Главные вкладки

    Конспект занятия в подготовительной группе "Донской край".
    план-конспект занятия на тему

    Филимонова Екатерина

                                                       Ход занятия.

    В-ль: Здравствуйте, ребята!  Этими словами я не только приветствую вас , но и желаю вам здравствовать, то есть быть здоровыми. А еще я хочу подарить вам улыбку. Помните , как поется в мультфильме «От улыбки станет всем светлей…»

              Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям, и тогда всем станет светлей, теплей и веселей. ( Дети улыбаются друг другу, воспитателю, гостям).

           - Ребята, а вы любите путешествовать?

    П.О.Д. – Да, очень любим!

    В-ль: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по родному краю.

            - Много сказочных мест у России

               Городов у России не счесть.

               Может, где-то бывает красивей,

              Но не будет роднее, чем здесь.

     

           - В родной степи шумят поля и реки

             Цветут сады, колышется трава

             Очаровала ты меня на веки

             Моя Донщина – Родина моя.

     

    - Ребята, давайте посидим рядком , да поговорим ладком о родной стороне.

     ( Звучит казачья песня « Ой , то не вечер» исп. Кубанский хор ).

    - Казачьи песни слушать – мед ложкой кушать.

     - А кто такие казаки?

    П.О.Д: Казаки – это вольные , смелые люди.  Одни были воинами - защищали Родину от        захватчиков, другие занимались домашним хозяйством.

    - В ль: Верно. Они жили на окраине южных границ России.

                Главная задача казаков – оберегает границы государства. А что означает слово            «казак»?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл donskoy_kray.docx23.41 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                       Ход занятия.

    В-ль: Здравствуйте, ребята!  Этими словами я не только приветствую вас , но и желаю вам здравствовать, то есть быть здоровыми. А еще я хочу подарить вам улыбку. Помните , как поется в мультфильме «От улыбки станет всем светлей…»

              Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям, и тогда всем станет светлей, теплей и веселей. ( Дети улыбаются друг другу, воспитателю, гостям).

           - Ребята, а вы любите путешествовать?

    П.О.Д. – Да, очень любим!

    В-ль: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по родному краю.

            - Много сказочных мест у России

               Городов у России не счесть.

               Может, где-то бывает красивей,

              Но не будет роднее, чем здесь.

           - В родной степи шумят поля и реки

             Цветут сады, колышется трава

             Очаровала ты меня на веки

             Моя Донщина – Родина моя.

    - Ребята, давайте посидим рядком , да поговорим ладком о родной стороне.

     ( Звучит казачья песня « Ой , то не вечер» исп. Кубанский хор ).

    - Казачьи песни слушать – мед ложкой кушать.

     - А кто такие казаки?

    П.О.Д: Казаки – это вольные , смелые люди.  Одни были воинами - защищали Родину от        захватчиков, другие занимались домашним хозяйством.

    - В ль: Верно. Они жили на окраине южных границ России.

                Главная задача казаков – оберегает границы государства. А что означает слово            «казак»?

    П.О.Д: Казак означает «защитник», «воин».

                  Казак – опора всей России

                  Он воевал всегда красиво.

                  Гордится им святая Русь,

                  Гордятся все, и я горжусь.

    В – ль: Духом они были смелы, храбры и отважны, характером живы и веселы. А как одевались казаки?

    П.О.Д: Одевались они нарядно и красиво.

    В – ль: А как одевались мужчины казаки?

    П.О.Д: Мужчины носили штаны – шаровары, рубахи и кафтаны. На голове носили шапку, на ногах сапоги. Кинжал и сабля вешались на пояс. Носили особенную прическу: головы брили, а наверху оставляли длинный чуб.

    В – ль: А как одевались казачки?

    П.О.Д: Костюм казачки состоял из юбки и кофты. Юбки украшали оборками и кружевом , а кофты тесьмой. Молодые девушки носили косу, а женщины заплетали волосы вокруг головы.

    В – ль: Совершенно верно. Скажите, ребята, а как назывались дома, в которых жили казаки?

    П.О.Д: Курени.

    В – ль: Что значит – курень?

    П.О.Д: Курень – значит «круглый».

    В – ль: А каким же домашним хозяйством занимались казаки?

    П.О.Д: Они ловили рыбу, выращивали сады, виноград, скот, сеяли хлеб, строили дома.

    В – ль: Но казаки умели не только работать, но и очень любили петь. Песни у казаков , как мы уже слышали – раздольные, как степи.

    Вспомните пословицы, которые казаки придумали о песне?

    П.О.Д: 1. Казак без песни , что виноградная лоза без гроздьев.

                 2. На Дону казаку и камень подпевает.

                 3. На Дону исстари ведется – без запевалы песня не поется.

    В – ль: Хорошо. А пословицы о казаках вы знаете?

    П.О.Д:  Да!

    В – ль: Давайте вспомним их.

    П.О.Д: 1. Где казак там и слава.

                 2. Казак без коня – сирота.

                 3. По казаку Дон плачет.

    В – ль: Строго в казачьей среде соблюдались традиции, обычаи:

    1. Уважительное отношение к старшим.
    2. Почитание гостя
    3. Уважение к матери, сестре.

    Казаки считали, что тот кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но и прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.

     В – ль: Скажите, пожалуйста, ребята, что брали с собой казаки ,уезжая  из родного дома на службу?

    П.О.Д: Землю.

    В – ль: Правильно. Они хранили ее в небольшом расшитом мешочке и хранили на груди у самого сердца, считая, что она придает им сил в бою. Это не простая земля – это наша родная земля. Это наша – Родина. А кто знает, как называется земля, на которой мы живем?

    П.О.Д: Донская земля.

    В – ль: Я родом из Донского края.

                  На свете нет прекрасней рая.

                  Простор песков

                  И хлебных желтых колосков.

                А почему возникло такое название?  Донская земля?

    П.О.Д: Потому что , главная река Ростовской области – Дон.

    В – ль: Назовите главный город – столицу нашей области?

    П.О.Д: Столица Ростовской области – город Ростов – на – Дону.

    В – ль: Верно. Послушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение И. Глаголева и подумайте, о чем он пишет с такой любовью и восхищением.

                Ой, да ты широкий и глубокий

                Величавый Тихий Дон,

                Край казачий, край раздольный,

                Низкий мой тебе поклон.

                Ты не только тихий, плавный

                И широк среди всех рек.

                Дон привольный, необъятный, он наш батюшка на век.

      О чем говорится в этом стихотворении?

    П.О.Д:  О реке Тихий Дон.

    В – ль: Давайте, ее найдем на карте. (Показ на слайде).

                Что вы знаете об этой реке, какая она?

    П.О.Д: Она широкая , большая, полноводная с красивыми берегами, тянется далеко по всей нашей области.

     Тихий Дон – колыбель казачества.  Донская земля! Почти 500 километров протянулась она с севера на юг и с запада на восток.

     В – ль:  Течение Дона медленно и величаво. Дон прекрасен в любое время года, его красотой восхищаются жители Донского края. Народ очень любил свою реку – кормилицу, уважал ее называл по – разному, но всегда ласково.

    Какие названия реки Дон вы слышали?

    П.О.Д: Дон – Иванович, Дон – батюшка, Тихий Дон,  Дон кормилец.

    В – ль: А почему  люди так почтительно к ней относились?

    П.О.Д: Река давала им пищу, заработок, воду, жизнь.

    В – ль: Совершенно верно. На Дону очень любили играть , поиграем в игру «Золотые ворота». ( Играют)

    В- ль: Присаживайтесь. Родимый край – как ласка матери, как нежный зов ее над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов.

    Видео ролик «Степь».

    Наша малая Родина – край Донской! Прекрасен наш край. Край Донской, край поэтических преданий, край песенный и сказочный, земля сильных и гордых и в тоже время очень добрых и открытых людей.

    Как красива степь! Ее красота всегда воспевалась художниками, музыкантами, поэтами.

    Говоря о Донской земле нельзя обойтись без упоминания о жизни и творчестве нашего земляка М. А. Шолохова. Певец земли Донской, великий сын России, гений с мировым именем. Сколько сказано о нем, как о писателе и о Человеке!

    Родился 24 мая 1905 года в хуторе Кружилин Вешинского района Ростовской области в трудовой семье.

                Мать Анастасия Даниловна была украинкой, а отец Александр Михайлович – русский.

    С самого рождения маленький Миша дышал чудесным степным воздухом, и жаркое солнце палило его и Тихий Дон,  неизгладимо отражался в его сердце, и тяжелые степные работы лепили из него молодого трудового казака, подвижного, веселого, готового на шутку.

                 С ранних лет Миша учился понимать народную песню. У него был хороший музыкальный слух. Соседи и родители замечали удивительную способность мальчика запоминать и передавать дословно старинные казачьи песни.

                 Михаил Александрович любил русскую поэзию, знал наизусть сотни стихов самых разных поэтов. Он никогда не демонстрировал свою уникальную память, но в беседах, в задушевных разговорах вдруг вспоминал то или иное стихотворение.

    Особенно любил стихи А. С. Пушкина, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина.

                 Все что пережил Шолохов в своей жизни, что видел вокруг – природу, людей, исторические события на Дону, он описывал в своих бессмертных романах и повестях.

                 Шолохов очень любит Дон и учит нас любить нашу Донскую землю.

    Мы многое узнали о жизни, быте, народных традициях из произведений писателя. Когда вы станете старше , то вы подробно познакомитесь с книгами Шолохова. Вас захватят события и судьбы людей, о которых ведется речь в романах «Они сражались за Родины», «Судьба человека», «Поднятая целина». Рассказы «Нахаленок», «Донские рассказы». Вы полюбите героев этих книг. Они станут вам родными. А в писателе найдете друга на всю жизнь, мудрого наставника, человека огромной и чуткой души.

               Вот и закончилось наше путешествие. Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами!

    О чем мы сегодня говорили?

    Что больше всего вам понравилось?

               

                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в подготовительной группе: «Край ты мой, родимый край – Татарстан»

    Программное содержание: продолжать формировать у детей представления о том, что такое Родина, родной край; познакомить с природными богатствами Республики Татарстан; развивать связную речь, акти...

    Конспект занятия в подготовительной группе «Хвойные деревья Марийского края»

    Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к Родине, своему краю....

    Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Мой край - Кубань моя родная»

    Конспект занятия   в подготовительной группеТема: «Мой край - Кубань моя родная»...

    Конспект занятия в подготовительной группе «Природа Мордовского края»

    Программное содержание. Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, создают заповедники. Закрепить знания детей о родном крае, развивать познавательный интерес к природе родного края...

    Сценарий конспекта занятия в подготовительной группе ОО «Познание» с применением ИКТ по теме «Моя Родина – Коми край».

    Данный материал можно использовать при тематическом планировании по теме "Моя малая Родина". Так как мы живём в Республике Коми, тема занятия "Моя Родина - Коми край"....

    конспект занятия в подготовительной группе" Фольклор родного края"

    Продолжать расширять и углублять знания детей о мордовском фольклоре,развивать умения выделять жанровые особенности фольклорных произведений, воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеств...

    Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира Тема: «Растительный мир Краснодарского края».

    ЗАДАЧИ.Уточнить, расширить и закрепить знания детей о родном крае, довести до их понимания, что живут они на земле именуемой - Кубань.Познакомить дошкольников с существованием особых ландшафтов - равн...