Формы взаимодействия с родителями
статья

Формы взаимодействия с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_vzaimodeystviya_s_roditelyami.docx126.75 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ. Программа взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников детского сада «Семья - дом радости и общения»

Опыт показывает, что более успешнее коррекционная работа с детьми с ОНР проходит благодаря доверительным отношениям учителя-логопеда и родителей и их активного участия в жизни детей.
Цель: Повышение эффективности коррекционной работы с ребенком через формирование субъектной позиции родителей
Задачи:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка.
2. Пробудить у родителей интерес и желание заниматься со своим ребенком дома.
3. Повысить грамотность родителей в области коррекционной педагогики, логопедии.
4. Вооружить родителей определенными простыми умениями, методами и приемами преодоления речевых нарушений для эффективной домашней коррекции речи.
5. Разработка и реализации индивидуального плана речевого развития ребенка.

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольном учреждении создаются условия, которые соответствуют ФГОС, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, они участвуют:
C:\Users\User\Desktop\slide_03.jpg
         

 Так же выделим отдельный способ взаимодействия - это различные социальные сети : платформа телеграм, ВК (контакт), ZOOM  и др.

Чтобы работа протекала плодотворно и эффективно с положительной динамикой развития детей дошкольного возраста, необходимо эту работу систематизировать. Для этого мы разработали 3 структурных блока взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников детского сада.

3 Структурных блока:
- Просветительский блок
- Коррекционная работа
- Консультативный блок

Просветительский блок

Содержание работы: ознакомление с основными закономерностями и индивидуально-психическими особенностями развития ребенка, с фактами и причинами, обусловившими нарушения онтогенеза.
Формы работы:
- родительские собрания;
- общие консультации;
- информационные стенды, листы, папки передвижки, памятки, шпаргалки для родителей,
- информация на сайте.

Консультативный блок

Содержание работы: вооружение родителей конкретными знаниями и умениями, необходимыми для коррекционной работы с их ребенком, включение их в активную работу.
Формы работы:
- индивидуальные консультации родителей с учителем -логопедом,
- индивидуальные консультации родителей со специалистами: психолог, психоневролог, медицинские работники,
- консультирование на совместных консилиумах образовательного центра «Кругозор»,
- телефонные консультации,
- информационные письма,
- открытые занятие с ребенком, показ профиля звука.

Коррекционная работа:

Содержание работы: формирование речевого и физиологического дыхания, развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха, правильного звукопроизношения и чистой связной речи
Формы работы:
- занятия с ребенком, домашние задания на закрепление произношения звука,
- составление рассказов, заучивание стихов,
- подготовка ребенка к публичному выступлению, презентации и т.д.

Принципы взаимодействия с родителями:

Сотрудничество: родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет, а не наставления и указания.
Планирование: не беседовать с родителями второпях, на бегу; если кому-то из нас некогда, договориться о встрече на другое время.
Доброжелательность: разговаривать спокойным тоном, не стараться поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
Успешность: поддерживать их уверенность в собственных возможностях.
Активное слушание: уметь терпеливо слушать. Давать родителям возможность высказаться.
Основательность: не спешить с выводами, хорошо обдумать услышанное.
Конфиденциальность: то о чем поведали родители, не должно сделаться достоянием других родителей, педагогов.
Конструктивность: каждая встреча должна заканчиваться конкретными рекомендациями для родителей.
Честность: если я в чем-то некомпетентна, я должна извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией в другое место.

Из нашего опыты работы наметили план работы на год.

Работа проводилась и проводится в два этапа.

I ЭТАП : Работа с родителями детей младшего возраста:
1. Анкетирование родителей: привлечение внимания родителей к речи детей, выяснение позиции родителей.
2. Диагностика: определение уровня речевого развития детей, соответствие его возрастной норме.
3. Консультация «Развитие речи детей»: педагогическое просвещение родителей, формирование их субъектной позиции, экспресс диагностика.
4. Индивидуальное обследование ребенка учителем-логопедом: поддержание ответственного отношения родителей к речи своего ребенка, определение уровня актуального развития.
5. Индивидуальная консультация: просвещение родителей, практические рекомендации по речевому развитию ребенка.
6. Индивидуальные занятия с ребенком: развитие речевого аппарата, компонентов речи, постановка звуков.
7. Работа с детьми группы-риска: активизация родительской позиции, педагогическое просвещение.
8. Информация на Сайте ДОУ: педагогическое просвещение родителей.
9. Раздаточный материал: педагогическое просвещение родителей.
10 . Стендовая информация: педагогическое просвещение родителей.
11. Заочные консультации: педагогическое просвещение родителей.
12. Информация в книге для родителей: педагогическое просвещение родителей.
Мы получили следующие результаты I этапа:
- Возрастает педагогическая грамотность родителей.
- Родители занимают активную позицию по отношению к речи своего ребенка.
- Речь части детей подходит к возрастной норме.
- У части детей происходит улучшение произношения.
- Сокращается количество детей нуждающихся в услугах логопеда.
II ЭТАП: Работа с родителями детей старшего возраста
1. Подготовка к ППк: обследование детей направление к специалистам, определение уровня развития всех сторон речи.
2. Совместный анализ раннего развития ребенка: анализ медицинских документов, выяснение причины появления речевых нарушений.
3. Индивидуальная консультация по речевому развитию ребенка: уточнение родительской позиции, выяснение социальной ситуации, рекомендации учителя-логопеда, планирование дальнейшей совместной работы.
4. Повторное обследование: уточнение звукопроизношения, выявление изменений.
5. Индивидуальная консультация по речевому развитию ребенка: уточнение диагноза, планирование дальнейшей совместной работы, конкретные рекомендации по развитию речевого дыхания, артикуляционного аппарата и т.д.
6. Родительское собрание: педагогическое просвещение родителей, знакомство со структурой коррекционной работы.
7. Индивидуальные консультации по динамике речевого развития: динамика речевого развития, педагогическое просвещение родителей, конкретные рекомендации по автоматизации, по развитию психический процессов (памяти, внимания, связной речи и т.д.), направление к узким специалистам и т.д.
8. Работа с индивидуальными тетрадями детей: памятка для родителей, план коррекционной работы, комплексы артикуляционной гимнастики, упражнения на дыхание, тексты для автоматизации, работа над лексическими темами, развитие связной речи.
9. Открытые логопедические занятия: показ практической детской речевой деятельности.
10. Подготовка детей к утренникам и конкурсам: работа над произношением, просодикой: интонацией, темпом, ритмом и т.п.
11. Информация на Сайте ДОУ: педагогическое просвещение родителей.
12. Раздаточный материал: педагогическое просвещение родителей.
13. Стендовая информация: педагогическое просвещение родителей.
14. Заочные консультации: педагогическое просвещение родителей.
15. Промежуточное обследование ребенка: уточнение звукопроизношения, выявление изменений.
16. Итоговое обследование ребенка: уточнение звукопроизношения, выявление изменений.
17. Подготовка к ППк: подготовка документации, подготовка детей.
18. ППк: присутствие родителей при зачислении.
19. Родительское собрание: результат речевого развития, стратегия работы на летний период.
20. Рекомендации на лето: творческие рассказы, сочинение стихов, сказок, работа по автоматизации и звукопроизношению.
Также запланирована работа с родителями, дети которых не зачислены в коррекционную группу:
1. Обследование ребенка: направление к специалистам, определение уровня развития всех сторон речи.
2. Первичная индивидуальная консультация по речевому развитию ребенка: уточнение родительской позиции, выяснение социальной ситуации, рекомендации учителя-логопеда, планирование дальнейшей совместной работы.
3. Поэтапное консультирование: педагогическое просвещение, конкретные рекомендации по развитию речевого дыхания, артикуляционного аппарата, формированию звукопроизношения и т.д.
4. Итоговое обследование: уточнение звукопроизношения, выявление изменений.
Необходимый список документов для работы:
- Тетрадь регистрации детей нуждающихся в коррекционной помощи;
- Протокол обследования;
- Речевая карта;
- Индивидуальный план речевого развития ребенка;
- Профиль звукопроизношения;
- Тетрадь регистрации индивидуальных консультаций;
- Протоколы родительских собраний;
- Сведения о родителях;
- Индивидуальные тетради.

Любая работа имеет свои специфические особенности и трудности. В нашем случае трудно убедить родителей:
- в необходимости их участия в коррекционной работе;
- взять на себя ответственность за развитие своего ребенка;
- поддерживать активную позицию в течение всего времени коррекционной работы;
- в необходимости назначенного врачом лечения.
По завершению второго этапа мы получили следующие результаты:
1. Изменилась позиция большинства родителей по отношению к речевому дефекту своего ребенка.
2. Установлены партнерские отношения между родителями и педагогами детского сада.
3. Организовано сотрудничество учителя-логопеда и родителей.
4. Повысилась грамотность родителей в области коррекционной педагогики.
5. Возрос контроль родителей над произношением своих детей.
6. Повысилось качество коррекционной работы: уменьшилась длительность этапов коррекционной работы, возросла осознанность и интерес детей к собственной речи, стремление говорить грамотно и красиво.
7. Возросла значимость речевого развития в сознании родителей.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

И, наконец, последнее. Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мостик понимания между родителями и педагогами". Формы взаимодействия с родителями.

Выступление педагога-психолога по улучшению взаимодействия между педагогами и родителями...

Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"

Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...

Новые формы взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ. Дистанционная музыкальная гостиная для родителей «Содружество» группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста.

Важным в дошкольном образовании  является  согласованность  совместной работы родителей и педагогов. Начиная с самого первого знакомства с родителями детей, посещающих группу кратк...

Работа с родителями. "Семейный клуб в ДОУ как форма взаимодействия с родителями"

https://cloud.mail.ru/public/4eJo/L52TyiiLsПроблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Приобретает  порой обостренный характер. Непонимание ме...

Презентация опыта работы с родителями. Формы взаимодействия с родителями

Формы  взаимодействия ДОУ с родителями.(Доклад на МО заведующих)  1 слайдФедина Ирина Петровна, заведующийМБДОУ детского сада с.ДормидонтовкаВяземского муниципального районаХабаровского края...

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

Презентация педагогической практики в форме Олимпийских игр («Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников»)

Организация эффективного взаимодействия педагогов группы с родителями на основе использования информационно - коммуникационных технологий, с целью решения актуальных  вопросов воспитания и развит...