На Урале ты и я – вместе дружная семья!
план-конспект занятия (старшая группа)

Долгушева Светлана Александровна

(игры народов Урала)

 

Любовь к родному краю,

знание его истории – основа, на которой

только и может осуществляться рост  

духовной культуры всего общества.

Д. Лихачев

 

Цель: содействие сохранению исторического наследия, развитию этнической культуры и традиций народов Среднего Урала, а также межнационального общения.

Задачи :

ü формировать и закреплять  знания детей о народных играх Южного Урала;

ü развивать творческие способности, ощутить красоту и прелесть уральского   игрового фольклора, физические качества(быстрота, ловкость, сила);

ü воспитывать дружеские взаимоотношения;

 

Ход мероприятия

         1 скоморох:    Эй, не стойте у дверей,

                                   Заходите к нам скорей!

                                   Будем в игры играть

                                   Настроение поднимать!

 

         2 скоморох:     Песни, игры, хороводы,

                                   Не уйдут из моды.

                                   Собирайся детвора,

                                   Коль играть пришла пора!

  

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведём весёлые «Игры народов Урала».

         День народов Среднего Урала по традиции отмечается во вторую субботу апреля.

         В Свердловской области проживают люди более чем 140 национальностей: русские, украинцы, татары, евреи, башкиры, немцы, удмурты… Самые многочисленные народы - это русские , татары , украинцы , башкиры.

         Народы Урала прошли многовековой путь развития и сумели сберечь свою самобытность и национальные традиции.

 Игры народов Урала, отражают специфику национального быта, природные, исторические и географические особенности разных народов. Они помогают  расширить кругозор, проявить смекалку, сноровку, учат самостоятельно мыслить и действовать, ощутить красоту и прелесть уральского игрового фольклора.

Мы с вами познакомимся с некоторыми играми народов Урала и поиграем в них под национальную народную музыку.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, считалками, жеребьевками, потешками, диалогами.

Проводится  башкирская  игра «Юрта (Тирмэ)»         

  В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,Хочу такой сайт

И помчимся на лужок.

 

На мелодию без слов ребята перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Проводится игра «Татарский хоровод» ( татарская танцевальная мелодия)

   Правила: под музыку все идут хороводом, противоходом всем идет ведущий и забирает одного, теперь они двое идут и второй забирает еще одного из общего хоровода. И таким образом постепенно в основном хороводе остается один человек, который танцует после этого для всех, остальные хлопают.)

Проводится русская народная игра «Золотые ворота»

   В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напроотив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся  цепочка должна пройти под воротами.

 «Воротики» произносят:

 Золотые ворота

 Пропускают не всегда!

 Первый раз прощается,

 Второй запрещается,

 А на третий раз

 Не пропустим вас!

 

    После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

Проводится белорусская народная игра «Ленок»

   На земле рисуют кружки – гнёзда, которых на два-три меньше, чем игроков. Все становятся в круг, берутся за руки. Ведущий в кругу делает разные движения, все повторяют их. По команде «Сажай лён» игроки занимают гнёзда, а кто не займёт гнездо, выбывает из игры.      

   Побеждает тот, кто займёт последнее свободное гнездо.

 

Проводится украинская народная  игра «На горе лен»

 

Дети становятся в круг, взявшись за руки. Один ведущий стоит в кругу с  «маком» в руках (маком может служить любой предмет: игрушка, венок, цветок и др.)  Дети, стоящие в кругу хлопают в ладоши и приговаривают:

На горе лен, лен,

Под горою мак, мак!

Мои милые ребятки,

 Будем делать  так!

Во время проговаривания слов ведущий ходит внутри круга и останавливается на последнее слово возле любого игрока. Тот должен показать любое движение, а все остальные повторить его. Тот, кто показывал движение, становится ведущим.

 

Проводится русская народная игра «Пирог»

   Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).

Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он какой высоконький,
Вот он какой мякошенький,
Вот он какой широконький.            
Режъ его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

 

1 скоморох:   Тут и встрече конец,

                       Кто играл, тот молодец!

 

 2 скоморох:   Говорим вам: «До свиданья!

                       До приятных, новых встреч!»

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» Сценарий развлечения для старшей группы ко Дню семьи

«ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» Предлагаю сценарий развлечения для старшей группы ко Дню семьи. Стихи, шуточная сценка, танцы, игры для всей семьи....

Открытое занятие «Я, ты, он, она – вместе целая страна, вместе дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч я».

Задачи образовательных областей:ЗДОРОВЬЕ- формировать представления о семье, членах семьи;- способствовать формированию заботливого отношения к родителям, пожилым людям;- закреплять представление о др...

Проект для подготовительной группы детского сада. «Я, ты, он, она – вместе целая страна, вместе дружная семья!»

На современном этапе особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей. Повышенное внимание к проблемам социализации связано с изменениями социально-экономическими и социально-по...

Сценарий праздника «Вместе дружная семья», посвященного семье, семейным традициям, отношениям в семье.

Сегодня наша встреча посвящена семье,  семейным традициям,  отношениям в семье.Что такое семья – понятно всем. Слово семья состоит из 2 слов – это «семь» и «я&r...

Познавательная беседа «Я, ты, он, она - вместе целая страна- вместе дружная семья»

Познавательная беседа «Я, ты, он, она - вместе дружная семья»Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие...

Я, ты, он, она Вместе - целая страна, Вместе - дружная семья, В слове "мы" - сто тысяч "я".

22 августа в нашем детском саду отмечали праздник - День Российского флага.На следующий день состоялось торжественное построение, на котором каждая группа представила свой групповой флаг с названием г...

Музыкальные и подвижные народные игры "На Урале ты и я – вместе дружная семья!"

laquo;Без памяти нет традиций, Без традиций нет культуры, Без культуры нет воспитания, Без воспитания нет духовности, Без духовности нет личности, Без личности нет народа» В наше время очень ва...