Деформация педагога ДОУ
материал (подготовительная группа)

Екатерина Геннадьевна Гулюк

детерминанты возникновения личностных и профессиональных деформаций педагога доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnye-deformatsii-vospitatelya-dou.pptx890.11 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятия профессиональных деформаций и деструкций у педагогов Выполнила : Гулюк Екатерина Геннадьевна

Слайд 2

План работы Понятие профессиональной деструкции педагога Понятие профессиональной деформации педагога Профессиональный маргинализм Виды профессиональных деформаций педагога Предпосылки появления профессиональных деформаций Понятие профессионального выгорания Понятие эмоционального выгорания педагога Виды эмоционального выгорания педагога Профилактика эмоционального выгорания педагога

Слайд 3

Понятие профессиональной деструкции педагога Освоение профессиональной деятельности может проходить в 2 ключах: * Конструктивном * Деструктивном В конструктивном ключе человек-профессионал выступает как здоровая гармоничная личность, с минимальными психологическими тратами на профессиональные (жизненные) кризисы и возможные деформации. В деструктивном , низкая мотивация или чрезмерная развитость профессионально важных качеств к определенной профессии ведут к профессиональным деструкциям.

Слайд 4

Понятие профессиональной деструкции педагога Профессионалые деструкции — это изменения, сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействия с другими участниками этого процесса (Зеер Э.Ф.).

Слайд 5

Понятие профессиональной деформации педагога Одной из разновидностей профессиональных деструкций являются профессиональные деформации. Профессиональные деформации — это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.

Слайд 6

* Профессиональные деформации присущи практически любой профессии . * Особенно выражены в профессиях типа «человек-человек» , к которой как раз и относятся педагоги и воспитатели. * Данным профессионалам постоянно приходится взаимодействовать с различными людьми, проявлять понимание и эмпатию, включаться эмоционально в процесс взаимодействия, это накладывает определенный «отпечаток» на их личность .

Слайд 7

Профессиональный маргинализм Одной из форм профессиональных деструкций является профессиональный маргинализм. Профессиональный маргинализм — это социально-психологическое явление, связанное с фактической утратой человеком или группой людей своей профессиональной идентичности. Это, прежде всего, личностная позиция непричастности и ментальная непринадлежность к общественно-приемлемой для данной профессии профессиональной морали. Для профессий сферы «человек — человек» данная позиция является опасной , так как объектом воздействия в данных профессиях является личность. Нарушение этических норм специалистом негативно влияет на субъект его труда.

Слайд 8

Э.Ф. Зеер выделяет следующие детерминанты проявления деформирующих факторов: 1. Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора профессии. Это как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, – так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению. 2. Стартовым механизмом деформации могут явиться деструкции ожидания на стадии вхождения в профессиональную жизнь. Профессиональная реальность сильно отличается от представления, сформировавшегося у выпускника профессионального учебного заведения. Неудачи, отрицательные эмоции, разочарования инициируют развитие профессиональной дезадаптации личности.

Слайд 9

3. В процессе выполнения профессиональной деятельности специалист повторяет одни и те же действия и операции. В типичных условиях труда становится неизбежным образование стереотипов осуществления профессиональных функций, действий, операций. Можно констатировать, что профессиональные стереотипы обладают несомненными достоинствами для человека и являются основой образования многих профессиональных деструкций личности.

Слайд 10

Виды профессиональных деформаций педагога Общепрофессиональные деформации * Проявляются у большей части работников со стажем, хотя уровень выраженности данной группы деформаций может быть различен. * Совокупность общепрофессиональных деформаций делает профессионалов определенной отрасли узнаваемыми и похожими.

Слайд 11

Общепрофессиональные деформации у педагога Общепрофессиональные деформации у педагога могут проявляться как: Синдром всепомощи и всенаучения. „Учителя по жизни“ постоянно наровят кого-то чему-то научить. Развивается чрезмерное чувство сострадания и переживания. Человек перенимает проблемы чужих людей на себя. У педагогов, со временем, даже мимика деформируется, появляется, так называемая „маска педагога“. Порой, по лицу человека можно определить его принадлежность к профессии.

Слайд 12

Специальные профессиональные деформации * Возникают в процессе специализации по профессии. * Каждая специальность имеет свой состав деформаций.

Слайд 13

Специальные профессиональные деформации у педагога 1) Авторитарность педагога проявляется в централизации всего учебно-воспитательного процесса, единоличном осуществлении управленческих функций, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии - самоанализа и самоконтроля педагога. 2) Демонстративность - качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. 3) Доминантность обусловлена выполнением педагогом властных функций.

Слайд 14

4) Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим учащимся, в приверженности к "карательным" педагогическим воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу. 5) Социальное лицемерие педагога обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения.

Слайд 15

6) Информационная пассивность педагога проявляется в нежелании совершенствования навыков работы с информацией и повышения своей информационной компетентности (информационной культуры), прекращении своего профессионального самообразования и самовоспитания после накопления определенного количества информации и методической базы для преподавания своего предмета; 7) Консерватизм. Педагог регулярно репродуцирует один и тот же учебный материал, применяет определенные формы и методы обучения и воспитания. 8) Монологизм. Этот процесс сопровождается угасанием способности к диалогу - не как к обмену "дежурными репликами", а как к взаимообмену и взаимообогащению личностными смыслами, как к проникновению во внутренний мир "Другого" и отражению в нем своего внутреннего мира.

Слайд 16

Профессионально-типологические деформации Обусловленны наложением индивидуально-психологических особенностей личности — темперамента, способностей, характера — на психологическую структуру деятельности. В результате складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы: • деформации профессиональной направленности личности: искажение мотивации деятельности («сдвиг мотива на цель»), перестройка ценностных ориентации, пессимизм, скептическое отношение к новичкам и нововведениям;

Слайд 17

• деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей: организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, завышенная самооценка, психологическая герметизация, нарциссизм и др.); • деформации, обусловленные чертами характера: ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность и др. Эта группа деформаций развивается в разных профессиях и не имеет четкой профессиональной ориентации.

Слайд 18

Профессионально-типологические деформации педагода Педагогический догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессионально-педагогических задач. У педагога формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности педагогической ситуации. Дидактичность - это проявление педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения. Она выражается в стремлении учителя все объяснить самому, а в воспитательной работе - в нравоучении и назидании.

Слайд 19

Поведенческий трансфер (идентификация с агрессором) характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих воспитанникам, учащимся. Ненормативное поведение учащихся: агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость - переносится, проецируется на профессиональное поведение педагога, и он присваивает отдельные проявления отклоняющегося поведения. Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных педагогических проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений.

Слайд 20

Индивидуализированные деформации Обусловленны особенностями работников самых различных профессий. В процессе многолетнего выполнения профессиональной деятельности, психологического сращивания личности и профессии отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и профессионально нежелательные, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Это могут быть сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм.

Слайд 21

Индивидуализированные деформации у педагога Определяются изменениями, происходящими с подструктурами личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности, когда параллельно становлению профессионально важных для преподавателя качеств происходит развитие качеств, не имеющих на первый взгляд отношения к педагогической профессии. Профессиональная деформация педагога практически всегда сопровождается синдромом эмоционального выгорания.

Слайд 22

Понятие профессионального выгорания Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека». В своих определениях многие ученые связывают ПВ с подавленными эмоциями, частыми стрессами, неблагоприятной психологической обстановкой в коллективе и т.д. Эмоциональное истощение возникает при чрезмерной рабочей нагрузке, когда человек не в состоянии справиться с «кучей» дел, свалившихся на него.

Слайд 23

Профессия педагога является наиболее подверженной деформации личности человека. Н.И. Комиссарова отмечает, что основными показателями этих деформаций считается безапелляционность педагогов, их консервативность, закрытость в общении, оценочность суждений, которые, как правило, становятся чертами характера, поучающая манера речи, излишняя властность и категоричность, навязывание своего образа “Я” воспитанникам и окружающим, стремление к власти над детьми и людьми вообще.

Слайд 24

Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления и т.д. Эмоциональные симптомы: пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины и т.д. Поведенческие симптомы: во время работы появляются усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и прочее. Симптомокомплекс выгорания

Слайд 25

Интеллектуальное состояние: падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам и другое. Социальные симптомы: низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег и т.д.

Слайд 26

Синдром психологического или эмоционального выгорания – это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Слайд 27

Эмоциональное истощение это чувство эмоционального опустошения и усталости, которое возникает при избыточной рабочей нагрузке, когда эмоциональные ресурсы человека оказываются исчерпанными, и он чувствует себя неспособным адекватно эмоционально реагировать. Деперсонализация – тенденция развивать негативное отношение к человеку, отрицательное, циничное, либо безразличное восприятие его, защита от негативных эмоциональных переживаний путем обращения с учеником (воспитанником, клиентом, пациентом) как с объектом. Редукция профессиональных достижений , проявляющаяся в возникновении у работника чувства некомпетентности и неуспешности своей профессиональной деятельности, в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, способностей и обязанностей.

Слайд 28

Способы преодоления профессиональных деформаций педагога : 1. Повышение компетентности (социальной, психологической, общепедагогической, предметной). 2. Диагностика профессиональных деформаций на ранней стадии и разработка программ и путей по их преодолению. 3. Прохождение тренингов личностного и профессионального роста, с целью смены социальных ролей, сброс агрессии. 4. Рефлексия профессиональной биографиив ключе дальнейшего личностного и профессионального роста.

Слайд 29

6. Овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самоанализа. 7. Использование инновационных форм и технологий обучения. 8. Участие в различных конкурсах, олимпиадах, смотрах профессиональных достижений и тд. 9. Овладение новыми научно-познавательными областями. 10. Индивидуальная работа с психологом в форме консультирования, психотерапии, психокоррекции.

Слайд 30

Рекомендации для управленческих кадров *Иметь в своем штате сотрудников профессионального психолога. *Особое внимание уделять сотрудникам со стажем 1-2 года и 10-15 лет. Для сотрудников со стажем 1-2 года должны проводиться адаптационные программы. Для сотрудников со стажем 10-15 лет - программы профилактики профессиональных деформаций. *Направлять своих сотрудников (после 10 лет стажа) на тренинги развития рефлексии и эмпатии.

Слайд 31

*Необходимо периодически стимулировать сотрудников похвалой их работы, для того, чтобы они знали, что являются ценными кадрами и их работа важна (не забывая также о денежной стимуляции). *Рекомендуется ввести в практику предприятия, организации семинары, тренинги, упражнения и т.д., где люди смогут проявить свои творческие способности, решать нестандартные задания, чтобы избежать «закостенелости мышления», ригидности. *Самому начальнику необходимо развивать рефлексивные и эмпатийные навыки, для того, чтобы понимать (чувствовать) своих подопечных.

Слайд 32

Комплексная профилактика и коррекция процесса профессиональной деформации личности педагога должна включать 4 уровня: 1. Телесный Занятия спортом, снятие мышечного напряжения, усталости, головной боли, бессонницы и т.д. 2. Эмоциональный Снятие эмоционального напряжения, снижение уровня беспокойства, тревожности, подавленности, апатии. 3. Смысловой (рациональный) Переосмысление своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения к своей работе, формирование/реконструкция позитивного образа учителя, улучшение самопонимания и самопринятия. 4. Поведенческий Устранение стереотипов профессиональных действий, освоение новых более адаптивных и результативных форм поведения на работе.

Слайд 33

Общие рекомендации : 1. Постарайтесь осознавать и принимать свои чувства и эмоции . 2. Работайте, когда вы работаете и отдыхайте, когда отдыхаете . 3. Не чурайтесь профессиональной помощи . 4. Бесконечная новизна. 5. Бесконечное саморазвитие . Адекватный и осознанный выбор профессии, которая приносит счастье и удовольствие в нашу жизнь, есть успех и путь развития здоровой и гармоничной личности.

Слайд 34

Список используемых источников 1. Бойко, В. В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999 – 105 с. 2. Водопьянова, Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.- СПб., 2005. – 258 с. 3.Зеер, Э.Ф., Сыманюк, Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005, С-89 5. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности: Монография. – Ярославль: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005 - 330 с. 7. Caмoyкинa, Н.В. Профессиональное выгорание URL: http://www.elitarium.ru/professionalnoe-vygoranie-stress-strah-harakter-sostoyanie-simptom-rabotnik-organizaciya-sotrudnik-trud-vozrast-zdorove/ (дата обращения: 25.12.2016) 4. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач // Практикум по социальной психологии — СПб: Питер, 2001. — 528 с. 6. Рыженко С.К Профессиональные деформации учителя и пути их преодоления URL: http://clasno.blogspot.ru/2010/11/blog-post_12.html (дата обращения: 25.12.2016)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс № 1. "Коррекционные упражнения при плоско-вальгусной деформации стоп и Х-образной деформации коленных суставов"

Внимательно посмотрите на постановку стоп вашего ребенка. Если стопы развернуты наружу и ортопед ставит вам диагноз "плоско-вальгусная деформация стоп", тогда этот комплекс для вас и вашего ребенка. В...

Эмоциональное выгорание и деформация личности педагога ДОУ

Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа педагогов связана с большими нервно-психическими нагрузками. Здесь имеются в виду не только физиологические фак...

Профессиональная деформация педагога

Деформация личности – это изменения, нарушающие ее целостность. Снижающие уровень адаптации и эффективность профессионального функционирования. Освоение профессии неизбежно сопровождается изменениями ...

(Психологическая профилактика профессиональной деформации педагога)

Проект «Психологическая профилактика профессиональной деформации педагога», направлен создание психологической помощи по профилактике и коррекции деформаций педагогического общения, в течении 3-х меся...

Профессиональная деформация педагогов

Психологическое самочувствие воспитателя оказывает непосредственное влияние на всю  атмосферу  дошкольного  учреждения.  Многие  исследования  доказывают,  что...

Профессиональные деформации педагога и их преодоление

Профессия педагога является одной из самых деформирующих психику человека профессий. Любая профессиональная деятельность оказывает значительное влияние на психику, сознание и другие аспекты личности. ...

Основные направления профилактики профессиональных деформаций педагога.

Основные направления профилактики профессиональных деформаций педагога. Комплексная профилактика и коррекция процесса профессиональной деформации личности педагога включает 4 уровня:телесный (зан...