Перспективный план работы по развитию графо-моторных навыков у старших дошкольников
методическая разработка (старшая группа)

Борисова Марина Александровна

В перспективный план по месяцам внесены дидактические игры и упражнения, графические задания, задания по рисованию для развития функций: подвижности кистей и пальцев рук, пространственного ориентирования, зрительного восприятия, зрительно-моторной координации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №3 «Сказка»

Перспективный план работы

по развитию графо-моторных навыков

у дошкольников 5-6 лет

                     

                                                                      Подготовила: воспитатель Борисова Марина Александровна

г.Княгинино

2020 г

Месяц

Д/и, игровые упражнения, задания по рисованию

Задачи

Материал и оборудование

Сентябрь

Д/упражнение «Повтори за мной» (воспроизведение в воздухе показанных воспитателем движений)

Развитие проекции кистей рук, зрительного восприятия движения

Упражнение «Ступеньки» (движения попеременно разными пальцами)

Развитие моторной координации пальцев рук

Лесенка из кубиков, пластин, кирпичиков

Д/и «Покорми домашних птиц» (выкладывание гороха в места, обозначенные кружком)

Развитие точной скоординированности движений пальцев рук

Картинка с нарисованными птицами, горох

Д/И «Выложи контур овощей фасолью»

Развитие зрительно-моторной координации

Контурные нарисованные изображения овощей, фасоль

Д/упражнение «Собери целое из частей»

Развивать зрительное восприятие, умение собирать по образцу

Разрезные картинки

Д/ упражнение «Строим забор» (выкладывание из палочек)

Развитие зрительного восприятия

Картинка-образец, счётные палочки

Д/упражнение «Продолжи цепочку из геометрических фигур»

Развивать зрительное восприятие формы

Мозаика «Геометрические фигуры»

Д/ упражнение «Не ошибись»

Формировать умение определять правую и левую руку, положение направо-налево

Д/ игра «Найди два одинаковых», «Найди пару»

Развивать зрительное восприятие

Оборудование: карточки с нарисованными в ряд предметами, на которых изображены парные и лишние изображения

Раскраски по тематическим неделям

Развитие зрительно-моторной координации, формировать правильную позу и положение рук

Цветные карандаши

Рисование по трафаретам

Формировать умение правильно держать карандаш, владеть им при обведении по шаблону

Цветные карандаши, трафареты

Октябрь

Д/упражнение «Повтори за мной» (воспроизведение в воздухе показанных воспитателем движений)

Развитие проекции кистей рук,, зрительного восприятия движения

Д/упражнение «Строим узор»

Развитие скоординированности движений пальцев рук и кистей

Карточка-образец, счетные палочки

Выкладывание узоров из мозаики по образцу

Развивать зрительное восприятие формы

Мозаика

Игровое упражнение «Кто, где стоит?»

Развитие пространственных представлений относительно объекта

Игрушки

Д/упражнение "Разложи по своим местам", «Разложи пуговицы по цвету»

Развитие восприятия цвета, мелкой моторики пальцев рук

Коробочки с пуговицами

Упражнение «Животные хотят пить»

(работа с пипеткой)

Развитие мелкой моторики пальцев кистей рук

Пипетка, игрушки –животные, ёмкость с водой

Д/игра «Найди отличия на картинках»

Развитие зрительного восприятия

Похожие картинки

Д/игра «Вверху – внизу. Кто выше?»

Развитие пространственных представлений.

Магнитное полотно (земля-небо), карточки, магниты

Раскрашивание (по тематическим неделям)

Формировать умение закрашивать, не выходя за контур, соблюдая правильное движение руки с карандашом

Готовые раскраски, цветные карандаши

Рисование по трафаретам,
шаблонам

Формировать умение правильно держать карандаш, владеть им при обведении по шаблону

Цветные карандаши, трафареты

Развивающая тетрадь М.М. Безруких № 1

Формировать умение правильно держать и владеть карандашом при рисовании вертикальных линий

Цветные карандаши

Штриховка квадратов, прямоугольников (вертикальная сверху-вниз)

Формировать навык владения карандашом при рисовании повторяющихся вертикальных линий, развитие моторно-двигательной координации

Цветные карандаши, карточки для штриховки

ноябрь

Д/упражнение «Повтори за мной» (воспроизведение в воздухе показанных воспитателем движений)

Развитие проекции кистей рук, зрительного восприятия движения

Д/упражнение «Продолжи цепочку из геометрических фигур»

Развитие восприятие формы, мелкой моторики пальцев

Мозаика геометрическая

Д/и «Кто где живет?» 

Развитие пространственных представлений вверху-внизу, справа-слева

Магнитное полотно, магнитные фигурки животных

Лабиринт «Помоги гному попасть домой»

Развивать моторно-двигательную координацию при работе с карандашом, формировать правильную позу и положение рук

Картинки с лабиринтами

Д/и «Подарок для мышек и мышат» — формировать умение сортировать семечки тыквы и подсолнуха.

Упражнение «Штриховка»

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Семена тыквы и подсолнуха, игрушки мышка и мышонок

Рисование по трафаретам,
шаблонам

Формировать умение правильно держать карандаш, владеть им при обведении по шаблону

Цветные карандаши, трафареты

Д/упражнение «Фигурки из цветных шнурков»

Развитие мелкой моторики, скоординированности движений обеих рук

Контуры овощей, фруктов на бархатной бумаге, цветные шнурки

Д/и «Найди такой же»

Развитие восприятия формы.

Набор карточек с числами.

Пять больших кругов, пять маленьких кругов

Д/игра «Как проехать?»

Упражнять детей в умении определять направление движения (направо, налево, прямо, назад).

Макет дороги, маленькие машины

Д/и «Найди отличия»

Развивать зрительное восприятие, анализ, развитие концентрации внимания

Парные картинки с изображением похожих, но не одинаковых предметов

Штриховка предметов с разными контурами (вертикальная сверху –вниз)

Формировать навык владения карандашом при рисовании повторяющихся вертикальных линий, развитие моторно-двигательной координации

Цветные карандаши, карточки для штриховки

Раскрашивание (по тематическим неделям)

Формировать умение закрашивать, не выходя за контур, соблюдая правильное движение руки с карандашом

Готовые раскраски, цветные карандаши

Развивающая тетрадь М.М. Безруких № 1

Формировать умение правильно держать и  владеть карандашом при рисовании вертикальных линий

Цветные карандаши

Декабрь

Д/упражнение «Повтори за мной» (воспроизведение в воздухе показанных воспитателем движений)

Развитие проекции кистей рук, зрительного восприятия движения

Д/упражнение «Украсим елочный шарик»

Развитие тонкой координации движений пальцев рук (захват, правильное наложение)

Пайетки, плоскостной шаблон ёлочного шара

Д/упражнение «Снежинка»

Развивать зрительное восприятие, анализ и синтез; тонкую координацию пальцев

Счётные палочки, карточки-образцы

Лабиринт «Помоги снеговику добраться до дома»

Развивать моторно-двигательную координацию при работе с карандашом, формировать правильную позу и положение рук

Картинки с лабиринтами

Д/упражнение «Недошитое платье»

формировать умение дополнять  картонный трафарет

нужными деталями

Картонные заготовки платьев с отсутствующими деталями (рукав, подол, бант, пояс и т.д.)

Д/упражнение «Помоги ребятам добраться до детского сада» (прошагай пальчиками, начиная с большого и заканчивая мизинцем)

Развитие тонкой координации движения пальцев рук

Карточка –дорога с нарисованными следами

Д/И «Найди на рисунке новогодние предметы»

Развитие зрительного восприятия, развитие концентрации внимания

Сюжетные картинки с новогодними предметами

Д/игра «Составь картинку»

Д/упражнение «Почини коврик»

Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза

картинки с изображением предметов, одна картинка целая, другая разрезана на 6 частей;

картинки цветных ковриков, заплатки к ним

Д/ игра «Цветные парочки»

Развивать зрительное восприятие, подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Цветные плоскостные изображения предметов, разных по цвету

Д/ упражнение «Едем на дачу» (передвижение маленькой машинки по макету)

Развитие пространственных представлений относительно объекта

Макет дороги, маленькая машинка

Штриховка квадратов, прямоугольников (горизонтальная справа-налево)

Формировать навык владения карандашом при рисовании повторяющихся вертикальных линий, развитие моторно-двигательной координации

Цветные карандаши, карточки для штриховки

Рисование по трафаретам,
шаблонам

Формировать умение правильно держать карандаш, владеть им при обведении по шаблону

Цветные карандаши, трафареты

Раскрашивание (по тематическим неделям)

Формировать умение закрашивать, не выходя за контур, соблюдая правильное движение руки с карандашом

Готовые раскраски, цветные карандаши

Развивающая тетрадь М.М. Безруких № 2

Формировать умение правильно держать и владеть карандашом при рисовании горизонтальных линий

Цветные карандаши

Январь

Д/упражнение «Повтори за мной» (воспроизведение в воздухе показанных воспитателем движений)

Игры-моталочки

Развитие проекции кистей рук, зрительного восприятия движения

Выкладывание рисунков из геометрических фигур по образцу.

Развивать зрительное восприятие формы и цвета, тонкую координацию пальцев

Геометрическая мозаика, картинки-образцы

Д/и «Пляшущие тени»

Развивать зрительное восприятие, анализ и синтез (совершенствование навыка распознавания объектов)

Теневые изображения животных, птиц, предметов

Д/и «Что где было? Что изменилось?»

Развитие пространственных представлений, ориентировка на листе бумаги

Лист бумаги, плоскостные изображения героев сказок

Д/упражнение с палочками «Выложи дом с двумя окошками»

Развитие тонкой координации пальцев

Счетные палочки

Лабиринт «Кто на чем катается с горки»

Развивать умение владеть карандашом, проводя путь по извилистому лабиринту

Карточки лабиринтов

Д/и «Что не нарисовал художник. Дорисуй»

Развитие зрительного анализа, формировать умение дорисовывать недостающую ворую часть (глаз, ухо, рука, нога)

Карточки с рисунками

Рисование по трафаретам,
шаблонам

Формировать умение правильно держать карандаш, владеть им при обведении по шаблону

Цветные карандаши, трафареты

Раскрашивание (по тематическим неделям)

Формировать умение закрашивать, не выходя за контур, соблюдая правильное движение руки с карандашом

Готовые раскраски, цветные карандаши

Штриховка предметов с разными контурами (горизонтальная справа-налево)

Формировать навык владения карандашом при рисовании повторяющихся горизонтальных линий, развитие моторно-двигательной координации

Цветные карандаши, карточки для штриховки

Развивающая тетрадь М.М. Безруких № 3

Формировать умение правильно владеть карандашом при рисовании наклонных линий

Цветные карандаши

Февраль

Д/упражнение «Повтори за мной» (воспроизведение в воздухе показанных воспитателем движений)

Развитие проекции кистей рук, зрительного восприятия движения

Игра «Кто больше?» (Бильбоке)

Развитие координации движения кистей рук

Игрушка бильбоке

Выкладывание рисунков из палочек по образцу

Развивать зрительное восприятие цвета, тонкую координацию пальцев

Счетные палочки, карточки-образцы

Д/ упражнение «Выкладывание контура фасолью»

«Выложи бусы»

Развитие мелкой моторики, тонкой координации движений пальцев

Контуры военной техники, фасоль, карточки с нарисованными нитями, бобы, горох

Д/игра «Создаём узор»

Упражнять детей в ориентировании на листе бумаги, формировать умение рисовать точки

Чистые листы квадратной формы, цветные карандаши

Д/и «Запомни картинки»

Развитие зрительной памяти

Карточки с нарисованными предметами

Лабиринт «Помоги героям найти свой дом»

Развивать умение владеть карандашом, проводя путь по извилистому лабиринту

Карточки лабиринтов

Д/упражнение «Разноцветный лабиринт» (проведение теннисного шарика или магнитика через втулки)

Развитие моторики кистей и пальцев рук

Коробка с наклеенными картонными втулками, теннисный шарик, магнитики

Раскрашивание (по тематическим неделям)

Формировать умение закрашивать, не выходя за контур, соблюдая правильное движение руки с карандашом

Готовые раскраски, цветные карандаши

Рисование по трафаретам,
шаблонам

Формировать умение правильно держать карандаш, владеть им при обведении по шаблону

Цветные карандаши, трафареты

Штриховка наклонная (с правого верхнего в левый нижний) кругов, квадратов, прямоугольников)

Формировать навык владения карандашом при рисовании повторяющихся наклонных линий, развитие моторно-двигательной координации

Цветные карандаши, карточки для штриховки

Развивающая тетрадь М.М. Безруких № 4

Формировать умение правильно владеть карандашом при рисовании изогнутых линий и полуовалов

Цветные карандаши

Март

Д/упражнение «Повтори за мной» (воспроизведение в воздухе показанных воспитателем движений)

Развитие проекции кистей рук, зрительного восприятия движения

Д/и «Кто есть кто? »

Развитие навыка распознавания объектов («зашумленные»), развитие концентрации внимания

Карточки с нарисованными «зашумлёнными» предметами (игрушки)

Д/игра «Найди клад на карте».

Развитие пространственных представлений (ориентировка на листе бумаги)

Картонное полотно с наклеенными кружками.

Д/и "Что там нарисовано?"

Развитие восприятия части и целого.

Предметная картинка, чистый лист с круглой прорезью (диаметр 2 см)

Д/ упражнение "Найди картинке новую рамку» (Лабиринты по типу пересечения нескольких линий)

Развивать умение владеть карандашом, проводя путь по извилистому лабиринту, формировать умение рисовать предмет по образцу

Д/и «Сухой бассейн» (найди и угадай, что спряталось)

Укрепление и развитие мелкой моторики

Сухой бассейн, мелкие игрушки

Д/и «Разноцветный мир» (найди что есть в группе голубого, зелёного и .д.

Развитие восприятия цвета

Д/и «Спрятанные животные»

Развитие навыка распознавания объектов по деталям, развитие концентрации внимания

Сюжетные картинки, на которых видны только характерные части тела животных

Рисование по трафаретам,
шаблонам

Формировать умение правильно держать карандаш, владеть им при обведении по шаблону

Цветные карандаши, трафареты

Штриховка наклонная (с правого верхнего в левый нижний) предметов с разным контуром

Формировать навык владения карандашом при рисовании повторяющихся наклонных линий, развитие моторно-двигательной координации

Цветные карандаши, карточки для штриховки

Раскрашивание (по тематическим неделям)

Формировать умение закрашивать, не выходя за контур, соблюдая правильное движение руки с карандашом

Готовые раскраски, цветные карандаши

Развивающая тетрадь М.М. Безруких № 5

Формировать навык рисования кругов и овалов, умение правильно держать карандаш, правильно сидеть за столом

Цветные карандаши

Апрель

Д/упражнение «Повтори за мной» (воспроизведение в воздухе показанных воспитателем движений)

Развитие проекции кистей рук, зрительного восприятия движения

Д/упражнение «Закрась контур разноцветной крупой»

Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, усидчивости

Карточки с контурным рисунком, цветная манка

Д/у «Посади цветы у дома»

Развитие умения создавать изображение цветов из геометрических фигур, развитие воображения, мелкой моторики пальцев рук

Магнитная мозаика

Д/у «Создаем узор»

Развитие пространственных представлений (ориентирование на листе бумаги: правый и левый верхний угол, правый и левый нижний угол, середина листа), мелкой моторики пальцев рук

Цветные пуговицы

Д/ и «Помоги забраться в домик»

Развитие восприятия величины

Картонные плоскостные домики, с вырезанной дверью, прямоугольники разной величины

Игра «Поймай рыбку»

Развитие проекции кисти руки, моторной координации движения кисти

Магнитная удочка, рыбки

Рисование по трафаретам,
шаблонам

Формировать умение правильно держать карандаш, владеть им при обведении по шаблону

Цветные карандаши, трафареты

Раскрашивание (по тематическим неделям)

Формировать умение закрашивать, не выходя за контур, соблюдая правильное движение руки с карандашом

Готовые раскраски, цветные карандаши

Штриховка круговая

Формировать навык владения карандашом при рисовании круговых движений, развитие моторно-двигательной координации

Цветные карандаши, карточки для штриховки

Развивающая тетрадь М.М. Безруких № 6

Формировать навык рисования зигзагов и изогнутых линий, умение правильно держать карандаш, правильно сидеть за столом

Цветные карандаши

Май

Д/упражнение «Повтори за мной» (воспроизведение в воздухе показанных воспитателем движений)

Развитие проекции кистей рук, зрительного восприятия движения

Д/ игра: «Три шага»

Развитие ориентировки в пространстве, умение слушать и выполнять инструкции.

Лабиринт «Помоги пчеле найти свой цветок»

Развивать зрительно-моторной координации

Карточка лабиринта

Д/и «Узнай картинку»

Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза

Картинки сюжетные и фрагменты этих картинок

Упражнение «Прятки» (ребёнку предъявляют карточку и педагог просит рассмотреть фигурки изображённые в верхней части карточки, затем даёт инструкцию: «Эти фигурки спрятались среди других фигурок, они надели на себя разные украшения. Найди их на нижней части картинки и соедини их линиями».

Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза

Карточки с наложением и отдельными предметами

Упражнение «Наложенные предметы»

Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза

Картонки с наложением предметов (3-4 шт)

Д/и «Исправь ошибки художника

Развитие графического умения (дорисовка недостающих элементов)

Карточки с недостающими деталями (солнце без лучей, цветок без лепестков, море без волн, скалолаз без гор)

Рисование по трафаретам, шаблонам

Формировать умение правильно держать карандаш, владеть им при обведении по шаблону

Штриховка наклонная (с правого верхнего в левый нижний) предметов с разным контуром

Формировать навык владения карандашом при рисовании наклонных линий , развитие моторно-двигательной координации

Оборудование: карточка с заданием, цветные карандаши.

Раскраски тематические

Формировать умение закрашивать, не выходя за контур, соблюдая правильное движение руки с карандашом

Готовые раскраски, цветные карандаши


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по развитию пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план работы по развитию пространственных ориентировок у дошкольников (развивающая среда, самостоятельная и совместная деятельность) - старшая группа...

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики для детей старшей группы (декабрь - февраль).

Предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики для детей старшей группы (март - май).

Предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей в старшей группе на 2016 -2017 учебный год

Перспективное планирование по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с описанием ООД, совместной деятельности с детьми и взаимодействия  с родителями....

Перспективный план работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с лекарственными растениями Городецкого района

Перспективный план работы поможет педагом построить в системе работу по ознакомлению детей старшего возраста с лекарственными травами....

Методическая разработка к ИОМ Смитюх Н.Н. «Технология работы по развитию графо-моторных навыков, как эффективный способ подготовки руки у дошкольников к письму»

Занятия графическими диктантами требуют от дошкольника сосредоточенности, внимания, усидчивости. Но, в отличие от привычных школьных диктантов, упражнения проводятся в игровой форме: с предварите...