Проект "Мир фоновой музыки"
проект

Проблема координации деятельности всех участников образовательного процесса и поиск путей ее решения не теряют актуальности. Что может стать важнейшим фактором наиболее эффективной организации жизнедеятельности детей? Уверены, музыка!

Почему именно фоновая музыка? Фоновая музыка – это музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие, на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение жизни ребенка музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx28.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект «Мир фоновой музыки»

К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями. 

Обоснование значимости проекта «Мир фоновой музыки»

Проблема координации деятельности всех участников образовательного процесса и поиск путей ее решения не теряют актуальности. Что может стать важнейшим фактором наиболее эффективной организации жизнедеятельности детей? Уверены, музыка!

Почему именно фоновая музыка? Фоновая музыка – это музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие, на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение жизни ребенка музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. 

В результате наблюдений я отметила, что на практике педагоги нашего дошкольного учреждения редко используют музыку для повышения эффективности воспитательно-образовательного  процесса.

Для осуществления данной идеи использован метод проекта, т. к. он предполагает объединение усилий всего педагогического коллектива и направлен на достижение реального результата. 

Основные ориентиры проекта 

Срок реализации проекта: 1 год (сентябрь 2021 г. – май 2022 г.). 

Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители.

Предмет исследования: воспитательно-образовательное пространство детского сада и семьи. 

Социальная значимость проекта: направлен  на создание благоприятного эмоционального  фона, психологического комфорта и на сохранение  здоровья воспитанников. 

Гипотеза: включение фоновой музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. 

Открытость проекта: предполагает социальные контакты. 

Особенности проекта: музыка является  системообразующим  фактором организации жизнедеятельности детей. 

Цель проекта: гармоничное воздействие на личность ребенка через непроизвольное накопление им музыкальных впечатлений, при координации деятельности всех участников образовательного процесса. 

Задачи проекта: 

- способствовать созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранению здоровья детей;

- развивать воображение, познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности;

- повысить качество усвоения знаний через активизацию мыслительной деятельности;

создать новые условия образовательной среды, позволяющие использовать фоновую музыку в течение всего дня;

- пополнить базу дошкольного учреждения новыми методическими пособиями.


Предполагаемые результаты 

Для педагогов: 

- повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;

-изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;

- творческое использование фоновой музыки в разных видах детской деятельности.


Для воспитанников: 

- повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной  деятельности;

- появление интереса к музыкальной культуре;

- активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности;

- проявление творческого самовыражения.


Для родителей: 

- повышение музыкальной культуры;

- мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;

- повышение статуса семейного воспитания.


Конечные результаты реализации проекта 

- создание комплексной системы использования фоновой музыки как важнейшего компонента музыкального воспитания в детском  саду;

- обобщение и распространение опыта на тему: «Фоновая музыка как важнейший компонент системы музыкального воспитания в  детском саду»;

- повышение компетентности и профессионализма педагогов в музыкальной культуре;

- качественное изменение условий для художественно-эстетического воспитания через оснащение методической базы по данному направлению;

- совершенствование системы работы по музыкальному воспитанию у всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.


Реализация проекта

Разработаны 3 этапа реализации проекта: 

1-й этап: подготовительный. 

2-й этап: практический (реализация намеченных планов). 

3-й этап: заключительный (подведение итогов).


Подготовительный этап.

Срок реализации: сентябрь 2021 – ноябрь  2021 г. 

Задачи: 

- исследовать условия для реализации проекта:

- оценить степень активности восприятия музыки детьми в образовательной деятельности;

проанализировать состояние условий для использования фоновой музыки в режимных моментах детского сада;

- изучить культурологическую компетентность родителей;

- исследовать профессиональные возможности педагогов и подготовить их к использованию новых форм музыкального сопровождения детской деятельности в течение дня. 

Содержание работы

с педагогами

с детьми

с родителями

1. Составление оптимального репертуара для музыкального фона, соответствующего физиологическим особенностям детей.

3. Изучение теоретической, методической литературы по данному направлению.

4. Создание развивающей среды, позволяющей использовать фоновую музыку в течение всего дня.

5. Составление перспективного плана мероприятий.

6. Диагностирование

1. Разработка перспективного планирования по оптимальному использованию фоновой музыки в воспитательно-образовательном процессе (по всем возрастным группам).

2. Диагностирование (определение степени активности восприятия музыки 
в разные моменты воспитательно-образовательного процесса)

1. Анкетирование, беседы, наблюдения, интервьюирование.

2. Изучение литературы, культурологической компетентности родителей.

3. Выявление семейного опыта по использованию фоновой музыки.

4. Изучение степени потребности и желания сотрудничать по данному направлению

Ожидаемый результат

1. Пакет диагностических материалов по использованию фоновой музыки.

2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через использование инновационных форм работы.

3. Планирование системы работы по данной теме

Определение уровня музыкальных способностей воспитанников

 

1. Информационное просвещение родителей.

2. Мотивация родителей на активное сотрудничество.

3. Банк данных «Запросы родителей»

Практический этап
Деятельность на втором – практическом – этапе и ожидаемые результаты 

Срок реализации: декабрь 2021 г. – апрель 2022 г. 
Задача: обеспечить применение практических методов использования фоновой музыки в повседневной жизни дошкольника.

Содержание работы

с педагогами

с детьми

с родителями

1. Консультации:  
«Подбор музыкального репертуара и его планирование», «Учет индивидуальных особенностей детей при подборе репертуара».

2. Семинар-практикум «Музыкотерапия».

3. Тренинг «Влияние музыки на умственное и психическое развитие ребенка».

5. Проведение тематических бесед по включению фоновой музыки в образовательный процесс.

6. Подбор фонотеки для каждой возрастной группы.

7. Проведение «Недели музыки».

1. Включение фоновой музыки 
в образовательную деятельность, прогулки, беседы, игры, праздники и развлечения в соответствии с планированием для каждой возрастной группы.

2. КВН «Угадай мелодию»

3. Рисунки детей «Как я вижу музыку»

4. Рассматривание иллюстраций, плакатов, книг, наглядных пособий по музыкальной тематике.

5. Просмотр видеороликов «Мир животных», «Вальс цветов», «Времена года».

6. Совместные с родителями мероприятия с включением фоновой музыки в жизнь дошкольника.

7. Проведение «Недели музыки»

9. Диагностика и оценка промежуточных результатов проекта

1. Совместные с родителями мероприятия с включением фоновой музыки 
в жизнь дошкольника

2. Семинар «Музыка в жизни ребенка».

3. Индивидуальные консультации «Психолого-педагогическое воздействие на ребенка посредством музыки», «Что такое фоновая музыка?».

5. Выставка семейных рисунков «Слушаем музыку».

7. Оформление информационных стендов в каждой группе.

8. Памятки для родителей:

«Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендованных для слушания дома»;

«Лечебная сила музыки»;

«Музыка способна разбудить интеллект».

10. Подбор семейной фонотеки с учетом музыкальных вкусов родителей

Ожидаемый результат

1. Повышение уровня компетентности педагогов в музыкальной деятельности.

2. Улучшение качества проведения воспитательно-образовательного процесса.

3. Обобщение, распространение и презентация опыта работы по данной теме.

1. Появление интереса у детей 
к музыкальной культуре.

2. Систематизация работы по данной теме.

3. Повышение уровня знаний и умений детей на основе использования фоновой музыки в жизнедеятельности воспитанников

1. Повышение музыкальной культуры родителей.

2. Желание родителей участвовать в совместных мероприятиях в ДОУ.

3. Повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество

4. Создание комплексной системы работы по данному направлению

 

 


Заключительный этап.
Деятельность на третьем – заключительном – этапе и ожидаемые результаты 
Срок реализации: апрель 2022 – май 2022 гг. 
Задача: проанализировать эффективность реализации проекта «Мир фоновой музыки». 

Содержание работы

с педагогами

с детьми

с родителями

1. Анализ уровня профессиональной компетентности в музыкальной деятельности.

2. Обмен опытом участников проекта.

3. Обобщение опыта работы по реализации проекта на уровне города, области

1. Сравнительная диагностика умений воспитанников и усвоения ими знаний.

2. Анализ полученных результатов

1. Анкетирование родителей.

2. Награждение грамотами самых активных родителей – участников проекта

Ожидаемый результат

1. Анализ результатов проектной деятельности.

2. Определение проблем и перспектив.

3. Творческое использование фоновой музыки в разных видах деятельности

1. Повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности.

2. Появление интереса к музыкальной культуре.

3. Проявление творческого самовыражения

1. Повышение статуса семейного воспитания.

2. Готовность родителей 
к активному сотрудничеству 
с детским садом


Расписание звучания фоновой музыки в режимных моментах. 

Время звучания

Режимные моменты

Преобладающий 
эмоциональный фон

7:00–8:00

Утренний прием

Радостно-спокойный

8:40–9:00

Настрой на занятия

Уверенный, активный

12:20–12:40

Подготовка ко сну

Умиротворенный, нежный

15:00–15:15

Подъем

Спокойный, оптимистично-просветленный

Включение музыки в образовательную деятельность. 

Форма восприятия музыки

Непосредственно образовательная 
деятельность

Содержание деятельности 
педагога

Активная

Познавательно-исследовательская;

игровая;

музыкальная;

двигательная;

коммуникативная

Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.)

Пассивная

Самообслуживание и элементарная трудовая;

изобразительная;

конструирование, ручной труд;

восприятие художественной литературы;

коммуникативная

Педагог использует музыку как фон 
к основной деятельности,

музыка звучит негромко, как бы 
на втором плане

Примерный репертуар фоновой музыки 

Функция фоновой музыки

Примерный репертуар

Релаксирующая (расслабляющая)

К. Дебюсси. "Облака".

А.П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета.

К.-В. Глюк. "Мелодия".

В.-А. Моцарт. "Реквием".

К. Сен-Санс. "Карнавал животных".

Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада".

И. Брамс. "Вальс № 3".

Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы".

Г.-Ф. Гендель. "Музыка на воде".

К.-В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"

Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение)

Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонт".

И. Брамс. "Венгерский танец № 7".

А. Дворжак. "Славянский танец № 2".

Ф. Лист. "Венгерские рапсодии".

В. Моцарт. "Маленькая ночная серенада".

Э. Григ. "Утро".

И.-С. Бах. "Шутка".

И. Штраус. "Весенние голоса".

Ф. Шопен. "Прелюдии".

Б. Монти. "Чардаш"

Активизирующая (возбуждающая)

П.И. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть.

Л. Бетховен. "Увертюра Эдмонд".

В.-А. Моцарт. "Турецкий марш".

Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28".

М.И. Глинка. "Камаринская".

В.-А. Моцарт. "Турецкое рондо"

Успокаивающая (умиротворяющая)

Ф. Шопен. Прелюдия ми минор.

Т. Альбинони. Адажио для органа и струнных.

М. Глинка. "Жаворонок".

А. Лядов. "Музыкальная табакерка".

К. Сен-Санс. "Лебедь".

Ф. Шуберт. "Серенада".

П.И. Чайковский. "Вальс цветов"

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

И.-С. Бах. "Ария".

А. Вивальди. "Времена года".

С. Прокофьев. "Марш".

Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".

В.-А. Моцарт. "Гроза".

В.-А. Моцарт. Симфония № 40.

Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор.

П.И. Чайковский. "Времена года"



Примерный перечень музыкальных произведений для слушания дома 

Музыка для утреннего подъема

Музыка, настраивающая на занятия

Музыка перед сном

Просыпательная музыка

А. Дворжак. "Славянский танец № 2".

Ф. Лист. "Венгерские рапсодии".

В.-А. Моцарт. "Маленькая ночная серенада".

Л. Бетховен. Увертюра 
"Эгмонт".

Б. Монти. "Чардаш".

Э. Григ. "Утро".

И.-С. Бах. "Шутка".

И. Брамс. "Венгерский танец № 7".

И. Штраус. "Весенние голоса".

Ф. Шопен. "Прелюдии"

А. Вивальди. "Времена года".

С. Прокофьев. "Марш".

И.-С. Бах. «Ария».

П.И. Чайковский. "Времена года".

Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".

В.-А. Моцарт. "Гроза".

В.-А. Моцарт. Симфония № 40.

Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор

Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада".

И. Брамс. "Вальс № 3".

К. Дебюсси. "Облака".

А.П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета.

К.-В. Глюк. "Мелодия".

К.-В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика".

В.-А. Моцарт. "Реквием".

Ш.-К. Сен-Санс. "Карнавал животных".

Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы".

Г.-Ф. Гендель. "Музыка на воде"

П.И. Чайковский. "Вальс цветов".

Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонд".

Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28".

П.И. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть.

М.И. Глинка. "Камаринская".

В.-А. Моцарт. "Турецкое рондо"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мир фоновой музыки"

Как влияет музыка второго плана на ребенка, его умственную активность?...

Фоновая музыка в жизни детского сада.

Фоновая музыка в жизни Детского сада!Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности. Реал...

Фоновая музыка в жизни детского сада

консультация для воспитателей и родителей...

Фоновая музыка в детском саду

Консультация для педагогов...

Консультация для воспитателей "Фоновая музыка в жизни детского сада"

В жизни человека всегда происходит чередование будней и праздников. Праздник в дет.саду - это день, наполненный радостью, весельем, музыкой.Но музыка способна украсить повседневную жизнь детского сада...

Межгрупповой долгосрочный проект «Фоновая музыка как важнейший компонент системы музыкального воспитания в детском саду».

Проблема координации деятельности всех участников образовательного процесса и поиск путей ее решения не теряют актуальности и по сей день. Что может стать фактором наиболее эффективной организац...

Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"

Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...