Программа коррекционно-развивающих и психопрофилактических занятий в сенсорной комнате «Мир чудес»
рабочая программа

Программа коррекционно-развивающих и психопрофилактических занятий в сенсорной комнате «Мир чудес»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Мир чудес"68.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3»

УТВЕРЖДАЮ:

                          Заведующий МАДОУ № 3

                              ____________ Е.В. Росолова

                                «___» ____________2022   г.

                                        М. п.

Программа коррекционно-развивающих и психопрофилактических занятий в сенсорной комнате «Мир чудес»

Составитель:

педагог-психолог

 Машкина Н.С.

Североуральск

2022

Содержание программы:

  1. Целевой раздел………………………………………………………………......3
  1.  Пояснительная записка………………………..……………………………..…3

- направленность программы;

- актуальность программы;

- основные принципы программы;

- отличительные особенности программы;

- адресат программы;

- возрастные особенности развития детей дошкольного возраста 3-6 лет;

- сенсорное развитие детей дошкольного возраста;

- педагогическая целесообразность;

- условия реализации программы;

- перечень оборудования в сенсорной комнате;

- особенности организации образовательного процесса;

- цель и задачи Программы;

- планируемые результаты.

  1. Содержательный раздел……………………………………………………...12
  1. Календарно-учебный график…………………………………………………..12
  2. Учебно-тематический план…………………………………………………….15
  3. Календарно-тематическое планирование……………………………………..18
  1. Организационный раздел……………………………………………………24

Приложения……………………………………………………………………..24

Список литературы………………………………………………………….….27

I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Направленность программы

Рабочая программа имеет коррекционно-развивающую направленность (сенсорное развитие, психологическое оздоровление и развития детей (в том числе детей с ОВЗ) дошкольного возраста).

Актуальность программы

Сенсорная комната — это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного вида стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.

Психологическая разгрузка дошкольников сегодня – настоятельная необходимость. Она жизненно важна для многих детей. Они постоянно утомляются и часто болеют главным образом потому, что испытывают психическое недомогание, так называемые психические предболезни – апатию и одиночество, напряженность, тревожность. Эти и другие негативные психические состояния не только резко затрудняют восприятие материала, омрачают жизнь и укорачивают детство, но и чреваты психическими расстройствами.

Занятия психологической разгрузки являются важнейшей формой психологической поддержки дошкольников. Здесь создается возможность общаться в непринужденной обстановке, активизировать работу над собой.

Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсорной комнаты. Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие

Основные принципы программы:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  • решение поставленных целей и задач на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности детей;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников;
  • принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей, а также спецификой образовательных областей;
  • принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.

Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника – игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.

Основу общеразвивающей работы составляет баланс свободной самостоятельной деятельности ребенка и совместной деятельности со взрослым.

Педагог-психолог, работающий с ребенком индивидуально, привлекает его к деятельности без психологического принуждения, опираясь на интерес ребенка к содержанию и форме занятий и активизируя его своим партнерским участием.

Дифференцированный подход реализуется в нескольких направлениях:

  • при организации интерактивной среды для свободной самостоятельной деятельности, развития саморегуляции;
  • в использовании гибких форм работы, соответствующих интересам и возможностям ребенка;
  • в индивидуальном выборе времени для разных видов занятий в зависимости от возраста детей и режима их основной деятельности.

Отличительные особенности программы:

Сочетание в программе традиционных методов работы и эффективных технологий сенсорной комнаты обеспечивают более глубокое и успешное развитие дошкольников. Использование интерактивного и сенсорного оборудования многогранно положительно влияет на эмоциональную сферу дошкольников.

Программа вариативна (чередование занятий в сенсорной комнате с использованием различных модулей и в кабинете психолога с использованием развивающего методического материала).

Программа предполагает синтез различных видов деятельности.

Особое место в программе занимают игры и упражнения, направленные на обучение приемам саморегуляции и самоконтроля, развития эмоционально волевой сферы, произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости, развития координации, в том числе зрительно-моторной, а так же память, мышление, воображения и различных видов восприятия (зрительное, тактильное, слуховое).

Данная программа «открытая» - в процессе практической деятельности подлежит целесообразным дополнениям и изменениям, в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей обучающихся.

Адресат программы

Программа рассчитана на 1 год, занятия (индивидуально, в мини группах) проводятся 2 раза в неделю, длительность 20 минут-25 минут

Содержание программы ориентировано на воспитанников 3-6 лет (в том числе с ОВЗ).

Количество детей определяется в соответствии с индивидуальными особенностями детей, но не более 3-4 человек в группе.

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста (3-6 лет)

Возрастные особенности детей 3-4 года жизни

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.  С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками.

Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.
В этом проявляется интерес маленького человека к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное, т.е. от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами.  Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). Он познаёт то, что видит перед собой в сию минуту. В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

В данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также   потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет, с ним речью трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.

Возрастные особенности детей 5 – 6 года жизни

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но и способах ее достижения.
Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

Наряду с игрой, у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.

Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.

Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как?, зачем?, почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к познавательным запросам дошкольников, то во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

Важнейшими новообразованиями данного возраста является завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности. Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации.

Общение носит внеситуативно - деловой характер.

Дети начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнёрам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость.

Мышление по-прежнему носит наглядно - образный характер.  Средний возраст совершенно особый по отношению, как к предыдущему, так и к последующему. Эксперимент показал, что самым эффективным способом сделать информацию привлекательнее для ребёнка 4-6 лет является «одушевление». В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

  • На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
  • На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
  • Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
  • Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
  • Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Педагогическая целесообразность

В ходе реализации программы у воспитанников формируется положительный эмоциональный фон, дети могут овладеть определенными коммуникативными навыками, игровой деятельностью, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей; развивается сенсорное представление, расширяются представления об окружающем мире.

Условия реализации программы

В процессе реализации программы «Мир чудес», для обеспечения условий получения воспитанниками (в том числе детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ) качественного образования используется специально оборудованная сенсорная комната (стимуляторы, модули) и кабинет психолога (развивающие игры, методические пособия).

Особенности организации образовательного процесса

Данная программа «открытая» - в процессе практической деятельности подлежит целесообразным дополнениям и изменениям, возможны корректировки программы в связи с индивидуальными возможностями воспитанников или характеристики группы в целом.

Цель и задачи программы

Цель и задачи по реализации программы коррекционно-развивающей направленности определяются на основе анализа педагогической деятельности, потребностей детей и родителей.

Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья воспитанников с помощью сенсорной среды; развитие сенсорных эталонов в условиях сенсорной комнаты, повышение уровня сенсорного развития воспитанников.

Задачи:

  • профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
  • создание положительного эмоционального состояния;
  • формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
  • облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
  • формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии;
  • развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом; 
  • развитие коммуникативных навыков, расширение опыта социальных контактов, формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими;
  • развитие произвольной регуляции деятельности и поведения;
  • развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.

Планируемые результаты:

  • снятие эмоциональной напряженности;
  • поддержка положительной самооценки;
  • создание позитивного настроя;
  • усиление конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств;
  • сформированность сенсорных представлений.

Данная программа даст возможность ребенку адаптироваться к новым условиям жизни, создаст у него чувство принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, дети смогут овладеть определенными коммуникативными навыками, игровой деятельностью, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире.

Общее психофизиологическое развитие

развитие физиологических, возрастных, психоэмоциональных, интеллектуальных и речевых функций;

активизация мышления;

повышение иммунитета;

улучшение соматического здоровья;

коррекция эмоционального состояния;

активизация деятельности;

развитие мелкой моторики;

Эмоциональное развитие

обогащение эмоционального опыта;

преодоление страхов; коррекция уровня тревожности и агрессивности;

стимуляция приятных и эстетических значимых переживаний;

формирование эмоционально спокойного состояния, способствующее снятию негативных эмоций и состояний;

формирование коммуникативных навыков у детей;

Речевое развитие

активизация словаря;

накопление языковых представлений;

формирование диалогической речи;

формирование монологической речи;

формирование способности связно рассказывать, выделяя основную мысль;

развитие выразительности речи;

Социальное развитие

формирование личностной ориентации;

формирование способностей осознания и переживания успехи-неуспехи, результаты деятельности;

развитие социальных норм поведения;

ориентация ребенка на взрослого как на источник социального опыта;

формирование организационных умений;

развитие умения переносить освоенные навыки в незнакомую ситуацию;

осмысление не сложных конструкций, отражающих общественные правила, нормы общения и поведения в обществе;

освоению теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта;

развитие умения подчинять свои поступки усвоенным моральным и этическим нормам;

формирование и развитие творческих способностей;

формирование развития самосознания, самоконтроля, способности адекватного отношения к себе и окружающим;

формирование правильного поведения в коллективе.

        

II. Содержательный раздел

2.1 Календарно-учебный график

Продолжительность занятий:

  • 20 минут – 25 минут

Периодичность занятий – 2 занятия в неделю.

Срок освоения программы – 1 год

Занятия проводятся 2 раза в неделю: в сенсорной комнате, в кабинете психолога (в зависимости от тематики занятия).

Различные формы и методы проведения занятий способствуют психическому развитию, развитию интеллектуально-познавательной сферы и речи ребенка, а также развитию коммуникативных навыков, расширению опыта социальных контактов, формированию продуктивных видов взаимоотношений с окружающими, развитие произвольной регуляции деятельности и поведения.

Структура занятия

  1. Ритуал приветствия.
  2. Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление.
  3. Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).
  4.  Выходящая диагностика (наблюдение; беседа -настроение).
  5. Релаксация (музыкотерапия, мышечная релаксация).
  6. Обобщение. Ритуал окончания занятия.

Часть 1.

Вводная (ритуал приветствия, разминка)

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Основные процедуры работы – приветствия, игры с именами

Разминка в кругу: психологический настрой на занятие, приветствие (продолжительность 3 минуты).

Часть 2.

Основная (релаксация, игра)

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.

В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

Часть 3.

Завершающая (подведение итогов, ритуал прощания)

Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, релаксации.

Занятия включают в себя процедуры, способствующие саморегуляции:

Упражнения на мышечную релаксацию

снижают уровень возбуждения, снимают напряжение

Дыхательная гимнастика

действует успокаивающе на нервную систему

Мимическая гимнастика

направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей

Двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку

способствует межполушарному взаимодействию.

  1. Учебно-тематический план

Месяц, количество занятий

Тема

Цель и задачи, содержание учебного плана

Сентябрь

7 занятий

Секреты волшебной комнаты или тайны мира чудес

Познакомить воспитанников с сенсорным оборудованием комнаты релаксации: потолок «Звездное небо», модуль «Солнышко», сенсорный стол и т.д. Показать правила пользования данного оборудования. Продемонстрировать приёмы работы с данным оборудованием.

Октябрь

9 занятий

Волшебный мир эмоций

Игровые задания являются одновременно и развивающими, и терапевтическими: они развивают психические процессы и формируют психологически здорового ребенка, активизируют произвольное внимание, умственные способности; развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику; формируют умение соотносить зрительно-моторную и слухо - моторную координацию; развивают органы чувств и вестибулярный аппарат; закрепляют умение передавать свои чувства и ощущения в связной речи; развивают коммуникативные навыки; формируют умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов; формируют навыки саморегуляции.

Ноябрь

8 занятий

Магия сенсорики

В ходе игровых упражнений активизируется произвольное внимание, умственные способности; развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика; стимулируется сенсорная деятельность и двигательная активность детей; тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учесть различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.

Декабрь

7 занятий

Радостный мир

Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, способствует стабилизации эмоционального состояния, повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья детей

Январь Февраль

8 занятий

Релаксационный комплекс

Цикл занятий, направленный на профилактику психоэмоционального напряжения, снятие негативного проявления стресса и развитие сенсорных эталонов в условиях сенсорной комнаты. Повышение уровня сенсорного развития воспитанников, а также:

-снятие психоэмоциональной напряженности; -поддержка положительной самооценки; -создание позитивного настроя; -усиление конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств; -развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, способствовать формированию физического и психологического здоровья

Март

8 занятий

Сенсорная книга

Элементами игр являются специальные упражнения, направленные на развитие моторной ловкости, стимулирования сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, а также релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения; взаимодействие со специальным оборудованием сенсорной комнаты положительно влияет на эмоциональное состояние детей, стимулирует зрительные, слуховые анализаторы, мелкую моторику, активизирует речевые проявления.

Апрель

8 занятий

Необыкновенные приключения

Упражнения и игры, используемые в занятиях, направлены на развитие у воспитанников умения взаимодействовать самостоятельно и в паре, умения оказывать взаимопомощь в совместной деятельности, навыков рефлексии собственного эмоционального состояния, создают условия для проявления инициативы и положительного эмоционального отношения к совместной деятельности, коммуникативные навыки, повышают самооценку

Май

7 занятий

Гармонизация эмоционально-волевой сферы детей

Цикл занятий направлен на развитие и гармонизацию эмоционально-волевой сферы детей: - снятие психоэмоционального напряжения; - саморегуляция и самоконтроль; - умение управлять своим телом, дыханием; - умение передавать свои ощущения в речи; - умение расслабляться, освобождаться от напряжения; - формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях; - уверенность в себе

  1. Календарно-тематическое планирование

Сентябрь

Количество занятий

Тема

Дата проведения

7

Секреты волшебной комнаты или тайны мира чудес

Знакомство и «Учимся здороваться – Здравствуй, солнце золотое)» - ритуал приветствия и формирование правил поведения в сенсорной комнате.        

Игры на развитие (интерактивный сенсорный стол – комплект интерактивных программ «Теремок» знакомство)

Мягкие модули (куб, пуф, мягкая ширма)

Упражнения на световом столе с песком на развитие воображения.

Мягкий кубик с пучком волокон

Фибероптический модуль - душ «Солнышко»

Машина «Обнимашка»

Стимулирование сенсорных чувств и вестибулярного аппарата ребенка – модуль «Яйцо совы»

Звездное небо, упражнения на развитие памяти, наблюдательности

Музыкотерапия

Ритуал окончания занятия,

загадывание желания (Серебряные перезвоны)        

Октябрь

Количество занятий

Тема

Дата проведения

9

Волшебные мир эмоций

Ритуал приветствия «Здравствуй, солнце золотое» Упражнение «Слушай меня, повторяй за мной…»        

Волшебный мир эмоций, знакомство с эмоциями (рефлексивные упражнения «Угадай эмоцию», «Найди свое настроение»)

Сенсорный стол (игры и результат -успех, вызывающий положительные эмоции – хвалим себя, хвалит игра)

«А вот и я!» (использование модуля «Яйцо совы»)

Мои эмоции «Рисуем настроение сами» (рисуем -чередуем: кинетическим цветным песком, на сыпучем песке, карандашами, пластилином)

Релаксация «Театр животных», покажи какой (добрый, хитрый, злой)

Релаксация «Облачко»

Мое настроение сегодня (магнитная доска) или

Музыкотерапия.

Ритуал окончания занятия,

загадывание желания (Серебряные перезвоны)

Ноябрь

Количество занятий

Тема

Дата проведения

8

Магия сенсорики

Ритуал приветствия «Здравствуй, солнце золотое» Упражнение «Поцелуй в ладошке»

Диван с гранулами, диван «Заяц» трогаем, чувствуем

Игры на световом столе с песком, повтори по образцу («Волшебные отпечатки», «Песочный театр» и др.)

Досочки Сегена, игровые наборы Монтессори, пособия Дьенеша

Использование развивающего центра «Текстурированная карусель»

Упражнение «Ходим по плану», «Хитрые карандаши», «Весёлый человечек» и др.

Развивающий пуф (выполнить задание) и набор букв на липучке(найди), кубики-мякиши (послушай, потрогай)

Игры на развитие (интерактивный сенсорный стол + бонус (разукрашивание, создание ситуации успеха)

Машина «Обнимашка»

Мое настроение сегодня (магнитная доска)

Музыкотерапия

Ритуал окончания занятия,

загадывание желания (Серебряные перезвоны)

Декабрь

Количество занятий

Тема

Дата проведения

7

Радостный мир

Ритуал приветствия, игра «Доброе утро»

Упражнение «Шалтай – болтай»», «Марионетка» игра с настроением

«Волшебная палочка» - угадай мое настроение, повтори-не говори

Использование модулей адаптированного игрового набора (Зеркало «Пикабу», «Терапевтический манипулятор», «Громкий забастовщик» и др.)

Упражнения на световом столе с песком («Кто больше», «Ловкие руки», «Экскаватор» и др.)

Развивающие упражнения с новогодней тематикой «Помоги собрать мешок», «Укрась елочку», «Найди колпачок»

Весёлая физкультура («Воздух-вода-огонь-земля», «Свеча-пламя-лед», «Рвём сети»)

Мое настроение сегодня (магнитная доска)

Музыкотерапия

Ритуал окончания занятия,

загадывание желания (Серебряные перезвоны)

Январь - февраль

Количество занятий

Тема

Дата проведения

Релаксационный комплекс

Ритуал приветствия, «Здравствуй, солнце золотое»

Релаксация «10-0», на ковриках

Релаксация мышц рук, сжимаем в кулачки («Медведица и медвежата», «Кидай-лови», «Рвём сети» и др.)

Релаксация мышц туловища, музыкотерапия («Растем» и др.)

Релаксация мышц глаз («Звездное небо», «Млечный путь»-звездное покрывало) обучение технике расслабления, музыкотерапия

Упражнения на столе с песком (ныряем, перекаты, релаксация-расслабление)

Релаксация лицевых мышц, аутотренинг («Обезьянки», «Повторяй за мной», перед зеркалом)

Релаксация «Бабочки», обучение технике расслабления, музыкотерапия

Релаксация «Поляна», «Достань звезду»- потолок, «Загадай мечту!» снятие накопившейся энергии, музыкотерапия

Мое настроение сегодня (магнитная доска)

Ритуал окончания занятия,

загадывание желания (Серебряные перезвоны)

Март

Количество занятий

Тема

Дата проведения

         8

Сенсорная книга

Ритуал приветствия, игра «Доброе утро», «Рвём сети»

Машина «Обнимашка»

«Маленький ежик», комплекс мини-упражнений (пальчиковая гимнастика, рисование)

Зарядка для пальчиков и головы «Головоломка - магнитная доска Ферма», «Фишки», «Весёлый человечек», «Повтори по образцу» (крышки, палочки)

Комплекс упражнений с карандашами «Научись сам, научи маму»

«Я умею превращаться» комплекс упражнений (фантазируем, расслабляемся)

Утяжеленный плед - покрывало с гранулами, тактильные ощущения

Релаксация «Цветок»

Релаксация «Порхание бабочки»

Мое настроение сегодня (магнитная доска)

Музыкотерапия

Ритуал окончания занятия,

загадывание желания (Серебряные перезвоны)

Апрель

Количество занятий

Тема

Дата проведения

8

Необыкновенное путешествие

Ритуал приветствия, «Здравствуй, солнце золотое»

На космическом корабле (Путешествие на другую планету) релаксация на ковриках

Упражнение «Найди похожее»

Упражнение «Найди лишнее»

Упражнение «Найди тень»

Упражнение «Кто я такой»

Упражнение «Найди жителей»

Самомассаж камешками

Релаксация «Поляна», «Порхание бабочки», обучение технике расслабления, музыкотерапия

Релаксация «Украшаем планету»

Релаксация «Достань звезду» (звездное небо, звездный коврик)

Релаксация «10 - 0» на ковриках

Упражнения «Построй ракету», «Лабиринт» -«Что получится?»

Упражнение «Ладонь-кулак», « Коза-ножницы-кольцо»

Мое настроение сегодня (магнитная доска)

Музыкотерапия, загадывание желания (Серебряные перезвоны)

Ритуал окончания занятия, Игра «Солнечные лучики»

Май

Количество занятий

Тема

Дата проведения

         7

Гармонизация эмоционально-волевой сферы детей

Ритуал приветствия, игра «Доброе утро»

«Божья коровка», комплекс упражнений, пальчиковая гимнастика

Упражнения с зеркалом «Обезьянки», «Угадай настроение», «Клоуны»

Упражнения на световом столе с песком, упражнение «Я умею»

Упражнение «Цветочная клумба»

Упражнение «Холодно-жарко»

Упражнение «Выбиваем пыль», «Конкурс хвастунов»

Упражнение «Сказочный цветок - Я»

Стимулирование сенсорных чувств и вестибулярного аппарата ребенка – модуль «Яйцо совы»

Мое настроение сегодня (магнитная доска)

Музыкотерапия (с использованием серебряного перезвона)

Ритуал окончания занятия,

Игра «Доброе утро»

III.        Организационный раздел

Приложение

Ритуал начала занятия

Игра «Здравствуй, солнце золотое»

Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие: -

Здравствуй, солнце золотое (тянем руки вверх)

Здравствуй, небо голубое (разводим руки в стороны)

Здравствуй, легкий ветерок (качаем руками)

Здравствуй, милый мой дружок (здороваемся, касаемся друг друга, улыбаемся друг другу)

Игра «Доброе утро»

Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть: - Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть головой.)

Доброе утро, Маша! (Называются имена, идет по кругу.)

Доброе утро, Ирина Николаевна!

Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают.)

Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)

Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)

Игра «Встаньте все, кто…»

- Встаньте все, кто любит бегать, радуется хорошей погоде, имеет сестру, любит дарить цветы и т.д.

Игра «Здороваемся необычно»

Психолог говорит: «Давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Вы можете сами придумать их и показать всей группе. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия: тыльной стороной ладони, стопами ног, коленями, плечами, лбами и т. п.

Игра «Привет»

Хлопая по ладошкам ребенку, педагог приветствует его: - Привет, Алеша! Ребенок, хлопая в ответ педагогу по ладошкам: - Привет, Лена! И так с каждым ребенком, по очереди.

Игра «Выполни задание»

- «Представьте, что вы в сказочном лесу. Оглядитесь вокруг. Поют птицы, летают бабочки, растут красивые цветы. Ярко светит солнце. Вы ощущаете мягкую зеленую сочную траву под ногами. Вдыхаете свежий воздух, аромат природы, вслушиваетесь в звуки. Вам хорошо и комфортно. Давайте   сыграем в игру.

Как только вы услышите команду и найдете это у себя, то должны будете выполнить задание. Например:

Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.

Пусть похлопают в ладоши все, у кого карие глаза.

Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.

Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других.

Пусть улыбнуться все, кто умеет помогать детям и взрослым.

Пусть хлопнут в ладоши те, кто не обзывает других.

Игра «Моё имя»

Каждый ребенок произносит свое имя так, как ему хотелось бы, чтобы его называли. Остальные хором повторяют имя с той же интонацией, какую использовал «автор». Далее дети говорят друг другу фразу приветствия: «Роман, приятно с тобой увидеться».

Игра «Волшебный клубок»

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Ведущий передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до ведущего.

Ритуал окончания занятия

Игра «Всем-всем, до свидания!»

Дети и взрослый ставят свои кулачки «столбиком», затем громко говорят: «Всем-всем, до свидания!» - и убирают кулачки.

Игра «Тепло рук и сердец»

Дети встают в круг и передают в ладошке соседу свое имя, улыбаясь самой доброй улыбкой. Взрослый просит детей подарить ему что-нибудь на прощание! У вас нет ничего с собой, но у вас есть тепло сердец, которое можно почувствовать это тепло ваших ладошек. Рукопожатие по кругу.

Игра «Комплименты»

Дети в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу сказать несколько добрых слов, за что-то поблагодарить (либо за то, что произошло на занятии сегодня: (аккуратен, отвечал хорошо, интересно рассказал) либо отметить качества, которые в нем привлекательны (умный, красивые глаза, волосы и пр.). Понимающий комплимент кивает головой и благодарит: «Спасибо, мне очень приятно!» - затем говорит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по парам.

Игра «Прощание»

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Игра «Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

«Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!».

Упражнение «Спасибо за приятное занятие»

«Ребята, наше путешествие по сказочному лесу заканчивается, и я хочу предложить вам поблагодарить друг друга за путешествие по сказочному лесу. Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное путешествие!»  Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное путешествие!» - таким образом, группа в центре круга постепенно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединиться последний участник, замкните круг и завершите церемонию благодарности безмолвным легким троекратным пожатием рук».

Игра «Эстафета дружбы»

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

Игра «Солнечные лучики»

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Список литературы

  1. Богатова Л.М. Практические рекомендации по проведению релаксационных занятий с детьми с особыми потребностями в условиях сенсорной комнаты: методическое пособие /авт.-разр.М.В.Белоусова – Казань: , 2014.
  2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии, 2008;
  3. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие /Под ред. В.Л.Женеврова, Л.Б.Баряевой, Ю.С.Галлямовой. –СПб.: ХОКА, 2007
  4. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. (Коррекционная педагогика).
  5. Антистрессовая гимнастика для детей (оздоровительные игровые комплексы и методические рекомендации). Ч.1/ О.И Артюкова, Т.В.Теличко. - Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.
  6. Браудо Т. Е. и др. Методическое пособие по использованию сенсорной комнаты// В сб. сенсорные комнаты «Снузли». – М.: ООО Фирма «Вариант», 2001.
  7. Зеленцова - Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей. СПб. : Изд-во «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
  8. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок или всё о гиперактивных детях. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
  9. Караваева Е. В. Психологическая работа с детьми в сенсорной комнате: формы и методы. // В сб. сенсорные комнаты «Снузли». – М.: ООО Фирма «Вариант», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познава...

Методическая разработка. Программа коррекционно-развивающих занятий для детей раннего возраста в условиях сенсорной комнаты.

Контингент детей, воспитывающихся в доме ребенка, отличается определенной спецификой. Чаще всего это дети с отягощенным и социальным анамнезом. Поэтому наша задача- обеспечить своевременное и полноцен...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий в комнате с интерактивным сенсорным оборудованием «Релаксационный комплекс» Разработана на основе учебно–методического пособия В. И. Шевлякова «Организация занятий в сенсорной комнате»

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятий в комнатес интерактивным сенсорным оборудованием«Релаксационный комплекс»Разработана на основе учебно–методического  пособия В. И. Шевлякова«Орга...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в сенсорной комнате «В гости к собачке Жучке»

Конспект коррекционно-развивающего занятияв сенсорной комнате«В гости к собачке Жучке»Демчук Ольга ВалерьевнаУчитель-дефектологГУЗ «Республиканский дом ребёнка специализированный&raq...

Коррекционно- развивающее занятие в сенсорной комнате "Путешествие по волшебной комнате"

Восстановление эмоционального состояния ребенка в условиях сенсорной комнаты...

Подпрограмма психопрофилактических занятий в сенсорной комнате «Я в Мире чудес»

Подпрограмма психопрофилактических занятий в сенсорной комнате «Я в Мире чудес»...