Игра-практика детской жизни.
статья

Набиева Оксана Викторовна

В. А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства невоспитаны в детстве, их никогда невоспитаешь.В детстве человек должен пройти эмоциональную школушколу добрых чувств». Формирование гражданской принадлежности и патриотических чувств у детейдошкольного возраста - одна из задачсоциально - личностного развития ребенка - дошкольника, включающая в себявоспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. 

Чувство РодиныВоспитаниеего у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ №39 Приморского района г.Санкт-Петербурга .

«Игра – практика детской жизни».

Воспитатель 1 кв. категории:
Набиева Оксана Викторовна.

В. А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств». Формирование гражданской принадлежности и патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач социально - личностного развития ребенка - дошкольника, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

Чувство Родины…Воспитание его у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, Все психологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. Не случайно педагоги давно отметили, что, каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни.

Действенным средством формирования у дошкольников навыков общения являются игры (творческие, дидактические, подвижные, игры-драматизации, игры-соревнования, игры-экспериментирования, игры-имитации, этюды и упражнения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и фотографий, рисование и аппликация, сочинение и рассказывание из личного опыта, обыгрывание ситуаций,развлечения.

Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра – практика детской жизни, поэтому в ней, прежде всего, отражается то, что уже было воспринято ребёнком ранее, в ходе игры эти знания преобразуются, совершенствуются благодаря речи. В игре происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой, фантазией. Кроме того, в процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения. В игре развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Игры вызывают яркие эмоциональные переживания, а это играет стимулирующую роль, что положительно сказывается на нравственном воспитании ребенка. В игре дети вступают в общение со сверстниками, тем самым активно происходит процесс социализации. Неиграющий ребенок – это в той или иной мере ребенок с проблемами в развитии, часто этой проблемой бывает социальная дезадаптация.

Театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, а главное развивается способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место.

Каждое литературное произведение, которое ребенок обыгрывает, имеет всегда нравственную направленность (дружба, доброта, честность и т. д.). Любимые герои становятся образами для подражания. Учитывая педагогическую ценность театрализованных игр, мы широко используем их в своей работе, как в свободной деятельности, так и в организационной, начиная с младшего возраста, используя методику А.И. Сорокиной«Театрализованные игры в детском саду».

Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

Основная задача в работе с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года): подвести ребёнка к тому, чтобы он познал себя, научился бы сравнивать себя с другими. Важно научить детей осознавать эмоциональное состояние, познакомить малыша с «Азбукой чувств». С детьми этого возраста проводятся следующие игры:«Две лягушки»,«Зайка в лесу»,«Солнышко и дождик», «Зайчонок».

С детьми среднего возраста проводятся игры более сложного содержания. Цель этих игр – формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу,развивать коммуникативные качества, развивать имитационные навыки, создать положительный эмоциональный настрой. Дети с удовольствием участвуют в играх таких как: «Фотографии гномиков»,«Представьте себе»,«Волшебное превращение»,«Доктор Айболит»(герои сказки К. Г. Чуковского).

Группы праздников, значимые для образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»

Это праздники с содержательной составляющей, которая отвечает возможностям формирования у дошкольников

личностной принадлежности (например, «День защиты детей»);

гендерной принадлежности (например, «Международный женский день»),

семейной принадлежности (например,«Международный день семьи»),

гражданской принадлежности (например, «День России»),

принадлежности к мировому сообществу (например, «Международный день Земли»).

также:профессиональные праздники (например,«День воспитателя»),праздники, которые позволяют акцентировать внимание ребенка на нравственно - ценной составляющей их содержания (например, «Международный день друзей»)

Алгоритм организации практических проблемных ситуаций:

1. Заинтересовать детей проблемой, требующей решения, эмоционально представить её, ввести детей в ситуацию:Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Почему возникло затруднение?

2. Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей:Какие чувства они испытали? Какое у них настроение? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?

3. Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации:Что может произойти? Как помочь? Как поступил бы ты на месте того или иного участника?Обсудить все предложения и найти общее решение, как нам поступить и добиться успеха. 

4. Включить детей в конкретное практическое действие:проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.д. 

5. Важно! Помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешённой проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников, и порадоваться вместе с ними.Как хорошо, что мы поддерживаем друг друга! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игра - практика развития"

« Что наша жизнь? - Игра…» великие слова. Человек постоянно играет, даже тогда когда он становится взрослым.  Мы все играем свои роли. В начале это роли детей, затем – родителей, а потом уж...

"БОЛЕЗНИ ДЕТОК КАК РЕАКЦИЯ НА СТРЕСС и КАК ЭТО ПРЕДОТВРАТИТЬ (Игры - Практики с детьми). (Светлана Ройз, врач-педиатр).

"БОЛЕЗНИ ДЕТОК КАК РЕАКЦИЯ НА СТРЕСС и КАК ЭТО ПРЕДОТВРАТИТЬ (Игры - Практики с детьми). (Светлана Ройз, врач-педиатр) Мы много раз говорили, что дети реагируют на любые события эмоциями и с...

Организация детской жизни в условиях дошкольной группы детского сада. Сообщение из опыта работы.

Организация детской жизни в условиях дошкольной группы детского сада. Сообщение из опыта работы....

Игра практика в речевом развитии

oАктивизирует воспитанников;oПовышает познавательный интерес;oВызывает эмоциональный подъем;oСпособствует развитию творчества;oМаксимально концертирует  время занятий за счет четко сформулированн...

Статья на тему: "Совершенствование возможностей раннего развития детей в условиях дошкольного образования: формы организации "детской жизни" детей раннего возраста в детском саду"

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст  когда всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые предст...