Конспект занятия в подготовительной группе "Донской край".
план-конспект занятия на тему
Ход занятия.
В-ль: Здравствуйте, ребята! Этими словами я не только приветствую вас , но и желаю вам здравствовать, то есть быть здоровыми. А еще я хочу подарить вам улыбку. Помните , как поется в мультфильме «От улыбки станет всем светлей…»
Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям, и тогда всем станет светлей, теплей и веселей. ( Дети улыбаются друг другу, воспитателю, гостям).
- Ребята, а вы любите путешествовать?
П.О.Д. – Да, очень любим!
В-ль: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по родному краю.
- Много сказочных мест у России
Городов у России не счесть.
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
- В родной степи шумят поля и реки
Цветут сады, колышется трава
Очаровала ты меня на веки
Моя Донщина – Родина моя.
- Ребята, давайте посидим рядком , да поговорим ладком о родной стороне.
( Звучит казачья песня « Ой , то не вечер» исп. Кубанский хор ).
- Казачьи песни слушать – мед ложкой кушать.
- А кто такие казаки?
П.О.Д: Казаки – это вольные , смелые люди. Одни были воинами - защищали Родину от захватчиков, другие занимались домашним хозяйством.
- В ль: Верно. Они жили на окраине южных границ России.
Главная задача казаков – оберегает границы государства. А что означает слово «казак»?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
donskoy_kray.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход занятия.
В-ль: Здравствуйте, ребята! Этими словами я не только приветствую вас , но и желаю вам здравствовать, то есть быть здоровыми. А еще я хочу подарить вам улыбку. Помните , как поется в мультфильме «От улыбки станет всем светлей…»
Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям, и тогда всем станет светлей, теплей и веселей. ( Дети улыбаются друг другу, воспитателю, гостям).
- Ребята, а вы любите путешествовать?
П.О.Д. – Да, очень любим!
В-ль: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по родному краю.
- Много сказочных мест у России
Городов у России не счесть.
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
- В родной степи шумят поля и реки
Цветут сады, колышется трава
Очаровала ты меня на веки
Моя Донщина – Родина моя.
- Ребята, давайте посидим рядком , да поговорим ладком о родной стороне.
( Звучит казачья песня « Ой , то не вечер» исп. Кубанский хор ).
- Казачьи песни слушать – мед ложкой кушать.
- А кто такие казаки?
П.О.Д: Казаки – это вольные , смелые люди. Одни были воинами - защищали Родину от захватчиков, другие занимались домашним хозяйством.
- В ль: Верно. Они жили на окраине южных границ России.
Главная задача казаков – оберегает границы государства. А что означает слово «казак»?
П.О.Д: Казак означает «защитник», «воин».
Казак – опора всей России
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь,
Гордятся все, и я горжусь.
В – ль: Духом они были смелы, храбры и отважны, характером живы и веселы. А как одевались казаки?
П.О.Д: Одевались они нарядно и красиво.
В – ль: А как одевались мужчины казаки?
П.О.Д: Мужчины носили штаны – шаровары, рубахи и кафтаны. На голове носили шапку, на ногах сапоги. Кинжал и сабля вешались на пояс. Носили особенную прическу: головы брили, а наверху оставляли длинный чуб.
В – ль: А как одевались казачки?
П.О.Д: Костюм казачки состоял из юбки и кофты. Юбки украшали оборками и кружевом , а кофты тесьмой. Молодые девушки носили косу, а женщины заплетали волосы вокруг головы.
В – ль: Совершенно верно. Скажите, ребята, а как назывались дома, в которых жили казаки?
П.О.Д: Курени.
В – ль: Что значит – курень?
П.О.Д: Курень – значит «круглый».
В – ль: А каким же домашним хозяйством занимались казаки?
П.О.Д: Они ловили рыбу, выращивали сады, виноград, скот, сеяли хлеб, строили дома.
В – ль: Но казаки умели не только работать, но и очень любили петь. Песни у казаков , как мы уже слышали – раздольные, как степи.
Вспомните пословицы, которые казаки придумали о песне?
П.О.Д: 1. Казак без песни , что виноградная лоза без гроздьев.
2. На Дону казаку и камень подпевает.
3. На Дону исстари ведется – без запевалы песня не поется.
В – ль: Хорошо. А пословицы о казаках вы знаете?
П.О.Д: Да!
В – ль: Давайте вспомним их.
П.О.Д: 1. Где казак там и слава.
2. Казак без коня – сирота.
3. По казаку Дон плачет.
В – ль: Строго в казачьей среде соблюдались традиции, обычаи:
- Уважительное отношение к старшим.
- Почитание гостя
- Уважение к матери, сестре.
Казаки считали, что тот кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но и прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.
В – ль: Скажите, пожалуйста, ребята, что брали с собой казаки ,уезжая из родного дома на службу?
П.О.Д: Землю.
В – ль: Правильно. Они хранили ее в небольшом расшитом мешочке и хранили на груди у самого сердца, считая, что она придает им сил в бою. Это не простая земля – это наша родная земля. Это наша – Родина. А кто знает, как называется земля, на которой мы живем?
П.О.Д: Донская земля.
В – ль: Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор песков
И хлебных желтых колосков.
А почему возникло такое название? Донская земля?
П.О.Д: Потому что , главная река Ростовской области – Дон.
В – ль: Назовите главный город – столицу нашей области?
П.О.Д: Столица Ростовской области – город Ростов – на – Дону.
В – ль: Верно. Послушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение И. Глаголева и подумайте, о чем он пишет с такой любовью и восхищением.
Ой, да ты широкий и глубокий
Величавый Тихий Дон,
Край казачий, край раздольный,
Низкий мой тебе поклон.
Ты не только тихий, плавный
И широк среди всех рек.
Дон привольный, необъятный, он наш батюшка на век.
О чем говорится в этом стихотворении?
П.О.Д: О реке Тихий Дон.
В – ль: Давайте, ее найдем на карте. (Показ на слайде).
Что вы знаете об этой реке, какая она?
П.О.Д: Она широкая , большая, полноводная с красивыми берегами, тянется далеко по всей нашей области.
Тихий Дон – колыбель казачества. Донская земля! Почти 500 километров протянулась она с севера на юг и с запада на восток.
В – ль: Течение Дона медленно и величаво. Дон прекрасен в любое время года, его красотой восхищаются жители Донского края. Народ очень любил свою реку – кормилицу, уважал ее называл по – разному, но всегда ласково.
Какие названия реки Дон вы слышали?
П.О.Д: Дон – Иванович, Дон – батюшка, Тихий Дон, Дон кормилец.
В – ль: А почему люди так почтительно к ней относились?
П.О.Д: Река давала им пищу, заработок, воду, жизнь.
В – ль: Совершенно верно. На Дону очень любили играть , поиграем в игру «Золотые ворота». ( Играют)
В- ль: Присаживайтесь. Родимый край – как ласка матери, как нежный зов ее над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов.
Видео ролик «Степь».
Наша малая Родина – край Донской! Прекрасен наш край. Край Донской, край поэтических преданий, край песенный и сказочный, земля сильных и гордых и в тоже время очень добрых и открытых людей.
Как красива степь! Ее красота всегда воспевалась художниками, музыкантами, поэтами.
Говоря о Донской земле нельзя обойтись без упоминания о жизни и творчестве нашего земляка М. А. Шолохова. Певец земли Донской, великий сын России, гений с мировым именем. Сколько сказано о нем, как о писателе и о Человеке!
Родился 24 мая 1905 года в хуторе Кружилин Вешинского района Ростовской области в трудовой семье.
Мать Анастасия Даниловна была украинкой, а отец Александр Михайлович – русский.
С самого рождения маленький Миша дышал чудесным степным воздухом, и жаркое солнце палило его и Тихий Дон, неизгладимо отражался в его сердце, и тяжелые степные работы лепили из него молодого трудового казака, подвижного, веселого, готового на шутку.
С ранних лет Миша учился понимать народную песню. У него был хороший музыкальный слух. Соседи и родители замечали удивительную способность мальчика запоминать и передавать дословно старинные казачьи песни.
Михаил Александрович любил русскую поэзию, знал наизусть сотни стихов самых разных поэтов. Он никогда не демонстрировал свою уникальную память, но в беседах, в задушевных разговорах вдруг вспоминал то или иное стихотворение.
Особенно любил стихи А. С. Пушкина, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина.
Все что пережил Шолохов в своей жизни, что видел вокруг – природу, людей, исторические события на Дону, он описывал в своих бессмертных романах и повестях.
Шолохов очень любит Дон и учит нас любить нашу Донскую землю.
Мы многое узнали о жизни, быте, народных традициях из произведений писателя. Когда вы станете старше , то вы подробно познакомитесь с книгами Шолохова. Вас захватят события и судьбы людей, о которых ведется речь в романах «Они сражались за Родины», «Судьба человека», «Поднятая целина». Рассказы «Нахаленок», «Донские рассказы». Вы полюбите героев этих книг. Они станут вам родными. А в писателе найдете друга на всю жизнь, мудрого наставника, человека огромной и чуткой души.
Вот и закончилось наше путешествие. Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами!
О чем мы сегодня говорили?
Что больше всего вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе: «Край ты мой, родимый край – Татарстан»
Программное содержание: продолжать формировать у детей представления о том, что такое Родина, родной край; познакомить с природными богатствами Республики Татарстан; развивать связную речь, акти...
Конспект занятия в подготовительной группе «Хвойные деревья Марийского края»
Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к Родине, своему краю....
Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Мой край - Кубань моя родная»
Конспект занятия в подготовительной группеТема: «Мой край - Кубань моя родная»...
Конспект занятия в подготовительной группе «Природа Мордовского края»
Программное содержание. Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, создают заповедники. Закрепить знания детей о родном крае, развивать познавательный интерес к природе родного края...
Сценарий конспекта занятия в подготовительной группе ОО «Познание» с применением ИКТ по теме «Моя Родина – Коми край».
Данный материал можно использовать при тематическом планировании по теме "Моя малая Родина". Так как мы живём в Республике Коми, тема занятия "Моя Родина - Коми край"....
конспект занятия в подготовительной группе" Фольклор родного края"
Продолжать расширять и углублять знания детей о мордовском фольклоре,развивать умения выделять жанровые особенности фольклорных произведений, воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеств...
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира Тема: «Растительный мир Краснодарского края».
ЗАДАЧИ.Уточнить, расширить и закрепить знания детей о родном крае, довести до их понимания, что живут они на земле именуемой - Кубань.Познакомить дошкольников с существованием особых ландшафтов - равн...