современном обществе понимается как совокупность умений и навыков грамотного взаимодействия с информационными технологиями и полученными данными, а также умение воспользоваться необходимыми сведениями для грамотной подачи информации, её обработки. Для эффективного использования ежедневных потоков информации современному человеку жизненно важно овладеть информационной культурой с ранних лет жизни. К задачам информационной культуры принято относить следующие:

1) способность получения сведений из разнообразных источников (будь то печатное издание или ссылка в интернете);

2) владение навыков анализа обработки информации;

3) способности работать с данными любого формата;

4) обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Источником формирования информационной культуры у детей является педагог, который сам создает, воспроизводит, преподносит информацию дошкольникам и должен научить пользоваться этим ресурсом. Формирование информационной культуры у дошкольника возможно, если:

  • дошкольники будут иметь представления об эффективном поиске информации;
  • в процессе работы с информацией с дошкольниками будут использоваться как индивидуальные, так и групповые формы работы;
  • у ребенка будут сформированы представления об отрицательных явлениях в информационном поле (нужно проговаривать с ребенком, что в информационном пространстве есть не только хорошее, но и плохое);
  • поддерживать комфортное эмоциональное состояние ребенка в процессе освоения полезной информации;
  • поддерживать мотивацию ребенка к использованию информации.

В процессе формирования информационной культуры очень важна личность педагога. Важно, чтоб педагог был всесторонне развитым, креативным человеком, был компетентен в сфере информационно-коммуникационных технологий. Формирование основ информационной культуры дошкольника осуществляется не столько посредством передачи ему определенных знаний и представлений, сколько посредством создания педагогом такой проблемной ситуации, в которой мотивированное побуждение к поиску, усвоению необходимой информации для обновления познавательного опыта исходит от самих детей.

Проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, должна находиться в «зоне ближайшего развития» и являться личностно -значимой для ребенка, когда он может опираться на свои возможности при активации интеллектуального, творческого и мотивационного потенциалов. И для того, чтобы дошкольник принял предлагаемую ему ситуацию как проблемную и увлекся ею, педагогу необходимо ориентироваться на создание в процессе познавательной деятельности таких значимых способов решения проблемы, как:

  • концентрация внимания ребенка на противоречии между имеющимися знаниями и жизненным опытом;
  • стимулирование дошкольника к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов;
  • рассмотрение полученной информации с различных позиций - часто ролевых;
  • организация противоречия в практической деятельности детей.

Формирование информационной культуры будет наиболее эффективно при обеспечении дошкольных организаций компьютерной техникой (развивающие панели, планшеты, интерактивные доски, проектор, организованном повышении квалификации педагогов в области применения ИКТ в дошкольной организации, создании обучающих ситуаций в форме компьютерной визуализации. В музыкальный зал детского сада можно оснастить сетевой видеокамерой. Изображение с нее можно выводить на монитор, установленный в холле учреждения, а можно организации онлайн трансляций мероприятий.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает «построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс» Через сайт детского сада имеется возможность предоставлять родителям информацию, о проходящих соревнованиях, проектах, конкурсах на сайтах, в которых они могут поучаствовать вместе со своими детьми.

Таким образом, информационная культура становится неотъемлемой частью всестороннего развития современного дошкольника. Компетентность педагога, эффективно организованная предметно-пространственная среда в ДОУ, взаимодействие с родителями – все это необходимые факторы развития у дошкольников умения находить, воспроизводить и использовать информацию.

Список литературы

  1. Калинина Т. В., Дмитриев Ю. А. Информационная компетентность педагога дошкольного образования. / Т.В. Калинина, Ю.А. Дмитриев // Преподаватель XXI век. – 2014. – № 1. – С. 100-108.
  2. Батенова Ю.В. Основы информационной культуры дошкольников: теория, методология, методы исследования: монография. / Ю.В. Батенова // Челябинск. – Изд.-во «Библиотека А. Миллера». – 2022. – 211 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 2 Методические основы формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Тема 1 - Характеристика условий формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возрастаТема 2 - Методы и приемы формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возрастаТема 3- Инт...

Консультация для родителей "Слушание и восприятие музыки-основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Слушание и восприятие музыки-основа формирования детей дошкольного возраста"...

Слушание и восприятие музыки основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Слушание музыки, ее восприятие и анализ основной вид музыкальной деятельности, принадлежит ведущая роль в реализации познавательной коммуникативной функции....

План проведения тематического контроля «Организация работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре в дошкольном образовательном учреждении»

Цель тематического контроля: Анализ организации работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры  в дошкольном образовательном учреждении...

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Введение в тему, в статье раскрыты методы и критерии информационной безопасности в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения, примеры того, как анализировать информацию и пр...

Определение безопасности информационной продукции в дошкольном образовательном учреждении

в статье раскрыты методы и критерии информационной безопасности в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения, примеры того, как анализировать информацию и прорабатывать её дл...

Формирование универсальных компетентностей образовательной деятельности по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬПЕДАГОГА  образование, включающее в себя не только комплекс знаний и умений, но и ценностные ориентации, свойства и качества личности...