«Программа воспитания как совокупность воспитательных практик старшего дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)

Гудкова Анна Николаевна

Консультация для педагогов

«Программа воспитания как совокупность воспитательных практик

 старшего дошкольного возраста»

Дойдя до подготовительной группы, мы продолжаем всестороннее воспитание и развитие детей, укреплять их здоровье, совершенствовать физическое развитие. Развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. Развивать способность к анализу и синтезу, самоконтролю, самооценке при выполнении работ. На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родному краю, Родине. Закреплять представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей. Продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие и тд...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Малыш»

г.Данилова Ярославской области

Консультация для педагогов

«Программа воспитания как совокупность воспитательных практик

 старшего дошкольного возраста»

Подготовила: Гудкова А.Н.

2023 г.

Дойдя до подготовительной группы, мы продолжаем всестороннее воспитание и развитие детей, укреплять их здоровье, совершенствовать физическое развитие. Развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. Развивать способность к анализу и синтезу, самоконтролю, самооценке при выполнении работ. На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родному краю, Родине. Закреплять представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей. Продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие. Продолжать совершенствовать все стороны речи; учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей. Готовить детей к обучению грамоте. Продолжать развивать фонематический слух и навыки звукового анализа речи. Развивать художественно-творческие способности детей в различных видах художественной деятельности. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, эстетическую оценку, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, искусству и художественной деятельности. Продолжать формировать интерес к классическому и народному искусству (музыкальному, изобразительному, литературе, архитектуре).Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, умение и желание самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников. Продолжать формировать навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.

Социальное направление воспитания в подготовительной группе

Основная цель социального направления – формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, создание условий для реализации в обществе.

Основные задачи социального направления воспитания:

Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.

Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.

Социальное направление воспитания  проникает во все образовательные области. Нельзя сказать, что занимаясь каким-либо из видов деятельности, дети не вступают во взаимодействие, не поддаются воспитательному воздействию. Воспитание нравственных качеств, этики, культуры поведения происходит постоянно, в процессе выполнения всех режимных моментов. Но наиболее ярко и отчётливо это происходит во время занятия, непосредственной образовательной деятельности (НОД). Планирование НОД невозможно без продумывания педагогом развивающих, образовательных и воспитательных задач. Если на занятии дошкольники научились считать, определять состав числа, делать звуковой анализ, узнали о жизни обитателей пустыни или арктических льдов, но при этом воспитатель не уделил внимание воспитанию чувства доброты, дружбы, взаимопомощи, любви к животным, бережного отношения к природным ресурсам и т. д., то можно сказать, что для детей такое занятие прошло впусту

В старшем дошкольном возрасте происходит не столько формирование, сколько закрепление и углубление знаний, совершенствование навыков и умений. На первый план здесь выходит работа педагога, который, учитывая особенности психического и физического развития детей, усложняет и обогащает содержание их деятельности, тем самым решая и конкретные для данного возраста задачи:

  • Развитие дружеских, доброжелательных отношений между одногруппниками. Педагог создаёт ситуации, где детям нужно проявить умение трудиться, играть, выполнять задания сообща, искать совета у друзей, вместе добиваться результата (победа в командном соревновании, изготовление коллективной поделки, сюжетно-ролевая игра).
  • Обогащение словаря «вежливых» слов, культурного обращения к сверстникам или старшим, закрепление знаний о ситуациях, когда их следует применять.
  • Воспитание уважительного отношения к окружающим, доброжелательности, отзывчивости, умения приходить на помощь и быть благодарным оказавшим помощь людям.
  • Формирование умения оценивать события, поступки, выражать своё отношение к ним, желание следовать положительным моральным эталонам и моделям поведения, осуждать негативные действия окружающих.
  • Одним из важнейших правил в этом возрасте становится всем знакомое «Старших нужно уважать, малышей не обижать». Ведь именно в отношении к слабым, будь то старик или маленький ребёнок, проявляется истинная культура человека.
  • Расширение границ внутреннего «Я» («Я уже не малыш, которого все опекают, заботятся, уступают, я взрослею, должен заботиться о младших, старших, трудиться, помогать родным»).

Воспитание гендерной культуры. И девочек, и мальчиков следует любить и уважать. Воспитатель должен одинаково хорошо относиться ко всем детям. 

Познавательное направление воспитания в подготовительной группе

Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.

Задачи познавательного направления воспитания:

1)   развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;

2)   формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;

3)   приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.).

Направления деятельности воспитателя:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
  • организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
  •     организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.

Физическое и оздоровительное направление воспитания в подготовительной группе

Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.

Задачи по формированию здорового образа жизни:

  • обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;
  • закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
  • укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;
  • формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
  • организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
  • воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.

Направления деятельности воспитателя:

  •  организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
  •  создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
  • введение оздоровительных традиций в ДОО.

Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. 

Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  •    формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи
  •   формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте
    и чистоте тела;
  • формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
  • включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.

Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись в тесном контакте с семьей.

Трудовое направление воспитания в подготовительной группе

Трудовое воспитание. Культурно-гигиенические и навыки самообслуживания у детей старшей группы в целом сформированы и нуждаются лишь в ежедневном закреплении, выработке привыкания к режиму и необходимости вести здоровый образ жизни (делать гимнастику, гулять на свежем воздухе, не сидеть долго за компьютером и т. д.). Всё это пригодится детям и в школе.

  • Очень важно в вопросе режима единство требований семьи и ДОУ, для чего пропаганду здорового образа жизни ведут и с семьями воспитанников, пополняя и своевременно обновляя информацию в уголке для родителей.
  • Труд в природе и общественно-полезный труд выходит на качественно новый уровень: дети учатся распределять трудовые обязанности, работать сообща, проявляют больше самостоятельности в процессе. Чтобы труд приносил дошкольникам удовольствие, необходимо проводить беседу по его результатам, раскрывать детям необходимость выполненных действий, учить видеть полезный для общества результат («Мы польём клумбу, цветы будут долго цвести, и все, кто придёт в наш садик, будут радоваться их красоте»).

Дети подготовительной группы самостоятельно выполняют дежурство, заправляют кровати, ухаживают за комнатными растениями, на занятиях могут сами раскладывать раздаточный материал, самостоятельно прибираются в игровых уголках, на прогулке так же выполняют трудовую деятельность( расчищают участок от снега, листьев, поливают цветы и др.)

Этико-эстетическое направление воспитания в подготовительной группе

В современном мире очень актуальна проблема этико-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, т. к. эстетическое воспитание является важной составляющей гармоничного развития личности ребенка.

 Цель эстетического воспитания : становление у ребенка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка. Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания :

1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;

2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека;

3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;

4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов;

5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности;

6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.

Средствами эстетического воспитания могут выступать : • труд; • природа; • искусство; • окружающая среда; • активная художественная деятельность

Чтобы успешно организовать этико-эстетическое воспитание дошкольникавоспитать такие качества, как вежливость, доброту, милосердие, благородство и т. д. в нашем саду обеспечиваются все необходимые условия:

Так создается развивающая среда, которая является важнейшим условием полноценного эстетического воспитания, она окружает ребенка, и прежде всего это здание детского сада. На территории детского сада находятся участки с ярким оборудованием и зелеными насаждениями. Дети не только видят красоту, но и учатся создавать ее. Дети осознают, что видя красивые цветы, ими не только можно любоваться, но и ухаживать за ними. Эстетика и этика - это два неразрывных понятия и очень важно сформировать у ребенка в дошкольном возрасте понимание фразы: «Чисто не там, где убирают, а чисто там, где не сорят». Например, мы проводим экскурсии по улицам города, часто бываем в парке, знакомимся не только с достопримечательностями, но и воспитываем нормы этико-эстетических норм. Придя в парк, когда дети видят некрасивые вещи: сорваны цветы, сломанные кусты они очень расстраиваются, ведь они осознанно уже понимают, что можно увидеть красоту, даже через совсем крохотный цветочек или веточку но только тогда, когда он живой. Каждый человек хочет жить в красивой и богатой стране, но одного этого не достаточно. Поэтому в нашем детском саду проводятся благотворительные акции например «Берегите елочку».

Так же в детском саду организуем выставки рисунков, аппликации не только для детей, но и для родителей. Каждую неделю темы для выставок меняются, согласно плану.

Немаловажную роль в этико - эстетическом воспитании детей дошкольного возраста играет музыка - одна из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, т. к. она обладает большой силой эмоционального воздействия.

 Особо важная роль в эстетическом воспитании принадлежит народной музыке. Она является мощным средством воздействия при воспитании культуры, формирования позитивного внутреннего восприятия. Поэтому праздники в нашем детском саду проходят по особенному. Ведь самобытность русского народа, должна впитываться ребенком, с самого раннего возраста. Традиционные праздники в народном направлении, например «Осенняя ярмарка»важно все: и украшение зала (расписные платки,рассматривание предметов старины (самовар, печка). Погружаясь в атмосферу старины, дети примеряют на себя роли, знакомятся с бытом русского народа, любуются его особенностями и колоритом. Ребята очень любят этот праздник за красоту и яркость народных костюмов.

Мы с ребятами часто посещаем наш музей им Шарапова, где всегда бывает очень интересно, весело и познавательно, так же посещаем картинную галерею, ходим на выставки, в которых участвуем вместе с детьми, в районный Дом Культуры. В нашем детском саду так же есть мини музей «Русская изба», мини-музей «Дерева», мини-музей «Хлеба».

Патриотическое воспитание детей в подготовительной группе

В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее важен для формирования чувств патриотизма.

Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. В нашей группе я использовала проект, который составляла в прошлом году для подготовительной группы по патриотическому воспитанию «Мы – юные защитники».

Цель проекта:

Расширить представления детей о празднике «День защитника Отечества»;

о воинах Российской Армии.

Задачи проекта:

- дать знания детям о Российской армии, уточнить их представления о роде войск;

- развивать у детей познавательную активность, творческие способности;

- продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине, гордость за нашу                   историю;

- развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект;

- осуществлять гендерное воспитание (мальчики-защитники Родины).

- проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.

Предполагаемый результат 

- повышение у детей знаний о Российской армии;

- проявление у детей интереса к Российской Армии, уважения к Защитникам Отечества;

- стремление детей к совершенствованию физических качеств, к укреплению здоровья;

- стремление детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в рассказах, играх, в исполнении песен и чтении стихов;

-стремление к совершенствованию своих физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость)

С детьми были проведены беседы на темы: «День защитника отечества»; «История возникновения праздника»; «Военная техника»; «Наша армия»,

Целью которых были дать детям представление о защитниках Отечества, закрепить знание о Российской Армии, военной технике. Продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти бывших бойцов.

Провела занятие по рисованию «Богатыри земли русской». Дети упражнялись в изображении фигуры человека, передавая основные пропорции, строение, особенности одеяния и снаряжения.

Так же ребята  создавали военные самолеты из цветной бумаги. Украшали их по своему усмотрению.

Рисовали портреты пап.

Лепили парашютистов

Вместе с детьми мы изготовили подарки для пап ( сумка-открытка со строительными инструментами).

Так же ребята отгадывали загадки про армию, военную технику, читали пословицы и поговорки, былину. Разучивали стихи на патриотическую тему, в итоге был проведен конкурс чтецов, приуроченный к празднику 23 февраля.

Участвовали с детьми в творческих онлайн-конкурсах, где дети заняли призовые места.

В результате у детей появилось больше знаний  и интереса о Русской Армии, о военной технике, о военных профессиях. Увеличилось стремление детей к совершенствованию физических качеств. Проявляется сострадание и любовь к своему народу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа воспитания,обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с индивидуальным нарушением

Разработка индивидуальной программы обучения  воспитания и развития  ребёнка младшего дошкольно возраста с индивидуальными нарушениями....

Учебно - методический комплект по разделу ознакомление с окружающим миром программы «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» по теме «Транспорт».

Комплект  состоит из 3 конспектов -  занятий по теме «Транспорт», презентации, речевых игр с движением, подвижных игр, пальчиковой гимнастики, загадок о транспорте. Данное методическое пособ...

Рабочая программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта

I.Обязательная часть коррекционной  программы .1. Пояснительная записка1.1. Возрастные особенности контингента детей .1.2 Цели и задачи по реализации программы1.3 Принципы и подходы к формировани...

Программа "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"

Основным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста, является воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе закладываются основы умений совместно и дру...

"Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста средней группы (4-5 лет) №1 на 2019 - 2020 уч. год"

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста средней группы (4-5 лет)...

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей третьего года жизни разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Примерной общеобр...

Программа воспитания как совокупность воспитательных практик старшего дошкольного возраста

Дойдя до подготовительной группы, мы продолжаем всестороннее воспитание и развитие детей, укреплять их здоровье, совершенствовать физическое развитие. Развивать познавательные интересы, воспитывать ус...