Конспект занятия «Шолохов – это наше, донское, всё!» М.А. ШОЛОХОВ. ВЕЛИКИЙ ЗНАМЕНИТЫЙ ЗЕМЛЯК
план-конспект занятия

Качура Лидия Викторовна

Конспект занятия «Шолохов – это наше, донское, всё!»

 

                     М.А. ШОЛОХОВ. ВЕЛИКИЙ ЗНАМЕНИТЫЙ ЗЕМЛЯК

                                      беседа с прочтением рассказов и стихов.

Цель: дать обзор жизненного и творческого пути М.А.Шолохова.

Задачи:

Обучающая:  показать значение его творчества и общественной деятельности.

Развивающая: развивать умения и навыки анализировать полученный материал, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, формировать умение работы с учебной литературой.

Воспитательная: воспитать чувство любви к Родине; русской художественной литературе. Воспитывать интерес к творчеству М.А. Шолохова.

Ход занятия

Воспитатель.  «Чем же ещё может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаёшь народу…, Родине все свои силы и способности».

М.А. Шолохов.

Воспитатель:

-Что Вы можете сказать о человеке, который написал эти слова?

Воспитатель:

Откуда же пришел в большую литературу 18-летний Миша Шолохов, опубликовавший в молодежной советской газете три своих первых произведения – фельетона и подписавший их простым псевдонимом: “М.Шолох”?

В одном из первых  сборников шолоховских рассказов была  помещена  небольшая  автобиография писателя, из которой следовало, что родился М.А. Шолохов в 1905 году в хуторе Кружилином станицы Вешенской Донецкого округа (в бывшей Области Войска Донского), что учился он до 1918 года в разных гимназиях, во время гражданской войны был на Дону.

 

Воспитатель: чтение стихотворение

 

стихотворение В. Фирсова

« Дом, в котором родился Шолохов».

Среди шести материков

В краю, где плещет Дон,

Стоит на стыке двух веков

Соломой крытый дом.

Я низко кланяюсь ему,

Не постучав в окно.

Другие люди в том дому

Живут давным-давно.

Но та же в окнах синева.

И так же помнит дом того,

Кто первые слова

Здесь начинал с трудом.

 

“Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север, к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшевых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше – перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона.” Словно воочию видим мы из первых строк великого романа возвеличенную  им и ставшую не менее великой  реку, давшую свое имя целому краю. Как же надо любить эту красоту, своих земляков, чтобы так написать?!

Пишу с 1923 года, с этого же года печатаюсь в комсомольских газетах и журналах. Первую книжку издал в 1925 году. С 1926 года  пишу “Тихий Дон”…”
Юный Шолохов работал учителем, участвовал в ликвидации неграмотности среди взрослого населения на Дону,  делопроизводителем в станице Каргинской. В 1921-1923 годах он был продовольственным инспектором .

В 1923 году молодой Шолохов переезжает в Москву, где на “Бирже труда”, чтобы получить работу, он зарегистрировался по специальности “продовольственный инспектор”. А к тому времени, по его воспоминаниям, эта профессия уже “не очень была нужна”. И страницы биографии стали заполняться совсем  иным: тут был труд и чернорабочего, и каменщика, и грузчика, и счетовода в одном из московских домоуправлений. Вот как раз в ту пору, свидетельствует автор  “Тихого Дона”, он “начал упорно учиться писать”. В московской молодежной печати появились его первые рассказы, впоследствии вошедшие в   сборник  “Донских рассказов”, который увидел свет в 1926 году.  Прошло еще два-три года , и  были созданы два первых тома “Тихого Дона”!

 

Широкую известность Шолохову принесло произведение о донских казаках во времена войны – роман «Тихий Дон» (1928-1932).

   Эта эпопея со временем стала популярна не только в СССР, а еще в Европе, Азии, была переведена на многие языки.

Воспитатель:

- беседу о жизни и творчестве Михаила Александровича Шолохова хотелось бы закончить словами Константина Федина, произнесёнными в честь 60-летия Михаила Александровича.

«Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…» (К. Федин).

        Эти слова во многом определяют характер творчества нашего великого современника. На этой прекрасной ноте, мы закончим наш рассказ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Шолохов – это наше, донское, всё!»

                     М.А. ШОЛОХОВ. ВЕЛИКИЙ ЗНАМЕНИТЫЙ ЗЕМЛЯК

                                      беседа с прочтением рассказов и стихов.

Цель: дать обзор жизненного и творческого пути М.А.Шолохова.

Задачи:

Обучающая:  показать значение его творчества и общественной деятельности.

Развивающая: развивать умения и навыки анализировать полученный материал, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, формировать умение работы с учебной литературой.

Воспитательная: воспитать чувство любви к Родине; русской художественной литературе. Воспитывать интерес к творчеству М.А. Шолохова.

Ход занятия

Воспитатель.  «Чем же ещё может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаёшь народу…, Родине все свои силы и способности».

М.А. Шолохов.

Воспитатель:

-Что Вы можете сказать о человеке, который написал эти слова?

Воспитатель:

Откуда же пришел в большую литературу 18-летний Миша Шолохов, опубликовавший в молодежной советской газете три своих первых произведения – фельетона и подписавший их простым псевдонимом: “М.Шолох”?

В одном из первых  сборников шолоховских рассказов была  помещена  небольшая  автобиография писателя, из которой следовало, что родился М.А. Шолохов в 1905 году в хуторе Кружилином станицы Вешенской Донецкого округа (в бывшей Области Войска Донского), что учился он до 1918 года в разных гимназиях, во время гражданской войны был на Дону.

Воспитатель: чтение стихотворение

стихотворение В. Фирсова

« Дом, в котором родился Шолохов».

Среди шести материков

В краю, где плещет Дон,

Стоит на стыке двух веков

Соломой крытый дом.

Я низко кланяюсь ему,

Не постучав в окно.

Другие люди в том дому

Живут давным-давно.

Но та же в окнах синева.

И так же помнит дом того,

Кто первые слова

Здесь начинал с трудом.

 

“Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север, к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшевых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше – перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона.” Словно воочию видим мы из первых строк великого романа возвеличенную  им и ставшую не менее великой  реку, давшую свое имя целому краю. Как же надо любить эту красоту, своих земляков, чтобы так написать?!

Пишу с 1923 года, с этого же года печатаюсь в комсомольских газетах и журналах. Первую книжку издал в 1925 году. С 1926 года  пишу “Тихий Дон”…”
Юный Шолохов работал учителем, участвовал в ликвидации неграмотности среди взрослого населения на Дону,  делопроизводителем в станице Каргинской. В 1921-1923 годах он был продовольственным инспектором .

В 1923 году молодой Шолохов переезжает в Москву, где на “Бирже труда”, чтобы получить работу, он зарегистрировался по специальности “продовольственный инспектор”. А к тому времени, по его воспоминаниям, эта профессия уже “не очень была нужна”. И страницы биографии стали заполняться совсем  иным: тут был труд и чернорабочего, и каменщика, и грузчика, и счетовода в одном из московских домоуправлений. Вот как раз в ту пору, свидетельствует автор  “Тихого Дона”, он “начал упорно учиться писать”. В московской молодежной печати появились его первые рассказы, впоследствии вошедшие в   сборник  “Донских рассказов”, который увидел свет в 1926 году.  Прошло еще два-три года , и  были созданы два первых тома “Тихого Дона”!

Широкую известность Шолохову принесло произведение о донских казаках во времена войны – роман «Тихий Дон» (1928-1932).

   Эта эпопея со временем стала популярна не только в СССР, а еще в Европе, Азии, была переведена на многие языки.

Воспитатель:

- беседу о жизни и творчестве Михаила Александровича Шолохова хотелось бы закончить словами Константина Федина, произнесёнными в честь 60-летия Михаила Александровича.

«Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…» (К. Федин).

        Эти слова во многом определяют характер творчества нашего великого современника. На этой прекрасной ноте, мы закончим наш рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия из цикла "Наши земляки". Тема: "Я буряточка Саяна".

Конспект занятия для детей среднего возраста. ....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Великие изобретатели нашей страны и их изобретения»

Задачи:1.     Закрепить и расширить представления детей об изобретателях, обогатить знания детей о мире открытий и изобретений.2.     Познакомить детей с ...

Конспект занятия в подготовительной группе "Донской край".

                                                 Ход занятия.В-ль: З...

Конспект занятия по изобразительной деятельности "Донская краса"

Дать детям представление о костюме Донской казачки, использовать нетрадиционные приемы рисования, создавать узоры....

Конспект занятия в средней группе по теме : " Подвиг народа в Великой Отечественной войне в наших сердцах"

Занятие из раздела Формирование целостной картины мира для детей средней возрастной группы( конец года). В год 75 летней годовщины окончания Великой отечественной войны, считаю эту тему особенно важно...

Конспект занятия: герои отечества-наши земляки

Тема: Составление рассказов о Героях Отечества. Цели: Коррекционно-образовательная: - учить детей составлять рассказы о героях, используя их портреты и фотографии. Коррекционно-развивающие: - развиват...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы. «Знаменитые земляки деревни Кудеснеры».

Вызвать интерес детей к людям, живущим рядом, к ознакомлению с родной деревней; осуществлять нравственно-патриотического воспитание через приобщение к истории родной деревни, ознакомление с его прошлы...