программа "Мир равных возможностей"
рабочая программа (старшая группа)

Комашев Чингис Николаевич

программа для детей О.В.З

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_lego_ovz_1.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга»

Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол №__________

«   »____________2022 г.

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

детский сад «Радуга»

____________О.В. Синельникова

«     » ___________________2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 « Мир равных возможностей»

срок реализации – 1 год

Составитель: Педагог Д.О

                                                                                 Комашев Ч.Н.

2022г.

Пояснительная записка

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы  в образовательный процесс

      Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются базисные основы личности. Активно развиваются различные виды его самостоятельной деятельности. Возникает способность к произвольности поведения и инициативности как основа творчества, развивается воображение, речь, в ее коммуникативной и обобщающей знания ребенка функции. Эти и другие важнейшие качества формируются, прежде всего, в игре, специфической детской деятельности, приобретающей значение ведущей. Отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития.

Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре раскрывается перед ребенком мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры, нет и не может быть полноценного развития детей. В этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.

Подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с мини предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем мире, можно отметить, что готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому.

     В то время как  даже самый маленький набор  строительных элементов открывают ребенку новый мир. Манипулируя  с элементами ЛЕГО, ребенок учится добру, творчеству, созиданию. Ребенок не потребляет, он творит: создает собственные  предметы, мир и жизнь.

Введение государственных стандартов общего образования  характеризуется усилением внимания педагогов  к проблемам детей, имеющих особые образовательные потребности. Эффективность обучения этих детей связана с изучением специфики их развития и поиском способов психолого-педагогической помощи в процессе интеллектуально-личностного развития.

Мыслительная деятельность детей является сложным объектом изучения. Особенно важным представляется развитие наглядно-образной формы этой деятельности.

Мышление детей с отклонениями развития интеллектуальной сферы характеризуется как несформированностью отдельных мыслительных операций, так и нарушением развития мыслительной деятельности в целом. Отмечается поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности.

Актуальность исследования заключается в том, что педагоги дошкольных образовательных организаций встали перед проблемой поиска эффективных технологий коррекционной работы с детьми с разными стартовыми возможностями.

Новизна программы. Данная программа  составлена  на основе методических рекомендаций Е.В.Фешиной «Конструирование в детском саду», «Методический комплект заданий к набору первые механизмы Legoeducation. Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов  Лего. Дошкольники  проходят 4 этапа усвоения данной программы:1-восприятие; 2-мышление;3-действие;4-результат (продукт). По окончанию каждого  занятия ребенок видит результат своей работы.

Внедрение разнообразных Лего-конструкторов во внеурочную деятельность детей разного возраста способствует многостороннему развитию личности ребенка.

 

И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления и возможность выполнение задания в игровой форме.

Лего - конструирование теснейшим образом связанно с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие речи, расширение словарного запаса. Созданные ЛЕГО-постройки  дети используют в сюжетно-ролевых играх, игры-театрализации.

Цели и задачи программы

  Главной целью  использования ЛЕГО - конструирования в системе дополнительного образования является  решением трудных  учебных  задач   при помощи увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться. Развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.

         А также, развитие пространственных представлений через конструирование; развитие умения самостоятельно решать поставленные конструкторские задачи.

Основные задачи программы  Лего- конструирования:

  • обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;
  • учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить отличия и общие черты в конструкциях;
  • закрепить понятия о плоских и объемных геометрических фигурах;
  • учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, плану;
  • способствовать приобретению навыков самостоятельной творческой конструкторской и проектно-исследовательской деятельности;
  • развивать мышление и умение выразить свой замысел;
  • развивать умения излагать мысли, находить ответы на вопросы.

Принципы организации

В работе по Лего -  конструированию с дошкольниками применяются:

  принципы реализации инновационного опыта:

-принцип последовательности;

-принцип наглядности;

-принцип доступности;

-принцип учёта индивидуальных особенностей,

-принцип интегрированного подхода.

методы и приёмы:

– наглядно-практические,

– словесные,

– проблемных ситуаций,

– систематизации знаний и умений,

– игровые.

виды занятий:

- конструирование по образцу,

- конструирование с опорой на схемы,

- конструирование по собственному замыслу.

Наборы ЛЕГО ДУПЛО наиболее доступны детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии. Крупные детали в этих наборах, окрашенные в основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий, отличаются особой яркостью, разнообразием форм элементов, модификационностью, большим диапазоном типов построек и игровых ситуаций и очень нравятся детям.

ЛЕГО- элементы имеют достаточно большие размеры и разнообразны по форме. Основные элементы ЛЕГО напоминают кирпичики разных размеров. Их можно различать числом кнопочек, специальных прочных приспособлений для скрепления расположенных вертикально и горизонтально.

Обучение необходимо проводить живо, непринужденно, эмоционально. В этот период дети должны овладеть предметными действиями, для того чтобы впоследствии использовать их в творческой конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО и в процессе обучения.

        Темы для конструирования подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач расширять кругозор ребенка в самых разных областях. Особенность программы является предоставление детям выбирать самостоятельно тот или иной конкретный объект конструирования в рамках схемы.

         Воспитанники сначала обдумывают, а затем создают различные модели. При этом активизация усвоения материала достигается благодаря тому, что мозг и руки «работают вместе». Они ещё и вовлечены в игровую деятельность.

В процессе конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО педагог используют  разнообразную систему работы:

– задания задает педагог, выполняются они детьми;

– задания формулируются ребенком и выполняются детьми и педагогом;

– задания задают дети друг другу;

– задания задает педагог, их выполняют родитель с ребенком.

       В теме каждого занятия, кроме теоретических и практических знаний по конструированию, присутствует познавательная информация по ознакомлению с  окружающим миром.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Возраст детей, участвующих в программе - от 5 до 7 лет.

Сроки реализации данной дополнительной образовательной программы

Срок реализации данной дополнительной образовательной программы составляет 1 год.

Формы и режим занятий

Основная форма занятий – индивидуальная.

Работа с  конструктором  ЛЕГО состоит из 2 этапов: знакомства и непосредственного обучения. Перед началом использования ЛЕГО на занятиях  необходимо провести серии спонтанных игр, используя ЛЕГО - элементы, так как велико желание ребенка (и с нормальным интеллектуальным развитием,  с речевыми отклонениями, имеющего умственную отсталость) потрогать, пощупать эти кирпичики и просто поиграть.

 

Занятия проводятся  раз в неделю по 20 - 30 минут индивидуальное и групп  (1–2 человек) Большое внимание уделяется анализу образца: дети учатся определять и называть постройку, её части, форму, цвет, величину конструктивных деталей.

  1. Организационный раздел

2.1.   Перспективный  план совместной образовательной деятельности

Первое полугодие:

  • Учить называть детали лего-конструктора «Дупло»
  • Простейшему анализу сооружённых построек (выделять форму, величину, цвет деталей)
  • Выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями.
  • Сравнивать предметы по длине и ширине.
  • Обогащать речь словосочетаниями.
  • Конструировать по образцу и условиям.
  • Различать по цвету и форме.
  • Развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий.

Второе полугодие:

  • Познакомить с новыми деталями.
  • Учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение.
  • Оформлять свой замысел путём предварительного называния будущей постройки.
  • Развивать и поддерживать замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности, помогать её осуществлять.
  • Формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу.

Ожидаемые результаты

К концу учебного года предполагается видеть следующие результаты обучения:

Дети будут знать:

- названия и различие деталей Лего-конструктора  «DUPLO» ;

- о плоских и объемных геометрических фигурах и их параметрах;

-  свободно оперирует изученными геометрическими и математическими понятиями;

- многообразие деталей «Лего» по форме, цвету, размеру и ориентироваться в них;

- способы скрепления Лего-деталей;

-  конструировать по схеме, плану, условиям.

Дети будут уметь:

- работать в коллективе и паре;

- воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение.

- оформлять свой замысел путём предварительного называния будущей постройки.

-поддерживать замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности.

- конструировать по заданной схеме, учитывая прочность и устойчивость конструкции.

- различать геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения;

-  уметь объединять фигуры по цвету и форме;

- использовать Лего-постройки в играх театрализациях, сюжетно-ролевых играх.

Курс рассчитан на 32  часа.

Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Задачи

Количество часов

1.

Знакомство с ЛЕГО 

Спонтанная коллективная и индивидуальная игра  детей  с ЛЕГО.

Познакомить детей с конструктором ЛЕГО «Дупло». Создания простых построек по собственному замыслу.

Научить спокойно воспринимать яркие ЛЕГО – элементы;

сформировать навыки управления поведением.

4

2.

Обучение ЛЕГО-игре

Знакомство с цветом ЛЕГО- элементов.

Знакомства с цветовой гаммой лего - элементов. 

1

3.

Знакомство с формой ЛЕГО-элементов. Кирпичики.

Игра «Найди деталь как у меня»

Закрепить цвет. Развивать внимание, речь, мышление.

Знакомство с формой, отдельными частями ЛЕГО- элементов (кнопки). 

Учить детей применять приемы зрительного обследования формы.

Закрепить способы соединения ЛЕГО деталей. Формировать умение различать и называть элементы конструктора. Научить детей воспринимать словесную инструкцию и выполнять ее, используя детали конструктора, выполнять действия по показу.

2

4.

Знакомство с формой ЛЕГО-элементов.

Формочки.

Игра «Принеси и покажи»

3

5.

Знакомство с формой ЛЕГО-элементов.

Кирпичики и формочки.

Игра «Собери такую же»

2

6.

«Формирование пространственных представлений о предметах».

Игра «Разложи детали «Лего»

Игра «Волшебный мешочек»

Продолжать знакомство с названиями деталей лего, учить различать и называть их. Понятия «длинный» - «короткий», «широкий»- «узкий»,

«низкий» - «высокий». Понятия «аналогичность», «симметричность».

1

7.

« Дом и мебель»

Игра «Запомни и выложи ряд»

Учить строить по предложенным инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO;
- закрепить представление о строительных деталях, их свойствах; определять назначение частей предметов, их пространственное расположение; выбирать правильную последовательность действий; 

2

8.

Моделирование заборов, оград.  Тема: «Постройка ограды (вольер) для животных»

Игра «Волшебный мешочек»        

Продолжать   знакомить детей с конструктором лего.

Показать   новые способы соединения деталей.

2

9.

«Деревья и кустарники»

Игра «Чего не стало»

Познакомить с разными видами растений, развивать произвольное внимание, умение самостоятельно работать, собирать модель по чертежу, развивать речь, мышление.

2

10.

«Жираф, тигр и лев»

Игра «Собери модель»

Закреплять   представления о многообразии животного мира.

Знакомство  с обитателями зоопарка.

Учить   строить животных (тигр, лев и жирафа) из   лего – конструктора.

2

11.

«Домашние животные»

Игра «Запомни и выложи ряд»

Учить   строить кошку, собаку.

Развивать   творчество, фантазию, навыки конструирования.

2

12.

«Домашние птицы»

Закрепить название домашних птиц. Рассматривание схемы, подбор деталей, конструирование. Анализ полученной конструкции на соответствие деталей, правильности и прочности их скрепления.

2

13.

 «Машина»

Учить   конструировать модель автомобиля  из лего – конструктора, используя схему.

Учить   правильно, соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки детей.

2

14.

« Гоночная машина»

15.

«Самолёт»

Формировать понятия: воздушный вид транспорта, закреплять   знания о профессии лётчика.

Учить   строить самолёт по схеме, выделяя функциональные части.

2

16.

«Корабль, парусник»

Рассказать о водном транспорте.

 Учить   правильно, соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки детей.

2

17.

Итоговое занятие по курсу.

Составление собственного творческого проекта и защита его.

1

Итого: 32

Список литературы:

  1. Фешина Е.В. « Лего-конструирование в детском саду» - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.
  2. Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
  3. Куцакова Л.В «Конструирование  и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
  4. Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» – М.: Академия, 2009. – 97 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...

Эссе на тему «Специальное образование и инклюзивное образование - ступени равных возможностей».

Краевой профессиональный конкурс «От специальности к профессии - 2013 год»...

Выступление на предметном метод объединении учителей – логопедов Представление проекта: «Школа равных возможностей!»

Проект предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья, с целью боле  лучших результатов по адаптации и социализации особенных детей....

"Образование детей с ограниченными возможностями здоровья : равные возможности - новые перспективы"

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.. ...

Открытый Московский Фестиваль "1+1": равные условия - равные возможности

В конкурсе участвовали воспитанники с особыми возможностями здоровья. Тренировались серьезно, осознано. Выступили достойно!...

Открытый московский фестиваль "1+1": равные условия - равные возможности.

В феврале 2023 года мои воспитанники группы "Солнышко" ДОП "Сказка", дети с ОВЗ и нормотипичные дети приняли участие в открытом московском фестивале "1+1": равные условия...