ТРИЗ для обучения старших дошкольников приемам фантазирова¬ния, придумывания нового объекта и обучения навыку классификации
материал (подготовительная группа)

Самообразование по  ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_samoobrazovanie_g.a._20-21_uch.g.docx550.09 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 1387»

Управления делами Президента Российской Федерации

Самообразование

ТРИЗ  для  обучения старших дошкольников

приемам фантазирования, придумывания нового объекта и  обучения навыку классификации

5 tips to help record and remember children's dreams – Zoonicorn Parent Zone

        

Разработчик:

Бирюкова Г.А.

2020-2021 уч. год

      Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) появилась на свет в пятидесятые годы ХХ столетия благодаря интеллектуальным усилиям отечественного учёного и писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера, который разработал эту концепцию на основе тезиса «творчество во всём» — в постановке вопроса, подаче материала, приёмах и методах работы. Генрих Саулович Альтшуллер был выдающимся учёным, которого отличала доброта и дальновидность. Он опирался на высказывание Л. С. Выготского о том, что ребёнок воспринимает программные моменты обучения в той мере, в какой они соответствуют природе его «я», то есть педагог должен работать в согласии с принципом природособразности. Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста воспитанников.

Фото Альтшуллера Г. С

Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.

Г. С. Альтшуллер

     Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.

 Задачи использования технологии ТРИЗ:

  • развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
  • формирование целостной картины мира;
  • воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;
  • развитие речи, памяти, творческого воображения.

Принципиальное отличие ТРИЗ от общепринятых традиционных методов обучения и воспитания — стремление сформировать эвристический навык самостоятельного поиска ответов на вопросы, обнаружения проблемного зерна задачи, а не автоматического и бездумного воспроизведения алгоритма, предложенного взрослыми.

Алгоритм решения любых задач выстраивается в определённой логической последовательности этапов:

  1. Грамотная формулировка задачи, выявление проблемы (разгадывая загадки, расшифровывая метафоры, дети самостоятельно определяют задачи).
  2. Выявление и осмысление противоречий (хорошо-плохо, добрый-злой).
  3. Определение ресурсов (дети выясняют, что умеет делать объект).
  4. Моделирование различных вариантов решения, разрешение противоречий
  5. Неожиданные, смелые варианты решений.

Достоинства использования элементов ТРИЗ:

  • является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;
  • позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;
  • стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;
  • помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;
  • стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;
  • развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности;
  • помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.

Методы и приёмы ТРИЗ-технологии

Мозговой штурм

Мозговой штурм — из большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются наиболее перспективные с практической точки зрения. Этот метод можно назвать «палочкой-выручалочкой»,  с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации (как спасти Снегурочку, как рисовать без кисточки, как перенести воду в решете и т. д.).

Организация и проведение мозгового штурма:

  1. Подготовительный этап:
  • чёткая и понятная формулировка проблемы,
  • формирование команды участников и распределение ролей,
  • выбор кандидатуры ведущего.
  1. Основной этап. Педагог поощряет творческий азарт и энтузиазм своих воспитанников, не критикует, не оценивает, не ограничивает высказываемые мысли и предложения. Выслушиваются и принимаются к обсуждению даже самые абсурдные и смелые идеи. Содержание основного этапа:
  • разработка,
  • комбинирование,
  • оптимизация идей.
  1. Заключительный этап:
  • критический анализ,
  • оценка,
  • отбор наиболее ценных идей.

Примеры вопросов для обсуждения:

  • как помешать медведю развалить теремок;
  • как исполнить мелодию без музыкальных инструментов;
  • как рассказать сказку без слов;
  •  где найти лето зимой;
  • как не испачкать пол грязными подошвами ботинок.

Синектика

Официально метод был предложен Вильямом Гордоном в начале шестидесятых годов. Цель метода — познакомить с незнакомым, отстраниться от привычного. По мнению автора, развить творческие способности ребёнка помогут аналогии:

  • Эмпатия — перевоплощение в объект проблемной ситуации, отождествление себя с каким-либо персонажем или предметом, передача эмоционального состояния, характера образа. Особенно востребован этот приём во время проведения музыкальных занятий, когда дети исполняют роли весёлых и печальных клоунов в пьесе Д. Кобалевского или под музыку П. И. Чайковского «превращаются» в птичку, радостно встречающую первые весенние лучи, и т. д. Примеры заданий:
  • изобрази повадки кошки во время охоты на воробья;
  • изобрази свою походку в папиных ботинках;
  • представь, что ты котёнок, который очень любит музыку, промяукай мелодию детской песенки.
  • Прямая аналогия — основывается на нахождении буквального сходства природных и технических объектов, например, полёт самолёта и птицы, глубоководное плавание подводной лодки и рыбы.
  • Фантазия — аналогия, возникающая в фантастическом, воображаемом мире, например, счастье — радуга, солнечные лучи, дружба — мостик или цветок и т. д.

Метод каталога

Разработан в тридцатые годы ХХ столетия профессором Берлинского университета Э. Кунце, применяется в развитии навыков творческого сочинительства, когда дети составляют новый зачастую непредсказуемый сказочный сюжет из случайных, выбранных наугад из книги, слов, которые обозначают героев, предметы, действия и т. д.

Метод фокальных объектов

Является логическим продолжением метода каталога. Метод способствует преодолению инертности мышления, развитию фантазии, поскольку перед детьми ставится задача по переносу свойств одного объекта на другой, что, безусловно, ломает стереотипы восприятия. Для игр используются предметные карточки, дети называют характерные признаки этих предметов, затем переносят их на другие предметы.

Примеры:

  • Игра «Сюрприз» (старшая группа). Материалом служат карточки с изображением различных предметов (нарядное платье, детская машинка, яркий мяч, воздушный шарик, кукла, книга и т. д.). Два участника выбирают карточки и называют признаки изображённых объектов, например, «красивая, скоростная машина с автоматическим управлением» или «интересная, большая книга со сказками». Затем преподаватель предлагает детям «обменяться» свойствами и вновь рассказать о своих предметах, но уже с новыми признаками: «У меня красивая книга с автоматическим управлением, которая сама рассказывает сказочные истории. А у меня большая машина для сказочных героев».
  • Игра «Изобретатели» (средняя группа) предлагает малышам сконструировать предметы мебели, технические приспособления, необычные здания, придумать несуществующее фантастическое животное, например, «Зайкаобезьян» — родился в семье зайца и обезьяны, живёт в лесу, быстро бегает, ловко лазает по деревьям, перепрыгивая с ветки на ветку, любит сладкие фрукты и сочные овощи.

Системный анализ (системный оператор)

Метод помогает сформировать целостную картину мира, развивает «многоэкранное» мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта. Значение системного анализа:

  • Помогает разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система); знакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль (снизу вверх) образуют.

Системный оператор

  • Системный оператор. Объект — лисёнок
  • Способствует формированию способности анализировать действия объекта с учётом временной шкалы (прошлое, настоящее, будущее) на уровне системы, подсистемы и подсистемы.

Системный объект (временная шкала)

  • Системный объект (временная шкала). Объект — лук

Пример:

  • Система: заяц.
  • Подсистема: глазки, носик, длинные ушки, мягкие лапки, пушистый хвостик.
  • Надсистема: лесные животные.
  • Прошлое: раньше заяц был маленьким зайчонком, о нём заботилась мама-зайчиха, она кормила его молочком, учила добывать пищу, прятаться от хищных зверей.
  • Настоящее: сейчас заяц взрослый, он красивый, сильный, ловкий и пушистый.
  • Будущее: заяц будет взрослеть, превратиться в старого, мудрого зайца, который будет заботиться о своих внуках.
  • Антисистема: заяц боятся волка, потому, волк охотится на зайца и может его съесть.

В работе со старшими дошкольниками используется расширенный, девятиэкранный вариант приёма «Волшебный экран», для младших дошкольников применяют три или пять элементов, расположенных в горизонтальном или вертикальном ряду. Аналогичным образом можно выстраивать интересный познавательный разговор во время игр и прогулок, например, о том, почему идёт дождь, падают снежинки, появляется радуга, летают птички и бабочки, растут деревья и цветы и т. д.

Как освоить системный анализ: кольца Луллия

Овладеть системным мышлением помогают кольца Луллия — эффективное многофункциональное игровое пособие, которое применяется во всех видах образовательной деятельности (математика, развитие речи, музыкальное воспитание, обучение грамоте) и состоит из трёх вращающихся круговых зон:

  • малый круг — карточки с изображением объектов, участвующих в сюжетно-ролевой игре (сказочных героев, человек, животное, предмет и т. д.);
  • средний круг — атрибуты для игры (волшебная палочка, руль, шприц, нора, гнездо и т. д.);
  • большой круг — действия объектов (спасает принцессу, едет, лечит, бегает и т. д.).

Примеры:

  • Игра «Сказка на новый лад». Раскручиваются два кольца, далее ребёнок моделирует историю, используя случайно выпавшую комбинацию двух карточек (сказочный герой и атрибут сказки). Составить сюжет сказки нужно, рассматривая, например, такие непривычные пары, как Золушка и Золотой ключик, Буратино и сапоги-скороходы, Чебурашка и ковёр-самолёт и т. д.
  • Игра «Кто чей детёныш». Круги с изображением животных и детёнышей. Обсуждается парадоксальная ситуация, например: «Как зайцы будут воспитывать волчонка, а курица лисёнка?».

Морфологический анализ

Морфологический анализ — комбинаторный метод, суть которого предполагает рождение нового оригинального творческого решения или образа путём системного перебора всех теоретически возможных вариантов решения или характеристик объекта. Морфологическая таблица состоит из двух осей координат — горизонтальной (объект) и вертикальной (признаки). Морфологический ящик включает большее количество осевых линий, например, объектов может быть несколько (ребёнок, подросток, старик), расширяется перечень характеристик (одежда, способ передвижения, внешний вид, характер).

Пример: произвольный выбор характеристик даёт очень интересные новые образы, например, Карлсон — симпатичный, послушный ребёнок, одетый в праздничный костюм, проживающий в заколдованном замке и передвигающийся на роликовых коньках. Такая забавная игра открывает новые возможности для детского художественного экспериментирования и развития воображения.

Морфологическая таблица

Морфологическая таблица состоит из двух осей координат — горизонтальной (цветок) и вертикальной (цвет, форма, количество, форма)

Данетка

Скорее игра, чем метод, данетка учит точно и понятно формулировать вопросы, выделять наиболее значимые признаки, систематизировать предметы по общим характеристикам.

Правила: дети отгадывают объект с помощью наводящих вопросов, которые сами же и формулируют, отвечать можно только «да» или «нет». Первоначально ставятся вопросы общего характера (это человек, животное, механизм, растение и т. д.), затем более направленные и уточняющие.

 «Золотая рыбка»

Метод учит разграничивать мир реальный и фантастический, видеть взаимопроникновение и переплетение двух этих миров. Анализ сказки с точки зрения разделения реальных и фантастических событий:

  • старик забросил невод и вытащил рыбку — реальная ситуация;
  • поймал говорящую Золотую Рыбку — нереально, поскольку аквариумные рыбки в море не живут.

Гипотеза: на палубе судна, совершающего кругосветное плавание, разбился аквариум, и золотая рыбка попала в море. Таким образом, гипотеза помогает перешагнуть из сказочной, фантастической ситуации в реальную.

Типовые приёмы фантазирования — освоиться в мире фантазии ребёнку помогают шестеро верных друзей-волшебников, которым под силу взрослого превратить в малыша, камень преобразовать в человека или животное, отправиться в путешествие на машине времени, соединить осколки разбитой вазы.

Моделирование маленькими человечками

Моделирование маленькими человечками развивает понимание сути природных явлений, состава вещества. Сказочные персонажи в разных веществах ведут себя по-разному, например, в твёрдых телах они неразлучны, неподвижны и крепко прижимаются друг к другу, в жидких — находятся рядом друг с другом, но не так близко, наконец, в газообразных — очень шаловливые и постоянно двигаются. Следовательно, путём экспериментирования дети приходят к выводу о том, что когда вода превращается в лёд, человечки меняют свой характер и поведение.

Моделирование маленькими человечками

Моделирование маленькими человечками ценно своей простотой и наглядностью

Занятия по технологии ТРИЗ в детском саду

Каждый педагог заинтересован в том, чтобы детям на занятии было не скучно, а задания они выполняли максимально осознанно, проявляя при этом самостоятельность и творческое начало.

Виды занятий:

  • Развитие творческого воображения — импровизация, сказкотерапия, игровые ситуации. Во время занятий активно практикуются как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
  • Изобразительная и практическая деятельность
  • Комплексное занятие (музыкальное, развитие речи, формирование математических представлений, окружающий мир)

План ТРИЗ-занятия

Занятие по технологии ТРИЗ проводится в таких же временных рамках (15 минут — младшая группа, 20 минут — средняя, 25–30 минут — старшая и подготовительная), что и традиционное и по аналогичной структуре, но наполнение этапов отличается специфическими заданиями и упражнениями, соответствующими логике решения изобретательских задач.

  1. Этап первый (вводный, мотивирующий) – пробуждение интереса, выявление проблемы, постановка задачи, формулирование темы занятия. Инструментарий: морфологический анализ, синектика (подсказки в форме метафор, загадки, элементы театральной инсценировки).
  2. Этап второй (основной) – уточнение противоречий, выяснение ресурсной базы с помощью игр, моделирование возможных вариантов решения с помощью приёмов методики ТРИЗ.
  3. Этап третий (рефлексия) — выбор оптимального решения, самооценка и самоанализ (Чем занимались? Что нового узнали? Что получилось, а что нет?), отслеживание логической цепочки рассуждений. Инструментарий: введение в работу элемента системного оператора, использование морфологического анализа.

Комплекс занятий в подготовительной группе будет основан на методических материалах специалистов-тризовцев по обучению дошкольников и младших школьников: И. Я. Гуткович, А. В. Корзун, И. Н. Мурашковской, С. Н. Ладошкиной, А. А. Нестеренко, А. М. Страунинг, Т. А. Сидорчук, Н. В. Рубиной, М. Н. Шустермана, а также авторской разработки С. И.Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений». Данное пособие представляет собой практический материал по системному использованию ТРИЗ-технологии в детском саду, опробированный в дошкольных учреждениях № 10 и 163 Гомеля.  

Содеожание программы предполагает обучение приемам фантазирования, придумывания нового объекта, обучение навыку классификации (методика Т. А. Сидорчук).

Предполагаемые результаты:

В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении.

Календарно – тематическое  планирование

месяц

тема

Цели

сентябрь

1

Прием фантазирования «Дробление — объединение» (2)

развивать аналитико-синтетические умения; познакомить с приемом фантазирования «дробление — объединение»; развивать воображение.

2

Метод фокальных объектов (МФО)(3)

познакомить с игрой «Да-нетка»; систематизировать представления о свойствах объектов, развивать умение пере носить свойства с одного объекта на другой; развивать фантазию

3

Прием фантазирования «Увеличение — уменьшение» (4)

познакомить с приемом фантазирования «увеличение - уменьшение»; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций; воспитывать умение сопереживать; формировать коммуникативные навыки.

октябрь

4

Свойства и признаки (5)

развивать пространственное воображение; систематизировать знания о признаках объектов; обучать навыкам классификации; развивать фантазию, умение переносить признаки с одного объекта на другой;

5

Развитие ассоциативности (6-7)

активизировать мышление детей; систематизировать знания об объектах круглой формы; развивать ассоциативное мышление

6

Прием фантазирования «Оживление» (8)

познакомить с приемом фантазирования «Оживление»; активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазирование

ноябрь

7

Волшебник Времени (9-10)

познакомить с приемом фантазирования «Изменение времени»; развивать диалектичность и вариативность; систематизировать знания о сезонных изменениях в природе; развивать воображение

8

Морфологический анализ (11)

активизировать мышление детей; развивать воображение систематизировать знания детей о составных частях объекта и их вариантах;

9

Прием фантазирования «Наоборот» (12)

познакомить с приемом разрешения противоречий «наоборот»; активизировать словарный запас с использованием антонимов; развивать чувство юмора, воображение

декабрь

10

Прием фантазирования «Бином фантазии» (13)

познакомить с приемом фантазирования Джанни Ро-дари «Бином фантазии»; активизировать словарный запас; развивать тактильную память, воображение

11

Рассказ по картинке: аналитико-синтетические виды работы (15)

формировать аналитические умения; активизировать словарный запас путем составления предложений; развивать память, наблюдательность; активизировать восприятие за счет использования различных органов чувств

12

«Системный оператор» (16)

развивать внимание, наблюдательность; обучать построению причинно-следственных цепочек; развивать навыки прогнозирования и фантазирования

январь

13

Выразительные средства речи (17 А)

активизировать словарный запас; обучать навыкам сравнения; систематизировать представления о признаках объектов

14

«Комплименты»  (17 Б)

научиться придумывать комплименты вначале окружающим людям, затем предметам, явлениям, событиям.

февраль

15

Прогнозирование: объект «больница» (19)

развивать диалектическое мышление; познакомить с приемами прогнозирования; развивать воображение; ориентировать детей на здоровый образ жизни

16

Прогнозирование: объект «самолет» (20)

обучать алгоритму сочинения загадок по признакам; развивать диалектическое мышление; формировать навыки прогнозирования и фантазирования; развивать внимание

17

Фантазирование (объект «магазин») (21)

активизировать мышление детей; развивать диалек-тичность и вариативность мышления; развивать внимание; систематизировать знания детей о товарно-денежных отношениях

март

18

Фантазирование: эвроритм (объект: велосипед) (22)

активизировать интерес детей; развивать диалектичность и вариативность мышления; формировать умение выстраивать причинно-следственные цепочки; развивать внимание

19

Фантазирование: эвроритм (объект: мороженое) (23)

обучать навыку составления определений; развивать диалектичность и вариативность мышления; развивать внимание и наблюдательность; развивать воображение.

20

Обобщающее занятие по придумыванию новых объектов (24)

обобщить различные способы придумывания нового: приемы прогнозирования, эвроритм, прием «универсализация — специализация».

21

Понятие о классификации (25)

систематизировать знания детей о различных классификациях; научить использовать прием «сужение круга поиска» при отгадывании; развивать абстрактное мышление.

22

Классификация животного мира (26)

систематизировать знания об отличительных признаках представителей животного мира; развивать умение сравнивать и обобщать; формировать навыки выделения существенных признаков; развивать внимание.

23

Сочинение сказок про животных (27)

активизировать мышление детей; систематизировать знания детей о сказочных животных; развивать логическое мышление; развивать воображение

май

24

Классификация растительного мира

систематизировать знания детей о растениях; развивать умение переключать внимание; развивать логическое мышление; формировать навыки самостоятельного проведения классификации.

25

Обобщающее занятие за год

Закрепить знания детей, полученные на занятиях в течение года.

Литература:

  1. Гин Светлана Ивановна Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.
  2. Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение./Сост. А. Б.Селюцкий. Петрозаводск, 1991.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
  4. Гин С. И. Мир фантазии. М., 2000.
  5. РодариДж. Грамматика фантазии. М., 1978.
  6. Сидорчук  Т.А. Методика формирования классификационных навыков. Практическое пособие.  М. АРКТИ, 2010
  7. Шустерман М. Н. Новые приключения Колобка. М., 1993.
  8. https://melkie.net/metodicheskie-razrabotki/triz-tehnologiya-v-detskom-sadu.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи на тему: Поможем Красной Шапочке и бабушке (придумывание нового конца сказки)

p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120%; } 1. Научить детей придумывать свой конец знакомой сказки.I уровень – самостоятельно;II уровень – с помощью воспитателя.2. Уметь отображать придуманн...

Набор карточек для формирования навыка классификации предметов по сходным признакам

Этот материал можно использовать на индивидуальных занятиях, а также в качестве олимпиадных заданий. Карточки можно разрезать....

Придумывание фантастических объектов

Коллаж "Фантастический транспорт"....

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Поможем Красной Шапочке и бабушке (придумывание нового конца сказки)

1. Научить детей придумывать свой конец знакомой сказки.I уровень – самостоятельно;II уровень – с помощью воспитателя.2. Уметь отображать придуманный рассказ в рисунке, грамматически правильно с...

Формирование навыков классификации у детей дошкольного возраста

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу классификации объектов материального мира и сужения поля поиска с помощью отсечения несущественных признаков....

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе. Тема "Формирование умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования"

Программное содержание:1.    Выявить свойства глины и камня. Продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем се...

Конспект ОД по речевому развитию "Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» с элементами придумывания новой концовки"

Конспект ОД по речевому развитию "Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»  с элементами придумывания новой концовки"...