ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И LEGO-ТЕХНОЛОГИИ
статья

Воробьева Оксана Юрьевна

В данном обзоре рассматривается конструктивное творчество, а именно лего- конструирование, и его значимость в ранней профессиональной ориентации дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

 И  LEGO-ТЕХНОЛОГИИ

В Стратегии развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 года трудовое воспитание реализуется посредством содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. Приобщение к данной деятельности, способствует развитию представлений детей о различных профессиях. Учитывая веяние современного мира и технический прогресс, большинство дошкольников проявляют большой интерес к техническому творчеству.  Дети, начиная с младшего дошкольного возраста, многим игрушкам предпочитают, именно, конструкторы, с интересом создавая разного рода постройки. Таким образом, явный интерес к техническому и конструктивному творчеству задает воспитателям направленность для выявления ранней профориентации у дошкольников и развития у них инженерно – конструкторского мышления. Подготовка к изучению технических наук - это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей. Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности дошкольников и развивать их в этом направлении. Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте.

Для развития конструктивных способностей детей была выбрана парциальная образовательная программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», так как в ходе педагогических наблюдений, бесед с детьми, решения конструкторских задач в играх, было выявлено, что технические наклонности воспитанников не соответствуют современному инженерно-конструкторскому мышлению. То есть, дети имеют представления о простейших постройках, но не имеют представления о профессиях проектировщика, конструктора, инженера, и соответственно, не знают последовательности создания построек.

Учитывая реалии современного мира и стремление родителей к получению детьми хорошего профессионального образования, а также в связи с потребностью государства в одаренных, творческих и способных самостоятельно создавать что-то новое специалистах, необходимо акцентировать внимание на ранней профориентации дошкольников, что позволит обеспечить становление высококвалифицированных кадров для промышленности и развитие инженерного мышления на начальном этапе образования. Для выполнения этой задачи важно подготовить специалистов, ориентирующихся не только в современном техническом прогрессе, но и умеющих планировать и предвидеть результат своей деятельности. Учитывая то, что дошкольный возраст, это – сензитивный период для закладки азов инженерного мышления, внедрение лего- технологии является актуальным. Данная технология сформирует привычку к интеллектуальному труду, поможет освоить и впоследствии самостоятельно разрабатывать высокие наукоемкие технологии, внедрять их в производство.

        Современный инженер должен обладать умением создавать цепочку «исследование – конструирование – технология – изготовление – доведение до конечного потребителя – обеспечение эксплуатации», то есть осуществлять перенос научных идей в технологию, а затем и в производство.  

        Применение LEGO-технологии в дошкольном возрасте способствует не только развитию интереса дошкольников к конструированию, но и развивает мышление, логику, инженерное мышление, учит прогнозировать и предвидеть результат, а также способствует ранней профориентации подрастающего поколения. Задача знакомства детей с инженерными профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении.

Современная государственная политика в области образования, отраженная в Федеральном законе «Об образовании в РФ» ст.3, предполагает вариативность дошкольного образования и диктует спрос на профессии, требующие навыков работы с инновационными программируемыми устройствами, а также на изобретение и создание таких устройств.

Ранняя профориентация ребенка, по мнению многих педагогов, должна происходить в стенах дошкольного учреждения.

Ранняя профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого ребенка для оказания ему помощи для развития индивидуальных возможностей. Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Вопрос о развитии конструктивной деятельности, ее значении для умственного развития детей, специально изучался А.Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании моделей действительно оказывает существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер познавательной деятельности.

В дошкольном возрасте ребенок способен овладевать первоначальными практическими конструкторскими знаниями, самостоятельно выделять существенные признаки и устанавливать отношения и связи между деталями и предметами. Это открывает большие возможности для познавательного развития дошкольников средствами инновационных конструктивных технологий и обеспечивает адекватное особенностям дошкольников обучение.

В процессе образовательной деятельности, во время совместной деятельности педагога с детьми, а впоследствии, и в самостоятельной деятельности через обыгрывание различных ситуаций или повторение уже знакомых происходит обогащение сознания ребенка разнообразными представлениями о мире профессий.

Детское конструирование, в силу его созидательно-преобразующей природы, при определенной организации обучения может носить развивающий характер. Исследования Л.А. Парамоновой доказали, что конструирование в дошкольном возрасте может быть творческой развивающейся и развивающей деятельностью, если в ее процессе у ребенка формируется универсальная способность к построению новых конструкций и наделению их индивидуальным смыслом.

Опираясь на психолого-педагогические исследования вопросов психических процессов Н.Н. Поддъякова, а также об основополагающих характеристиках воображения, о «зоне ближайшего развития», об интеллектуализации аффекта» (Л.С. Выготский), об «предвосхищающих эмоциях» (А.В.Запорожец), которые позволяют учитывать закономерности психического и личностного развития детей, авторы опыта считают, что в процессе использования инновационных технологий создаются условия для профессиональной ориентации и становления сознания дошкольников.

Инновационные процессы в связи с тенденциями развития образования на современном этапе включают в себя разработку, распространение, освоение и применение нововведений внутри образовательной системы. Нововведение (инновация) в образовательной системе– сознательно инициируемое и целенаправленное реальное изменение, которое вносит в ее внутреннюю среду и строение новые, относительно стабильные элементы и отношения, содержащие в себе новшество и улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы как целого. Инновации в конструктивной деятельности с детьми дошкольного возраста представляют собой роботоконструирование из конструкторов нового поколения, позволяющее детям освоить основы робототехники, создавать и программировать модели. В процессе конструирования формируется умение планировать и прогнозировать, проводить исследования и таким образом получать представления о профессии инженера-конструктора.

С учетом того, что игра, а в старшем дошкольном возрасте – сюжетно-ролевая игра, является ведущим видом деятельности, задача педагогов состоит в том, чтобы организовать игру с элементами конструирования, с использованием современных ЛЕГО-технологий, для обогащения знаний детей и умения обыгрывать элементарные профессиональные навыки для систематизации знаний о технических профессиях .

Тенденции последних лет свидетельствуют о возможности ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста, поскольку в этом возрасте интенсивно развивается креативное мышление ребенка, следовательно, внедрение лего-технологий, конструирования и робототехники в детском саду становится одним из приоритетных направлений современного дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему :"Непрерывное профессиональное образование в ДОУ"( из опыта работы)

Система непрерывного профессионального образования педагогов в ДОУ...

План профессионального образования воспитателя. Тема: Сенсорное воспитание детей через дидактические игры.

Тема:Сенсорное воспитание детей через дидактические игры.В этом документе дана цель, перспективный план работы работы по данной теме, используемая литература....

Профессиональное образование

Мое самообразование...

Индивидуальный план профессионального образования воспитателя Кондратьевой Т.Н.

В данном материале представлен индивидуальный план профессионального образования воспитателя Кондратьевой Татьяны Николаевны на 2015-2020 уч. г....