Статья "Игра как ведущий вид деятельности дошкольников"
статья

Сосина Елена Михайловна

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igra_kak_vedushchiy_vid_deyatelnosti_doshkonikov.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Сосина Елена Михайловна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №174», г. Воронеж

Игра как ведущий вид  деятельности дошкольников

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается поток представлений и понятий. Игра влияет на все стороны психологического развития, что неоднократно подчеркивали педагоги и психологи. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую я как педагог решаю все задачи во всех образовательных областях. Через игру ребенок самовыражается и самореализуется, знакомится и общается с другими детьми, учится дружить, подражает взрослым, осваивает неизвестное.

Детские игры – явление неоднородное. Они разнообразны по содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В последние годы проблема классификации детских игр стала привлекать внимание ученых. Новая классификация детских игр была разработана С. Л. Новоселовой, где выделено три класса игр: самостоятельные, возникающие по инициативе ребенка; игры, организованные взрослыми с образовательными и воспитательными целями; народные игры, возникающие по инициативе взрослого или более старших детей.

Рассмотрим игровую деятельность в различных группах дошкольного учреждения.

В первой младшей группе детского сада развивается сюжетно-отобразительная игра, которая предшествует сюжетно-ролевой игре. В начале года игры детей непродолжительны (3–6 минут), но постепенно, при условии правильного педагогического руководства игры становятся более длительными (8–10 минут). Основная задача педагога — сформировать у детей первой младшей группы игровые умения, которые способствуют становлению самостоятельной сюжетной игры. Существует множество тематик и ролевых сопровождений игровой деятельности в первой младшей группе. Это и игры с куклами (укладывание куклы спать, кукла заболела и др.), и игры с машинами и транспортом (ремонт машины, автобус везет пассажиров и др.), и игры с игрушечными животными (уход за животным, цирк и др.), и игры в магазин (овощной, мясной, магазин одежды и др.), и игры в больницу (прием у врача, прививки, уколы и др.) и т. д.

На четвертом году жизни (вторая младшая группа) у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Игра тесно связана с воображением, и работа воспитателя начинается в рамках игры как предметной деятельности, когда ребята еще не владеют ролевым поведением, но могут иметь представление о существовании определенных социальных ролей окружающих людей.  В данной возрастной группе из сюжетов также наиболее востребованными остаются игры с куклами, однако наиболее ценным в этом возрасте становится общение с партнером по игре — сверстником.

В средней группе (4–5 лет) ребенок становится более инициативным. Воспитатель побуждает детей к планированию, т. е. к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре, а также вызывает речевую активность ребенка и направляет ее на сверстника. Воспитатель помогает ребенку обустроить игру при помощи необходимых атрибутов (пилотки для военного, повязки с красным крестом для медсестры и т. д.), а также сюжетных игрушек. В этом возрасте появляется интерес к обыгрыванию сказок.

Важный элемент игры – это не только ребенок и его деятельность, но и взрослый, который является полноправным участником игрового процесса. Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях достаточно «богатая» развивающая предметно – пространственная среда, но роль педагога заключается не только в ее создании и организации. Даже со всеми самыми энергоемкими средствами невозможно развитие и обучение ребенка без проводника, которым и выступает взрослый человек. Несомненно, важно, чтобы группа была оборудована разными средствами, способствующими игре, но еще важнее, чтобы был переводчик с языка обучения на язык ребенка.

Играть нужно научиться. А как понять умеет ли ребенок играть?

Во-первых, он должен уметь общаться и в первую очередь со взрослыми. Ребенку нужно не просто формировать свою речь, а быть полноправным участником процесса, в котором говорят два человека, вступают в обсуждения, делятся мнениями и оказывают влияние друг на друга.

Во-вторых, ребенок должен иметь навык предметно – манипулятивной деятельности. Он знаком с окружающими его предметами, знает и понимает, что с ними можно что-то делать и так далее. Но ребенок все знать не может и для этого ему и необходимо общение со взрослым, к которому можно обратиться и все узнать. И если ребенок такой, то он легко начинает играть, учиться этому со сверстниками и взрослыми, которые помогают ему погрузиться в процесс. Ребенок с легкостью начинает проявлять себя, свою фантазию и творческую инициативу.

У играющего дошкольник больше шансов справляться со всеми сложностями и переменами, которые с ним происходят, когда он идет в школу. Ведь в процессе игры ребенок учится коммуницировать, понимать и принимать другие точки зрения, обретает способность управлять ситуацией и договариваться – это все важно как в школе, так и во всей деятельности человека.

Список литературы:

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой/Н. П. Аникеева. – Просвещение, 2006г. – 280 с.

2. Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста // Пед. технологии, 2010. №2.

3. Бережнова О. В. Технология проектирования образовательного процесс в дошкольной организации. Методическое пособие./О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника.

Реферат о ведущей деятельности дошкольника - игре. Создан в помощь молодым специалистам ДОУ. В реферате рассматриваются виды игровой деятельности - сюжетно-ролевая, театрализованная и дидактическая иг...

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника

ТЕЗИСЫ. Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенапра...

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника...

ИГРА – ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА. РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный потокпредставлений, понятий об окружающем мире....

"Игра-ведущий вид деятельности дошкольника"

Статья поможет воспитателям при организии игровой деятельности дошкольника....

Игровая деятельность как ведущий вид деятельности дошкольника

Игровая деятельность как ведущий вид деятельности дошкольника...