психологические показатели готовности детей к школьному обучению
методическая разработка (подготовительная группа)

Анна Алексеевна Чепкая

Специфические показатели (характеристики)

психического развития детей дошкольного возраста


Показатель
(характеристика)


Направленность


Методические средства

 (методики, тесты)


Развитие перцептивных действий
Овладение сенсорными эталонами (формы, цвета, величины и др.)
Сформированность пространственных отношений (операции сериации)
Объединение элементов в целостный образ


Восприятие
 


«Коробочка форм»,
«Вкладыши»,
«Пирамидка»,
«Мисочки»,
«Конструирование по образцу»,
«Включение в ряд»,
«Эталоны»,
«Разрезные картинки»,
«Перцептивное моделирование»


Ориентировка в предметных действиях
Способы ориентировки


Наглядно-
действенное
мышление


«Коробочка форм»,
«Мисочки»,
«Пирамидка»,
«Матрешка»


Развитие модельных действий (моделирование)
Анализ образца
Образная форма мыслительной деятельности (образное кодирование)
Овладение зрительным синтезом
Развитие ориентировочных действий

 


Наглядно-
образное
мышление
 


«Рыбка»,
«Разрезные картинки»,
«Пиктограмма»,
«Перцептивное моделирование», «Рисунок человека»,
«Схематизация»,
«Недостающие детали»


Овладение действиями обобщения и классификации (простые логические отношения)
Овладение действием систематизации (сложные логические отношения)
Знаковая форма мыслительной деятельности (знаковое кодирование)


Логическое
мышление
 


«Классификация по заданному
принципу»,
«Свободная классификация»,
«Самое непохожее»,
«Систематизация»,
«Пиктограмма»,
«Исключение четвертого»
 


Отражение логической последовательности в речевой форме
Установление причинно-следственных связей
Развитие последовательного (логического) рассуждения


Словесно-
логическое
мышление
 


«Дополнение фраз»,
«Последовательность
картинок»
 


Развитие связного рассказывания
Объем активного словаря
Логопедические дефекты


Активная речь
 


«Вопросы по картинкам»,
CAT (Child Apperception Test — Детский апперцептивный тест),
«Последовательность картинок»

 


Показатель
(характеристика)


Направленность


Методические средства

(методики, тесты)


Сформированность игровых
действий:
замещение и манипуляция
принятие и удержание роли
Выстраивание цепочки игровых действий (сюжета)


Игра в контексте мышления
и воображения
 


«Свободная игра»,
«Игровая комната», наблюдение за игровой деятельностью
(игры с правилами, сюжетно-ролевые игры, предметно-манипуляционные)


Образная и вербальная креативность
Беглость, гибкость, оригинальность


Творческое воображение


«Дорисовывание фигур», «Рисунок несуществующего животного»,
«Три желания»,
«Назови картинку»,
«Что может быть одновременно»


Овладение координацией движений
Общая двигательная активность
Разработанность пальцевой и кистевой техники
Наличие ведущей руки (позиции)


Крупная и мелкая моторика
 


«Играв мяч»,
«Повтори за мной»,
«Бирюльки»,
свободные движения (походка, бег), свободный рисунок
 


Преобладающий тип внимания
Объем и устойчивость внимания


Внимание
 


«Найди такую же», «Коррективная проба»
(детский вариант)
 


Социальный статус
Конфликтность
Коммуникативные предпочтения
Семейные и партнерские взаимоотношения
Формы и средства общения


Общение


«Два дома»,
«Рисунок семьи»,
«Игровая комната», «Дополнение фраз»,
CAT,
«Рисунок человека», «Социометрия»


Самооценка и уровень притязаний
Ценностные ориентации
Устойчивость, направленность и осознанность мотивов
Потребность в самоактуализации
Личностные черты и качества
Эмоциональные особенности (экспрессивные и импрессивные)


Личность


«Лесенка»,
«Семь карточек», «Эмоциональное лото»,
CAT,
«Рисунок человека», «Дополнение фраз»,
«Три желания»,
тест Розенцвейга
(детский вариант),
«Пиктограмма»


Механическое запоминание
Опосредованное запоминание


Произвольная память


«10 предметов»,
«10 слов»,
«Пиктограмма»

 

 

Неспецифические показатели (характеристики)

психического развития детей дошкольного возраста


Показатель (характеристика)


Направленность


Метод диагностики


Упорядоченность действий
Принятие и удержание задачи
Целенаправленность действий


Организация деятельности
Произвольная регуляция


Наблюдение и методики «Пиктограмма», «Корректурная проба»


Скорость (быстрота) выполнения действий


Темп деятельности
 


Наблюдение
 


Устойчивость работоспособности (длительной и непрерывной деятельности)


Стеничность (психоэнергетический тонус жизнедеятельности)
 


Наблюдение
 


Способность к самореализации

 (способы)


Личностная активность
 


Наблюдение и методики «Пиктограмма», «Корректурная проба»


Предпочтение предметных задач, вычленение предметных отношений, ценность достижения результата
Предпочтение общения с взрослым (коммуникативная зависимость), ориентация на оценку деятельности
Фиксация на собственных переживаниях (рефлексивность), ориентация на одобрение


Личностная направленность
 


Наблюдение
 


Преобладание (устойчивость) эмоционально окрашенных состояний


Эмоциональный фон
 


Наблюдение
 


Скорость возникновения и прекращения эмоциональных реакций (эмоционального реагирования)
Легкость перехода контрастирующих эмоций в нейтральное состояние


Эмоциональная лабильность
Пластичность
 


Наблюдение
 


Проявление ситуативной реактивности, эмоциональной заторможенности и эмоциональной возбудимости в эмоциональных состояниях


Характер эмоциональных проявлений
 


Наблюдение
 


Реакции на ситуацию обследования (взаимодействия)


Ситуативное общение
 


Наблюдение
 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция для педагогов на тему: "Психологическая готовность детей к школьному обучению"

Лекция в интересной форме даёт полный ответ на вопрос "Что такое психолгическая готвность к школьному обучению?" Материал можно использовать для просветительской работы с педагогами и родителями....

" Психологическая готовность детей к школьному обучению"

Цель:Познакомить  с составными компонентами психологической готовности ребенка к школе:Интеллектуальная готовность; Личностная и мотивационная готовность; Волевая готовность; Способствовать повыш...

Определение психологической готовности детей к школьному обучению.

Памятка для родителей по психологической готовности детей к школьному обучению....

Психологическая готовность детей к школьному обучению глазами родителей.

Как понимают эту проблему родители?  Данные социального опроса. Анализ ответов и рекомендации психолога родителям и воспитателям...

Психологическая готовность детей к школьному обучению

Психологическая и речевая готовность к школьному обучению. В презентации представлены рекомендации по  психологической готовности детей к школе, а также речевой готовности. Представлены материалы...