доклад на тему :"Непрерывное профессиональное образование в ДОУ"( из опыта работы)
материал по теме

Система непрерывного профессионального образования педагогов в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                     «Детский сад комбинированного вида № 29»

                               Асбестовского городского округа

          «Непрерывное профессиональное образование

                                 педагогов»

                              ( из опыта работы)

                                                                        Составитель:

                                                                        Е.В.Филимонова,

                                                                        заведующий МБ ДОУ КВ 29

                                                                        АГО

                                                Асбест 2013   год

     Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога и руководителя образовательного учреждения, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической и управленческой компетентности.

 Если раньше общественное признание имела квалификация, полученная в процессе специального профессионального обучения, а затем обогащенная опытом рутинной работы, то в настоящее время требования к квалификации работников кардинально изменились. В настоящее время квалификация рассматривается не только как способность изо дня в день выполнять одну и ту же работу, но также обязательно как способность работника перепрофилироваться, время от времени переходить к исполнению видоизмененных и более сложных обязанностей.  

     В своем выступлении на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 13 сентября 2007 г. в Белгороде В.В. Путин   обратил внимание на общегосударственное значение системы непрерывного профессионального развития трудящихся, подчеркнув, что соревнование национальных систем профессионального развития трудящихся стало ключевым элементом глобальной конкуренции. И сегодня выигрывает тот, кто быстрее адаптируется к запросам и требованиям динамично меняющегося мира, в котором постоянно обновляются технологии, где идет ускоренное освоение инноваций и формируются глобальные рынки трудовых ресурсов. Непрерывное профессиональное развитие в контексте международных документов представляется как всесторонне направленная обучающая деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью повышения уровня знаний, навыков и профессиональной компетенции.
    Стратегия непрерывного профессионального развития включает этапы: обязательного профессионального образования для получения соответствующих навыков; обновление знаний, умений, навыков; обучение не только профессиональным навыкам, но и другим жизненно важным, нужным и просто интересным для человека компетенциям.

      Сегодня педагоги призваны решать сложные задачи модернизации дошкольного образования. Для них принципиально важным становится знание инновационных процессов, происходящих в дошкольном образовании, новых технологий обучения и воспитания детей, современных принципов построения воспитательно-образовательного процесса.    Именно поэтому в последние годы возросла роль самообразования педагогов.  Для того, чтобы заниматься самообразованием не нужны особые условия. Думать, рассуждать, читать, осмысливать прочитанное можно даже в городском транспорте. Но для человека всегда была и остается важной потребность обсудить прочитанное, увиденное, задуманное, быть услышанным и понятым своими близкими, коллегами.   Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определенных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность». Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками. Новый социальный заказ обращенный к непрерывному педагогическому образованию, выражается в виде требований к квалификации педагогов, способных, к самостоятельному развитию в сфере инноваций образования детей дошкольного возраста, где педагог выступает проводником инновационной деятельности образования, как института.

    Показателями нового качества образовательного процесса в современном ДОУ, определяющими динамику его развития, могут выступать такие характеристики, как:

- новые знания, формирование ключевых компетенций дошкольников, повышение уровня их личностного развития;

- отсутствие отрицательных эффектов и последствий образования (перегрузки, утомление, ухудшение здоровья,);

- повышение профессиональной компетентности, личностно-профессиональное развитие педагогов и их отношения к работе;

-  рост престижа образовательного учреждения в социуме, выражающийся в притоке детей, специалистов и т.д.

      Новый социальный заказ обращен к непрерывному педагогическому образованию, выражается в виде требований к квалификации педагогов, способных, к самостоятельному развитию в инновационной сфере, где педагог выступает проводником инновационной деятельности образования. Очевидно, что такие запросы делают актуальными проблемы эффективной инновационной среды дошкольного образовательного учреждения, квалифицированных педагогов, молодых специалистов, поступивших в колледж, окончивших и желающих выйти на работу в ДОУ. В тоже время востребован педагог, стремящийся к модели саморазвития, способный «творить себя», умеющий моделировать среду «завтрашнего дня» для развития своего «Я» и «Я» воспитанника, развитие же возможно в условиях новообразования, инновации.

        Проанализировав, сложившуюся систему непрерывного профессионального образования педагогов в своем детском саду в 2009 году, я обозначила для себя следующие проблемы: неготовность педагогов к внедрению компетентностного подхода в обучении и воспитании, недостаточный уровень общей культуры педагогических работников, отсутствие эффективных механизмов управления педагогическим коллективом, несформированность ответственности за результат труда, отсутствие потребности в саморазвитии, формальная система внутренней методической службы в детском саду. Так, например одним из способов повышения профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников является процесс аттестации кадров, который предполагает установление соответствия (несоответствия) уровня профессиональной компетентности работника. Однако, долгое время процесс аттестации носил формальный характер. По аттестационным материалам не было возможности отразить вклад педагога в формирование базовых компетентностей воспитанника, т.к. сами аттестующиеся недостаточно ясно осознавали понятие «Профессиональная компетентность», все сводилось к формальному подсчету количества выступлений, и участие педагога в разных педагогических мероприятиях. Кроме того курсовая подготовка многими педагогами воспринималась как допуск и одно из требований к аттестации на кв.категорию, а не являлось мотивацией к саморазвитию. В последние годы организуется огромное количество конкурсов разных уровней, в которых могут предъявить результаты своей, либо совместной деятельности и педагоги  и воспитанники. Однако, в нашем коллективе педагоги недооценивали значение участия в конкурсных мероприятиях, а ведь участие в них – это способ продемонстрировать свои способности в достижении качественного результата, выявить собственные затруднения в профессиональной деятельности и выбрать соответствующие личностным запросам формы повышения квалификации.

       Одной из важных задач в деятельности руководителя ДОУ по организации  данной работы является мобилизация всех членов педагогического коллектива на активное участие в повышении квалификации и формирование у педагогического коллектива технологии профессиональной деятельности. Для этого я как руководитель    изучаю личность каждого педагога, их отношение к методическим проблемам, определяю, совместно со старшим воспитателем  кто из педагогов окажется  в инициативной группе, а кто может войти в “группу сопротивления” - новым идеям.  На основании выявленных данных  выстраиваю механизм работы с ними, определяю тактику, принципы.   Одними из основных принципов считаю: гуманизм, демократизм, мобильность, опережение, открытость, непрерывность.  

          Для решения этих вопросов в целях повышения эффективности системы непрерывного образования педагогов в детском саду была разработана  модель непрерывного образования педагогических работников на период с 2009 года по 2012 год, которая включает в себя следующие этапы: первично это мониторинг профессионального мастерства педагогов
Изучив всесторонне мы пришли к дифференциации педагогов по степени квалификации, по отношению к работе.
На основе этой дифференциации мы пришли к подбору форм методической работы, по повышению профессионального мастерства педагогов.

 

         

                                                     Модель


системы непрерывного образования, повышение профессионального

                               мастерства педагогов ДОУ

  

 Мониторинг качества профессиональных способностей педагога

Дифференциация педагогов по уровню профессионального мастерства

Формы методической работы по повышению профессионального мастерства

1. Анкетирование.

«Самооценка личности» (качества личности)

«Готовность педагога к работе в инновационном режиме»

«Развитие профессиональных способ-ностей»

 2. Самоотчеты, творческие отчеты педагога по результатам работы.

3. Наблюдение за работой воспитателя  

4. Результаты анкетирования родителей на предмет оценки работы педагога.

 

Педагоги – новаторы;

Педагоги – опытные-активные, «двигатели»;

Педагоги – опытные,но малоактив-ные, «тормоз»;

Педагоги – молодые специалисты.

  1. традиционные
  2. нетрадиционные

Формы работы:

Индивидуальные
Групповые

 Формы методической работы по повышению профессионального мастерства педагогов.

Перечень форм методической работы, используемых в системе повышения квалификации педагогов ДОУ  

1. «Медико-психолого-педагогический консилиум» (МПК)

Представляет собой совещание или взаимную консультацию специалистов (экспертов) в той или иной области, которые по заранее определенному набору параметров периодически обсуждают и оценивают реальные возможности каждого ребенка в зоне ближайшего развития. Частота работы по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.

Почему медико?

В детском саду имеются группы компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием, где без рекомендаций и консультаций врача-офтальмологоа невозможно выстроить работу педагога.

2. «Творческие группы».

Представляет собой управляемое объединение педагогов, основанное на принципе психологической совместимости. Решает вопросы подобные вопросам педагогического консилиума. Частота работы ежемесячно.

3. «Группа  профессионального мастерства».

Имеет целью реализацию принципа дифференцированного подхода к уровню развития педагогического мастерства, в результате чего имеет 4 ступени:

1 ступень:   группа включает в свой состав педагогов как малоопытных, так и практиков, не желающих по каким -либо причинам заниматься самообразованием и ростом профессионального личного мастерства, а также отказывающихся от участия в инновационной работе
Целью этой группы является стимулирование педагогов, работающих ниже своих возможностей.

2 ступень:     оказание помощи в становлении педагога

3 ступень:   предполагает работу с педагогами 1 квалификационной категории с целью доведения их практических знаний и умений до уровня мастера.

4 ступень:   повышает знания и практические умения педагогов в области научно- исследовательской деятельности, обучает их методам ведения экспериментальной работы, помогает осваивать новые педагогические технологии.

4. «Группа передового опыта».

Имеет своей целью распространение опыта работы лучших педагогов ДОУ среди молодых специалистов, малоопытных педагогов, педагогов, не имеющих квалификационной категории. Ведущей организационной формой работы занятий в группе являются лекции, семинарские занятия, просмотр открытых занятий, даваемых  опытными педагогами


Варианты «Группы  передового опыта»:
1.Индивидуальное наставничество,
2.Педагогическая студия

Руководителем группы назначается наиболее яркий педагог ДОУ, способный забыть о своих заслугах, регалиях и разговаривать с молодыми (малоопытными) педагогами на равных Ведущей формой проведения занятий в студии является совместное обсуждение проблемы, наблюдение и анализ деятельности лучших педагогов ДОУ, совместная разработка конспектов занятий и мероприятий.

5. «  Педагогическая мастерская».

Имеет целью передачу педагогом- мастером остальным членам педагогического коллектива основных идей своей воспитательно-образовательной системы, практических способов ее реализации. Ведущие формы учебных занятий : совместное обсуждение концептуальной идеи педагога - мастера, выполнение индивидуально практических заданий и возможность их использования педагогом в своей работе с детьми.   Основная задача  - познакомить воспитателей ДОУ с методами нестандартной педагогики, с новыми технологиями, нетрадиционными формами работы.  

6. «Мастер класс».

Является разовой и одновременно выездной формой работы педагогов, с целью распространения своего опыта среди других дошкольных учреждений   города.
Основной метод - прямой и комментированный показ приемов своей работы.

7. ВТК (временные творческие коллективы)

Создаются по инициативе администрации или опытного педагога для срочного решения, какой либо проблемы. Их главным методом является «мозговой штурм» например разработка сценария праздника, конспекты занятия и др.
Отличительной особенностью ВТК является невозможность перерыва ее деятельности до полного решения проблемы

8. «Школа исследователя».

Организуется для опытных педагогов с целью развития у них навыков исследовательской деятельности, а также обучения их ведению исследовательской работы с детьми.
У школы исследования есть научный руководитель.

9. Курсовая подготовка

Эти формы разработаны с учетом дифференцированного подхода к профессиональному мастерству педагогов. Среди них есть формы только для молодых и малоопытных педагогов, и есть формы, которые рекомендуются для педагогов мастерства еще не достигших, но способных его достичь.

В данной модели   представлены механизмы ее реализации. Среди них, основными можно выделить следующие:

1. Аттестация педагогических кадров. При разработке данного механизма необходимо исключить формальный подход при ее прохождении.

2. Не менее важным механизмом является действенная методическая служба, созданная в ДОУ, которая бы удовлетворяла профессиональные потребности педагогов, способствовала развитию их общей культуры, культуры предъявления результатов своего труда. В основу управления методической службы должен быть заложен принцип личностно-ориентированного подхода в обучении педагога.

3. Курсовая подготовка с учетом обоснованности и необходимости в ее прохождении с целью получения необходимых знаний, восполнения пробелов в профессиональной деятельности.

4. Общественные объединения педагогов и руководителей, объединяющих профессионалов своего дела с целью развития и поддержания необходимого уровня квалификации и профессионализма.

      Таким образом, осуществляя данное направление, наиболее яркими можно назвать следующие формы работы получения непрерывного профессионального образования в нашем  ДОУ в период с 2010-2012 год:

- представление опыта работы на городской педагогической конференции – 2010 год;

- представление опыта работы на городских педагогических чтениях- 2011 год, 2012 год ( 1 победитель городских педагогических чтений);

- участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства: муниципальных- 2011 год ( 2 победителя в конкурсе «Лучший по профессии»), областных- 2012 год ( 1 лауреат конкурса на соискание премии губернатора Свердловской области;

- творческие отчеты по теме «Самообразование» - 2011 год, 2012 год;

- городской «Мастер-класс»- 2010, 2011 год;

- собственные публикации педагогов;

- руководство городскими группами профессионального общения ( 3 педагога нашего ДОУ являются руководителями групп профессионального общения педагогов города );

- прохождение курсовой подготовки – 14 педагогов за 2011-2012 год;

- досрочная аттестация педагогов на более высокую кв.категорию: 2012 год – 2 педагога;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по ознакомлению с природой на тему: "Природа - помощник в воспитании детей" (из опыта работы)

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культ...

Доклад: «Самообразование - эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов (Из опыта работы)»

Доклад на педсовете  "Самообразование - эффективный способ педагогическогомастерства педагога"....

Самообразование в системе непрерывного профессионального образования педагога

Самообразование в системе непрерывного профессионального образования педагога...

Доклад на ГМО «Речевое развитие» Тема: «Речевые игры в старшей группе (из опыта работы)»

Речь не является врождённой способностью человека, а развивается в процессе онтогенеза. Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики...

Непрерывное профессиональное образование как условие реализации ФГОС

Система непрерывного педагогического образованияНеобходимость непрерывного образования педагогов продиктована требованиями времени. Непрерывное образование представляет собой процесс постоянного разви...


 

Комментарии

Бережная Нина Валентиновна

Актуальная тема!Елена Владимировна, голосую! Удачи! Буду рада если оцените и мой проект.http://nsportal.ru/node/216399

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020