«Современные подходы к организации работы с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательного учреждения»
учебно-методический материал

Майорова Татьяна Вячеславовна
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость выстраивания планомерной, систематической работы дошкольной организации с семьями для гармоничного развития детей. При этом важно понимать, что признание приоритета семейного воспитания (а это утверждает и Семейный кодекс, и новый Закон об образовании в Российской Федерации) потребует совершенно иных отношений семьи и образовательного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» и предусматривают общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, и осуществление совместной деятельности детского сада и семьи по воспитанию, обучению и развитию детей. С этой точки зрения, наша цель — сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей, вовлечь их непосредственно в образовательную деятельность. В нашем образовательном учреждении непосредственнная работа с родителями ведется в трёх направлениях: • работа по ознакомлению педагогов с системой инновационных форм взаимодействия с родителями; • повышение педагогической культуры родителей; • информационно - аналитическое, которое включает в себя «вовлечение родителей в образовательный процесс». Использование новых форм работы с родителями воспитанников позволило нам изменить характер взаимодействия образовательного учреждения и семьи, вовлечь их в педагогический процесс. С целью выявления запросов и ожиданий родителей и педагогов нами было проведено анкетирование. В целом, и родители, и педагоги высоко оценили деятельность образовательного учреждения по организации работы с родителями, однако не все они удовлетворены характером взаимодействия. Педагоги от родителей ожидают большего, родители же, наоборот считают, что педагоги делают для них достаточно, но при этом они нуждаются в квалифицированной помощи специалистов. Перед нами возникли вопросы: «Как же вызвать интерес родителей к совместной работе? Как вовлечь семью в совместный воспитательный процесс? Решению проблемы, по нашему мнению, способствует совместная и коллективная творческая деятельность всех участников образовательного процесса. Одной из форм организации данного вида взаимодействия стали тематические недели. Их организацией и проведением руководит творческая группа, в составе которой находятся музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, педагоги, родители. Нами были разработаны и организованы тематические недели: «Неделя Книги», «Зимние посиделки», «Масленица», «Весенняя неделя добра», «Все мы пешеходы», «Неделя добра и милосердия», «При солнышке светло, при матушке добро», «Неделя музыки», «Неделя здоровья», «Олимпийская неделя». Тема недели определяется исходя из анализа работы учреждения, годовых задач, желания детей и родителей. Таким образом, организация тематических недель даёт положительные результаты: меняется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел образовательного учреждения и незаменимыми помощниками педагогов. Всей своей работой педагоги доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно, так как это необходимо для развития их собственного ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные подходы к организации работы с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательного учреждения»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость выстраивания планомерной, систематической работы дошкольной организации с семьями для гармоничного развития детей.

           При этом важно понимать, что признание приоритета семейного воспитания (а это утверждает и Семейный кодекс, и новый Закон об образовании в Российской Федерации) потребует совершенно иных отношений семьи и образовательного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» и предусматривают общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, и осуществление совместной деятельности детского сада и семьи по воспитанию, обучению и развитию детей.

         С этой точки зрения, наша цель  — сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей, вовлечь их  непосредственно  в образовательную деятельность.

В нашем образовательном учреждении непосредственнная работа с родителями  ведется в трёх направлениях:

  • работа по ознакомлению педагогов с системой инновационных форм взаимодействия с родителями;
  • повышение педагогической культуры родителей;
  • информационно - аналитическое, которое включает в себя  «вовлечение родителей в образовательный процесс».

  Использование новых форм работы с родителями воспитанников позволило нам изменить характер взаимодействия образовательного учреждения и семьи, вовлечь их в педагогический процесс.

  С целью выявления запросов и ожиданий родителей и педагогов нами было проведено анкетирование. В целом, и родители, и педагоги высоко оценили деятельность образовательного учреждения по организации работы с родителями, однако не все они удовлетворены характером взаимодействия. Педагоги от родителей ожидают большего, родители же, наоборот считают, что педагоги делают для них достаточно, но при этом они нуждаются в квалифицированной помощи специалистов.

          Перед нами возникли вопросы: «Как же вызвать интерес родителей к совместной работе? Как вовлечь семью в совместный воспитательный процесс?

          Решению проблемы, по нашему мнению, способствует совместная и  коллективная творческая деятельность всех участников образовательного процесса. Одной из форм организации данного вида взаимодействия стали тематические недели. Их организацией и проведением руководит творческая группа, в составе которой находятся музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, педагоги, родители. Нами были разработаны и организованы тематические недели: «Неделя Книги», «Зимние посиделки», «Масленица», «Весенняя неделя добра», «Все мы пешеходы», «Неделя добра и милосердия»,  «При солнышке светло, при матушке добро», «Неделя музыки», «Неделя здоровья», «Олимпийская неделя». Тема недели определяется исходя из анализа работы учреждения, годовых задач, желания детей и родителей.  

          С содержанием тематической недели заранее знакомятся все участники образовательного процесса через яркие объявления и анонсы. Подготовка ведется в течение двух, трех недель. Участниками являются воспитанники детского сада с ограниченными возможностями здоровья, поэтому каждое мероприятие разрабатывается с учетом возрастных и коррекционных особенностей детей. Творческая группа (педагоги и родители) разрабатывает сценарий открытия и закрытия недели, конкурсные задания для детей и их родителей, маршрутные листы. Вместе с детьми, родителями педагоги готовят концертные номера в соответствии с темой недели и различные поделки для выставки. В конце недели проходит итоговое мероприятие, в которых участвуют и дети, и педагоги, и родители.  Окончательным итогом тематической недели является представление электронной презентации, видеоотчёт о проведённой недели, в которых принимают участие родители совместно с педагогами.

В рамках проведения недель нами используются  следующие формы взаимодействия:

  • интегрированная образовательная деятельность с участием родителей;
  • работа с родительским комитетом образовательного учреждения;
  • выставки детских работ, изготовленные вместе с родителями;
  • совместное создание предметно-развивающей среды с учетом современных требований;
  • участие родителей в организации и проведении праздников, развлечений;
  • беседы и консультации с детьми и родителями;
  • совместное оформление к праздникам и развлечениям;
  • семинары-практикумы, круглые столы.

При подготовке тематической недели мы проводим нетрадиционное родительское собрание (круглый стол) (например,  «Посидим мирком поговорим ладком»). Целью его проведения состоит не в монологе, а в диалоге между педагогами и родителями.  Часто используем, по итогам проводимых совместных мероприятий, видеозаписи деятельности детей; эпизоды, фрагменты занятий, участия в мероприятиях, выступлениях; оформляем стенды с детскими работами, снимками (из жизни группы); вручаем грамоты и благодарности семьям за активное участие и содействии в развитии и воспитании детей.

Особенностью тематических недель является организация интерактивных форм взаимодействия с семьёй.

Такие  технологии  позволяют:

  • работать педагогам с родителями в более  комфортных условиях;
  • процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;
  • каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег.

Представляем свой опыт работы на примере одной из тематической недели:

«Неделя добра и милосердия»

Цель: Создание единого образовательного пространства для сопровождения ребенка-инвалида, его гармоничного развития в условиях ОУ и семьи, адаптации и интеграции в жизнь общества.

Задачи:

1. Способствовать формированию у воспитанников  гуманного отношения к детям-инвалидам.

2. Содействовать сохранению психологического здоровья детей, развитию их

эмоциональной и познавательной сферы.

3. Создать условия для вовлечения детей в досуговую деятельность образовательного учреждения.

4. Обеспечить консультационную помощь родителям, воспитывающим детей-инвалидов, посещающих образовательное учреждение.

Творческая группа: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители педагоги

№№п/п

Наименование  мероприятия

Дата проведения

Место проведения

Ответственный исполнитель

1.

Утверждение Плана мероприятий, посвящённых Международному дню инвалида.

03.12.14

кабинет заведующего

заведующий

Работа творческой группы. Пополнение и обновление материалов в информационных стендах о Международном дне инвалида.

до 01.12. 14.

методический кабинет

холл, группы

старший воспитатель

творческая группа

Проведение с родителями групповых консультаций, бесед, диспутов, круглых столов по темам:

«Воспитание добротой и любовью»,

«Счастливый дар понимать детей»,

«Поговорим о милосердии».

с 01.12.14 по 05.12.14

группы

творческая группа

Формирование навыков толерантного поведения.

-Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

-Беседы с детьми: «Люди вокруг нас», «Об отношении к бабушкам и дедушкам», «Как можно помочь больному другу Что значит быть отзывчивым?»

-Проведение «Школы добрых дел», «Академии безопасных дел» с участием родителей.

-Организация выставки рисунков.

-Оформление коллективного альбома для воспитанника группы (рисунки, аппликации, пожелания).

-Создание самодельных книг «Помогаем с удовольствием!», «Будь здоров!» и др. (совместно с родителями).

с 01.12.14 по 05.12.14

группы

музыкальный зал

педагоги

творческая группа

Освещение мероприятий на Интернет – сайте ОУ.

с 01.12.14 по 05.12.14

старший воспитатель

Выставка рисунков и поделок на тему «Доброта спасет мир».

03.12.14

фойе

воспитатели

родители

Просмотр мультфильма «Цветик - семицветик» (по мотивам сказки В.Катаева).

02.12.14

музыкальный зал

музыкальный руководитель

воспитатели

Оформление памяток для родителей на темы:

- «Передай добро по кругу».

с 01.12.14 по 05.12.14

группы

педагоги

Круглый стол с родителями: «Поговорим о милосердии», просмотр документального фильма

«Дети инвалиды говорят о любви».

01.12.14

музыкальный зал

творческая группа

Мастерская  подарков совместно с родителями

“Протяни руку дружбы”

03.12.14

группы

воспитатели творческая группа

«Путешествие в страну Добра!», музыкально-физкультурное развлечение для детей 3-5 лет.

03.12.14

10.00 физкультурный зал

творческая группа

«Сказки бабушки Варварушки», (кукольный театр для детей  3-5 лет).

04.12.14

10.00

музыкальный зал

музыкальный руководитель

Проведение тематических бесед на темы:

«Все люди на Земле одинаковые»;

«Согреем душу теплым словом» – о доброте и нравственности.

Выставка-конкурс эмблем, посвященный международному дню инвалидов.

до 03.12.14

группы          

музыкальный зал

воспитатели

музыкальный  руководитель

Краткосрочный проект «Все разные. Все равные».

с 01.12.14 по 05.12.14

 старшая группа с нарушениями зрения

творческая группа

Творческая выставка работ родителей и сотрудников «Умелые руки, не знают скуки».

03.12.14

группы

творческая группа

Игровые мероприятия  «Должны смеяться дети».

04.12.14

физкультурный зал

инструктор по физической культуре

Индивидуальные беседы с родителями «Социальная адаптация инвалида по зрению». «Родительская гостиная».

с 24.11.по 28.11.14

группы

педагог - психолог

«Урок милосердия» интегрированная познавательно-игровая деятельность

04.12.14

детская библиотека им Подлесновой

музыкальный руководитель

педагоги

Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста: «Если человек попал в беду»,  «Друг в беде не бросит».

02.12.14

группы

творческая группа

Образовательная деятельность с детьми 5-7 лет, посвящённая толерантному отношению к окружающему миру и людям: «Азбука здоровья».

03.12.14

группы

педагоги

Рассказ воспитателя и беседа с детьми «Как взрослые люди проявляют заботу о детях-инвалидах»

с 01.12.14.по 05.12.14

группы

воспитатели

Сюжетно-ролевые игры: поликлиника, больницы, аптека, семья, детский сад, автодром

в течение месяца

группы

воспитатели

Дидактические игры: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» «Почта доверия» - рисунки детей.

в течение месяца

группы

творческая группа

Игры-размышления «Откуда берутся болезни», «Мои помощники-глаза и уши», «Как уберечься от болезней», «Один дома», «Азбука здоровья».

в течение месяца

группы

воспитатели

Итоговое мероприятие: «Круглый стол» (отчет о проведенных мероприятиях с видеопоказом)

2 неделя декабря

Музыкальный зал

творческая группа

           Таким образом, организация тематических недель даёт положительные результаты: меняется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел образовательного учреждения и незаменимыми помощниками педагогов. Всей своей работой педагоги  доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно, так как это необходимо для развития их собственного ребенка.

Литература

1. Богомолова З.А. Формирование партнёрских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ// Дошкольная педагогика. – 2010.- №2.

2. Занимаемся, празднуем, сценарии совместных мероприятий с родителями//автор Т.И. Кандала, О.А.Семкова, О.В. Уварова. – Волгоград: Учитель, 2011.

3. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями /авт. – сост. О.В. Москалюк, Л.В. Погонцева. – Волгоград: Учитель, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система взаимодействия специалистов в образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребёнком с особыми образовательными потребностями. План взаимодействия....

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ....

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Принятие ФГОС дошкольного образования оказывает  значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ....

Курсы повышения квалификации "Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" 2022-2023

quot;Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" (108ч)...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛОДОТВОРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛОДОТВОРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВАС СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯДанилова Наталия Ивановна, учитель-логопедНиколаиди Виктория Олеговна, педагог-психологмуниципальн...